25 Июл

РОЛЬ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

На территории Российской Федерации находится около 3500 опасных химических объектов. Возникновение чрезвычайных ситуаций на этих объектах может сопровождаться большим количеством человеческих жертв, экономическим ущербом, ухудшением экологической ситуации. Драматизм ситуации требует от врача высокой компетентности и профессиональных навыков. Перед практическим здравоохранением встала проблема как оказать медицинскую помощь большому количеству пострадавших и в короткие сроки.

Значимость данной проблемы во всем мире подчеркивает тот факт, что с 1990 года Организацией Объединенных Наций объявлено международное десятилетие борьбы со стихийными бедствиями. Основной его задачей является повышение возможностей каждой страны по предотвращению ущерба от стихийных бедствий и катастроф [6].

Опыт ликвидации последствий реальных химических аварий в нашей стране показал, что система здравоохранения  не в состоянии в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени своевременно и качественно организовать и выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость в создании в стране специальной службы [1]. Для решения этой проблемы в нашей стране была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в качестве подсистемы в составе этой системы – Всероссийская служба медицины катастроф [2].

Вооруженные силы многих государств активно привлекались к участию в ликвидации последствий химических аварий. Также и военная медицина не есть сугубо военная составляющая и накопленный ею опыт позволяет успешно применять знания и навыки военно-медицинского персонала как на театре военных действий, так и при оказании медицинской помощи гражданскому населению в случаях техногенных аварий и природных катастроф [7].

Около 100 лет назад военно-медицинская служба признала необходимым осуществлять лечебно-эвакуационное обеспечение на основе системы этапного лечения с эвакуацией по назначению. При создании системы лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций Министерство здравоохранения обратилось к опыту военно-медицинской службы [3]. Но до сих пор роль и место сил и средств военно-медицинской службы в единой системе службы медицины катастроф не всегда четко обозначена и приоритетна.

Анализ оказания медицинской помощи при различных химических авариях выявил организационную неподготовленность местного здравоохранения к подобным инцидентам, задержку с оказанием медицинской помощи, неадекватную оценку тяжести пораженных. Особенно остро встал вопрос о незнании врачами гражданского здравоохранения клиники поражения химическими веществами [5]. Данный факт отмечен и в иностранной литературе. Так, опрос среднего медицинского персонала службы оказания неотложной помощи населению в Канаде выявил психологическую неготовность 80% из них к массовому поступлению большого количества пораженных химическими факторами и незнание алгоритма действия в таких случаях [8]. В результате обследования медицинских учреждений США выяснилось, что только 12% из них имеют средства индивидуальной защиты, и в целом готовность к оказанию медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших признана неудовлетворительной [9].

Несмотря на большое количество литературы, касающейся различных аспектов организации оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях химической природы, данный вопрос практически не освещен для районов сосредоточения опасных химических объектов.

Несмотря на существующие нормативно-правовые акты, и в нашей стране, и за рубежом продолжает иметь место ведомственная разобщенность, которая не позволяет оперативно привлекать к оказанию помощи медицинские службы различных министерств и ведомств [6,7,4]. До конца вопрос взаимодействия между медицинскими подразделениями различных министерств и ведомств не решен и нуждается в дальнейшем закреплении в учениях. Особенно актуальна данная проблема для районов сосредоточения опасных химических объектов.

Подобный район есть на территории Саратовской области. В районе имеется достаточное количество медицинских организаций гражданского здравоохранения, в том числе центральная районная больница на 400 коек, медсанчасть ФМБА России на 100 коек. Однако как специализированное учреждение, способное оказать медицинскую помощь при массовом поступлении пострадавших при возможных химических авариях в этом регионе, выделяется военный госпиталь на 300 коек. В госпитале есть штатное токсикологическое отделение и 2 подвижные токсикологические группы с приданными укладками для оказания медицинской помощи «у очага».

Путем расчетов удалось выяснить, что количество пострадавших на различных химических объектах может составить от 40 до 300 человек. При этом время доставки их в госпиталь может составлять от 40 минут до 4 часов. Военный госпиталь через 1 час после получения сигнала готов принять до 300 пострадавших. При этом штатные мобильные токсикологические группы будут выдвигаться для оказания медицинской помощи на границе очага.  В случае если ближайшим лечебным учреждением к эпицентру аварии окажется медсанчасть ФМБА, то наиболее тяжелые пострадавшие (до 100 человек) будут поступать именно в нее). Остальных пострадавших целесообразно направлять в госпиталь.

Таким образом, военно-медицинские лечебные учреждения могут являться этапом специализированной медицинской помощи при химических авариях и не только в вышеописанном уникальном районе. При этом при отсутствии в госпитале штатных токсикологов должны быть созданы нештатные врачебно-сестринские бригады с соответствующей подготовкой, а также должен быть создан неснижаемый запас лекарственных средств.

Кроме того заблаговременно, уже на этапе прогнозирования медико-санитарных последствий возможных химических аварий в регионе с большой плотностью опасных химических объектов необходимо теоретически и практически отрабатывать схемы взаимодействия между медицинскими подразделениями и учреждениями различных министерств с целью оптимизации оказания всех видов помощи пострадавшим и скорейшей доставки их на этап специализированной медицинской помощи.

Список литературы:

1.Белевитин А. Б., Корнюшко И. Г., Яковлев С. В. Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации на современном этапе // Военно-медицинский журнал. —  2011. —  № 5. — с. 4-11.

2.Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация, режимы функционирования: Пособие для врачей. М.: ВЦМК «Защита»,  2000 – 71 с.

3.Дежурный Л.И. Первая помощь в России – заблуждения и реальность // Кремлевская медицина – 2013. – №2. – С. 191–196.

4.Кузьменко И. Е. Юбилей медицинской службы Федерального управления по безопасному  хранению и уничтожению химического оружия // Военно-медицинский журнал-№1 – 2013. – с.83-85.

5.Простакишин Г. П., Залогин И.А., Капацына А.С. Ликвидация медико-санитарных последствий химической аварии в Белгородской области // Медицина катастроф  2013 г. — №2. – с. 53-54.

6.Тютюнник Ю. А. Особенности организации медицинской помощи при авариях на химически опасных объектах г. Саратова:– диссертация на соискание ученой степени  кандидата медицинских наук. – Саратов, 1998 —  165 с.

7.Холиков И. В., Минаев Д. Ю. Международная конференция «Актуальные вопросы взаимодействия медицинской службы вооруженных сил в условиях современных вызовов и угроз // Военно- медицинский журнал.  —  №8. – 2009. —  с. 88-90.

8.O’Sullivan T.L., Dow D., Turner M. C., Lemyre L., Corneil W., Krewski D., Phillips K. P., Amaratunga C. A. Disaster and emergency management: Canadian nurses’ perceptions of preparedness on hospital front lines //  Prehospital and  Disaster Medicine —  2008. — № 23(3). – P. 11-18.

  9.Phelps S. Mission failure: emergency medical services response to chemical, biological, radiological, nuclear, and explosive events  //   Prehospital and   Disaster Medicine. —  2007. — № 22(4). – P.  293-298.

РОЛЬ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
На территории Российской Федерации находится около 3500 опасных химических объектов. Возникновение чрезвычайных ситуаций на этих объектах может сопровождаться большим количеством человеческих жертв, экономическим ущербом, ухудшением экологической ситуации. Несмотря на большое количество литературы, касающейся различных аспектов организации оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях химической природы, данный вопрос не решен до конца. Важным этапом оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях химической природы могут быть военно-медицинские организации.
Written by: Савченко Александра Викторовна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/24/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
Available in: Ebook