25 Июл

КУЛЬТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современные исследования, посвященные рассмотрению этноса и этнической культуры во всех проявлениях сегодня занимают важное место в социально-гуманитарном знании. В этой связи можно говорить о междисциплинарном характере исследования, так как привлечено большое количество различных концепций и методологий исследования.        Актуальность исследования этносов и этнической культуры исключительно велика. Сегодня развитие этноса в русле глобализационных процессов, их социокультурной динамики и традиций обусловлена наличием многочисленных проблем в современном мире, связанных с существованием этносаСегодня современная научная мысль, освещающая проблемы жизни и существования этносов и наций, все чаще прибегает к понятию культурная экология. Попытаемся разобраться в чем специфика данной области исследования и как мы сегодня можем использовать культурную экологию для мирного разрешения конфликтных ситуаций и других вопросах, связанных с этносами и нациями.

Каждый индивид на земле принадлежит к тому или иному этносу и является носителем этнической культуры. Современная ситуация констатирует самые сложные и острые конфликты, которые базируются на этнической почве. Причин обострения межэтнической конфликтности много: это и разница культурного и религиозного начала, имущественная и финансовая пропасть, экономические и политические разногласия. Также часто встречается мнение об угрозе исчезновения и невозможности возрождения традиционной культуры. Это далеко не весь комплекс вопросов, который отражается на бытовании этнической культуры и ее носителях.

Трудности в изучении этноса заключаются в существовании разных трактовок данного феномена. Если мы обратимся к научной литературе, то обнаружим, что слово «этнос» (от древнегреч. – стая, рой, группа, племя, народ) появляется на рубеже XVIII–XIX вв. Одновременно с понятием «этнос» формируются представления об «этнографии» и «этнологии». Занимаясь научной деятельностью, ученые используют разный понятийный аппарат, который отражает сущность этноса. Часто употребляют такие термины, как «нация», «племя», «раса». Уже с конца XIX в. в научный обиход попадает слово «этнос», которое используется в самых различных значениях. Так, например, Л. Г. Морган, вкладывал в слово «этнос» обозначение определенной ранней стадии развития человечества. Ученые А. Бастиан и Ж. В. Ляпуж использовали данное определение для характеристики историко-культурных провинций и культурных единиц.

Изучение культуры всегда начинается с обозначения территории, ее климатической характеристики и бытовых условий существования. Данная информация дает представление о сложившемся типе хозяйствования, экологической среде и  взаимодействии человека с природой. Однако, следует отметить, что многие науки рассматривают эту специфику. История, экология, этнография, география и, сегодня, культурология и философия помогают создать полное представление и сформировать полноценную картину, которые отображают все междисциплинарное поле взаимосвязи этноса, экологии и межкультурного взаимодействия. Истоки изучения данного фактора начались еле в древний период развития истории и культуры человека.

Если говорить об этносе как системе, то, несомненно, в ней присутствуют характерные структурные элементы и связи. Любую систему характеризует наличие не только структурных элементов, но и наличие связи между ними. В этой связи надо отметить, что этнос – система динамическая. Динамика развития и постоянный обмен энергией и энтропией осуществляется за счет имеющихся запасов информации, передающихся по наследству от поколения к поколению. В данном случае ключевую роль, которая важна для работы системы, выполняет традиция. Она интенсивно взаимодействует с общественной и природной формами бытия.

Взаимосвязь этноса и культуры свидетельствует о том, что обращение культурных концепций к теории этноса имеет прямую связь. В мировой практике представлено много концептуальных моделей развития этноса и их культуры. Ряд фундаментальных гипотез относительно динамики этнической культуры обоснованы и аргументированы. Понятия «этнос», «народ», «нация» имеют смысл только при рассмотрении общества как единого целого организма. В нем присутствует опыт многих поколений, вбирающий в себя устоявшие модели и правила поведения, социальной организации. На этих принципах базируются специфические характеристики национальной и этнической культуры. Попытки создать новое, разрушив при этом старое, и целенаправленный отказ от традиций чреваты саморазрушением культуры. Системность не всегда является обязательным элементом для культуры этноса. Это обусловлено разницей границ этноса и общества, проживающего на одной территории. Как показывает практика, этносу совсем не обязательно обладать собственной системой жизнеобеспечения, привязанной к конкретной территории.

Системообразующее начало культуры проявляется в региональном, национальном и общемировом масштабах. Она становится главным фактором, позволяющим реализовать позитивный потенциал личности и общества, служит формой утверждения самобытности и самореализации народа, основой духовного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития общества и личности. Однако культура испытывает на себе влияние различных сфер деятельности человека, поэтому происходит процесс обновления. Сегодня кризис большинства этнических культур не всегда связан с дестабилизацией всего общества. Этническая культура имеет способность к восстановлению равновесия. Случается, что этническая культура после обновления переживает подъем и развивается более интенсивно.

Основываясь на таких утверждениях, российский этнолог С. В. Лурье дает и соответствующее определение этноса: «Этнос – это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений» [7, c. 4]. Такое определение представляет этническую культуру как некую структуру, которая способна объединять и уберегать от распада. Определяющим и мотивирующим фактором динамики этнической культуры является необходимость перестройки людей к изменяющимся внешним условиям их существования и к тем условиям, которые создаются происходящими изменениями элементов общественного, социального, экономического и политического, религиозного характера, обусловливающих необходимость изменения структурной организации всей системы в целом.

В последние годы позиция культурной экологии претерпела серьёзные изменения. С одной стороны, многое усовершенствовалось, с другой, были введены новые определения и понятия. В некоторой степени, это нашло отражение в работах Дж. Стюарда. Поначалу, автор придал своей позиции системное начало, акцентируя на взаимодействии технологиии  среды, не отдавая приоритет и влияние именно последней [2, 34]. Однако впервые понятие «экосистемы» было последовательно использовано  в эколого- этнографическом исследовании К. Гирцем [4, 17]. Этот период стал рубежным, так как теперь многие исследователи стали использовать термины из общей теории. Они стали визитной карточкой в исследованиях представителей этой и других школ экологической этнографии.

Однако, научная мысль продолжала свою работу. Так,  Д.Беннетт, полностью не отрицая важности и нужности системного подхода, определил ряд неточностей, связанных с некритическим использованием в эколого-этнографических работах понятий, заимствованных из биологии и кибернетики [5, 273].

Не менее важным шагом в динамике развития экологической этнографии стало положение о необходимости введения в понятие об окружающей среде, ряда социокультурных параметров. Это положение было сформулировано М.Салинсом, в котором отмечалось, что понятие окружающая среда включает и население, с которым контактирует изучаемая культура. [6, 134]. Этот тезис получил всеобщее признание, поэтому, когда соотносят работы эколого-этнографов с исследованиями детерминистов, необходимо вспоминать об этой качественной разнице. В одном случае, окружающая среда может включать в себя природные и социальные элементы, в другом,  исключительно природные.

В этой связи, многие исследователи критиковали Дж.Стюарда и его концепцию культурной экологии в том, что он обходил вниманием вопросы воздействия общества на природу и окружающую среду. [7, 234- 235]. Такие трения можно отнести к его ранним исследовательским трудам, однако позднее, он обозначил, что  в ходе эволюции ―культура постепенно формирует свою собственную среду, подчеркнул случаи преобразования природной среды охотникамисобирателями Калифорнии, а также прямо указал на важность учёта социальных аспектов окружающей среды [1,50-52].

Взаимосвязь этноса и культуры свидетельствует о том, что обращение культурных концепций к теории этноса имеет прямую связь. В мировой практике представлено много концептуальных моделей развития этноса и их культуры. Ряд фундаментальных гипотез относительно динамики этнической культуры обоснованы и аргументированы. Понятия «этнос», «народ», «нация» имеют смысл только при рассмотрении общества как единого целого организма. В нем присутствует опыт многих поколений, вбирающий в себя устоявшие модели и правила поведения, социальной организации. На этих принципах базируются специфические характеристики национальной и этнической культуры. Попытки создать новое, разрушив при этом старое, и целенаправленный отказ от традиций чреваты саморазрушением культуры. Системность не всегда является обязательным элементом для культуры этноса. Это обусловлено разницей границ этноса и общества, проживающего на одной территории. Как показывает практика, этносу совсем не обязательно обладать собственной системой жизнеобеспечения, привязанной к конкретной территории.

Системообразующее начало культуры проявляется в региональном, национальном и общемировом масштабах. Она становится главным фактором, позволяющим реализовать позитивный потенциал личности и общества, служит формой утверждения самобытности и самореализации народа, основой духовного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития общества и личности. Однако культура испытывает на себе влияние различных сфер деятельности человека, поэтому происходит процесс обновления. Сегодня кризис большинства этнических культур не всегда связан с дестабилизацией всего общества. Этническая культура имеет способность к восстановлению равновесия. Случается, что этническая культура после обновления переживает подъем и развивается более интенсивно.

Так,  еще античные философы, историки заметили связь окружающей среды и культурных особенностей этносов, проживающих на конкретной территории. Постепенно эти наблюдения оформились в идеи географического детерминизма, а со временем их стали отстаивать и развивать специалисты, такие как Ш. Монтескье, Ж. Баден, Ф. Ратцель, Л. Гумилёв, П. Сорокин и другие. Концепция повествовала, что специфика ландшафта предопределяет развитие культуры, мировоззренческие установки, психический склад и форму политического устройства этноса. Сегодня понятия культурной экологии и этнической экологии считаются синонимичными.

Сегодня кризис большинства этнических культур не всегда связан с дестабилизацией всего общества. Этническая культура имеет способность к восстановлению равновесия. Случается, что этническая культура после обновления переживает подъем и развивается более интенсивно.

Подобные теоретические определения и установки диктуют определенную модель поведения на практике для разрешения многочисленных конфликтов, возникающих на этнической почве. Определяющим и мотивирующим фактором динамики этнической культуры является необходимость перестройки людей к изменяющимся внешним условиям их существования и к тем условиям, которые создаются происходящими изменениями элементов общественного, социального, экономического и политического, религиозного характера, обусловливающих необходимость изменения структурной организации всей системы в целом.

Картина мира этноса с течением времени меняется, чтобы соответствовать обновляющимся объективным условиям жизни народа. В этнической картине мира остаются устойчивыми логически необъяснимые, взятые в этнической картине мира за основу, блоки. На их базе этнос надстраивает новые измененные картины мира, которые обладают наибольшими адаптационными свойствами для конкретного периода его существования. Эти устойчивые составляющие этнической картины мира, традиции, этнические константы и являются инвариантным центром этнической культуры.Обращаясь к современным проблемам существования этнических культур, необходимо осознавать, что возрождение традиций, языка, духовной культуры и искусства этнических общностей является обязательным процессом, который демонстрирует диалог культур и формирует многообразие и сложность российской и мировой культуры.

Такое разноаспектное изучение проблемы и понимание значимости этих исследований позволит локализовать ряд сложных противоречий, существующих сегодня между этносами и этническими культурами, как направления исследования в рамках культурной экологии.

Список литературы:

  1. Бромлей Ю. В. К разработке понятийно-терминологического аспекта национальной проблематики // Советская этнография. М., 1989. № 6, с.105-129
  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.с. 220
  3. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.с.270
  4. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1991.с. 229
  5. Концепции зарубежной этнологии. – М., 1976, с. 375
  6. Костина А. В. Этническая культура: специфика развития в современном мире // НИТ. 2009. № 1- 2., с.175-189
  7. Лурье С. В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. 1-е изд. М.: Аспект Пресс, 1997.с. 195
  8. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. — Л., 1933. С. 244
  9. Фернхем А., Бочнер С. Культурный шок: психологические реакции на незнакомые условия. Лондон и Нью Йорк, 1986, с.210
  10. Хофстед Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами: СПб.: Питер, 2002.с. 241
    КУЛЬТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    В статье представлены позиции и концепции, рассматривающие жизнеспособность этнической культуры через призму культурной экологии.
    Written by: Липец Екатерина Юрьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook