30 Апр

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА СУЛТАНОВ-ПРАВИТЕЛЕЙ В МЛАДШЕМ ЖУЗЕ КАЗАХСТАНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Одним из особенностей управления и подчинения населения Казахстана Российской империей было упразднение ханской власти. В те времена она была уже ослаблена и не могла обеспечивать беспрекословное подчинение населения Казахстана России. В качестве примера можно взять письмо хана Младшего жуза Абулхаира в ответ на требование российского правительства вернуть разграбленные товары каравана, шедшего через их земли. Он пишет, что его приказы здесь не слушают и они могут вернуть эти товары только с помощью своего войска. [1, с. 20]

Еще одним фактором осложнения ситуации служило то, что многочисленные султаны, происходившие из ханского рода, постоянно боролись за власть. Это создавало определенные трудности в управлении и подчинении казахов. Таким образом, было решено упразднить власть хана и сделать старших султанов руководителями частей жуза, на которые предполагалось разделить территорию. Большой проект по разделению Младшего жуза был разработан Эссеном П.К. В 1823 г. Оренбургский губернатор обратился с проектом реформы Младшего жуза в Азиатский комитет, где он обсуждался до марта 1824 г. Он предлагал разделить территорию Младшего жуза на четыре части: Восточную, Среднюю, Западную и Внутреннюю (Букеевскую). В каждой части предполагалось определить три ступени власти: управление аулами, управление родами, состоящими из аулов и управление целой частью, состоящей из родов. Носителями власти должны были быть: в ауле – старшина, в роде – частный правитель, а в части – старший султан и хан со своими советниками. Однако при обсуждении проекта серьезные возражения вызвала двойная власть (хан и старший султан). Ввиду того, что из этого непременно возникнут притязания и беспорядки, было решено согласиться только на власть старшего султана, а власть хана во Внутренней орде оставить в прежнем виде. Ее правителем был хан Джангир, который являлся воспитанником Астраханского губернатора и, став ханом, сразу же заслужил доверие правительства. Комитет заявил, что по принятой реформе необходимо определить старшего султана от правительства, а не предоставлять на избрание самими киргизами. Данный проект реформы был представлен царю и одобрен им в марте 1824 г. [2, с. 215]

Таким образом, ханская власть в Младшем жузе была окончательно ликвидирована. Вся территория была разделена на части и управление перешло в руки старших султанов (для отличия от старших султанов Среднего жуза они назывались султанами-правителями). Назначение султанов-правителей трех частей Младшего жуза произошло в августе 1824 г. Они назначались от русского правительства и получали жалованье, именную печать, саблю и инструкции по управлению. По сути они были «филиалом» правительства и проводили ее политику на местах. Основными их обязанностями были обеспечение безопасности передвижения караванов, сбор налогов, борьба с недовольными политикой царского правительства. [3, с. 369]

После принятия «Устава об Оренбургских киргизах» произошли значительные изменения в подчинении населения Младшего жуза. Получив руководящую должность, многие султаны-правители стали верно служить царскому правительству. Это можно видеть на примере старшего султана западной части Каратая Нуралиева, бывшего ярым противником царского правительства и доставлявшего массу хлопот из-за того, что не были удовлетворены его притязания на престол. После назначения султаном-правителем он стал примерным исполнителем распоряжений начальства. В данном случае четко прослеживается то, что султаны-чингизиды, стремясь к власти, не могли сами утвердить ее над казахским обществом, так как не имели социально-политической опоры, аппарата насилия и законодательного основания своей власти. [4, с. 294]

Немало было и тех, кто смотрел на это место как на «источник дохода». Это было отмечено в результате ревизии, отправленной в степь после многочисленных жалоб на руководителей. Став правителями, некоторые из них позволяли себе злоупотребления, поборы, пытались ликвидировать своих конкурентов, которые могли настроить народ против него.

Если говорить об особенностях института султанов-правителей, то необходимо отметить в первую очередь, что он создавался царским правительством и для ведения его политики. Это определяет его сущность. То есть этот институт изначально задуман как филиал пограничных властей, только с руководителями из местной элиты. Они были приравнены к российским чиновникам и теперь служили за вознаграждения и чины. Назначение и смещение их напрямую зависели от благосклонности к ним регионального российского начальства. А вот претворение его в жизнь стало возможным по той причине, что пограничные чиновники выбрали удачный момент для проведения реформ. Дело в том, что в это время ханская власть, а вместе с ним и влияние султанов-чингизидов значительно ослабли. Простой народ все меньше и меньше стал подчиняться приказам султанов и, в качестве выражения недовольства, уходить в глубь степи. В таких условиях, реформы управления предоставляли старшим султанам опору в установлении власти над обществом, а военный отряд, приставленный от правительства, пресекал всякие противостояния.

Для характеристики власти султанов-правителей необходимо отметить два обстоятельства. Первое – это то, что они назначались исключительно из султанов дома Абулхаир-хана. В виду серьезного падения авторитета султанов в Младшем жузе, а также попыток захвата власти феодалами, они могли оставаться у власти только при помощи силы и поддержки пограничных властей. Это видно из того, что при каждом правителе части находилась военная команда численностью от 100 до 200 человек, которая охраняла и постоянно сопровождала его в разъездах по степи. Основные ставки султанов-правителей также были расположены не в степи, а в пограничной полосе.

Еще одним фактором, определявшим характер власти старших султанов, являлось то, что они создавались как филиал Пограничной комиссии в степи, обязанные исполнять ее поручения. Взяточничество, поборы, насилие над населением, злоупотребление служебными полномочиями были неотъемлемыми атрибутами власти султанов-правителей.

Диктатура султанов оттолкнула от них многие кочевые коллективы. Они уходили в глубь степи и отказывались выполнять их распоряжения. Все должностные лица в Младшем жузе, от аульного начальника до султана-правителя, назначались военным губернатором Оренбурга. Позиция колонизаторов в данном случае выражена предельно ясно. Председатель Оренбургской пограничной комиссии Ладыженский отсутствие выборов в Младшем жузе объяснял так: «Предоставить выбор правителей самому народу значило бы возбудить в нем притязания на власть, влекущую за собой всенародную смуту». [5, с. 287]

Подводя итоги, можно отметить, что создание института султанов-правителей в Младшем жузе было подготовлено ходом исторических событий. Ханская власть к тому времени здесь уже совсем ослабла и не могла обеспечивать подчинение населения царскому правительству. Вследствие этого участились набеги казахских родов на караваны, следовавшие по данной территории, грабежи купцов. Попытки предотвратить эти проблемы с ханской помощью оказались безрезультатными. В таких условиях Пограничной комиссии необходимо было предпринимать кардинальные меры. Так как правительственные чиновники уже давно вынашивали идеи присоединения Младшего жуза к Российской империи, план проекта был представлен практически сразу. Претворение этого проекта в реальность не сопровождалось особыми осложнениями по той причине, что влияние ханской власти было слабым. А назначение старших султанов решало некоторые вопросы с противостоянием султанов, не удовлетворенных в своих притязаниях на престол. Перечисленные выше факторы, отличали процесс проведения реформ в Младшем жузе от Среднего. Там реформы были встречены народом с более организованными выступлениями против изменений. Дело в том, что в Среднем жузе ханская власть тогда еще имела влияние и авторитет. Еще одним пунктом различия реформ в Младшем жузе явилось то, что они были грубее и реакционнее.

Институт султанов-правителей был создан царским правительством для соблюдения имперских интересов на территории Младшего жуза Казахстана. Все должностные лица назначались от Пограничных властей и вся деятельность полностью контролировалась и управлялась центром. Несмотря на то, что это был своего рода «филиал» правительства, имел как положительные, так и отрицательные стороны, данный институт представляет собой одну из важных моментов в ходе казахской истории и становлении казахской государственности и населения. Поэтому, безусловно, институт султанов-правителей заслуживает детального изучения всех особенностей для четкого представления роли и места в истории народа.

 

Список использованной литературы и источников:

  1. Абдрахманова Б.М. – «История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке». Караганда: «Гласир», 2010.
  2. Зиманов С.З. – «Политический строй Казахстана первой половины XIX века и Букеевское ханство». Алматы: «Арыс», 2009.
  3. «История Казахстана в русских источниках XVI –ХХ вв.», т. 8, ч. 1, -Алматы, 2006.
  4. «Материалы по истории политического строя Казахстана», т. 1, — Алма-Ата, 1960.
  5. «Материалы по истории политического строя Казахстана», т. 4, — Алма-Ата, 1960.
  6. ЦГА РК., ф.4, оп.1, д. 245, л. 4.
  7. ЦГА РК., ф.4, оп.1, д. 2833, л. 70.
    ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА СУЛТАНОВ-ПРАВИТЕЛЕЙ В МЛАДШЕМ ЖУЗЕ КАЗАХСТАНА
    В историческом прошлом Казахстана имеется не малое количество судьбоносных решений, принятых Российской империей, которые проложили ход истории. Одним из таких решений является создание института султанов-правителей в Младшем жузе для облегчения управления населением. Он заменил ханскую власть, которая к тому времени уже потеряла влияние среди народа и не могла обеспечивать покорность и спокойствие. Данный институт просуществовал не долго, но показал свою эффективность в управлении и большую роль в казахском обществе XIX века. Относительно слабая изученность определяет значимость исследования этой темы для истории Казахстана.
    Written by: Галимов Ербол Ануарбекович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook