28 Фев

ХРИСТИАНСТВО В ТУРЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Турция страна с богатейшей христианской историей, которая по приданию восходит к евангельским временам. Библия содержит множество прямых свидетельств апостольской деятельности на этой территории. В византийский период территория Анатолийского полуострова становится одним из важнейших мировых центров христианства. Константинополь, как корону христианской епархии украсили великолепными церквями, уникальность этого города как колыбели православия невозможно переоценить. Именно здесь проходили Вселенские соборы, которые заложили догматическую базу христианства.

Захват Константинополя турками-османами кардинально изменил ситуацию, христианство утрачивает статус государственной религии и обретает четкую национальную ориентацию. Армянская и греческая общины принимают на себя все тяготы новой реальности. Притеснения не ограничивались экономическими повинностями, такими как унизительный налог  «джизья», храмы постоянно экспроприировались, разрушались и закрывались. С этим временем связан и приход католических и протестантских миссионеров, благодаря которым появляются  Армянскаякатолическая церковь  и Армянская евангелистская церковь. Османский период, безусловно, являлся крайне сложным временем для христианских подданных султана.

Вера и компактность проживания помогли армянским и греческим общинам в Турции достойно войти в XX в. В начале столетия христианская паства в Турции достигала 20% от общего населения страны. Сегодня на заре века XXI эта цифра сократилась в сто раз и составляет 0.2% [8]. Сразу стоит отметить,  что в это время не было массового перехода от одной религии к другой. Большинство христиан были истреблены, депортированы или же сами спаслись бегством.

В 1911 г. съезд партии «Единение и прогресс» проходящий в Салониках принял решение о отуречивании малых народов населяющих империю. То, что сам процесс начался лишь в 1915 г.  говорит только об основательном подходе кпланированию такого ужасающего преступления.  Важно отметить, что начавшиеся политика истребления была направленна не против всех не титульных народов, а конкретно против крупнейших христианских общин. Армянский, греческий и ассирийский народы понесли ужасающие потери, официальный цифры разнятся, но только убитые исчисляются миллионами     [5, 86 с].

 Факт истребления Турцией в 1915-1923 г. христианских меньшинств имеет место быть. Для признания этих событий геноцидом не хватает  лишь официального признания самой Турции. Данный вопрос в силу своей политизированности не редко замалчивается. И по сей день факт признания тех преступлений остается краеугольным камнем в международных отношениях Турции с Арменией и Грецией.

В начале XX в. только за Константинопольским патриархатом числилось порядка 200 монастырей и более полутора тысяч церквей.  Почти все они были превращены в мечети либо хозяйственные здания, остальные были разрушены. До наших дней сохранилось менее 200 храмов [2, 82-86 с.].

С приходом к власти Мустофы Кемаля отношение к христианству изменилось мало, несмотря на всю ту светскость, которую он так активно внедрял в турецкое общество. Именно при Ататюрке из страны было выслано более миллиона греков. Стоит отметить, что изначально это коснулось лишь понтийских  греков, стамбульская община благодаря милости «отца нации» избежала этой участи. Депортация осуществлялась по религиозному признаку, языковая принадлежность не имела значения, именно поэтому греки мусульмане не приняли в ней участия.

Особого внимания заслуживает ситуация с «Стамбульским погромом» сентября 1955 г. Эти события носили преимущественно антигреческую направленность, однако националистически настроенная толпа на волне всеобщих беспорядков нанесла ощутимый урон армянской и еврейской диаспоре. Данные события, безусловно, трагичны и заслуживают всеобщего осуждения, однако никакой реакции от демократического запада на них не последовало. Более того когда были совершены нападения на семьи греческих офицеров НАТО в городе Измире, НАТО предпочло остаться в стороне и воздержалось от всяческих комментариев [3]. Статус главного оплота Североатлантического Альянса  в регионе, позволяет Турции не стеснять себя в методах террора направленного на  своих христианских граждан. Нет доказательств того,что за этими преступлениями стоит правительство, но государство потакает националистически настроенным общественным движениям, которые чувствуют вседозволенность и безнаказанность. Такая политика никак не вяжется с имиджем европейской страны, которому Турция так старается соответствовать.

Власти страны не ограничиваются пассивной ролью в борьбе с христианством, закрытие Халкинской богословской школы произошло именно по инициативе Республиканской народной партии. РНП не является оплотом исламизма в стране, и тем отчетливей видитсявлияние националистического лобби  в парламенте. Данные события относятся к 1971 г., с этого момента Константинопольская православная церковь предпринимает попытки возродить единственное высшее учебное заведение, готовившее христианских клириков на протяжении более чем ста лет.   Действия правительства Турции нарушают не только конституцию страны, но и международные обязательства, которые она взяла на себя, подписав Европейскую Конвенцию о правах человека и Лозанское соглашение. В феврале 2010 г. ПАСЕ открыто призвало к открытию Халкинской богословской школы, в качестве структурной единицы Галатасарайского университета. Однако, несмотря на все те усилия, которые предпринимает международная общественность, проблема так и остается не разрешенной. И это в то время когда Р. Эрдоган постоянно акцентирует внимание на демократическом образе страны. О каком правовом обществе может идти речь, если тут совершенно открыто происходит ущемление интересов адептов мировых религий. Проводя политику двойных стандартов,правительство Р. Эрдогана пытается усидеть на двух стульях, нельзя одновременно заигрывать с турецкими националистами и просить принять «демократическую» Турцию в ЕС [4].

Националистические и исламские движения не гнушаются практик точечного террора.  Исполнителями преступлений чаще всего являются несовершеннолетние граждане, которых раз за разом «правильно» направляют. Когда в 2007 г. в Стамбуле был убит Грант Динк, видный журналист и общественный деятель армянского происхождения, исполнителем оказался 17 летний подросток из глубинки, его нашли, дали денег, снабдили оружием, и указали на «врага» [1]. В 2006 г. подросток после воскресной службы  в упор расстрелял католического священника  церкви Святой Девы Марии. Антонио Санторо сам открыл дверь убийце. Данные случаи не единичны, в XXI веке в Турции продолжается волна убийств, священников, миссионеров, обычных людей виновных лишь в том, что они не мусульмане[7].

Нельзя сказать, что в Турции нет правосудия, убийц находят, они получают огромные сроки, несмотря на их возраст. Например, Огюн Самаст за убийство Гранта Динка был приговорен к  21 году лишения свободы [6]. Правосудие работает, виновные исправно обличаются, но остаются идеологические лидеры, которые продолжают искать врага в добропорядочных христианах, остается страх христианского  населения за свои жизни.

Христианская вера в Турции переживает сложные времена. Действия правительства, не отвечают ожиданиям верующих.  Национализм тут неотделим от ислама, «быть турком – значит быть мусульманином» – это аксиома турецкой идентичности. Ни в одной стране мира на протяжении XX в. христианене подвергались таким серьезным и методичным преследованиям. В веке XXI у Турции есть все шансы исправить ошибки прошлого.

Список литературы:

  1. BBC [Электронный ресурс] : Turkish-Armenian writer shot dead. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/6279241.stm# (дата обращения: 20.02.2015).
  2. Robert Bevan. The Destruction of Memory. Chicago: University of Chicago Press, 2006. — 82-86 с.
  3. Агентство международной информации «Новости Армении» [Электронный ресурс] : Христианское население Стамбула опасается возможных погромов. 2009. URL: http://newsarmenia.ru/arm1/20090827/42123690.html (дата обращения: 20.02.2015).
  4. Волков К. Константинопольский патриархат требует открыть семинарию в Турции // Православие: сетевой журн. 2012. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/55124.htm# (дата обращения: 20.02.2015).
  5. Зареванд. Турция и пантуранизм. Факсимильная репродукция. Введение А.Н. Мандельштама. Ереван: Комиссия АЙ ДАТ Армянской революционной партии ДАШНАКЦУТЮН, 1991. — 86 с.
  6. Огюнт Самаст. Убийца Гранта Динка. Справка. 2015. URL: http://lenta.ru/lib/14176359/ (дата обращения: 20.02.2015).
  7. РИА Новости [Электронный ресурс] : Убитый в Турции католический священник — итальянец, сообщил МИД Италии. 2006. URL: http://m.ria.ru/crime/20060205/43346882.html (дата обращения: 20.02.2015).
  8. Шабанова Ю. Турция, которую мы не знаем // Православие: сетевой журн. 2011. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/44308.htm (дата обращения: 20.02.2015).
    ХРИСТИАНСТВО В ТУРЦИИ
    Written by: Плотников Андрей Андреевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook