26 Сен

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКИХ РЕФОРМ 70 — 80 — Х ГГ. XIX ВЕКА НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ГОРОЖАН В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Изменение административного статуса города Владикавказа, ставшего в 1863 году областным центром, привело к переустройству не только управления области, но и изменило городскую общественную жизнь. Для регулирования различных сфер жизнедеятельности горожан 1865 году был создан Комитет по преобразованию административных и судебных учреждений на Кавказе.

В 1870 году была проведена городская реформа. Первый вариант городской реформы был подготовлен в 1864 году. В планы правительства входило привлечение городских обществ к заведыванию городскими делами только в хозяйственной сфере, однако большинство городов желали иметь и административные функции. Стремление городов расширить свои полномочия, выйти за рамки хозяйственных вопросов, ослабить зависимость от центрального  аппарата, совсем не понравилась правительству.[1]

На  документе, подписанном его императорским Величеством,  стоит вердикт: «Быть по сему». Это были утвержденные правила о применении высочайше утвержденного 16-го июня 1870 г. Городового Положения.

В соответствии с Городовым Положением 1870 г. в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться Городская Дума сроком  на четыре года возглавляемая Городской Управой. Городской голова одновременно являлся председателем Городской Думы и Городской Управы.

Избирательным правом обладали только граждане, имевшие высокий имущественный ценз: чиновники, дворяне, богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры. Городская Дума и Управа ведали такими хозяйственными вопросами как: благоустройство города, охрана порядка, торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана.

Во Владикавказе, как и в большинстве городов Терской области до 1875 года не было выборных органов власти. В Городовом Положении 1870 года записано, что избирать имели право лишь горожане, имевшие городскую собственную недвижимость и занимавшиеся предпринимательством. Таковых людей в городе было 735 человек: домовладельцы, землевладельцы, купцы, мещане, зажиточные ремесленники.[ 2 ]

Все избиратели  согласно ст. 25 п.2 Городового Положения были разделены на три разряда с «целью устранить преобладание менее платящего большинства над образованным меньшинством». О практическом достижении цели, свидетельствуют данные  выборов гласных во Владикавказе: 39 избирателей 1-го разряда избрали 16 гласных, 209 избирателей 2-го разряда — тоже 16 гласных и 487 избирателей 3-го разряда — также 16 гласных.[2] Социальный состав гласных оказался однородным: гласными были в основном дворяне и купцы, 7 человек мещан и несколько человек из интеллигенции. В июле состоялось открытие Городской Думы и Управы. [3 ]

По реформе образования в городах  к действовавшим городским классическим гимназиям в Терской области  были созданы начальные народные и реальные училища, в которых изучались математика, цикл естественных наук и прививались навыки мастеровых — ремесленников. Такие школы и училища были открыты во Владикавказе, Моздоке и  Пятигорске.[ 3 ]

Реформирование коснулось и судебной системы. Владикавказский городовой суд был переименован в Городское общественное управление, сохранив все предыдущие обязанности, кроме дел по опеке и попечительству. По судебному уставу 1864 г. основная система судопроизводства включала институт присяжных поверенных, адвокатуру.  Судебный процесс стал гласным. Председателем Владикавказского окружного суда назначался начальник военного управления Осетинского округа.

В рескрипте, выданном в 1871 г. на имя Наместника Кавказского Великого Князя Михаила Николаевича сказано следующее: «С окончанием Кавказской войны предстояло выполнить новую задачу не меньшей государственной важности: окончательно умиротворить покоренные народы и утвердить над горскими племенами нашу нравственную власть, которая составляет верный залог спокойного обладания страной. Этому предписанию и следовала административная власть на Северном Кавказе.[ 4 ]

Наместнику предоставлялось право назначать мировых судей в участки и почетные суды со 2 марта 1876 года. В Терской области Указами от 28 октября 1871 г. и 16 ноября 1876 г. было учреждено 10 должностей участковых мировых судей, число которых увеличилось до 13 в соответствии с внесенными 1 января 1903 года изменениям.[ 5  ]

Реформирование городской системы управления  находилось в поле зрения  великого князя Михаила Николаевича. По своей инициативе в 1874 году он ввел положение по управлению городами  вначале во Владикавказе, а затем в Пятигорске и Моздоке. Последующие Городовые Положения издавались в 1892 и 1896 годах. Должностные обязанности в участковых управлениях осуществляли приставы и их помощники. Штатные переводчики и писари в канцелярию набирались из гражданских лиц по найму. Отдельным пунктом Положения «для судебной расправы между туземцами» во Владикавказе учреждался Главный народный суд Терской области «из почетных лиц по выбору народа». [ 6  ]

В округах вводились окружные, а в участках и наибствах — участковые суды. Председатель Главного народного суда назначался главнокомандующим  Кавказской армией по представлению областного начальства. Судопроизводство предусматривало открытое разбирательство с записью в протоколе, который велся в специальном журнале. Спорные вопросы в судебном порядке рассматривались так же и народными судами, которые действовали на основе традиций и вероисповедания.

«Положением об управлении Терской областью» учреждалась городская стража и земская полиция. В эту структуру зачислялись местные жители с хорошей репутацией. Служба приравнивалась к государственной, и за нее начислялась зарплата из городской казны от 5 до 20 рублей ежемесячно.

 К предметам ведомства общественного управления в городах Российской империи были отнесены  следующие дела:

а) по надзору за дорогами и мостами;

б) по открытию и закрытию ярмарок и базаров, в пределах установленных  компетенций для земских учреждений (ст. 62. Положение о земских учреждениях и  Высочайше утвержденного 27 ноября 1873 г. и 17 декабря 1874 г. мнения  Государственного Совета);

в) по заведыванию благотворительными заведениями и имуществами, подлежащими ведению городского общественного управления, а также по принятию других мер призрения бедных, с взысканием способов к прекращению нищенства;

г) по заведыванию городскими почтовыми станциями;

д) надзор за цехами, артелями извозчиков, перевозчиков, весовщиков, за маклерами и другими подобными лицами, участвующими в торговле;

е) документы  в общественных собраниях и делопроизводство учреждений городского общественного управления, подлежащие опубликованию, а так же все губернские по городским делам присутствия предписания.[ 7  ]

В Городовом Положении имелась инструкция городской торговой полиции. Во  Владикавказе торговая полиция учреждалась на основании ст. III Городового Положения, высочайше утвержденного в июне 28.06.1870 г. для ближайшего заведывания местной торговлей преимущественно мелочной, производимой на рыночных и базарных площадях .[8]

 Торговая полиция подчинялась распоряжениям Городской Управы и действовала  на основании ее инструкций. Полицию составляли торговый смотритель под непосредственным наблюдением Городской Управы и три помощника, назначаемые базарным смотрителем. Определение и увольнение торгового смотрителя зависело от Городской Думы, а базарных смотрителей — от Городской Управы. Размер жалованья торговому и базарному смотрителям определялся Городской Думой. К предметам обязанностей торговой полиции относились:

  1. Надзор за правильным производством местной торговли и промышленности.
  2. Наблюдение за правильностью сборов с занимаемых помещений и места, а равно за право торговли и промыслами.
  3. Проверка арендных платежей за торговые заведения и места, принадлежащие городскому обществу.
  4. Наблюдение за исполнением со стороны торговцев и ремесленников правил, изложенных в уставах народного продовольствия и медицинской полиции.
  5. Наблюдение за исполнением постановлений Думы на основании ст. 103 Городового Положения.
  6. Торговый смотритель должен находиться на базаре в базарные дни в течение всех торгов, а по закрытии проверить ряды.[7]

Предполагалось размещение на Базарной площади продажи скота, в окрестностях казачьего поста  продажа яиц, кур, гусей и прочей домашней птицы; а также кукурузы, проса, ячменя, масла. На базаре разрешалось ставить будки, лавочки и ларьки. За каждым  торговым пунктом должен был иметься пронумерованный стол с указателями.  [ 8 ] Надо полагать, что такие инструкции были актуальными и для других городов Терской области.

Городская Дума выражала заботу о чистоте города, поэтому в своей деятельности руководствовалась  экологическими соображениями.

В Положении имелся список фабрик и заводов, которые должны были  строиться вне города. К запрещенным на территории города  строениям относились: прядильные, ткацкие, пеньковые, красильные, ситценабивные, писчебумажные, обойные, канатные, гуттаперчевые изделия, для выделки клеенки, чески и трепки льна, обжигание глины, извести, гипса, алебастра и колчеданов, приготовление асфальта, кирпичные, гончарные. Всего в 2 списках (34 +35) было  69 наименований с грифом  «запретить».  [ 8  ]

Устройство фабрик и заводов разрешалось только  министерствами МВД и финансов, городовыми управлениями по безвредности на основании ст. 115 Городового Положения 1871 года. [ 9 ]

В циркуляре МВД от 15 марта 1876 г. № 2787 об утверждении нового Положения и общественном управлении в городах говорилось, что  главное управление наместника Кавказского обратило внимание на дороги вне центральных городов. Поэтому на имя губернаторов и начальников областей Кавказского и Закавказского края, а также начальников  Черноморского округа и Сухумского отдела было обращено послание о необходимости соблюдать чистоту на дорогах и тротуарах, в  вверенных им городах.

Устраиваемые во многих городах тротуары были заняты каменными лестницами домовладельцев,  служащими для входа в дома и подвалы, через что преграждалось свободное по тротуарам сообщение и, кроме того, проходящие часто подвергались опасности, особенно в ночное время.

 Домовладельцы имели право застраивать только те места, которые им принадлежали, и границы которых подробно обозначались в утвержденных планах и других документах. Места, выделенные под тротуары, в границы частных владений не входили, а считались собственностью города, и, следовательно, застройка их составляла самовольный захват частными лицами городской собственности. О  домовладельцах, которые застраивали  самовольно тротуары, предписывалось  сообщать  мировым судьям,  для  принятия соответствующих мер по законам (ст. 66, 67,68 устава о наказаниях,  налагаемых мировыми судьями). Так же было  предложено городским общественным учреждениям, в тех местах, где действует уже Городовое Положение, издать для местных городских обывателей обязательные по строительной части постановления, в порядке определенном ст. 103-106 Городового Положения.[ 10 ]

По Городовому Положению 16 июня 1870 г., предписывалось утвердить планы фасадов частных зданий в городах с выдачей разрешений на постройку. Выдача разрешений на постройку, а также мелкие поправки обывательских фонарей, производилась с разрешения предоставляемого городским архитектором. [10]

Банковская администрация обязана была отчитываться в своих действиях исключительно городскому обществу (в силу ст. 19 и 29) лишь в хозяйственном отношении, т.к. от них зависели  интересы городского общества.[1 ]

11 мая 1877 года МВД сделало указание на основе законов, изданных городскими думами и на основе ст.103-106 Городового Положения, об обязательном исполнении  для местных жителей постановления  от 28 сентября 1872 года. В циркуляре перечислялись   общие требования, которые должны были выполнять горожане. [12]

В 1878 г. города были освобождены от расходов на содержание тюремных смотрителей и надзирателей. Городские Управы могли сами по Городовому Положению устанавливать новые сборы и сметы по ст. 1 параграфа  25 проекта сметы расходов МВД 1878 года.[7 ]

Обращалось внимание  на организацию противопожарной профилактики при постройке зданий. На этот счет издавались специальные инструкции. Дымовые трубы должны быть широкими с размерами для железных, голландских и других мелких печей не менее 4 аршин внутри или 16 кв. аршин, а для русских — не менее 4,5 и 6 вершков или 21 кв. вершков.[12 ]

Запрещалось строить трубы на деревянных балках. В верхних строениях деревянные печи устраивались над другими нижними с коренными дымовыми трубами на отдельных фундаментах, каменные печи разрешалось ставить на своды. Трубы на крыше должны быть кирпичными, железными или чугунными, до свода крыши — только кирпичными. Запрещались печи без трубы и топка «по-черному». Над трубами рекомендовалось устраивать специальные колпаки из железа или глины.[13 ]

Чисткой труб занимался или мастер — трубочист, нанимаемый Городской Управой, или группа трубочистов, имеющих разрешение от полиции. Очищение дымоходов предусматривалось:

1) в булочных, колбасных, гостиницах, трактирных заведениях, харчевнях и торговых банях 2 раза в месяц;

2) в домах обывателей — не менее 1 раза в месяц.

Нанимаемый трубочист не должен был требовать с домовладельцев платы, превышающей ранее договоренные условия. Всем мастерам — трубочистам Городская Управа ежегодно выдавала специальные книжки, в которых было отмечено  количество труб и произведенная уплата. Книжки  контролировались полицией и городским общественным управлением. При недобросовестном отношении мастера к своим обязанностям у него отбирали книжку. При замечании неисправности в печи и трубе мастер должен был довести до сведения жильца, домовладельца и полиции о ветхости. Полиция бесплатно осматривала  неполадки и составляла  акт о несоответствии. [14 ]

Воспрещалось возводить различные деревянные постройки во дворах,  имеющих по улице не менее 10 сажень. В кварталах, образуемых из пригородных слобод, оставлялись только те, которые имели ширину улицы не менее 8 сажень.[14]

Для более качественного обслуживания городов и обменом опыта  хозяйственный департамент 29 сентября 1899 года уведомил Министерство Внутренних Дел о выпуске сборника «Вестник земского и городского хозяйства». [15]

Итак, как видно из проанализированного материала, российские города совершенно разные по своему типу создавались, прежде всего, как управленческие центры. В этом качестве они  притягивали  к себе ремесленников и торговцев, находивших в них состоятельных покупателей и благоприятные условия для рыночного обмена и торговых сделок.

На интенсивное развитие российских городов повлияли либерально-буржуазные преобразования 70-80-х гг. XIX в. Реформирование городской системы касалось не только управления, но и градостроительства, санитарного состояния улиц и базаров, обустройства праздничных гуляний.

 

Список литература:

  1. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х — начале 90-х гг. XIX в./Под ред. Р.Ш. Ганелина.- Л.: Наука, 1984.- С.19.
  2. Терские ведомости,1889 г.№3 .- С3.
  3. Северный Кавказ,1887. №3.- С.2.
  4. Ларина В.И. Социально-экономическое развитие г. Владикавказа во второй половине XIX века его влияние на окружающее горское население.- Орджоникидзе, 1958.- С.12,13.
  5. ЦГА РСО-А.Ф.224.Оп.1.Д.160. Л.3 об.
  6. ЦГА РСО-А.Ф.12. Оп.1.Д.2. Л.371.
  7. ЦГА РСО-А.Ф.12. Оп.1.Д.2. Л.371.
  8. Кобахидзе Е.И. Не единою силою оружия…Осетия конца XVIII —  начала XX вв.- Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010.- С. 235,236.238.
  9. ЦГА РСО-А.Ф.12.Оп.7. Д.350.Л. 24.
  10. ЦГА РСО-А. Ф.12 .Оп.7. Д.347. ЛЛ.85-85 об.
  11. ЦГА РСО-А. Ф.17.Оп.1. Д.573.Л.9.
  12. ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.7. Д. 343. Л.31.
  13. ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.7. Д. 343. Л.37.
  14. ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.7. Д.343. Л.27.
  15. ЦГА РСО-А. Ф.12. Оп.7. Д.. 343. Л.53.
    ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКИХ РЕФОРМ 70 - 80 - Х ГГ. XIX ВЕКА НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ГОРОЖАН В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
    Общественно-политическая жизнь пореформенной России ознаменовалась утверждением в 70-80-х гг. XIX в. либерально-демократическими реформами, которые затронули деятельность всех институтов империи. Большое влияние на последующее развитие российских городов оказала реформа городского управления. Она изменила систему управления городами, расширила полномочия городов, повлияла на изменение социального и этнического состава. Новые положения закона особенно эффективно сказались на сфере жизнедеятельности горожан, которые принимали самое активное участие в благоустройстве своих городов. Не стали исключением в реформирования городской системы и города Терской области, которые играли большую роль в укреплении внутренней политики России на Северном Кавказе. Разнообразная деятельность горожан положительно влияла на социокультурную обстановку в Терской области
    Written by: Бесолов Сослан Эльбрусович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/03/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)
    Available in: Ebook