28 Фев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время изменились требования к образованию, профессиональным умениям и навыкам, личностным качествам выпускников высших учебных заведений.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. От применяемых методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на достижения ими образовательных целей.

В целом, можно выделить три формы взаимодействия преподавателя и студентов:

  1. Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей
  2. Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах
  3. Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует.

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в медицинском ВУЗе. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания на занятии. Активно складываются предпосылки к иному подходу и средствам в современном обучении.

Внедрение таких форм обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном Вузе. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством их активного вовлечения в учебный процесс.

Интерактивное обучение (от английского слова interation – взаимодействие), то есть обучение, основанное на взаимодействии учащегося и учителя, когда наиболее активная роль отводится учащемуся, его опыт служит основным источником познания.

Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта [3].

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

В учебном процессе интерактивные методы позволяют преподавателю создавать особую учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности студентов в овладении знаниями и умениями, и, тем самым, улучшая качество учения последних. Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого студента, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы учащиеся самостоятельно открывали и конструировали знания. Ценность такого сформированного умения в процессе овладения будущей профессией и в социальной практике не вызывает сомнения.

Цель интерактивных методов в преподавании состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою интеллектуальную состоятельность и успешность, что делает эффективным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение – это, в первую очередь, диалоговое обучение, в процессе которого происходит как взаимодействие между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.

Задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения [4]:

— пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию;

— формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;

— формирование социальных и профессиональных навыков;

— эффективное усвоение преподаваемого материала;

— самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения;

— установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде;

— формирование уровня осознанной компетентности студента.

Существует классификация интерактивных методов обучения [1]:

  1. Творческие задания.
  2. Работа в малых группах.
  3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

  1. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

  1. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

  1. Разминки (различного рода).
  2. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

7.5. Использование и анализ видео -, аудио — материалов;

7.6. Практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника;

  1. Работа с документами.

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

  1. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем
  2. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом

В зависимости от конкретной ситуации, преподаватель сам выбирает наиболее удобные формы обучения.

Преподнося учебный материал на интерактивном занятии, следует придерживаться определённых принципов работы.

Первый принцип: занятие – это не монотонная лекция, а общая работа и взаимодействие студентов друг с другом и преподавателем.

Второй принцип: все студенты равны, независимо от социального статуса, возраста, опыта, места работы и т.д.

Третий принцип: каждый студент имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

Четвёртый принцип: ни в коем случае не поддавать критике личность, подвергнуться критике может только сама идея.

Пятый принцип: все сказанное на занятии не является руководством к действию, а лишь информацией к размышлению.

Следуя данным принципам, и преподаватель, и студенты получат максимальный эффект от интерактивных занятий.

Интерактивное обучение имеет много общего с педагогикой сотрудничества, с проблемно-развивающим обучением, с оптимизацией учебной деятельности, межпредметными связями [3].

Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения в настоящее время является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Интерактивные методы – методы, основывающиеся на взаимодействии не только преподавателя со студентами, но, прежде всего студентов между собой. Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, осуществляемая в форме активного взаимодействия студентов между собой.

Интерактивные методы обучения позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность. Обучение с использованием данных методов приносит студентам лучшие результаты: обеспечивает вовлеченность обучающихся (участие в процессе обучения активное, а не пассивное); основано на опыте; отвечает первоочередным потребностям и опирается на личные побудительные мотивы: осуществляет обратную связь; демонстрирует уважение к обучающимся; создает дружелюбную атмосферу и др.

Литература:

  1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. « интерактивные методы обучения в медицинском вузе » Волгоград 2011
  2. Артюхина А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры при ситуационно-средовом подходе / А.И. Артюхина // Вестник ВолГМУ. Волгоград. 2006. 4(16). С. 24 — 26.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1988.
  4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно — методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
    Written by: Журбенко Вероника Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook