30 Дек

Первый секретарь Якутского обкома ВКП (б) Певзняк Павел Матвеевич (1930-1937 гг.)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В нашей многонациональной республике, в руководящих должностях были люди разных национальностей, в том числе евреи. Некоторые из них в 1920-1930-х гг. в Якутской АССР являлись видными партийными работниками. Одним из них является Певзняк Павел Матвеевич (Файвель Мордухович), который был секретарем Якутского обкома ВКП (б) с 1930 г., одновременно с июля 1937 г. – секретарь Якутского горкома партии. С 5 февраля 1939 г. освобожден от должности секретаря Якутского обкома ВКП (б) арестован и репрессирован. Был арестован, вместе с другими политическими деятелями Якутской АССР С.М. Аржаковым, Н.Н. Окоемовым, А.Г. Габышевым по делу «антисоветской буржуазно-националистической организации».[i]

Население Якутии до Октябрьской революции оставалась малограмотной и с невысоким социально-экономическим и общественно-культурным уровнем развития. Новая власть, во главе с коммунистической партией поставила задачу ликвидировать эту отсталость. Это событие вошло в историю Якутии, как «Культурная революция». Певзняк П.М. на завершающем этапе сыграл свою определенную роль в «культурной революции» Якутии.

До назначения секретарем Якутского обкома ВКП (б), П.М. Певзняк работал в Харьковской области УССР Лазовском райкоме секретарем.

Певзняк Павел Матвеевич (Файвель Мордухович) родился в марте 1898 г., в г. Мстиславль Смоленской губернии (сейчас Могилевская область Республики Беларусь). Отец был приказчиком, после смерти отца мать работала белошвейкой на дому, а с 1915 до 1917 гг. имела лавку.  Окончил восьмиклассную Вяземскую мужскую гимназию, куда поступил при помощи еврейской общины (1912-1917 гг.). С 5 класса начал зарабатывать репетиторством и помогать матери.[ii]

После Октябрьской революции стал работать редактором газеты «Товарищ», затем в 1918 г. секретарем уисполкома г. Вязьма Смоленской губернии, в конце 1918 г. избран секретарем упарткома до 1921 г. В гражданской войне не участвовал. В 1921 г. был избран на губернской конференции Смоленской организации Заворгом. Служил в РККА (1924-28 гг.) конструктором роты связи. В 1927-1928 гг. заведующий политическим просветительством народного образования и Заведующий организационным отделом Районного потребительского союза. С 1929 по 1930 г. Секретарь Лазовского РПК Харьковской области УССР.[iii]

С 1930 г. секретарь Якутского обкома ВКП (б), одновременно с июля 1937 г. – секретарь Якутского горкома партии. Имеет партийное взыскание в 1934 г. от ЦК ВКП (б) за неудовлетворительную организацию подготовки писателей Якутии к Всесоюзному съезду писателей и в 1935 г. выговор от ЦК ВКП (б) за подачу телеграммы оборонного характера клером.[iv]

П.М. Певзняк в качестве первого секретаря Якутского обкома ВКП (б) издал 6 октября 1931 г. постановление об итогах работы школ и реализации решения ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе».

В частности отмечалось, что «к 10-летию существования Советской власти в Якутии, число учащихся в начальной и средней школе увеличилось с 4375 человек в 1917 г. до 23 432 человек в 1931 г. Средний процент охвата детей школьного возраста и переростков 46,5%. Перелом в развитии школ был достигнут после решения XVI партийного съезда о введении всеобуча. Так, количество учащихся выросло за 1930-1932 учебного года на 53,6%, в том числе в северных районах до 56,8%».[v]

Одним из главных вопросов в «культурной революции» в Якутии, были изучение русского языка, поскольку по переписи 1926 г. только 0,9% мужчин и 0,3% женщин саха им свободно владели, и якутского языка — для проведения большевистской политики «коренизации» общественно-политической жизни в регионах. С 1922 г. по постановлению СНК ЯАССР

в школах I ступени, где преобладали якуты, вводилось преподавание на родном языке, в школах II ступени якутский язык стал обязательным предметом, его изучение включалось в программу всех средних специальных учебных заведений. После принятия в сентябре 1923 г. постановления ЯЦИК о переводе делопроизводства на якутский язык служащие государственных учреждений стали посещать курсы по изучению якутского языка. Уклоняющимся от прохождения курсов предписывалось учить якутский язык на дому, особенно ответственным политработникам. В частности, товарищам В. Бик и Карнит, не посещавшим курсы якутского языка, предписывалось подготовиться на дому и сдать экзамен Центральной Проверочной Комиссии не позже июня 1930 г. Служащий, отказывавшийся овладеть якутским языком, подлежал увольнению.[vi]

Отмечал недостатки образования в школах республики: работа без образовательной программы, методики, медленный темп перевода на родной язык. Чтобы устранить эти недостатки, предлагал такие изменения: обеспечение школы учебной программы, методики преподавания, введение преподавания на родном языке, разделение детей по языковым группам или создание отдельной школы, перевода учебников с русского на якутский язык и введение политехнизма. Так же, он исходя из политехнизма, предлагал прикрепить начальные классы, семилетки, ШКМ и техникумы к колхозам, совхозам, МТС и промышленным предприятиям. В соответствии предлагали обязательное семилетнее образование и дальнейшее поступление в техникумы.[vii]

11 октября 1931 г. вышло постановление «о всеобщем обучении неграмотных и о работе среди малограмотных». П.М. Певзняк сообщал, что ликвидация неграмотности по сравнению 1929-30 учебного года имеет небольшие успехи. Охватили 35 675 человек вместо 7000. Передовыми районами отмечал Усть-Алданский и Мегино-Кангаласский, которые смогут завершить ликбез в 1932 г. Но, несмотря на это он указал, что темп ликвидации неграмотности отстает. Причинами отмечал недостаточная мобилизация сил по ликбезу. Слабыми районами называл Амгинский, Олекминский, Ленский, Сунтарский, Мегежекский и Вилюйский районы. Обвинял общественные организации и низовые советы за невыполнение задач по ликвидации неграмотности. Чтобы устранить недостатки бюро Обкома ВКП (б) постановил, что нужно ликвидировать неграмотность населения ЯАССР в возрасте от 16 до 50 лет в течение 1931 по 1933 гг., в южных районах в течение 1931-32 гг. не менее 75% населения, в северных не менее 50%. Дальше ликвидировать неграмотность членов ВКП(б), ВЛКСМ, профсоюзов, колхозников и.т.д.[viii]

На IX областной партийной конференции 3 января 1932 г. Певзняк прочитал доклад об итогах работ по ликбезу. Всего на дело народного образования было израсходовано 7746 тыс. руб., что составляло 98% плана. Итоги всеобуча и ликбеза: школы 1 концентра составляло 436 школ  1931-32 учебного года, когда 1930-31 в учебном году составляло 292 школ. Количество учащихся выросло с 19 732 до 34 271.  Школы 2-го концентра количество школ выросло с 28 до 38, учащихся с 1704 до 4447. Школы колхозной молодежи с 9 до 10 школ, учащихся 722 до 1100. Техникумов стало 13, количество учащихся выросло с 1136 до 1645. Сеть народного образования выросло, но были отставания в деле политехнизации и крупным недостатком отмечал недостаточное количество политико-просветительской сети (библиотеки и.т.п.).[ix]

Периодическая печать возросла на 2 районные и 2 рабочие газеты. Республиканская газета «Кыым» («Искра») на якутском языке стала ежедневной. Всего издавался 7 газет, из них 3 областные (республиканские), 3 районные и 1 рабочая с тиражом 19 500 газет.

Было уделено внимание к отправке студентов на учебу в центральные  вузы страны, которые показали себя на советско-хозяйственной работе. В целях подготовки научных кадров для республики. Всего в вузах страны отправили  776 человек по сравнению 503 чел.  в 1930 г. Были проведены первые 3-4 месячные курсы по подготовке партийных работников при Обкоме.    Посылка студентов в вузы привела к сокращению процента знания родного языка (коренизация и якутизация)  в центральных учреждениях республики. Процент знающих якутский язык снизился: в 1930 г. 21,6%, а в 1931 г. 20,4% уменьшился на 1,2%. Поэтому требовалось  в проведении коренизации и якутизации. Еще Певзняк писал об обострении классовой борьбы в национальном вопросе. В связи с чем, предлагается борьба с этим явлением. [x]

В 20–30 гг. ХХ в. начинается целевой набор для обучения учащихся ЯАССР в центральных вузах страны. Здесь, тоже одним из главных критериев было знание якутского языка. В частности, Берковичу было отказано в направлении в Рыбный техникум как не знающему якутский язык и не соответствующему правилам приема в техникум.[xi]

13 ноября 1933 г. вышло постановление «О состоянии и задачах всеобуча в северных районах Якутской АССР». Здесь наблюдается результат за 2 года, где обозначилось об удовлетворительной работе по ликбезу. Но, несмотря на значительные успехи, перелом не был достигнут: неуспеваемость учащихся, слабая методика обучения и отсутствие руководства со стороны Наркомпроса. Так же для устранения недостатков предлагали конкретные решения.[xii] Еще одним постановлением от 19 мая 1934 г. стало «о работе Якутского Государственного Национального театра им. П.А. Ойунского». Где говорилось об улучшении работы театры, но предлагали устранить некоторые недостатки.[xiii]

Есть некоторые сведения, о том, что П.М. Певзняк был причастен к сталинской репрессии 1937-38 гг. известная как «тройка». От 10 июля 1937 г. он подписал отношение Сталину о создании Якутской «тройки». Но потом сам стал жертвой сталинских репрессий, после «ежовщины». По документам бюро Обкома ВКП (б) от 24 января 1939 г. решением ЦК ВКП (б) освободили его от должности первого секретаря Якутского обкома ВКП (б)  и с партийного учета. Певзняка П.М. обвинили за антипартийную практику в работе, потерявшего бдительность и запутавшегося в своих связях с враждебными элементами, за критику парторганизации, избиению честных людей и не внушающего политического доверия.[xiv]

В 28 мая 1940 г. по делу «АПТБНБ» проходит как один из руководителей, был приговорен к расстрелу вместе с 25 осужденными. Приговор был заменен 17 мая 1941 г. на 8 лет ИТЛ (СВИТЛ Дальстроя), умер на строительстве автодороги Хандыга – Магадан (Колымский тракт) 28 ноября 1942 г.[xv]

Был реабилитирован по заявлению жены 7 февраля 1956 г. посмертно.[xvi]

Создание советской системы народного просвещения, массовое обучение взрослых грамоте и осуществление всеобщего обучения детей ускорили достижение сплошной грамотности населения. Если до революции якутов с высшим образованием насчитывалось единицы, а со средним несколько десятков, то к 1937 г. возникла своя советская интеллигенция. Расцвела советская наука, литература, искусство, выросли свои артисты, певцы, музыканты. Во всем этом завершающей цепочкой «культурной революции» стал Павел Матвеевич Певзняк, который оставил свой след в истории Якутии.

[i]  [2, 75]

[ii]  [4, 10]

[iii]  [4, 14-15]

[iv]  [4, 15]

[v]  [7, 8]

[vi]  [1, 420]

[vii]  [7, 7-11]

[viii]  [8, 96-98]

[ix]  [3, 26]

[x] [3, 26-29]

[xi] [1, 422]

[xii] [9,8-9]

[xiii] [10, 115-116]

[xiv] [5, 29]

[xv] [2, 75-76]

[xvi] [6, 31]

Использованные источники:

  1. Андреев А.П. Образование евреев Якутска в 1920-е гг. // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике. Том II. М., 2013.
  2. Ковлеков С.И. Истрия развития скотоводства и коневодства в Якутии (1917 – 1928 гг.). Якутск, 1992. С. 75 – 76.
  3. Национальный архив РС (Я), Ф. 3, Оп. 75, Д. 97, Лл. 26-29.
  4. Там же, Ф. п-3, Оп. 177, Д. 3814, Лл. 2-16.
  5. Там же, Ф. п-3, Оп. 177, Д. 3814, Лл. 29.
  6. Там же, Ф. п-3, Оп. 177, Д. 3814, Лл. 31.
  7. Там же, Ф. 3, Оп. 182, Д. 22, Лл. 7-11.
  8. Там же, Ф. 3, Оп. 182, Д. 23, Лл. 96-98.
  9. Там же, Ф. 3, Оп. 182, Д. 60, Лл. 8-9.
  10. Там же, Ф. 3, Оп. 182, Д. 84, Лл. 115-116.
    Первый секретарь Якутского обкома ВКП (б) Певзняк Павел Матвеевич (1930-1937 гг.)
    Written by: Э.В. Семенова, А.П. Андреев
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/02/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook