30 Дек

Характеристика социально-экономической и политической жизни Астрахани в 1965-1985 гг.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Период 1965-1985 гг. не однозначный и противоречивый период в российской истории. При кажущемся политическом спокойствии  мы можем наблюдать внутриполитические процессы, приводящие к неожиданным результатам. При изучении политической и социально-экономической ситуации в Астрахани следует  проанализировать государственную политику в отношении региона в указанный период и ранее. В декабре 1959 года на пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев предложил благоустройство сельских населенных пунктов с целью группирования домов на небольших участках, для начала строительства сельских двух — этажных домов с постепенным увеличением этажности зданий, т. е. по принципу развития городских поселений. Другая причина перехода от усадеб к многоквартирным домам была названа в январе (1961 г.) на пленуме первым секретарем ЦК КПСС. Те же идеи были разработаны на XXII съезде КПСС. Этот путь обещал существенный экономический эффект: экономия средств для строительства и эксплуатации сооружений для поселка (связи, жилья, социально-культурных объектов). Предполагалось, что эти меры приведут к ликвидации социальной и культурной отсталости в развитии села. В 1960 г., был издан указ Астраханского обкома партии и исполкома областного Совета народных депутатов «О мерах по совершенствованию сельского строительства». В соответствии с этим постановлением, районные исполнительные комитеты советов начали осуществлять план переселения жителей в сельских районах. Они должны были выделить перспективные места: в районных центрах, на центральных поселках колхозов и совхозов, сел производственных подразделений. В будущем планировалось вести строительство по городскому принципу, и разместить там, культурные и образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, торговли и др. Все деревни подвергались постепенной ликвидации с переселением жителей в развитые села. В так называемых «неперспективных» населенных пунктах прекращалась жизнь, и социально-культурное строительство. Всего за 10 лет с административных карт исчезло около 70% деревень, а число их жителей уменьшилось с 2286 до 681.Эта тенденция сохранялась и в дальнейшем. Некоторые из деревень были включены в городскую черту, или слились с соседними селами. Но абсолютное большинство прекратило свое существование. С выходом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об упорядочении строительства на селе» в 1968 г. стали разрабатываться новые схемы районных планировок, предусматривавшие дальнейшее сокращение числа населенных пунктов. Отчасти такой подход помогал решать бытовые и культурные проблемы села. Развитие социальной инфраструктуры шло здесь быстрее, чем в городе. Но разрыв оставался значительным: например, в среднем на одного горожанина в 1964 г. служба быта оказала услуг на 11 руб. 80 коп., а на одного сельского жителя — на 2 руб. 67 коп.; в 1968 г., соответственно — 17,02 руб. и 5,3 руб. При этом абсолютное большинство селян в эти годы вообще не пользовались услугами службы быта. Газификация жилья в г. Астрахани шла быстрыми темпами. В 1967 г. около 40000 квартир горожан были газифицированы. В сельской местности — в 20 раз меньше. [3. С.51.] Большинство клубных учреждений сельской местности сводили свою работу к показу кинофильмов, около 50% клубов не были обеспечены кадрами работников культуры. Село значительно отставало по качеству образовательных и медицинских услуг. Реструктуризация сельских поселений привела к увеличению населения в населенных пунктах с 1959 года, по 1969.. Это повысило значимость транспортных коммуникаций, так как они по прежнему были в плохом состоянии. В сельских районах, особенно небольших, отдаленных от районного центра, не хватало розеток, был мал ассортимент продукции. Хлебобулочные изделия в самых маленьких деревнях не изготавливались, а импортировались низкого качества. Отметим и существенное различие между сельскими и городскими образовательными учреждениями. Так, вначале 1970-х, благодаря усилиям строителей, большинство учеников пошли  в школы, построенные по новой  модели и современным проектам. В сельских районах в это время более чем в 60% школ расположенных в приспособленных зданиях, отсутствовал необходимый комплект учебных и подсобных помещений. Площадь учебных помещений, не отвечала санитарно-гигиеническим нормам, а заполняемость классов сельских школ превышала норму на 30-40%. Из-за внутренних беспорядков была высокая текучесть педагогических кадров из сельской местности.[1 С. 4.] С 1972 года в Астраханской области была начата работа по переходу на общее среднее образование. Школы должны были предоставить возможность учиться в 9-10 классах максимальному количеству выпускников 8-х классов. Некоторые из них могли продолжить свое образование в профессионально-технических школах и колледжах. С 1970 по 1985 года число учеников, которые обучались в средних школах увеличилось с 133,4 тысяч до 140 тысяч человек и продолжало расти. Если в 1957 году в районе было 317 колледжей и университетов, то в 1985 году — 4 и высших 21 среднее специальное учебное заведение.[6.Л.54].  Количество студентов увеличилось, соответственно, с 9,9 тыс. до 37,4 тыс. человек. Население региона увеличилось с. 666 тыс. в 1956 году до 968 тыс. в 1985 году, став следствием экономического и социального развития и  увеличения доли городского населения. Жилищная проблема так же получила его решение. Таким образом, в 1980-х годах, в расчете на душу населения, в Астрахани было в среднем 9,5-10 м2 жилой площади. В целом по РСФСР, эта цифра составляла 12 м2. Так, за 1956-1965 гг. количество переселенцев из села в город превышало количество переселенцев из города в село на 33,5 тыс. человек, а в 1966-1975 гг. — на 83,3 тыс.[5.Л. 134]

Отток трудоспособного сельского населения значительно опережал сокращение потребностей в рабочей силе сельского хозяйства области. Наибольшую активность при перемещении из села в город проявляла сельская молодежь. По данным переписей населения ее выбытие за 1959-1970 гг. составило от 1/5 до 1/3 в возрасте от 16 до 29 лет.[ 4. Л. 133.]

В Астраханской области в 1970 г. среди горожан молодежь 20-29 лет составляла 14%, а у колхозников 6,4%. Миграция нарушала нормальное соотношение мужского и женского население деревни, особенно молодых возрастов, поскольку девушки активно стремились в город. Нарушение баланса полов вело к значительному снижению брачности и рождаемости в деревне. В рассматриваемый период продолжался переход к малодетной семье. Особенно заметно это было среди русскоязычного населения и населения городов вообще. Общими для города и села Астраханской области были тенденции к снижению рождаемости, росту смертности (из-за увеличения доли старших возрастов среди жителей области) и, как следствие, к сокращению естественного прироста. В 1960 г., например, показатель естественного прироста составил 10,% в городе и 23,9 в селе, а в 1970 г., соответственно, 3,9 и 8,6 %.

Период  1965 по 1985 год стал новым шагом в развитии советского государства.

В экономической области — был создан единый хозяйственно-экономический комплекс, что позволило достичь высоких темпов экономического развития за всю историю страны.

В социальной сфере — постоянное улучшение жизни людей, осуществлялось масштабное строительство жилья и объектов социального и культурного назначения, повышение образовательного и культурного уровня населения.

Внешняя политика—  высокий авторитет Советского Союза, для обеспечения деятельности Совета экономической взаимопомощи — Союз социалистических государств, имел прочные связи со многими освободившимися государствами и развивал отношения с капиталистическими странами на паритетных основах.

 

В военной области — был достигнут военно-стратегический баланс между СССР и США, НАТО и ВТО, который помог сохранить мир и предотвратить мировую войну.

По области — Благодаря систематической работе Союза и местные власти, в относительно короткий период времени, в Поволжье была создана самостоятельная отрасль материального производства, имеющая мощную производственную и материально-техническую базу, а так же кадровый потенциал для крупных организаций. Их усилия за двадцать лет повысили площадь орошаемых земель примерно на 1 млн. га. Распространение орошения коренным образом повлияло на психологию людей: они перестали бояться засухи. Орошение земель потребовало научно обоснованной практики и соблюдения определенных технологий. Этот подход был найден, передовые достижения науки, давшие, в свою очередь, увеличили производительность в сельском хозяйстве. Одним из важнейших факторов развития и стабильности мелиоративных систем было более полное использования внутреннего потенциала и, прежде всего, человеческого ресурса в лице квалифицированных специалистов. Большую роль в обучении играли сельскохозяйственные вузы, колледжи и школы Приволжского региона, сумевшие в кратчайшие сроки, переориентировать учебный процесс подготовки мелиорационных профессий. Данное исследование фокусируется на том, что развитием мелиорации было мощным фактором социального и культурного развития сельских территорий. Созданная производственная база Главного управления смогла внести значительный вклад в решение задач по улучшению социальной сферы села. В этом направлении успешно сочетаясь с текущей государственной социальной политикой в целом. Согласно планам партии, социальный комплекс должен был стать подходящим для формирования правильного физического окружения. Необходимым условием его становления был самый высокий уровень доступности и территориальной близости, создания индивидуальных и социальных потребностей человека. Подъем культуры в деревне также рассматривается как важный фактор ускоренного преодоления существенных материалов, промышленных и культурно-бытовых различий между городом и деревней, а также платформу для создания необходимых идеологических и культурных условий для формирования всесторонне развитой личности. Этот шаг рассматривается как необходимый шаг на пути к победе коммунизма. Обеспечение образования в области культуры села. В течение 20 лет, охваченных исследованием, наряду с несомненным успехом, накопились и проблемы, нерешенные вопросы, нереализованные проекты. В самом деле, в деревне были объективные процессы, но под контролем партии в практические решения они часто не переходили, преобладали методы идеологического давления, использовался жесткий, но не всегда эффективный метод командования и административных мер. Это было типично для регулирования сельской социально-культурной сферы. Результаты анализа, приведенного тезиса предполагают, что в течение всего рассматриваемого периода в регионе оставались небольшие и отдаленные сельские населенные пункты, лишенные полного комплекса социальных услуг. Отставание в развитии и пока не преодолено. Большинство претензий было к работе социальной инфраструктуры, факты остаются неудовлетворенными в широком спектре. Многочисленные отрицательные эффекты были вызваны стремлением государства к максимизации производства, для выполнения многочисленных целей. Таким образом, план носил не только положительные последствия, но и негативные элементы. Темпы экономического роста снижались, постепенно приближаясь к критической точке, многие лидирующие позиции в научно-технической сфере были потеряны. В первой половине 80-х годов, когда острое противостояние с развитыми капиталистическими странами достигло пика, скачок в гонке вооружений привел страну к докризисной ситуации. Социально-экономическое состояние страны, показало, что административно-командная система исчерпала свои возможности эффективного управления гигантским национальным экономическим механизмом,  нужны были  новые реформы.

 

Библиографический список

  1. Алексеевский Е. Развитие орошения в Поволжье и задачи водохозяйственных организаций // Степные просторы. 1970. №1. С. 4.
  2. Комков Г. Д. Идейно-политическая работа в КПСС М., 1965. С. 54, 61,62
  3. Народное хозяйство СССР за 70 лет. – С 51
  4. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 63. Д. 12. Л. 133.
  5. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 63. Д. 12. Л. 134
  6. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 68. Д. 39. Л. 54
    Характеристика социально-экономической и политической жизни Астрахани в 1965-1985 гг.
    В статье приводится сравнительный анализ политической ситуации в стране на начало и конец ХХ века. Исследуются важнейшие аспекты общественно-политической жизни населения Астраханской области в разные годы.
    Written by: Викторов А.Г.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/02/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook