27 Фев

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН В ПЕРИОД БОЛЕЗНИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Введение

Одним из ведущих факторов, влияющих на здоровье индивида, является медицинская активность как важнейший элемент первичной и вторичной профилактики заболеваний. Медицинская активность включает в себя санитарную грамотность, гигиенические (антигигиенические) привычки, обращаемость в медицинские учреждения за советами, выполнение медицинских рекомендаций. Проявления медицинской активности зависят от общего уровня культуры, образования, условий жизни [3]. Курс лечения и реабилитации чаще доводится до конца там, где пациенты отличаются организованностью и ответственностью, то есть высокой медицинской активностью [1].

Говоря о медицинской активности, нужно иметь в виду, прежде всего, связь этого понятия с понятием образа жизни, то есть поведением, зависящим от личности (субъекта). Знание этого позволяет не только прогнозировать (предвидеть) здоровье пациента, но и определять пути профилактики заболеваний. Задача специалистов — формирование здорового образа жизни и в частности одной из его составных частей — медицинской активности как главного рычага профилактики [3].

Особую значимость имеет эта работа в первичном звене здравоохранения, а именно в поликлиниках.

Цель исследования – изучение особенностей поведения граждан во время заболевания и причин их низкой медицинской активности.

Материалы и методы

Анонимно анкетным методом проведен опрос пациентов, ожидающих приема врача в двух поликлиниках г. Челябинска. Сразу была поставлена задача не опрашивать пациентов пожилого и старческого возраста. Согласно критериям Всемирной организации здравоохранения, пожилым возрастом считается период от 60 до 74 лет, старческим – 7590 лет.

В опросе приняли участие 158 человек, из них 39,8% мужчин и 60,2% женщин. При обработке материала были исключены анкеты пациентов пожилого и старческого возраста. Таким образом, было обработано 112 анкет.

Результаты и обсуждение

По самооценке респондентов, отличное (для данного возраста) здоровье имели 3,4%, хорошее — 21,6%, удовлетворительное — 48,1%, плохим свое здоровье считали 20,2%, и очень низкую оценку своему здоровью дали 6,7% пациентов. В основном – это респонденты старше 45 лет.

По результатам опроса, часто страдают острыми заболеваниями либо имеют нетяжелое хроническое заболевание 38,2% респондентов, и 5,3% пациентов имеют одно или несколько тяжелых хронических заболеваний.

При выяснении вопроса о том, состоят ли респонденты на диспансерном учете, 20,7% + 1,1% ответили, что состоят, 59,1% + 1,5% — не состоят и 20,2% + 1,2% затруднились ответить. Следует отметить, что среди лиц, имеющих хронические заболевания, совершенно определенно знают, что состоят на диспансерном учете только 6,1% + 0,7% респондентов. Следовательно, либо они не взяты под динамическое наблюдение врача, либо взяты, но не наблюдаются.

Несмотря на то, что респонденты отмечают достаточно низкие показатели своего здоровья, 40,5% из них, в случае заболевания лечатся самостоятельно, всегда обращаются к врачу 20,9%, ничего не делают, а ждут когда само пройдет 22,0%, обращаются за советом к знакомым 9,1% и пытаются разобраться в причине по медицинской литературе 7,5% опрошенных.

Таким образом, в поведении граждан в случае заболевания лидируют две позиции, не связанные с обращением за квалифицированной медицинской помощью. На первом месте — активная позиция (самолечение), которая может привести к отрицательным результатам в лечении, на втором — пассивная, выжидательная позиция, что также чревато негативными последствиями для пациента.

Данные стили поведения больше распространены среди мужчин. Выжидательную позицию занимают мужчины, которые наиболее высоко оценили своё здоровье. Респонденты с низкой самооценкой здоровья чаще обращаются к врачу и более скрупулезно выполняют его рекомендации.

Более детальный опрос помог определить причины, по которым граждане не обращаются за медицинской помощью. Доля объективных причин, зависящих от здравоохранения, по сравнению с субъективными причинами, значительно выше и составляет 54,7%.

К причинам, зависящим от системы здравоохранения, мы отнесли следующие: невозможно своевременно попасть на прием к нужному специалисту (72,7%), не доверяют врачам и сомневаются в их компетентности (19,1%), грубость медицинских работников (8,2%).

Удельный вес субъективных причин, по которым пациенты не обращаются за медицинской помощью, составил 45,3%. Основные причины низкой медицинской активности — недостаток времени, собственная неорганизованность, ожидание и надежда, что «болезнь пройдет сама».

В целом можно выделить три основных типа поведения граждан при заболевании:

1) благоприятный (раннее обращение к врачу и выполнение всех его рекомендаций);

2) неблагоприятный (позднее обращение к врачу или обращение в экстренных случаях, небрежное выполнение врачебных назначений);

3) промежуточный (сочетание перечисленных признаков).

Выводы

Исследование показало, что по самооценке респондентов, плохое и очень плохое здоровье имеют 26,9% опрошенных. Чем старше возраст, тем ниже самооценка своего здоровья.

В случае заболевания в поведении граждан превалируют самолечение и выжидательная позиция, что в конечном итоге неблагоприятно сказывается на конечном результате, то есть на исходе заболевания. Мужчины менее ответственно относятся к своему здоровью, поскольку данные стили поведения больше распространены именно у них.

Основными причинами низкой медицинской активности пациентов являются в 54,7% случаев причины, связанные с системой здравоохранения и в 45,3% случаев – с личностью самого пациента.

Среди объективных причин, зависящих от системы здравоохранения, следует отметить недоступность медицинской помощи. Кроме того – это причины, связанные не только с количеством специалистов, что и обусловливает их низкую доступность для населения, но и с качеством, поскольку не доверяет врачам и сомневается в их компетентности каждый пятый опрошенный респондент.

Причинами, относящимися к системе здравоохранения, следует назвать и этические проблемы, зависящие от медицинских работников [2].

Субъективные причины, по которым пациенты не обращаются за медицинской помощью, занимают в общей структуре 45,3%. В основном они связаны с недостатком времени, которое необходимо потратить, чтобы получить медицинскую помощь, что перекликается с нарушением одного из принципов охраны здоровья населения Российской Федерации — принципом доступности медицинской помощи [4].

На втором месте в структуре субъективных причин — собственная неорганизованность и безответственное отношение к своему здоровью.

Исходя из полученных результатов, совершенно четко определяются пути повышения медицинской активности населения в случае утраты здоровья и оптимизации самосохранительного поведения граждан.

Список литературы

  1. Герасимова О. Ю., Психологическое здоровье и семейные факторы риска // Экономика, социология, социальная работа: Вестник Челябинского ун-та.-2000. №1. С. 148-149.
  2. Герасимова О. Ю., Тюков Ю. А., Семченко Л. Н. Психологические аспекты этики и деонтологии в работе практического врача: пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального медицинского образования. Челябинск, 2014. 179 с.
  3. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. М., 2010. 512 с.
  4. Семченко Л. Н., Герасимова О. Ю. Медицинское обеспечение и охрана здоровья граждан в Российской Федерации: учебное пособие. Челябинск, 2013.- 85 с.
    ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН В ПЕРИОД БОЛЕЗНИ
    Цель – изучить медицинскую активность и модели поведения граждан в период заболевания. Проведен анонимный опрос пациентов, ожидающих приема врача в поликлиниках г. Челябинска. По самооценке респондентов, отличное и хорошее здоровье имели 25,0%, удовлетворительное - 48,1%, плохим и очень плохим свое здоровье считали 26,9% опрошенных. Часто страдают острыми заболеваниями либо имеют хроническое заболевание 43,5% респондентов. В случае заболевания только 20,9% всегда обращаются к врачу, 40,5% лечатся самостоятельно, не обращаясь за медицинской помощью. Ждут, когда болезнь пройдет сама 22,0%, обращаются за советом к знакомым 9,1% и к специальной медицинской литературе – 7,5% опрошенных. В поведении населения во время болезни лидируют две позиции, не связанные с обращением за квалифицированной медицинской помощью: активная (самолечение) и пассивная (выжидательная). Данные стили поведения больше распространены среди мужчин. Удельный вес субъективных причин, по которым граждане не обращаются за медицинской помощью, составил 45,3%. В основном – это недостаток времени, личная неорганизованность и безответственное отношение к своему здоровью. Среди объективных причин, связанных с системой здравоохранения, отмечены недоступность медицинской помощи, ее низкое качество и деонтологические причины. Выделено три основных типа поведения граждан в период болезни: благоприятный (высокая медицинская активность), неблагоприятный (низкая медицинская активность) и промежуточный. Высокая медицинская активность характерна только для каждого пятого опрошенного. Самолечение и выжидательная позиция, которые характерны для 62,5% опрошенных, в конечном счете, приводят к неблагоприятному исходу. Таким образом, необходимо повышать медицинскую активность населения как важнейшего элемента первичной и вторичной профилактики заболеваний, учитывая объективные и субъективные причины, влияющие на поведение гражданина в период болезни.
    Written by: Герасимова Оксана Юрьевна, Семченко Любовь Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook