28 Ноя

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ — ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Индустрия гостеприимства является одним из перспективных направлений развития российской экономики. Формирование новой социально-экономической среды существенно изменяет положение и роль гостиничных структур в национальном хозяйстве России. Предприятия гостиничного комплекса являются сложным хозяйственным механизмом по производству и предоставлению услуг и включают в себя несколько разноплановых видов деятельности: размещение, питание, досуг и бытовое обслуживание и пр.

Гостиничное хозяйство непосредственно связано с туристской индустрией – достаточно специфической и многогранной отраслью экономики, объединяющей предприятия, производящие как материальные, так и нематериальные продукты (услуги). Роль и значение гостиничного сектора повсеместно возрастает. Российский туристский бизнес в настоящее время находится в стадии развития, и его эффективное функционирование зависит от влияния целого круга факторов – прежде всего политических, экономических, социальных.

Вместе с тем нельзя не учитывать включенность в гостиничный бизнес предприятий, различных по мощности, особенностям управления. Повышение конкурентоспособности и динамичное развитие гостиничного сектора в значительной степени зависит от эффективности форм и методов его макроэкономического регулирования и поддержки. Это подтверждается практикой многих стран с развитой рыночной экономикой, где разработан широкий инструментарий многоуровнего управления различными субъектами гостиничного бизнеса. Некоторые инструменты могут быть успешно применены и в современных российских условиях. Однако специфика отечественной экономики, особенности российского менталитета и сложности современного переходного периода требуют развития специальных подходов к управлению гостиницами, в полной мере учитывающих объективную реальность.

На современном этапе развития гостиничного бизнеса происходит усиление позиций крупных гостиничных цепей, усиливается конкурентная борьба за «своего» клиента. Повышение у клиентов требовательности к уровню сервиса, разнообразию предоставляемых услуг, индивидуализации интересов заставляет гостиничные комплексы менять свою маркетинговую политику. Это, прежде всего, проявляется в том, что крупные гостиничные цепи начинают пересматривать свою экономическую политику с переносом акцентов на рынок, который занимают малые и средние гостиницы низших категорий. Проблемой современного этапа развития рынка средств размещения заключается в обеспечении возможности сосуществования малых и средних предприятий с крупными гостиничными цепями. Все это обусловило необходимость поиска новых рыночных стратегий.

Европейская и вся мировая гостиничная индустрия в основном ориентирована на малые предприятия, которые помогают создавать уникальные гостиничные продукты. Актуальность создания малых гостиниц в Москве и других городах России, в свою очередь, обусловлена необходимостью качественного расширения выбора мест проживания и отдыха для зарубежных и российских гостей столицы. Однако развитие сегмента предприятий малого бизнеса должно базироваться на ряде принципов:

—  малые гостиницы должны быть органической частью градостроительного, делового и культурного облика города и быть максимально приближены к важнейшим объектам показа и зонам повышенного туристского интереса;

— функционирование малых гостиниц должно осуществляться на основе современного менеджмента и с учетом специфических технологий в малом гостиничном бизнесе;

—  для малых гостиниц должны быть сформированы единые подходы к ценовой, рекламной и сбытовой политике для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность и высокое качество обслуживания.

Зарубежный опыт показывает, что малые гостиницы, дополняя сегменты крупных и средних гостиниц, и в экономическом плане менее зависимы от изменения конъюнктуры рынка гостиничных услуг, имеют возможность быстрой ценовой переориентации, что обеспечивает их высокую маневренность и выживаемость на рынке. Кроме того, объединение малых гостиниц в цепи с единым стандартом обслуживания дает возможность более эффективно управлять гостиничными предприятиями, в том числе через специализированные управляющие компании, что позволяет модернизировать основные бизнес-процессы. Совершенно очевидно, что централизация управления в области обеспечения безопасности, материально-технического снабжения, создания единых систем бронирования в значительной мере снижает издержки на управление и повышает рентабельность малых гостиничных предприятий, особенно с учетом вводимых административных и экономических механизмов поддержки малого бизнеса.

Изменение структуры гостиничных услуг в сторону создания малых гостиниц предполагается осуществлять по ряду направлений вне зависимости от формы собственности. Типологические особенности предприятий малого гостиничного бизнеса заключается в том, что применяются разные организационно-правовые формы управления. Так, малые гостиницы вместимостью до 100 номеров управляются акционерными обществами, а гостиницы вместимостью до 50 номеров, как правило, управляются малыми предприятиями. В случае управления малых гостиниц малыми предприятиями последние подпадают под соответствующее законодательство и должны поддерживаться государством через льготные системы подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.д.

При создании сети малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность для участия малого бизнеса. Реализация проектов по созданию сети малых гостиниц позволит расширить сферу малого бизнеса, что станет важным этапом в развитии всего туристского комплекса Москвы и обеспечит значительные и постоянные поступления в городской бюджет.

Основу деятельности любого предприятия гостиничной сферы составляет процесс оказания услуги, который должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить его эффективную работу. Вся деятельность гостиничного предприятия должна быть направлена на удовлетворение потребностей клиента, для чего необходимо применять современные формы и методы оказания различных услуг.

Предприятия гостиничного типа предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг, так как кроме услуг по проживанию и бронированию на их балансе могут быть рестораны, бары, сауны, автостоянки, что, несомненно, подчеркивает комплексность предоставляемой гостиничной услуги и требует разработки особых подходов к формированию доходов гостиницы.

Можно заключить, что за последние годы отечественная индустрия туризма значительно приблизила качество предоставляемых услуг к мировому уровню.

Увеличился поток как выезжающих за границу туристов, так и туристов, прибывающих в Россию, а, следовательно, возникла необходимость создания новых, более современных и комфортных средств размещения, предприятий общественного питания и других предприятий, обслуживающих туристов. Региональными органами власти выбрано правильное направление – увеличение в России числа именно малых гостиниц, так как по многим показателям – это наиболее оптимальный вариант привлечения и увеличения потока туристов в нашу страну. Предполагается к 2016 году только в Москве открыть 60 новых гостиниц.

Однако необходимо тщательно планировать каждый шаг этого проекта, так как его успешное развитие и завершение зависит от очень многих факторов: начиная от качества трудовых ресурсов и заканчивая финансовой политикой конкретных субъектов бизнеса.

К сожалению, в настоящее время не выработан системный подход к развитию всего гостиничного комплекса страны, отсутствует методологическая база для разработки законодательных и нормативных документов, касающихся вопросов размещения, поэтому оптимальным представляется следующий путь решения проблемы: внесение изменений в Налоговый кодекс РФ (состав затрат и доходов предприятий гостиничного типа). Принятие указанных мер позволит обеспечить устойчивый рост рынка гостиничных услуг.

Формированию эффективного и конкурентоспособного гостинично-туристского комплекса, несомненно, будут способствовать определенные преобразования, предусматривающие внедрение наиболее эффективных форм и методов регулирования хозяйственной деятельности, адекватных условиям рыночной экономики и проводимым в России экономическим реформам.

Развитие сферы туризма, в свою очередь, позволит обеспечить весомые поступления в городской бюджет, прежде всего, за счет роста налогов и платежей, полученных вследствие значительного увеличения доходов от реализации туристских услуг и сопряженных с ними других видов экономической деятельности.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Постановление Правительства Москвы от 28 мая 1996г. №449 «О программе развития гостинично-туристского комплекса Москвы».
  3. Постановление Правительства РФ от 25.04.1997г. №490 (с изменениями от 2 октября 1999г., 15 сентября 2000г.) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
  4. Приказ Ростуризма от 21.07.2005 №86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения».
  5. Распоряжение мэра Москвы от 22 января 1997г. №53-РМ (с изменениями от 14 мая 1997г., 24 марта 2000г.) «О создании в Москве сети малых гостиниц».
  6. Распоряжение мэра Москвы от 10 июля 1997г. №560-РМ «О правилах предоставления и порядке контроля за качеством гостиничных услуг в г. Москве».
  7. Лайко М.Ю., Нощенко О.Ю. Рынок российской индустрии гостепприимства: учебное пособие.- М. Учебное пособие. – М. Изд-во Рос. экон. акад. 2004.
    ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
    Статья посвящена проблемам функционирования и развития гостиничного бизнеса, который оказывает значительное влияние на повышение конкурентоспособности экономики страны. Подчеркивается, что динамичное развитие гостиничного сектора зависит от изучения особенностей и совершенствования гостиничных услуг, а также применения эффективных форм и методов регулирования и поддержки развития малых гостиниц.
    Written by: Коржанова Алла Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook