30 Дек

Детерминанты отечественного романтизма: изящные искусства в жизни М.Ю. Лермонтова




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

ТЕЗИСЫ СТАТЬИ.

Мир как единое целое существует исключительно благодаря присутствию в нём гениев. В истории философии и науки прослеживается постоянный интерес к так называемым «божественным», «выдающимся» личностям. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо исследовал влияние «выдающихся деятелей» на ход исторического процесса. Главной заслугой немецкой классической философии (Г.Ф. Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах) было то, что ею были выделены этиологические основания деятельности так называемых «исторических людей», «всемирно – исторических личностей». В постклассической философии (интуитивизме, экзистенциализме) также велик интерес к сущности и деятельности « выдающихся личностей». А. Бергсон, В. Дильтей, Ф. Ницше, Х. Ортега–и–Гассет отмечали последствия деятельности активности «великих личностей», «сверхчеловека». Большой интерес к харизматической личности проявляется и в настоящее время, а понятие «харизматическая личность» прочно вошло в категориальный аппарат современной науки. Данная публикация является продолжением исследовательских разведок, посвящённых рассмотрению влияния феномена харизматической личности на характер художественного творчества, на актуальности влияния креативного начала в творческом процессе в искусстве. Рассмотрение исследования этой проблемы предлагается осуществить на материале влияния изящных искусств на жизнь и творчество М. Лермонтова, в чьём творчестве переплелись гражданские, философские и глубоко личные мотивы, подготовившие новый расцвет отечественной культуры.

Принцип «познай себя», в понимании «углубись в свою духовность», отражает мировоззренческую позицию Романтизма, рассматривающую духовность  как ментальность нации, познающую себя в историко-культурных корнях. Такая мировоззренческая позиция романтиков нацеливала  на социальную активность, на выход из внутренней замкнутости. Для романтиков социально активный индивид видит себя избранником Божьим, ибо ему открылся путь, на котором его нация познаёт в себе Бога, познаёт себя как самодостаточный космос, когда человек становится центром мира.  Для избранника Бога, или героя периода Романтизма знаковым становится открытие, которое воспринимается как декларация : формой существования Бога, нации и человека является свобода. Как свидетельствует история, у большей части интеллигенции стремление утвердить личностное «Я» доминирует над требованием подчинить его интересам нации, национального государства. Когда человек изолирован от внешнего мира, его жизнь лишена смысла, для него это кара, ибо жизнь его не наполнена внешним миром.

Процесс обретения смысла бытия, по Юнгу, невозможен без индивидуализации, психического процесса утверждения собственного «Я» посредством отмежевания себя от социальных масок. Процесс индивидуализации проходит в форме создания такого социального феномена как личность, когда индивид стремится самоутвердиться своими социально-культурными качествами (что  характерно для XVIII ст.). В Новом времени оппозиция  «индивид-сообщество» перерастает в спорность «личность-общество», она представлена на основе своеобразной индивидуализации, которая рационализировалась в принцип индивидуальности, но её смысл укоренён, по Леви-Строссу, в прообразы архаического времени с устоявшейся символикой, которая для каждого народа своя, специфическая. Индивидуализация каждого существования не создаёт между ними конфликта, а наоборот, между ними властвует гармония, в мире властвует порядок и согласие, то есть мир самоутверждается как космос, благодаря внутренней непостижимой разуму иррациональной основе любого существования. Принцип равности всего существующего имеет логику символов. Общим как для вещей, так и для человека, есть тайна. Она сближает их таким образом, что человек становится причастным ко всему. Тайна человека – это его бездна. Обращение к символам означает признание человеческой беспомощности проникнуть как в тайну человека, так и в силы, существующие вне его. Но символ одновременно и единственная возможность для человека приоткрыть завесу таинственности вещей. Он есть ключом к кладезю смыслов вещей, который находится в человеке в сфере несознательного. Логика символов заставляет подходить к вещам, событиям, явлениям с позиции поиска в них особого смысла, который придаёт жизни осмысленности, упорядочивает его течение таким образом, что в центре остаётся собственное «Я». Смыслы событий, вещей не имеют значения вне Ego. И тогда человек становится центром мироздания. В содержании коллективного бессознательного присутствует образ единой основы, которая определяет мистическую причастность человека к земле и к среде, где он живёт, к людям среди которых вырос. Эта ментальность, по  Э.Фромму, в которой «все люди равны, потому что они – дети матерей и каждый из них – дитя матери Земли ». Эта жизненная сила в каждой вещи придаёт ей особое предназначение и конкретный смысл. А смысл жизни заключается в постоянном его созидании. И в этом прекрасно иллюстрируется  черта отечественной культуры – в действии, ибо только в творчестве человек обновляет своё рождение. И каждое новое рождение является саморазворачиванием и самосозданием своего «Я». По Э.Фромму, человек умирает, не успев полностью родиться. Поэтому смерть – это и горе, и песня жизни. Этот взгляд на жизнь и смерть основывается на укоренённом убеждении, что нас и внешний мир объединяет Высшая сила, которая влияет на ход событий и определяет судьбу каждого, являясь её конкретным переходом. В человеке есть  светлая и тёмная бездна, и тот, кто постиг в себе вечное и бесконечное, открыл в себе источник светлого знания, т.е. светлую бездну. И путь к светлой бездне человека – это его самоидентификация с вечным и бесконечным – с национальной духовностью, согласно  романтикам. Это бесконечность духовного мира в противовес бесконечности материального мира. Она приобретает абсолютно новой смысловой наполненности как в пространственных, так и во временных измерениях в XIX ст.

«…«тайнопись» абсолютного Духа присутствует в природе и представлена через художника – посредника в произведениях искусства. … В качестве одной из сущностных парадигм космо-социантропного бытия они  осмысливают искусство. По мнению романтиков, вселенная и микромир, Универсум и человек, начало и конец, время и  вечность, конечность и бесконечность, завершённость и свобода – противоположности, которые взаимополагают и взаимообуславливают друг друга. Универсум для индивидуума – это тайна, которая выдаёт себя как бесконечность, Бог. Но тайна не подвластна разуму, её постижение – магический акт, на который способен гениальный дух только отдельных личностей. Индивид своей деятельностью как проявлением «самодеятельного духа» и свободы, способен донести до других бесконечность Универсума через символ, который является неотъемлемым атрибутом культуры (по Ф. Шлегелю). … Самоценность человека и Богом данное ему естественное право на свободу становится её основой». [2, с.176-177]

Вместе с тем, свойственное Романтизму «чувство сопричастности стремительно развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности  в поток жизни, в мировой исторический процесс ; «энтузиазм», основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная, всеохватывающая жажда обновления – одна из характернейших особенностей романтического жизнеощущения … (<>)… в творчестве Байрона, П.Б. Шелли, Ш. Пётефи, А. Мицкевича, М. Лермонтова, — ощущаются в преобладающих настроениях борьбы и  протеста против царящего в мире зла ». [1, с.  334]

Этому контексту абсолютно соответствует энигматичность личностного и креативного начала  в творчестве М. Лермонтова. Личность М. Лермонтова, последовательность и бескомпромиссность натуры, главенствование над обстоятельствами собственной жизни не может не восхищать нас. Всесторонняя природная одарённость, редкостная память, музыкальный слух и голос, развитые благодаря полученному образованию,  несомненного  живописного таланта, не говоря уже о самом главном – создании своих выдающихся стихотворных и прозаических произведений, которые   позволили ему сделать существенный вклад в отечественную культуру, и сформировавших мировоззрение целого поколения и в связи с 200 – летним юбилеем со дня его рождения.

Список литературы :

  1. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. – с. 752.
  2. Пашковская Л. Л. Творчество Г. Сковороды как феномен украинского преромантизма / Л. Л. Пашковская // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. – 2014. – Т. 27( 66), – №1. – С. 176-177.
  3. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : Республика, 1992. – 430 с.
  4. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм. Психоанализ и этика. – М. : Республика, 1993. – 253 с.
  5. Юнг К. Г. Подход к бессознательному / К. Г. Юнг. – М. : Ренессанс, 1991. – 304 с.
  6. Юнг К. Г. Феномен Духа в искусстве и науке / К. Г. Юнг. – Собрание сочинений: В 19 т. – М. : Ренессанс, 1992. – 320 с.
    Детерминанты отечественного романтизма: изящные искусства в жизни М.Ю. Лермонтова
    Written by: Пашковская Людмила Леонидовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/01/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook