30 Дек

ПРЕВЕНЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТËМ, В КОНТЕКСТЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Болезни, передаваемые половым путëм, волновали человечество с глубокой древности, и их объяснение и распространение эволюционировали в веках синхронно с представлением о роли секса и полового общения между индивидами. В старину предаваемая половым путëм болезнь считалась наказанием за грех, порождëнный частыми и безразборными половыми контактами. На протяжении веков тема сексуальности была окутана тайной и было „стыдно” говорить о ней. Современный индивид давно расстался с предрассудком, что секс – это грех, и преломляет сексуальные отношения через призму любви и физической необходимости в соответствии со своим личным мировоззрением и восприятием. Раскрепощение физического общения, бесспорно, является одним из основных факторов широкого распространения заболеваний, передающихся половым путëм. Долгие годы передаваемые половым путëм класические болезни – сифилис и гонорея – являются объектом научного интереса. До середины ХХ в. венерология является одной из основных медицинских наук. Для многих ученых открытие пенициллина и введение его в терапевтическую медицину является победой над венерическими и некоторыми инфекционными болезнями. Радость первоначальных успехов приводит к неверным выводам – сокращение превентивных мер, ограничение финансирования венерологических клиник, недооценка угрозы появления новых и резистентных бактериальных щаммов и вирусов. Органы здравоохранения и его институты оказываются не подготовленными к трëм основным вызовам: ● глубокие демографические и социальные перемены в обществе (сексуальная революция, демографический рост, урбанизация и миграция населения), которые резко увеличивают риск болезней, передаваемых половым путëм; ● благодаря большим успехам в развитии микробиологии, иммунологии и эпидемиологии выявляются многочисленные новые причинители болезней, передающихся половым путëм – хламидиоз, трихомониаз, кандидоз, гепатит В, генитальный герпес, вирус папилломы человека и др.; ● появляется СПИД – самая страшная из всех известных до сих пор болезней, передаваемых половым путëм.

Актуальность и значимость проблемы

В последние 30 лет существенно изменились наши представления относительно заболяваний, передающихся половым путëм, и их эпидемиологии. Они остаются одними из наиболее распространëнных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год появляется около 250 милионов новых случаев заболеваний, передающихся половым путëм.

В целом, болезни, передаваемые половым путëм, представляют инфекции, заболеваемость которыми резко возросла во всем мире в связи с выявлением новых причинителей, их разнообразными клиничными проявленими и осложнениями, распространением устойчивых штаммов, кратным увеличением вирусных инфекций в сравнении с бактериальными.

Основным фактором распространения передающихся половым путëм болезней остаются безразборные половые контакты, порождëнные снижением страха перед инфекциями и преждевременной беременностью в эпоху презервативов и противозачаточных средств. Ранняя акселерация и промискуитет, проституция в еë регламентированных и нерегламентированных формах являются другим фактором массового распространения инфекционных причинителей, который особенно актуален сегодня дла массового разпространения возбудителей инфекций.

Болезни, передающиеся половым путëм, имеют сериëзные последствия для индивида, семьи и общества. Они могут повредить генитальный аппарат мужчины и женщины и причинить бесплодие, если не будут своевременно и адекватно лечиться. Значительная часть этих заболеваний наносит вред плоду и новорождëнному. Негативный эффект на рождаемость и детскую смертность создаëт обществу реальные социально-экономические проблемы.

Повышенная заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путëм, требует определения групп риска среди населения, у которых велика вероятность как заражения, так и перенесения заразы – проститутки, интравенозные наркоманы, бисексуальные и гомосексуальные лица, индивиды с низкой культурой здоровья, маргинализированные группы и бездомные. Указанные контингенты являются важным объектом для исследования и консультирования, особенно по поводу ВИЧ-инфекции, так как среди них налицо рискованное поведение.

Болезни, передающиеся половым путëм, представляют серьëзную социальную проблему для человечества, особенно после разразившейся пандемии ВИЧ/СПИДа.

Согласно европейскому исследованию санитарной грамотности (2011г.), 12,4%  участников – граждан восьми европейских стран – имеют недостаточную культуру здоровья; 32,5% имеют проблематичную культуру здоровья, 47,6% – ограниченную санитарную грамотность. Преобладающая часть – лица, имеющие ограниченную санитарную грамотность: Голландия – 27,31%, Ирландия – 38,76%, Польша – 41,27%, Греция – 44,26%, Германия – 45,91%, Австрия – 54,85%, Испания – 57,13%, Болгария – 61,40 % . Результаты исследования устанавливают: силно проблематичный характер санитарной грамотности европейских граждан; значительные различия между отдельными государствами; существенные пропуски в санитарной грамотности между различными социальными групнами, что частично объясняется существущим неравенством в отношении здоровья (по Ц.Воденичарову, К.Чамову, E. Шипковенска 2012г.) [1, 10, 12].

Для преодоления обозначенных негативных тенденций усилия всех стран направляются на улучшение грамотности в вопросах здоровья и повышение культуры здоровья населения. Это достигается через подходящее для каждой возрастной группы санитарное просвещение и воспитание. Своевременное сексуальное воспитание и образование подростков является важным шагом в предохранении от болезней, передающихся половым путëм, и повышением безопасности их сексуального поведения. Оно является необходимым условием для полноценной самостоятельной жизни в обществе.

Цель настоящей разработки – исследовать и анализировать санитарную грамотность учеников старших классов в отношении болезней, передаваемых  половым путëм, и обоначить меры для превенции в контексте санитарного образования.

 Материалы и методы

 В 2012-2013г. на территории области Кырджали проведены два аналогичных анкетных исследования, дающих представление об уровне осведомлëнности  учеников относительно болезней, передающихся половым путëм, рискованного поведения и профилактики.

Т. Черкезов, Б. Торньова и сотрудники проводят иследование среди 200 десятиклассников в пяти среднеобразовательных школах (СОШ) города Кырджали относительно их сексуальной  культуры и сексуального поведения.  В то же время Дирекция ”Профилактика болезней и промоция здоровья” при РЗИ (Региональная инспекция здравоохранения) – Кырджали проводит исследование на тему ”Знания и отношение, связанные с болезнями, передающимися половым путëм“ среди 180 учащихся IX-XII классов СОУ и ПГ (Профессиональные гимназии) в общинах Ардино, Кирково, Момчилград и Крумовград области Кырджали [7]. Оба исследования достаточно представительны для области Кырджали и дают реальное представление о региональном измерении проблемы.

Результаты и обсуждение

Проведенные исследования доказывают, что очевиден дефицит знаний относительно передаваевых половым путëм болезней: в среднем, 40,5% анкетированных знают только одну болезнь, передающуюся половым путëм, СПИД, 46,6% анкетированных перечисляют СПИД, сифилис и гонорею, а 12,9 % не ответили, какие болезни знают. В целом, уровень знаний о СПИДе лучше и  опережают знания о других болезнях, передаваемых половым путëм. Не слышали о трихомониазе 54,8% мальчиков и 69,7% девочек. В отношении использования предохранительных средств /в основном, презерватив/, 46,3% мальчиков сообщают, что использую презерватив всегда, 24,2% – только иногда, а 29,5% не используют презерватив. Было установлено, что около 40% анкетированных не  знают последствий рискованного поведения и по этой причине не используют или используют редко  предохранительные средства. При сомнении на передающееся половым путем заболевание, более 94% анкетированных предпочитают обратиться к врачу: 76,8% девочек пошли бы к гинекологу, 18,4%о – к дерматовенерологу и 4,8% – к общепрактикующему врачу. Среди мальчиков 59,2% обратились бы к дерматовенерологу, 22,1% – к урологу, а 18,7 – к  личному врачу (Фиг. 1).

Результаты нашего исследования подтверждаются социологическим исследованием, проведëнным в 2010г. в десяти столичных средних общеобразовательных школах (СОУ) и профессиональных гимназиях, с целью изучения и оценки уровня знаний, отношения и поведения учеников в отношении инфекций, передающихся половым путëм, и способах предохранения от нежелательной бременности. Анкетированы 500 учеников 10-го класса, приблизительно поровну мальчиков и девочек.

На вопрос, ”Какие из следующих заболеваний передаются половым путëм”, возможности правильного ответа скрыты среди различных заболевания, некоторые из которых передаются половым путëм, но другие – нет. Из ответов учеников следует, что самые распознаваемые заболевания, передающиеся половым путëм,  это СПИД и сифилис, причëм в отношении СПИДа ответы незнающих лишь 3% и могли бы толковаться как результат рассеянности или техническая ошибка. Сифилис указан в 87% положительных ответов, 3% неверных отрицательных и 10% не знающих. Гонорея указана как болезнь, передающаяся половым путëм, в  61% ответов “да”, 13% неверных ответах “нет” и 26% “не знаю”.

 Относительная часть знающих о сравнительно новой хламидийной инфекции (хламидиоз) ниже – только 21% указывают, что передаëтся половым путëм, 30% считают, что не передаëтся половым путëм и 49% не знают способа передачи. В отношении генитального герпеса ответ в какой-то мере обозначен в наименовании заболевания, и здесь положительные ответы достигают 71%, отрицательные – 8% , а не знающих – 21%. Относительно гепатита Б правильных ответов 43%, неправильных – не передаëтся половым путем – 23%, а не знающих – 34%. Трихомониаза очень распространëнное заболевание и, вопреки тому, крайне незнакомо для молодых людей. Как болезнь, передающуюся половым путем, еë указывают только 11% анкетированных, 32% отвечают, что не передаëтся половым путëм, а 52% не знают такого заболевания. Почти идентичные познания и о кандидозе, о котором говорят: «мочеполовой кандидоз очень распространëнная инфекция” (Н.Златков и колектив) [3, с.117]. О ней 14% учеников отвечают, что передаëтся половым путëм, 34% – что не передаëтся, 52% не знают путей передачи.

На вопрос “Используете ли презерватив, когда занимаетесь сексом” положительно ответили 55,7% мальчиков и 48,1% девочек, которые ведут половую жизнь. Используют, но не всегда 21% мальчиков и 28,6%т девочек. 7,5%  мальчиков и 11,3% девочек имеют постоянного партнëра и по этой причине не используют презерватив, а 15,8% мальчиков и 12% девочек не имеют частых сексуальных контактов.

Ответившие на вопрос “Как поступите при сомнении, что заразились инфекцией, предающейся половым путëм“ указывают, что не задумывались по этому вопросу – 23,3% мальчиков и 10,8% девочек. ”Скажу близкому человеку и посетим доктора” – так отвечают 39,9% мальчиков и 61,2% девочек. ” Пойду к доктору, но не буду сообщать своим близким” – отвечают 36,8% мальчиков и 28% девочек [8].

Анализ результатов проведëнных исследований в области Кырджали доказывает, что ученики реально осознают недостаток санитарных знаний – 51,82% анкетированных хотят узнать больше о болезнях, предающихся половым путëм, и способах предохранения. 65% анкетированных дают положительный ответ на идею проведения в школе уроков по сексуальной культуре и санитарному воспитанию, а 35% считают, что не нуждаются в санитарном обучении. Хотя лишь  третья часть учеников не желают дополнить и обогатить свои санитарные познания, ответы будят тревогу и недоумение. 48,64% анкетираванных счинают, что если подобное обучение в школе есть, то вести его должен доктор-дерматовенеролог /гинеколог/, 28,18% указывают школьного психолога и лишь 6,63% – учитель по биологии или медицинская сестра. Согласно 51,36%  респондентов, обучение по сексуальной культуре и санитартому просвещению должно быть вне учебной программы, а 48,64% придерживаются мнения, что оно должно быть включено в учебную программу.

В то же время, в учебнике  по предмету „Биология и санитарное образование” для седьмого класса в уроке № 43 “Заболевания человека, причинëнные паразитическими грибами. Санитарна-гигиенические нормы.” мимоходом упоминается о кандидозе половых органов с симптомами – “зуд вокруг гениталий и ануса, выделения и жжение при мочеиспускании”. Это единственный содержащийся в учебнике текст о болезнях, передающихся половым путëм, и учебная программа не предвидит ничего другого. Не особенно отличается и картина в учебнике для восьмого класса по предмету „Биология и санитарное образование”, основное учебное содержание которого – изучение организма  человека. В уроке №15.5 “Гигиена и санитарные познания о половой системе” едва на пятом месте среди рисков для молодых людей упомиются ранние сексуальные контакты, но рассматриваются в контексте нежелательной беременности, а не как предпосылка заражения болезнью, передающейся половым путëм. Кратко объяснено, что такое контрацепция и что такое механические и химические методы контрацепции [6].

В девятом, десятом и одиннадцатом классе учебное содержание по „Биологии и санитарному образованию” смещается в направлении экологии, биохимии, молекулярной биологии, генетики, теории эволюции и биотехнологий [13].

Так, для болезней, передаваемым половым путëм, их причинителям, способам передачи, клиническим симптомам, предохранении и лечении в обучении старшеклассников не нашлось места.

Система образования в нашей стране, конечно, в долгу перед молодыми людьми, так как целиком оставила обучение, просвещение и воспитание по этим важным темам на НПО и добровольные объединения и проводимые ими акции и национальные кампании. Многие авторы спорят относительно того, имеет ли место сексуальное воспитание в целостной образовательной системе, и на каком этапе образовательного процесса его лучше применять. Согласно некоторым из них, школа как учреждение для организации учебно-воспитательной деятельности учащихся имеет очень большие возможности для утверждения сексуальной культуры. К сожалению, в нашей стране эти возможности не используются полноценно, поскольку отсутствует ясная и точная методологическая постановка, нет выработанной и официально утверждëнной концепции и программы сексуального воспитания подростков всех возрастных групп. Чаще всего полагаются на урок классного руководителя.

 К этому мы можем добавить и изменëнную, с точки зрения информации о здоровье, роль системы здравоохранения, связанную с распространением, регистрацией, лечением и профилактикой болезней, передающихся половым путëм. Хотя в 2008г. принята “Национальная программа превенции и контроля ВИЧ и СПИДа в Республике Болгария на 2008-2015гг.”, за исключением ВИЧ/СПИДа, борьба против других заболеваний, передающихся половым путем, очень затруднена, и наша страна не может похвастаться хорошими достижениями. В результате продолжающейся реформы здравоохранения в пользу рыночных принципов, в системе были закрыты в своëм большинстве кожно-венерологические диспансеры и отделения в стране. Создававшаяся десятилетиями сеть структур с перфектными профессионалами для контроля и превенции болезней, передаваемых половым путем, была объявлена «невыигрышной» и вследствие этого разрушена, а дерматовенерологи перешли в “выигрышный” частный сектор и переориентировались к лечебной косметике и эстетической дерматологии. Последствия этого уже проявляются – недостаточная статистика, неясное движение пациентов и контактных лиц в системе, отсутствие сотрудничества между специалистами, закрытие серологических лабораторий и диагностических звеньев в публичном секторе и их переведение в частный сектор, слабая санитарно-просветительская и превентивная деятельность и так далее.

 Выводы

  1. В результате глубоких демографических, социальных и политических перемен в мире в конце ХХ – начале ХХI века, наблюдаются новые тенденции в эпидемиологии, протекании, диагностике, лечении и профилактике болезней, передающихся половым путëм. Открываются новые причинители, резистентные щаммы, изменение иммунобиологии микро- и макроорганизма, патоморфоза в клиничных картинах, новые диагностические и лечебные методы, новые акценты в профилактике.
  2. На фонe указанной динамики болезней, передающихся половым путëм, ограниченная санитарная грамотность учащихся старших классов является фактом, вопреки неограниченным возможностям высоких информационных технологий.
  3. В учебных программах для СОШ и ПГ выявляются “белые поля” в отношении болезней, передающихся половым путëм, и их причинителей, разпространения, клинических проявлений, профилактики и безопасного поведения. НПО пытаются заполнить вакуум санитарно-просветительской деятельностью.
  4. Закрытие кожно-венерологических отделений и диспансеров лишает множество молодых людей получения доступных и профессиональных консультаций, специфических исследований и получения дополнительных санитарных знаний.

Анализ результатов проведëнных исследований позволяет отправить соответствующим институциям следующие рекомендации в отношении превенции заболеваний, передаваемых среди подростков половым путëм:

  1. В 2015г. актуализировать и обогатить новым содержанием Национальную программу превенции и контроля ВИЧ и сексуально передаваемых инфекций в Республике Болгария. РЗИ изготовить региональные программы контроля и превенции болезней, передаваемых половым путëм.
  2. Предпринять комплексные меры для изменений в нормативной база, касающихся регистрации, консультирования, клинического прослеживания групп риска, заболевших и контактных лиц, и утверждение превентивных действий для ограничения распространения болезней, передаваемых половым путëм.
  3. Вывести как приоритет санитарно-образователное обучение в средних и старших классах через обеспечение в учебной программе уроков по биологии и санитарному образованию для изучения болезней, передаваемых половым путëм — причины, механизм передачи, клинические проявления, превенция и профилактика.
  4. Поощрять деятельность неправительственных организаций среди учащихся, связанную с болезнями, передающимися половым путëм, включающую интерактивные методы, дискуссии, беседы с врачами-специалистами, целевые кампании, групповое обучение и другие.

Список литературы:

1.Воденичаров, Ц. Европейско проучване на здравната грамотност: цели и методология, ФОЗ, МУ-София, 2012

2.Дмитриев, Г., Доля, О., Василенко, Т., Сифилис — феномен, еволюция, иновации,   изд. Бином, Москва, 2010

3.Златков, Н., Ботев, Дерматология и сексуално предавани болести, изд.АРСО,  София, 1997, стр.117

4.Йостен,У.Л., Матич, С., Инфекции, предавани по полов път в Европейския регион, сп. Entre Nous,53, 2002,стр. 4-5

5.Национална програма за превенция и контрол на ХИВ и сексуално предавани инфекции в Република България 2008-2015г.

6.Овчаров, В. и колектив, Биология и здравно образование, учебник за 8 клас,  изд.БУЛВЕСТ-2000, София, 2010

7.РЗИ — Кърджали, Анализ на анкетно проучване по програма ”Профилактика и контрол на СПИН, ППБ” на тема ”Знания и нагласи,свързани със СПИ”, 2013

8.РИОКОЗ — София, Анализ на резултатите от социологическо проучване           “Сексуална активност и използване на предпазни средства срещу забременяване, сексуално предавани инфекции и СПИН сред ученици от Х клас от столични училища”, 2010

9.Hunter, H., Handsfield, MD, Synopsis of sexually transmitted diseases, New York,  2009

10.Чамов, К., Европейско проучване на здравната грамотност: резултати и изводи,ФОЗ, МУ-София, 2012

11.Черкезов, Т., Анкетно проучване за сексуалната култура  сред   подрастващите, сп.Здравна политика и мениджмънт, бр.1.2013, стр.3-5

12.Шипковенска, Е., Маркова, К., Попова, С., Основни резултати от проучване на здравната грамотност на населението в Р.България, ФОЗ, МУ-София, 2012

13.Шишиньова, М., и колектив, Биология и здравно образование, учебник за 9 клас, изд. АНУБИС,София , 2008

ПРЕВЕНЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТËМ, В КОНТЕКСТЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Written by: Черкезов Тодор Димитров, Торньова Биянка Любчова, Воденичарова Александрина Цекомирова
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 06/05/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
Available in: Ebook