28 Фев

КИТАЙСКОЕ КИНО В 1950е ГГ.: ЛОЗУНГ «СЛУЖЕНИЕ РА-БОЧИМ, КРЕСТЬЯНАМ, СОЛДАТАМ», МАЛАЯ БУРЖУАЗИЯ И ДОГМАТИЗМ В КИНО




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время Китай является одним из основных партнеров России как в экономической, так и в политической сферах. Власти обеих государств стремятся к укреплению отношений, и в связи с этим происходит активный экономический и культурный обмен. С целью развить межнациональные отношения изучение культуры и искусства Китая является актуальным в России, ведь именно искусство лучше всего отображает традиции, быт народа, его отношение к власти и восприятие внешнего мира. Особенная сфера искусства — кино, оно способно совмещать в себе все остальные: музыку, живопись, архитектуру, танцы, тем самым оно всесторонне воздействует на сознание человека и с достоверностью передает повседневную жизнь, обычаи людей. Кино обладает широким рядом средств воздействия на рецепиента и способно транслировать как когнитивную, так и эмоционально-экспрессивную информацию. [1] Поэтому в последнее время художественное кино изучается во многих университетах, это один из важнейших аспектов дополнительного образования, поскольку такого рода работа направлена не только на расширение и углубление языковых, но и социокультурных, этнокультурных личностных компетенций: у студентов расширяются знания о стране, ее культуре, истории, быте.[2] В эпоху информационного общества развитие медиакомпетентности необходимо, оно способствует формированию коммуникативной лингводидактической компетенции, а также нравственному и эстетическому воспитанию. [3] Все это также определяет актуальность изучения китайского кино и его истории.

В ХХ веке китайское кино прошло через несколько важных этапов, но нас интересует коммунистическая эпоха, а именно 1950е гг., в то время власти Китая решили взять эту сферу искусства полностью под свой контроль, в связи с этим китайское кино вступило в новую фазу развития. ЦК КПК обнародовал четкий перечень указаний по кинематографической работе, чтобы кино соответствовало требованиям эпохи. Были основаны новые предприятия по производству фильмов в Пекине и Шанхае, они функционировали в качестве главной базы выпуска кинолент. В тематике фильмов предпочтение отдавалось таким слоям, как рабочие, крестьяне и солдаты, а малая буржуазия напротив уходила на второй план: таков был утвержденный курс политики «Служение рабочим, крестьянам, солдатам» (为工农兵服务). Он отражал один из важных аспектов социалистического реализма, показывал, что с образованием КНР отношение власти к простому народу изменилось. 14 августа 1949 года отдел пропаганды и агитации ЦК КПК официально опубликовал Документ «Об установлении цензуры в кино» (关于加强电影事业的决定), где было отмечено, что в кино внимание в основном должно уделяться простому человеку, подчеркивать его личностные качества и заслуги перед государством. В 1949 году был снят художественный фильм «Мост» (桥), восторженно встреченный китайскими зрителями. Впервые на экране китайский рабочий был показан не угнетенным и эксплуатируемым, а свободным и счастливым хозяином страны. Ряд мастеров кино ставит фильмы, связанные с событиями революционного прошлого Китая. Среди лучших лент того времени художественные фильмы «Седая девушка» (白毛女), «Стальной солдат» (钢铁战士), «Срочное донесение» (紧急报告), «Мать» (母亲). [6] Сюжет, в котором описывали доблестно борющийся народ за своих предводителей и великие поступки обычных людей, строился на следующих темах: 1) революционная борьба коммунистической партии, 2) строительство промышленности, жизнь рабочих, 3) сельское хозяйство, построение деревень и жизнь крестьян, 4) описание раннего сопротивления американской помощи, охраны и борьбы, 5) Народно-освободительная армия Китая, охрана Отечества, 6) жизнь национальных меньшинств, 7) проблемы национальных меньшинств, 8) история государства, биографии исторических личностей, 9) реформы в литературе, литературные шедевры, мифы и народные предания. Большая часть из данных тем описывает жизнь рабочих, крестьян, солдат. Это говорит о том, что в то время эстетика кино и идеология в Китае были неразрывно связаны. 2 мая 1956 года Мао Цзэдун выдвинул основной курс развития научной и художественной деятельности – «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» (百花齐放).[8] Главная цель этого состояла в том, чтобы через поощрение революционной политики привести людей к пониманию того, что государство охраняет их интересы, вознаграждает честный и добросовестный труд рабочих, крестьян, военных. Люди должны были видеть, что правительство хоть и ограничивает их в каких-то правах, но старается отнестись к ним с пониманием и наградить каждого по заслугам.

Что касается малой буржуазии, то эта тема в кино сразу столкнулась с преобразованиями. На съездах КПК обсуждался вопрос о том, стоит ли описывать малую буржуазию в кино и, если стоит, то как, ведь должна выражаться всеобщая политика, поддерживающая общество в целом, без индивидуализма. Вскоре в шанхайской газете «Вэньхуэй бао» (文汇报) (эта газета снова стала выходить после освобождения Шанхая в 1949 г.) стали появляться различные статьи на тему «нужно ли описывать малую буржуазию». Несмотря на то, что требовалось в первую очередь показывать жизнь рабочих, крестьян и солдат, никто не запрещал описывать интеллигенцию, в статьях писали, что лучше отображать их поступки и успехи прошлых лет. Позднее всё же установили правила насчет данной темы. Например, запрещалось в кино и литературе делать главными героями представителей интеллигенции, а также описывать их жизнь, чувства, идеи, взаимоотношения, было дозволено лишь косвенно упоминать о частичных изменениях, что с ними случались. Тем не менее, Мао Цзэдун утверждал, что малая буржуазия — это одна из революционных движущих сил, надежный союзник пролетариата. Внутри партии вопрос о малой буржуазии долго обсуждался, один из членов КПК, китайский поэт Хэ Ци-фан (何其芳) считал, что было необходимо исходя из марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна описывать реальность, в целях обучения читателей и зрителей. Согласно данной точке зрения, в описании интеллигенции малой буржуазии важнейший вопрос — это описание взаимоотношений малой буржуазии и рабочих, крестьян и солдат. Из этого следует, что малой буржуазии необходимо было изменить позицию, даже если это интеллигенция из больших городов, освобожденных районов, выходцы из пролетариата. В итоге, члены партии сошлись на том, что изменение позиции малой буржуазии — реформа долгосрочная и решили, что «революция сама себя осуществит». [11, с. 600]

Догматизм или так называемое «книгопоклонство» (本本主义) заключалось в видении книги как сборника идейных тенденций, цитировании в произведениях политических лозунгов. После образования Нового Китая в 1949 году рабочих, крестьян и солдат стали описывать как «новых людей социализма» ( 社会主义新人). Герои в фильмах и литературе стали стереотипные, им не хватало индивидуальности, в речи персонажей встречались политические лозунги, провозглашенные партией, например, часто встречался лозунг:«Большое спасибо коммунистической партии, большое спасибо председателю Мао» ( 感谢共产党, 感谢毛主席), в сюжетах исчезли противоречия, конфликты. Сюжет задавался лозунгом, например, после того, как выдвинули лозунг:«Индустриализация социализма» ( 社会主义工业化), появились новые фильмы, в которых отображали развитие промышленности, прославляли рабочих. Возникли некие стремления к уподоблению, к примеру, киноленты:«Героический водитель» ( 英雄司机), «Неограниченный потенциал» ( 无穷的潜力), «Великое начало»( 伟大的起点) имели множество схожих черт в сюжете — главными героями являлись обычные рабочие, директор завода был консервативен, слепо верил книжным инженерам вместо новых изобретений рабочих, вышестоящее руководство — секретарь парткома поддерживал рабочих. Подобные фильмы были близки простому народу и потому имели успех, но часто поддавались критике со стороны литературоведов. Один из выдающихся китайских литературных критиков Чжоу Ян (周扬), выступая с докладом на одном из созывов литературоведов, сказал: «Сейчас наши произведения искусства по отношению к новой жизни описывают не совсем то, что есть в действительности, стремясь упростить жизнь.»Китайских писателей и поэтов не устраивало подобное положение. 15 июня 1954 года на собрании «Ассоциации писателей Восточного Китая» прозвучали такие слова: «Пусть мы и учим общество социалистическому реализму, но творения литературы и искусства не должны скрывать сущность некоторых жизненных противоречий и конфликтов».Тем не менее было необходимо отображать реальные события со всеми противоречиями согласно указам правительства. Кино перестало быть развлечением, но стало инструментом воспитания народа, средством пропаганды. Это было связано с господствовавшей в КНР доктрине: «политика на первом месте, искусство — на втором.» [7, с. 54] С помощью кино власти внушали народным массам свою идеологию, доносили до людей новые указы, изменения в политике. Кинематографические структуры работали только как партийный политинформатор, доводящий до зрителя вырабатываемые «наверху» идеи, нормы, установки.[там же] Однако, китайские деятели искусства настаивали на том, что именно отображение реальности в фильмах необходимо для более эффективного осуществления политического курса партии, для поднятия боевого духа в народных массах. Лишив народ историй, в которых описываются реальные противоречия, раскрывается всё многообразие жизни, партия рискует потерять заинтересованность общества в киноискусстве. Перегруженное стереотипами и идеологическими догматами кино не способно влиять на народные массы, таким образом, правительство теряет главную силу для осуществления социалистического реализма. Немало авторов пытались создать кино, которое не стремилось бы навязать людям идеологию партии, но их произведения подверглись критике со стороны властей и так и не вышли в свет.

Таким образом, политический курс в отношении киноискусства на протяжении долгого времени оставался неизменным, несмотря на попытки многих авторов внести в свои произведения элементы реализма. Более того, до 80х гг. ХХ века происходило становление и укрепление тотального партийного диктата в кинематографе. В течение тридцати лет кино являлось орудием для осуществления внутриполитических целей КПК. Это замедляло развитие киноискусства КНР во второй половине ХХ века. Но в то же время, в условиях ужесточения цензуры,  кино добилось определённых успехов, было снято немало выдающихся фильмов. Киноленты в полной мере отражали особенности становления социалистического строя в Китае, что стало важной отличительной чертой китайского кинематографа.

Список использованной литературы

  1. Ван Ланьцзюй, Кремнёв, Е.В. К вопросу о подходах к формированию ключевых компетенций бакалавра и магистра-востоковеда на материале художественного кино [Текст]/ Ван Ланьцзюй, Е.В.Кремнёв // Материалы международной научно-практической интернет-конференции «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: опыт реализации и перспективы развития», Иркутск, ИГЛУ (2014, 21-26 апреля). – 55-62 с.
  2. Готлиб, О.М., Кремнёв, Е.В., Шишмарёва, Т.Е. Некоторые аспекты опыта применения аудиовизуальных средств в обучении китайскому языку [Текст]/ О.М. Готлиб, Е.В. Кремнёв, Т.Е. Шишмарёва // Международная научная конференция «Магия ИННО: Новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников», Москва, МГИМО (У), (2013, 4-5 октября).
  3. Ерофеева, О.Н. К вопросу использования китаеязычных сетевых молодежных изданий в процессе медиаобразования на уроках китайского языка [Текст] / О.Н. Ерофеева, И.В. Григорьева // Сборник научных трудов Sworld. – Одесса: Издательство: Куприенко Сергей Васильевич. – 2013. — №1. – С. 51-54.
  4. История Китая [Текст] : учеб. пособие/ под ред. А.В. Меликосетова. -М. : Высшая школа, 2002. — 536 с.
  5. Киноискусство Азии и Африки [Текст] : учеб. пособие/ под ред. А.В. Караганова. -М. : Наука, 1984. — 93 с.
  6. Китайское кино [Электронный ресурс] / http://old.kitairu.info/rus/cinema/25.html.
  7. Торопцев, С.А. Китайское кино в социальном поле [Текст] : учеб. пособие/ С.А. Торопцев. — М. : Наука, 1993. — 190 с.
  8. Третий этап – «Зигзагообразноеразвитие » (1949-1966 гг.) [Электронныйресурс] / http: //russian.china.org.cn/russian/211909.html.
  9. Clark Chinese cinema Culture and Politics [text] : textbook/ P. Clark. -C.: Cambridge University Press, 1987. — 54 p.
  10. Cowan Film forever. A Century of Chinese Cinema: an introduction [Electronic resource] / N. Cowan. — http: //www.bfi.org.uk/news-opinion/news-bfi/features/century-chinese-cinema-introduction. html. (2014, 3 June)
  11. 金丹元. 新中国电影美学史 (1949-2009) /金丹元著. – 影印本. – 上海:上海三联书店, – 606页.
  12. 中国电影艺术的历史发展 [互联网站] / http://wenku.baidu.com/view/126137ef0975f46527d3e1fd.html. (2003, 5日 11月)
    КИТАЙСКОЕ КИНО В 1950е ГГ.: ЛОЗУНГ «СЛУЖЕНИЕ РА-БОЧИМ, КРЕСТЬЯНАМ, СОЛДАТАМ», МАЛАЯ БУРЖУАЗИЯ И ДОГМАТИЗМ В КИНО
    Written by: Казимиренок Мария Андреевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook