30 Окт

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Учащиеся подростки относятся к особой социально-демографической группе, представляющей стратегический потенциал страны [4, с. 1605]. Как правило, учащиеся различных учебных заведений объединены специфическим образом жизни [2, с. 851]. В подростковом возрасте активно формируются и закрепляются жизненные ценности, которые по мере взросления определяют здоровье молодых людей, а также здоровье общества в целом [4, с. 1606]. В связи с этим объективная оценка факторов риска, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни подростков, невозможна без проведения социально-гигиенических и клинических методов исследований [1, с. 35].

Цель исследования заключалась в сравнительной оценке условий жизнедеятельности и факторов, влияющих на качество жизни подростков, обучающихся в старших классах и профессиональных училищах г.Саратова.

Материалы и методы. Проведено нерандомизированное исследование качества жизни, связанное со здоровьем и оцениваемое по стандартному опроснику MOS SF-36. Полученные данные обрабатывались с использованием пакета программы Statistica 7.0, достоверность различий рассчитывалась по критерию Стьюдента.

Результаты исследований. В исследовании приняли участие 230 учащихся старших классов и профессиональных училищ г.Саратова. Среди компонентов ресурсной базы любого образа жизни наиболее очевидным представлялось изучение материально-бытовой обеспеченности. Более половины (56,6%) обследованных школьников и 63,4% учащихся училищ считали свое материальное положение удовлетворительным, хорошим – 41,8 и 29,8%, неудовлетворительным – 1,6 и 6,8% соответственно.

Оценка материального положения во многом обусловливалась условиями проживания (r = 0,61), поскольку именно гигиенические характеристики жилья все больше становятся неотъемлемой частью характеристики экономического благосостояния населения, в том числе и материального положения учащейся молодежи. На момент опроса 96,1% школьников проживали в отдельной квартире, 3,3% – в частном доме, в комнате коммунальной квартиры – 0,6%; учащиеся училища: в собственной квартире – 69,2%, в общежитии – 24%, в частном доме – 6,8% респондентов.

Анализ результатов проведенного анкетирования показал широкую распространенность использования Интернета среди подростков-респондентов (96%). Возраст не был связан со временем потребления информации через доступные электронные средства и современные гаджеты (r = -0,48), однако статус учебного заведения имел значение (r = 0,87). Средняя продолжительность типичного использования Интернета среди учащихся школ составила 5,8 ± 1,4 часов в день, среди учащихся училищ – 3,6 ± 2,0 часов в день. Распространенность активного отдыха в виде регулярных занятий физической культурой и спортом в секциях была крайне низка (до 15% среди учащихся школ и 7,5% – среди учащихся училищ). Показатели низкой физической активности подростков имели статистически незначимые корреляционные взаимосвязи с возрастом (r = -0,47), жилищными условиями (r = -0,81), однако была выявлена прямая корреляционная связь с продолжительностью пользования Интернетом (r = 0,63).

Среди неблагоприятных факторов образа жизни по значимости медико-социальных последствий существенная роль принадлежит вредным привычкам.

Все респонденты указали на раннее начало курения (до 18 лет). В группе школьников средний возраст начала курения составил 16,3 ± 1,6 лет, в группе учащихся техникума – 15,3 ± 2,2 лет. Из курящих школьников 48,3 курили постоянно; 45% курили 4–6 раз в неделю, 6,7% – 1–3 раз в неделю. Частота курения у учащихся училищ была следующей: 70,5% респондентов курили систематически, 29,5% – 4–6 раз в неделю. Интенсивность курения, измеряемая в количестве сигарет, выкуриваемых в сутки, составила у школьников 8,4 ± 2,0 (у девушек – 6,6 ± 2,8), в группе юношей техникума – 10,2 ± 4,5.

При изучении факторов риска потребления алкоголя были выявлены положительные корреляционные связи между частотой потребления спиртных напитков и мужским полом (r = 0,65), курением (r = 0,71), наличием в семье лиц, злоупотребляющих алкоголем (r = 0,59), «проблемными» отношениями с родителями (r = 0,44), проживанием в общежитии (для учащихся техникума) (r = 0,35), наличием хронических заболеваний (r = 0,33), наличием «свободных» денег (r = 0,24).

В целом, образ жизни учащихся различных образовательных организаций характеризуется: сокращением продолжительности ночного сна; высокой продолжительностью использования компьютера и др.; низкой двигательной активностью; широкой распространенностью вредных привычек; дефицитом основных питательных веществ (число подростков не употребляющих цельное молоко, сыр, творог приближается к 25%) [3, с. 65; 5, с.130].

Выводы. Таким образом, разрушение здорового образа жизни современных подростков в первую очередь реализуется через различные формы девиантной активности. Его интенсивность и тяжесть последствий определяются конкретными формами девиантной активности, личностными особенностями и факторами социальной среды.

Литература:

  1. Елисеев, Ю.Ю. Лабораторные методы оценки иммунологических процессов и метаболизма гормонов надпочечников / Ю.Ю.Елисеев, Н.Б.Захарова, А.А.Свистунов, Н.В.Емельянова, В.В.Никитина, В.В.Фирстова, Т.В.Степанова, А.А.Ренсков // Справочник под редакцией профессора П.В.Глыбочко.- Саратов. – 2004.- 59 с.
  2. Елисеев, Ю.Ю. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения / Ю.Ю. Елисеев, А.А. Войтович, Е.А. Дубровина, Ю.В.Елисеева // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. – 2014. -№ 5 – 2. – Т.16. – С.850 – 852
  3. Истомин, А.В. Гигиенические аспекты йодного дефицита у детского населения Саратовской области / А.В. Истомин, Ю.В. Елисеева, С.В.Сергеева, Ю.Ю.Елисеев // Вопросы питания. – 2014. — №3. – Т.83. С.63- 68
  4. Клещина, Ю.В. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков / Ю.В. Клещина, Ю.Ю.Елисеев // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. – 2011. -№ 1 – 7. – Т.13. – С.1604 – 1606
  5. Павлов, Н.Н. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков / Н.Н.Павлов, Ю.В.Клещина, Ю.Ю.Елисеев // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2011. — № 1. – С.128 – 132
    АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
    В работе показаны особенности условий жизнедеятельности и качества жизни подростков, обучающихся в старших классах и профессиональных училищах г.Саратова. Установлено, что разрушение здорового образа жизни современных подростков в первую очередь реализуется через различные формы девиантной активности.
    Written by: Алексеева Наталия Ивановна, Новикова Александра Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(1)
    Available in: Ebook