28 Фев

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ЦЕНТРА ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ГОРОДА ОМСКА ЗА 2005-2014 ГГ.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность

В условиях рыночной экономики особенно важно определить финансовую устойчивость организации, т.е. состояние финансовых ресурсов, при котором организация может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации медицинских товаров, услуг, а также произвести затраты по расширению и обновлению основных средств [1, 4].

По мере  перехода к рыночным отношениям анализ производственной, хозяйственной, финансовой деятельности организаций здравоохранения приобретает сугубо прикладной характер, так как он становится основой тактики и стратегии развития организаций [2,3].

Главная цель финансового анализа – получение основных, наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее доходов и расходов, прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [3,4].

Анализ финансового положения организации позволяет также     проследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, необходимой информационной основой для принятия управленческих решений [1].

Материалы и методы

В исследовании проведен анализ финансовой деятельности центра острых отравлений бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» (БУЗОО «ГКБСМП №1»), использован метод графического анализа, проведен анализ структуры  финансирования центра острых отравлений за период с 2005 по 2014 гг.

Результаты

Рост расходов на лечение пострадавших в результате острых химических отравлений отмечен в 2006 году (на 18,6% по отношению к 2005 году). Отмечаемое снижение расходов в 2007 году на 25,8% до 17,5 млн. рублей сменилось в последующем ежегодным приростом, достигнув максимального своего значения за семилетний период в 2011 году – 30,69 млн. рублей. В следующем 2012 году, отмечено снижение расходов на 21,8% – 23,99 млн. рублей. Однако, в 2013 году произошел существенный прирост расходов на 56,1% и сумма в денежном эквиваленте составила 37,46 млн. рублей. Тенденция роста сохранилась в 2014 году и общая сумма расходов на лечение пациентов  с острыми отравлениями составила 39,4 мл. рублей. Таким образом, за весь период наблюдения общие расходы на лечение пострадавших в результате острых экзогенных отравлений выросли практически в 2,0 раза (рис.1)

 Рисунок 1 ‒ Динамика расходов на лечение пострадавших в результате острых отравлений химической этиологии за 2005-2014гг.

Данная ситуация объясняется общим экономическим положением в системе здравоохранения региона, а именно повышением стоимости медицинских услуг.

За период наблюдения с 2005 по 2013 гг. финансирование центра острых отравлений осуществлялось из трех источников: средства территориального фонда ОМС, средства регионального и муниципального бюджетов, доходы от выполнения платных услуг (рис.2).

Рисунок 2 – Структура финансовых поступлений в центр острых отравлений за 2005-2014 гг. (%)

Практически весь изучаемый период характеризуется преимущественно бюджетной формой финансирования. За период с 2005 по 2011 гг. доля бюджетных финансовых поступлений для лечения пострадавших с острыми химическими отравлениями составляла в среднем 88,1%. Максимальный удельный вес поступлений из бюджета составил в 2010 году ‒ 90,9% от общего объема финансирования. Удельный вес средств, поступающих из территориального фонда ОМС на протяжении периода наблюдения с 2005 до 2011 гг. не превышал 14,5%. Существенные изменения характера финансирования центра острых отравлений отмечены в 2011 году, когда начался рост доли финансовых поступлений из фонда ОМС до 17,7%, в 2012 году – 63,7%, в 2013 году соответственно 81,3%. Таким образом, к концу изучаемого периода доля средств Территориального фонда ОМС в структуре финансовых поступлений значительно превалирует над бюджетными вливаниями.  В 2014 году финансирование центра острых отравлений осуществлялось без бюджетных вливаний, 97,8% финансовых поступлений составили средства Территориального фонда ОМС (рис.2). Доля средств получаемых от оказания платных услуг на протяжении всего периода наблюдения не превышает 3,0%.

Таблица 1

          Доходы центра острых отравлений за 2005-2014 гг. (млн. рублей)

Форма финансовых поступлений

Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
ОМС 2,00 2,12 2,04 3,04 3,77 1,90 5,45 15,3 31,43 49,67
ДМС 0,12 0,14 0,32 0,33 0,38 0,40
Платные услуги 0,02 0,16 0,16 0,16 0,17 0,84 1,00 1,08 1,12
ИТОГО 2,14 2,26 2,52 3,53 4,31 2,47 6,29 16,3 32,51 50,79

          В  таблице 1 приведены данные о доходах центра острых отравлений за изучаемый период.   Обращает на себя внимание  ежегодный рост с 2011 года     в  абсолютных цифрах финансовых поступлений из Территориального фонда ОМС. С 2011 года прекращена работа по добровольному медицинскому страхованию, сохранены лишь платные медицинские услуги  в соответствии действующим законодательством. Полученные средства из Территориального фонда ОМС и оптимизация лечебно-диагностического процесса в условиях одноканального финансирования позволили обеспечить центр острых отравлений в 2014 году прибылью в размере   11,39 млн. рублей.

Выводы

  1. За период с 2005 по 2014 гг. отмечается рост затрат на лечение пострадавших в результате острых химических отравлений практически в 2,0 раза.
  2. За исследуемый период произошло существенное изменение принципов финансирования специализированной медицинской помощи пострадавшим в результате острых химических воздействий, а именно одноканальный принцип поступления финансовых средств по программам ОМС формирует в настоящее время основу финансирования токсикологической службы региона.
  3. Изменения принципов финансирования от многоканальной формы до одноканального принципа позволили существенно увеличить доходную финансовую часть структурного подразделения, обеспечив тем самым в 2014 году финансовую прибыль в размере 11,39 млн. рублей.

Литература

  1. Гадаборшев М. И. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи : монография / М. И. Гадаборшев, М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. – Москва : ИНФРА-М, 2013. – 424 с. – (Научная мысль);
  2. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению : учеб. пособие / ред. В. З. Кучеренко. – Москва : Медицина, 2010. – 464 с. – (Учебная литература для студ. мед. вузов);
  3. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. – Москва : Профессионал, 2010. – 432 с.;
  4. Общественное здоровье и здравоохранение : национальное руководство / под ред. В. И. Стародубова [и др.]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. − 624 с.
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ЦЕНТРА ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ГОРОДА ОМСКА ЗА 2005-2014 ГГ.
    Written by: Сабаев Александр Владимирович, Кондратьева Наталья Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook