28 Фев

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МЕДСЕСТЕР




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность проблемы. Медицина – одна из сложнейших наук, и в большинстве случаев даже самому лучшему специалисту бывает сложно поставить точный диагноз заболевания[2]. В таких случаях компьютерная помощь существенно облегчает работу врача, так как результаты обследований пациента, переданные компьютеру, моментально обрабатываются с выявлением аномальных результатов анализа, и уже через несколько минут можно получить полные сведения о возможном диагнозе. Конечно, последнее слово всегда остается за врачом, но помощь компьютера значительно ускоряет процесс принятия правильного решения, от которого зачастую зависит здоровье, а иногда, и жизнь пациента[3].

На сегодняшний день, компьютерные технологии всё активнее внедряются во все области медицины, помогая проводить точную диагностику заболевания, накапливать и эффективно использовать объективную информацию в процессе диагностики и лечения.

Компьютерный сбор информации во время оказания медицинских процедур, с интеграцией ее на экране одного монитора, разработка систем безбумажного ведения медицинской документации, компьютерный теле-мониторинг физиологических параметров пациента — основные составляющие реального использования возможностей компьютерных технологий в стационаре. Важность изучения вопросов компьютеризации рабочего места медицинских сестер связана с тем, что в последние годы с целью более рационального использования рабочего времени встают вопросы координации и взаимодействия отделений и служб, решения организационных вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам. Однако компьютеризированное рабочее место медицинской сестры в отделении  встречается довольно редко, хотя требования к качеству оказания медицинской помощи медицинских сестер постоянно возрастают[1].

Несмотря на обилие исследований о компьютерной технике вообще и применении её в различных сферах человеческой деятельности, сравнительно мало написано о применении компьютерных технологий в работе медсестры.

Цель исследования: изучение состояние компьютерной технологии в отделениях многопрофильного стационара и определения необходимости и целесообразности компьютеризации  рабочего места медицинских сестер.

Материалы и методы исследования. Исследование состояния информатизации рабочего места медицинской сестры в процессе выполнения профессиональной деятельности проводилось на базе 3 клиники Ташкентской медицинской академии. В исследование были включены 124 медицинские сестры, средний возраст которых был в возрастном промежутке от 26 до 63 лет, и стажем работы от 6 до 35 лет. В исследовании с целью выявления проблем компьютеризации рабочего места медицинской сестры и выявления взаимосвязи между уровнем компьютерной грамотности и степенью компьютеризации рабочего места применялись следующие методики: тестирование с помощью специально разработанных тестовых вопросников с целью определения уровня знаний медсестер по компьютерной грамотности; опрос медицинских сестер с помощью специально разработанных анкет целью выявления проблем компьютеризации рабочего места медицинской сестры.

Результаты исследования. В настоящий момент в 3 клиники ТМА компьютерные и телекоммуникационные технологии на рабочем месте медицинской сестры отсутствуют, однако необходимо отметить, что внутрибольничная сеть существует и развита в таких отделениях как, хирургия и регистратура. Однако компьютеры и доступ к ним есть лишь у врачей. Компьютеры в отделениях есть в ординаторских, кабинете заведующего отделением. Более 60% медицинских сестёр отделений 3 клиники ТМА убеждены в необходимости компьютеризации рабочего места для экономии времени и улучшения условий труда. Проблема компьютеризации рабочего места медицинской сестры в отделениях 3 клиники ТМА заключаются не только в обеспечении отделения компьютерной техникой, но и в необходимости повышения компьютерной грамотности персонала.

Выводы. Компьютерные технологии всё более прочно входят в медицину, и уже не в качестве высокоточных диагностических приборов, а в виде практически равноправных помощников и союзников, позволяя передавать на расстояние огромные объёмы медицинской информации. Доступная и достоверная информация, которую смогут предложить врачам и медицинским сестрам надёжные ресурсы сети, будет способствовать повышению качества диагностики, лечения, а также улучшению безопасности пациента. Объединение структурных подразделений клиник в единые информационные сети будет также служить этим целям, а, кроме того, облегчит работу медицинских работников в целом.

Практические рекомендации. Необходимо разработать и утвердить концепцию применения информационных технологий в учреждении, предусматривающую интеграцию всех отделений и их информационного взаимодействия. Необходимо разработать и внедрить комплекс стандартов единой информационной системы для обеспечения взаимодействия с другими отделениями. Система электронного документооборота должна стать обязательным компонентом информатизации каждого специалиста, что в свою очередь снизит бюрократизацию системы документооборота.  Используемая в лечебно-профилактическом учреждении медицинская информационная система, должна охватывать все структуры учреждения и быть единой для всех подразделений медицинского учреждения; иметь выход в Интернет и другие специализированные сети. Для обслуживания программного обеспечения медицинской информационной системы необходима организация соответствующих отделов, а штатное расписание лечебно-профилактического учреждения должно включать системных администраторов и обслуживающий информационные системы персонал. Для работы медицинского персонала в информационной среде необходимо проводить подготовку и профессиональную переподготовку. Все специалисты должны быть обучены и аттестованы для работы с информационными системами. Активнее внедрять информационные технологии в процесс обучения всех медицинских учебных заведений. С учётом перспектив использования информационных технологий и систем в здравоохранении регулярно проводить курсы повышения знаний по данному разделу с персоналом. Более инициативно использовать дистанционное обучение, вместо выездных циклов усовершенствования специалистов. Такая форма позволяет сокращать материальные затраты на последипломном уровне образования.

Список использованной литературы:

  1. Мамедова Г.Б., Миркаримова Применение компьютерных технологий в работе медсестер, Научный журнал Молодой ученый №18(77), Ноябрь 2014, С.146-149
  2. Фролова М.С. Реализация телемедицинских технологий // Инновационные технологии медицины XXI века. Медицинские компьютерные технологии: Материалы 1-го Всероссийского научного форума: сб.науч.тр. М., 2005. — С.539-541.
  3. Сайткулов К.И., Лавров Д.Б., Улумбекова Г.Э. Концептуальный подход к разработке электронной информационно-образовательной системы «Консультант врача»//Врач и информационные технологии. — 2007. — № 5. — С.64-66.
    ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МЕДСЕСТЕР
    Written by: Мирзаева Малика Абдухалиловна, Мамедова Гузаля Бакировна, Собирджанова Чарос Кахрамоновна, Заидова Асалой Хусановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook