31 Окт

ПОЯВЛЕНИЕ МЕЩАНСТВА В РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

События, происходящие сегодня в современной Украине на территории ранее, до образования В.И. Лениным Украинской Советской Социалистической Республики, находящейся у края России (отсюда Украина), заставляют задуматься о причинах и возможных последствиях угроз возрождения нацистского фашизма. Сегодня, после вооружённого захвата украинскими нацистами власти в феврале 2014 г. в Киеве, евреи (жиды), вместе с православным христианством, вновь подвергаются оскорблениям и физическому насилию за свою этническую принадлежность и вероисповедание. Убийство фашистско-украинскими нацистами «небесной сотни» на Майдане, сожжение этими нацистами десятков мирных людей загнанных 2 мая 2014 г. в дом Профсоюзов в Одессе, постоянные факельные шествия нацистских молодчиков с призывами «убивать жидов и москалей», всё это пугает еврейских и русских обывателей сегодняшней Украины. Эти репрессивные действия фашистско-нацистских молодчиков в современной Украине приводят к тому, что многие жители этой страны, особенно коренное русско-еврейское население Юго-востока Украины, сегодня с каждым днём всё больше и больше завидует мирной и относительно благополучной жизни вернувшегося, обратно в Россию, крымского народа. Но почему радикально настроенные украинские нацисты выступают сегодня против жидов и москалей? С чем связаны эти события исторически? Когда появились на этих землях местечковые поселения евреев и почему их сегодня преследуют? Почему в Украине сегодня вновь развязана гражданская война между западными и восточными её жителями? Ответить на эти вопросы поможет данная статья о появлении украинского мещанства в России.

Со времён Киевской Руси и по сей день значение «мiсто» (место) на украинском языке означало и означает город. Соответственно жители городов Украины – мещане. Большинство городов Украины имеют своё происхождение как изначальные местечковые поселения евреев. Такая точка зрения согласуется с выяснением исторических данных о понятии «местечко». В еврейской энциклопедии Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, сказано о том, что образование значения «мещане» связано с созданием местечковых еврейских поселений – местечек. Где ««местечки» – особый род населённых мест, встречающихся на Кавказе, в Прибалтийском и Западном крае. Особенно многочисленны и типичны местечки в местах постоянного жительства евреев, т.е. губерниях, прежде находившихся в составе польского королевства. Здесь «местечки» с давних пор (начиная с XII в.) учреждались королями и магнатами, а в XIX столетии – и русским правительством, по ходатайству владельцев. По своему экономическому значению, по преобладанию среди жителей (преимущественно евреев) торгово-промышленных занятий, поселения эти приближаются к городскому типу. Жители местечек считаются мещанами». [3., 1894, Т.3А, С.666] Слово «мещанин» происходит от разговорной формы, обозначающей жителя местечка – местчанин или «мещанин». «Мещане каждого города, посада или местечка образуют особое мещанское общество – мещанство». [3., 1894, Т.24, С.657] Сегодня в научных кругах бытует мнение, что столица Украины Киев, изначально, тоже была местечковым еврейским поселением, т.к. самыми старыми его постройками, относящимися к VII веку, признано считать «жидовские ворота». К тому же в Кембридже имеется письмо на иврите из местечка Киева датированное тоже VII веком, т.е. ещё до захвата Киева Рюриком.

История появления мещанства в России во многом связана с гонением и погромами еврейского народа из-за его вероисповедания. В период Киевской Руси евреи и славяне уживались вместе вполне нормально без особых конфликтов из-за веры и образа жизни. Но после захвата украинских земель Польшей. Проживавшие в XIV-XVI вв. украинские евреи уже подверглись гонению за ересь получившую название «жидовствующие». «В Польше еврейский ум получил одностороннее направление, изощряясь в изучении талмуда или погружаясь в тёмные воды мистицизма и каббалы» [3, Т.11, С.451]. Во второй половине XV в., вначале в Новгороде, а затем в Москве была попытка проникновения в Московское государство ереси, под названием «жидовствующие». «Одним из первых её распространителей в Новгороде был мещанин Сахария, который приехал в 1471 г. из Киева» [3, Т.11, С.943]. Вероятнее всего, «жидовствующие» принадлежали к масонству, так как среди них был распространён мистицизм, который в русском православном народе считался союзом сатаны и антихриста – жидомасонством [5, С.430]. «Религиозно-философское мировоззрение этой группы «жидовски мудрствующих» можно определить как схоластический аристотелизм, сочетавшийся с элементами неоплатонической мистики и авторитетом ветхозаветной монотеистической библии. Антицерковные движения были подавлены православной церковью, утвердившей монопольное право на руководство духовной жизнью общества» [1, С.180-181]. Жидовствующие проповедовали её среди служилого сословия, купечества, в придворных великокняжеских кругах, среди некоторых представителей духовенства, а также посадского люда. В конце XV в.-нач. XVI в. жидовство из Киева распространялось в Москве и Новгороде. но было воспринято русской православной церковью как ересь и отвергнуто. Однако в Киеве это анти православное умонастроение (ересь) была сильно распространена.

После того, как в XIV-XVI вв. польские магнаты и шляхта захватили украинские земли, вслед за ними пришло на Украину и католическое духовенство, которое строило костёлы, закрывало православные церкви, и принуждало население переходить в католичество. Мещане-иудеи, жидовствующие и православные христиане подверглись нападкам и гонениям. Проповедуемая в Киеве религия теперь больше стала носить католический характер. «На Церковном соборе в Бресте в 1596 г. была провозглашена уния, окончательно закрепляющая соединение православной церкви с католической под властью Римского папы. Усилилось гонение на тех, кто не признавал унию. Украинский язык и культура предавались поруганию. Организаторы унии стремились ополячить украинский и белорусский народы. Эти действия встретили сопротивление угнетённого народа. За обиды и казацкие, и всея Малые России, от поляков терпимые, запорожцы единодушно согласились на войну против панской Польши. В 1648 г. Богдан Хмельницкий вблизи Сечи собирает войско на войну с польской шляхтой. В него вошли запорожские казаки (в прошлом – крепостные крестьяне) и угнетённые украинские мещане. В октябре 1653 г. в Москве собрался Земский собор. Собор принял единодушное решение – принять Украину в состав России, «уважая не только единоверие малороссиян, многократные просьбы их о том, но и опасность, им предстоящую от поляков и литовцев, угрожающее иго – турецкое и татарское». В ответ на это действие 8 января 1654 г. в Переяславле была созвана Всенародная рада. «Собралось великое множество всяких чинов людей» – казаки, мещане, крестьяне, купцы, духовенство. На площадь вышел Хмельницкий. «Так будем же едины с народом русским навеки!» – провозгласил он»» [2, С.273]. После воссоединения Украины с Россией количество городских жителей, именуемых мещанами, в Московском царстве значительно увеличилось.

В царствование Алексея Михайловича Романова (1647-1678 гг.), ознаменованное «латентной европеизацией» и ростом моды на польские обычаи, термин «мещане» начинает вновь усиленно входить в политико-правовой оборот. Он издал царский Указ «О запрещении мещанам закладывать дворы свои, построенные в Мещанской слободе», датированный 19 марта 1649 г. [4, С.120-175]. В этот период всё больше в Москве становится мещанское население из соседней Польши. «Вследствие войны с Польшей в Москве оказалось много пленных, мещан – имя, до сих пор неизвестное в Великой России; по Андрусовскому перемирию (1667 г.) они получили свободу, но пожелали остаться в Москве. Сперва их роздали в тягло по чёрным сотням и слободам, но в 1671 г. велено за Сретенскими воротами построить для них новую слободу, которая получила название Мещанской, и мещане взяты в ведомство Малороссийского приказа» [9, С.294]. Образованная в 1671-1672 гг. близь Москвы выходцами из Польши, находившимися на службе у Посольского приказа, Мещанская слобода (т.е. квалифицированные мастера, торговцы и «целовальники» при Посольском дворе) возникла уже тогда, когда основное место будущего мещанского сословия в России занимали ещё т.н. посадские люди.

В XIV-XVII вв. в Московском государстве происходит постепенная нивелировка правового статуса городского населения. К XV в. городское население утратило те права, которые оно имело в эпоху Киевского государства. Уже в Московском княжестве городское население получило особое название – посадский люд. Горожан всё меньше называли мещанами, больше – посадскими людьми. «В Московском государстве мещанами иногда именовались «чёрные градские люди», т.е. горожане, проживающие в посадах и слободах, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, подёнщики), более известные под названием посадских» [3, Т.11, С.440]. В Московии к ним относили торгово-промышленный класс, который составлял главную массу городского населения Московского государства (особенно в центральных и северных городах). Селился такой народ обычно около крепостных укреплений посадов, отсюда и получив своё название – посадские обыватели. Значение «посадские» (люди) происходит от слова посад – поселение, состоявшее из лавок и дворов торгово-промышленных людей и обыкновенно группировавшегося вокруг городов (вокруг кремля, вокруг городских стен). В Русском государстве XV-XVI вв. посадские люди никаких прав на самоуправление не имели. Они управлялись или удельными князьями, или наместниками великого князя. Посадское население стало облагаться теми же налогами и повинностями, что и крестьяне, и, соответственно, городских людей, подобно крестьянам, стали относить к разряду «чёрных» людей.

В России XVI-XVIII вв. дворянам часто вместо денежного жалования раздавали земли, на которой закрепляются крестьяне в селе, а в городах посадские приписываются к своему местожительству. «В городе посадские также прикреплены, не смеют уйти под смертною казнью, должны сидеть, работать и платить ратным людям на жалованье, кормить воеводу» [9, С.317]. Закрепление проживания горожан на своих местах происходило постепенно. В 1613 г. велено было возвращать посадских людей, бежавших из Москвы, хотя до этого посадские люди переходили с одного посада в другой, и такие переходы признавались правительством. В 1619 г. состоялось постановление земского собора, по которому все ушедшие посадские люди подлежали возвращению на прежние места. То же решение подтверждалось частными указами и распоряжениями 1638 г. и 1642 г. с угрозой наказаний за неисполнение. В1648 г. Указом было установлено обязательное возвращение на прежнее место жительства всех посадских людей. Введённое в 1649 г. положение «О земских участковых начальниках» прикрепляло посадских к своему месту жительства наравне с крестьянством. Посадские люди, «имеющие постоянное жительство в селениях, доколь не выбудут из оных, были подвержены крестьянскому общественному управлению и подчинены административно-карательной власти земских начальников. В законодательном уложении окончательно сформулировано прикрепление посадских людей к тому месту жительства, где их застал этот юридический акт. Указом 1658 г. переход из одного посада в другой стал, запрещён под угрозой смертной казни. То же стало проводить и законодательство Петра I, запрещающее купцам и ремесленникам, платящим подать и отправляющим повинности, оставлять под каким-либо предлогом посады и слободы» [3, Т.20, С.340].  Таким образом, посадские при закреплении их на своём месте жительства фактически становились мещанами – жителями на месте. Они, были закреплены за своим местом проживания, не имели юридического права без разрешения земских участковых начальников уйти из своего городского дома – местожительства.

Мещанское общество в слободе считалось иностранным, оно было другого, по сравнению с православным российским народом, вероисповедания и жило отдельно, отчуждённо, обособленно, по своим западным правилам, как чужестранцы, чужеземцы. Основным занятием мещан в слободах была розничная торговля привозными, западными товарами, на торговлю которыми они имели привилегированную монополию. Торговля ими велась даже тогда, когда для остальных она категорически запрещалась. «Ни один иноземец не может продавать своих товаров в розницу и ездить с ними по ярмаркам. В Москву и другие внутренние города пропускаются только те иноземцы, у которых будут государевы жалованные грамоты за красною печатью. Жиды в царствование Алексея Михайловича умели добыть себе такие грамоты за красною печатью; они приезжали в Москву с сукнами, жемчугом и другими товарами и получали комиссии от двора; так в 1672 г. шкловские евреи Самуил Яковлев с товарищами отпущены были из Москвы за рубеж для покупки венгерского вина» [9, С. 314]. Отношение к поселившимся в Москве мещанам слободы среди православного посадского населения было отрицательным. Православные  жители Москвы относились к ним как к иноверцам и инородцам, проповедующим другую, чуждую русскому народу веру и навязывающим западную культуру, а также несправедливо получившим привилегию на торговлю иностранными товарами. Так получилось, что мещанство у русского народа изначально с появлением в Москве стало ассоциироваться с западничеством, еврейством, жидомасонством и торгашеством.

Следующим этапом становления иноземного сословия мещан стала прозападная организация российского общества при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование «мещане». В состав мещанского сословия вошли «гости», посадские люди и низшие служилые группы. Для включения в состав сословия мещан необходимо было записываться в городскую обывательскую книгу. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют», а также ремесленники: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные [10, С.623].  Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности. Во главе гильдий и цехов стояли старшины – альдерманы, которые заведовали не только сугубо сословными делами, но и выполняли функции, относившиеся к общему государственному управлению. При Петре I к мещанскому сословию приписывали не только бывших польских, украинских и белорусских мещан, а всех приезжих иностранцев (немцев, шведов и т.д.). Так и получилось, что арап Петра Великого до своей женитьбы был зачислен в мещанское сословие. Поэтому его знаменитый потомок – поэт А.С. Пушкин, вспоминая свою родословную, пишет о себе: «…я, братцы, мелкий мещанин … так мне ли быть аристократом, я, слава Богу, мещанин» [7,Т.1, С.195].

30 июля 1767 г. Екатериной II был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей». В статьях сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремёслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твёрдое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремёслах. Сверх того, всех тех, кои выходить будут, не быв дворянами изо всех учреждённых училищ и воспитательных домов, какого бы те училища звания ни были, духовные или светские. Также приказных детей» [8, Т.18, №12949].Так, к состоянию городских обывателей, под общим названием граждан, принадлежали: 1) почётные граждане; 2) гильдейское купечество (местное и иногороднее); 3) мещане или посадские; 4) ремесленники или цеховые; 5) рабочие люди. Надо отметить, что в городах губерний: Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской, Могилёвской, Киевской, Волынской и Подольской в общий состав городских обывателей вошли все однодворцы, вольные люди, граждане западных губерний на основании особо изданных на этот предмет правил. Мещане или посадские считались все в равной степени независимо от того, чем они занимались: торговлей или другими промыслами.

Екатерина II в своих указаниях, особенно в «Своде Законов», изменяет название «посадские обыватели» на западный манер, заменяя его термином «мещане». Манифест от 17 марта 1775 г. назвал мещанами всех посадских и слободских обывателей, которые не владели капиталом в 500 рублей и не могли быть записаны в купечество. Проведённая в 1775 г. податная реформа изменила социальное положение мещанства. По реформе граждане разделялись на привилегированных купцов трёх гильдий и непривилегированных мещан. Гильдейское купечество получило освобождение от уплаты подушной подати, право откупаться от рекрутской повинности денежным взносом, а чуть позже (в 1785 г.) купцы первых двух гильдий были избавлены также и от телесных наказаний и приобрели право ездить в карете парой. Мещане остались на прежнем положении посадских обывателей. Поэтому с указанного времени можно считать, что различия между купечеством и мещанством приобрели социальный характер, перемещения из купечества в мещанство и наоборот стали относиться к вертикальной мобильности. Следует отметить, что непреодолимого барьера между отдельными группами граждан не было. Заплатив известную сумму, мещанин или цеховой мог стать купцом любой гильдии, а разорившийся купец, который не в состоянии уплачивать гильдейский сбор с капитала, автоматически переходил в мещанство.

Окончательное оформление мещанского сословия происходит путём узаконенной Екатериной II грамотой на права и выгоды городам Российской империи 1785 г. («Жалованная грамота городам»). В этой грамоте, касающейся управления городов, с 1785 г. мещанами назвались все городские обыватели («мещане вообще»), которые делились на 6 разрядов. Из них 4 разряда («настоящие городовые обыватели», т.е. лица, имевшие в городе недвижимость, «цеховые граждане», «иногородние и иностранные гости» и «посадские») фактически составили сословие мещанства в узком смысле слова. Законодательно грамота закрепляла за мещанством право беспрепятственно заниматься мелкой торговлей и разного рода промыслами (содержать мастерские, лавки, трактиры и проч.) в городах, установила подсудность мещанства мещанскому суду, гарантировала определённые права («мещанин без суда не мог лишиться доброго имени или жизни, или имения»). Вместе с тем мещане подлежали телесным наказаниям (до 1863 г.). Сословный статус «мещане» объявлялся наследственным. «Городовое положение 1785 года» называет мещанами всех вообще представителей третьего сословия («среднего рода людей» или мещан, название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние). Они из тех городских обывателей, «которые не принадлежат ни к именитому гражданству, ни к купечеству, ни к цехам, а кормятся в городе промыслом, ручным ремеслом или работой» [3, Т.20, C.231-232].

В разделе «О городовых обывателях, установлении общества гражданского, и о выгодах общества градского» определяется формирование мещанского общества. В ст. 51 говорится о том, что «в обществе градском мещанин быть может без капитальный и моложе двадцати пяти лет, но сидеть не должен, ни голоса иметь, ни выбран быть не может для тех должностей, кои наполняются обществом градским». Кроме этого, в ст. 56 говорится о городовой мещанской книге («кто не внесён в городовую мещанскую книгу, тот не принадлежит к обществу градскому того города»). В каждом городе создавалось мещанское общество. Оно избирало на три года мещанскую управу, состоявшую из старосты, его помощника и нескольких «десятников», которые утверждались губернатором. Староста вёл списки лиц, состоявших в данном мещанском обществе, выдавал паспорта «на отлучку», ведал раскладкой и сбором податей. Мещанин, пожелавший перейти из одного мещанского общества в другое, а также в другое сословие, должен был получить от своего общества увольнительный приговор, в котором указывалось, что он не имеет долгов, недоимок по податям, не состоит под следствием, не оставляет на прежнем месте жительства не способных прокормить себя родственников, и что он получил согласие своего общества его отпустить. Для принятия в другое мещанское общество требовалось его предварительное согласие, для чего были необходимы рекомендации соседей по старому месту жительства. Увольнительный приговор заверялся мещанской управой и передавался в губернскую казённую палату. Существовала и незначительная прослойка лиц (сироты и др.), которых приписывали к мещанскому сословию без согласия последнего. Эти лица в течение 5 лет со времени приписки обязаны были ходатайствовать согласие мещанского общества на окончательное и постоянное их причисление. Таким образом, «мещанство» – это понятие, которое со второй половины XVIII в. показывало официальный статус особого общества – сословия, проживающего в городах и занимающегося мелкой торговлей и ремесленным производством. Именно в таком смысле оно и было зафиксировано в метриках и паспортах миллионов жителей царской России.

В 1801 г. мещане получили право покупать ненаселённые земли, в результате чего во второй половине XIX в. размеры мещанских землевладений существенно выросли. Гильдейская реформа 1824 г. ввела мелочную регламентацию хозяйственной деятельности мещан, разделив их на торгующих и на посадских мещан. Установленные этой реформой новые размеры налогообложения оказались для мещан непосильными, и в 1826-1827 г. они были отменены в той части, которая касалась мелочного торга и промыслов. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена умеренным торгово-промышленным обложением. После этой меры и реформ 1860-1870-х гг. понятие «мещане» осталось в значении социального происхождения. Мещане получили широкий доступ к государственной службе с возможным правом приобретения личного дворянства за отличия и особые заслуги перед Отечеством. «В 1866 г. мещане европейской России были освобождены от подушной подати, взамен которой был введён налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках» [3, Т.24, С.657]. С изданием Закона о промысловом налоге (1898 г.), который распространялся и на мещан, их хозяйственная деятельность перестала зависеть от принадлежности к сословию. Сословие мещан в России было упразднено после Октябрьской революции 1917 г. Оно стало употребляться в переносном смысле – люди с мелкими частнособственническими интересами, ограниченным потребительским кругозором.

В последнее время, после проведения спец. службами США заранее спланированного вооружённого захвата власти в Киеве при помощи возрождённых из скрывавшихся в США и Канаде гитлеровских пособников из подразделений «украинских националистов», Украина стала зоной гражданской войны. Цель, которую преследуют лидеры США (Маккейн, Дж. Байден) уже ясна и понятна – подчинить Украину своему влиянию для того, чтобы убивать и грабить украинцев. Заставить Украину и НАТО развязать войну с Россией, чтобы вновь, как в период 2 мировой войны, наживаться на поставках оружия в Европу. США при том, что им некто не угрожает, собирают со своих налогоплательщиков огромные деньги на военные расходы, больше чем все остальные страны мира вместе взятые. К тому же ВПК США забирает по 2% ВВП с каждой страны входящей в НАТО. В США 2 Мировая война считается «хорошей войной», империалисты из США сказочно обогатились на ней, и теперь вновь хотят развязать 3 Мировую войну в Европе, чтобы ещё больше поработить и без того оккупированную их натовскими базами Западную Европу. Но европейцы благодаря своим памятникам помнят о десятках миллионов погибших во 2 Мировой войне и, не смотря на действия неонацистских молодчиков подготовленных спец. службами США для разрушения этих памятников, хотят мира, а не войны. Война обывателям Украины, России и европейских стран входящим в НАТО не нужна, она несёт убийство, разрушение и обнищание Европе. Надо сделать всё возможное, чтобы её не было!

Список литературы.

  1. Абрамов А.И. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. Под ред. А.И. Абрамова. М.: Наука, 1995.
  2. Афанасенко Е.К. Вопросы истории. М.: Изд. Просвещение, 1967.
  3. Брокгауз Ф.А., Ефрон А.И. Энциклопедический словарь. В 86 т. СПб., 1890-1907.
  4. Коняев Н.М. Подлинная история дома Романовых. М.: Вече, 2005.
  5. Мораморко М. Масонство в прошлом и настоящем. М.: Прогресс, 1990.
  6. Нестеров А.И. Мы – мещанство!?…Теория места общества. – СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН». 2013.
  7. Пушкин А.С. Моя родословная. Соч. в 3-х т./А.С. Пушкин. М.: Художественная литература,
  8. Полное Собрание Законов. СПб., 1830. Т.18. №12949.
  9. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989.
  10. Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX века). Ростов-на-Дону, 2003.
    ПОЯВЛЕНИЕ МЕЩАНСТВА В РОССИИ
    В статье проведено исследование появления местечкового и городского мещанства на территории России. Прослеживается исторический путь становления мещанского сословия в России от еврейских местечковых образований в период Хазарского каганата. Киевской Руси и Польского королевства до Великой Октябрьской Социалистической революции 1917г. И образования у края России В.И. Лениным Украинской Советской Социалистической Республики. Производится сбор и предоставление нормативных документов и фактов, обуславливающих появление мещанского сословия в царской России.
    Written by: Нестеров Андрей Иванович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/28/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook