30 Дек

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ОЦЕНКА РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Введение. Обеспечение раннего развития детей и подростков — важная задача, стоящая как перед здравоохранением, так и другими секторами государства и общества. Тем не менее, при оценке работы по охране здоровья населения этот показатель целенаправленно не используется [2-4].

Цель работы заключается в исследовании организационных аспектов обеспечения раннего развития детей и подростков и обосновании их реализации в качестве информативных критериев оценки работы по охране здоровья населения.

Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 34 экспертов – организаторов здравоохранения. Критериями отбора послужили как количественные, так и качественные характеристики, в том числе: опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 10 лет и компетентность [1, с. 19]. Степень согласованности мнений экспертов рассчитывалась с использованием коэффициента конкордации Кендалла. Анкета содержала перечень информативных показателей успешности работы по охране здоровья населения.

Результаты. Полученные данные дали возможность установить перечень из 38 информативных показателей оценки работы по охране здоровья населения. Ряд показателей (их оказалось 16) был определен как сложные, то есть каждый из них может, в свою очередь, быть описан несколькими характеристиками («информативными критериями»), остальные – простые (представляют собой один информативный критерий).

Установлено, что одним из таких сложных показателей является «Обеспечение раннего развития детей и подростков». По данным экспертного опроса, данный показатель включает ещё девять характеристик (информативных критериев), отражающих организационные аспекты охраны здоровья населения. Опытные организаторы здравоохранения считали, что каждый информативный критерий  имеет градацию — высокий – 1; средний – 2 и низкий – 3 уровни:

— разработка и реализация механизма последовательной политики в отношении раннего этапа развития детей:

  1. Разработан и успешно реализуется механизм последовательной политики в отношении раннего этапа развития детей, позволяющий реализовать всеобъемлющий подход к ранним годам жизни и обеспечить физическую, социальную, эмоциональную, речевую и познавательную его составляющие с учётом соответствующих международных и национальных достижений.
  2. Механизм разработан, но реализуется недостаточно эффективно.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

— обеспечение матерей и других лиц, осуществляющих уход за детьми, комплексным пакетом качественных программ и услуг по раннему периоду развития ребенка:

  1. Матери и другие лица, осуществляющие уход за детьми, охватываются комплексным пакетом качественных программ и услуг по раннему периоду развития ребенка вне зависимости от платежеспособности.
  2. Не все матери и другие лица, осуществляющие уход за детьми, охватываются комплексным пакетом качественных программ и услуг по раннему периоду развития ребенка.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

— обеспечение качественного обязательного начального и среднего образования:

  1. Для всех мальчиков и девочек вне зависимости от платежеспособности обеспечивается качественное обязательное начальное и среднее образование.
  2. Обязательным начальным и средним образованием обеспечиваются все мальчики и девочки, но качество зависит от платежеспособности.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

— выявление факторов, препятствующих поступлению в школу и продолжению в ней обучения, и осуществление целенаправленной работы по их устранению:

  1. Активно выявляются факторы, препятствующие поступлению в школу и продолжению в ней обучения, и осуществляется целенаправленная работа по их устранению.
  2. Факторы выявляются недостаточно активно, меры по их устранению предпринимаются, но недостаточно эффективные.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

— осуществление целенаправленного анализа заболеваемости и смертности детей и подростков от управляемых причин:

  1. Осуществляется целенаправленный анализ заболеваемости и смертности детей и подростков от управляемых причин, на основе которого совершенствуются существующие и вновь разрабатываются программы по формированию их физического и психического здоровья.
  2. Анализ осуществляется, но совершенствование существующих и создание новых программ по формированию физического и психического здоровья детей и подростков не проводятся.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

— создание благоприятной для здоровья детей и подростков окружающей среды:

  1. Создаётся благоприятная для здоровья детей и подростков окружающая среда путем надлежащего планирования помещений, игровых площадок и обеспечения их современным дошкольным и школьным оборудованием, включая мебель, в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами.
  2. Процесс создания благоприятной для здоровья детей и подростков окружающей среды не носит целенаправленного и системного характера.
  3. Не соответствует требованиям п. 2

— обеспечение детей и подростков в школьных и дошкольных учреждениях горячим питанием:

  1. Обеспечение детей и подростков в школьных и дошкольных учреждениях (особенно из малообеспеченных семей) горячим питанием осуществляется в соответствии с имеющимися нормативными документами.
  2. Обеспечение горячим питанием осуществляется, но целенаправленное внимание детям и подросткам из малообеспеченных семей не уделяется.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

— создание благоприятной окружающей среды для становления личности детей и подростков:

  1. Создаётся возможность по реализации максимального физического, психического и социального потенциалов и для повышения чувства собственного достоинства, формирования личности; установлена позитивная атмосфера среди детей и подростков, между ними и персоналом, домом и обществом; они обеспечены знаниями для принятия позитивных решений по сохранению здоровья и окружающей среды.
  2. Процесс создания благоприятной для становления личности детей и подростков окружающей среды не носит целенаправленного и системного характера.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

— развитие целостных систем дошкольной и школьной медицины, психологии и педагогики, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, медицинской грамотности:

  1. Развиваются целостные системы дошкольной и школьной медицины, психологии и педагогики, направленные на сохранение физической среды, укрепление здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, медицинской грамотности, соответствующим образом оснащённые, с акцентом на возможности проведения реабилитационных мероприятий, в том числе компьютерными программами раннего выявления риска вовлечения в табачную, алкогольную и наркотическую зависимости, а также нехимические зависимости – игровую (игроманию), интернет-зависимость.
  2. Системы развиваются, но оснащены недостаточно.
  3. Не соответствует требованиям п. 2.

Заключение. Полученные материалы могут быть использованы при конструировании способа оценки работы по охране здоровья населения.

Литература

  1. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1980. – 263 с.
  2. Комплексная оценка воздействия на здоровье различных факторов (Обзор) / К.Р. Амлаев, В.Н. Муравьева, Ю.Е. Абросимова, Н.А. Шибков, Р.К. Шахраманова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2008. — № 6. — С. 34-44. URL: http://www.mediasphera.ru/uppic/Profilaktika/2008/6/9/PRF_2008_06_09.pdf (дата обращения: 20.12.2015).
  3. Работа по охране здоровья: системный подход и оптимизация / Н.Г. Коршевер, В.В. Сафронов, С.В. Полковов, С.Н. Черевко // Здравоохранение Российской Федерации. – 1999. — № 3. – С. 38-42.
  4. Ison E. Health Impact Assessment Toolkit. Available at: URL: http://www.skb.org.tr/english/wp-content/uploads/2010/08/hia_tool_kit_1.pdf (дата обращения: 20.12.2015).
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ОЦЕНКА РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
    Цель работы – исследование организационных аспектов обеспечения раннего развития детей и подростков и обоснование их реализации в качестве информативных критериев оценки работы по охране здоровья населения. Организация и методы. Проведен экспертный опрос 34 организаторов здравоохранения. Результаты. Установлено, что обеспечение раннего развития детей и подростков – один из сложных информативных показателей работы по охране здоровья населения, который включает ещё 9 характеристик, каждая из которых может быть выражена тремя уровнями – высоким, средним и низким. Заключение. Полученные материалы целесообразно использовать при конструировании способа оценки работы по охране здоровья населения.
    Written by: Коршевер Натан Григорьевич, Сидельников Сергей Алексеевич, Сидельникова Элина Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/09/2017
    Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
    Available in: Ebook