28 Фев

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР В 30 ГОДЫ ХХ ВЕКА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Активное включение Российской федерации в мировой образовательный процесс и присоединение к Болонской декларации привели к созданию с 2010 года в гражданской авиации трех вертикально-интегрированных комплексов в составе трех ВУЗов и тринадцати  ССУЗов.

При реформировании профессионального образования гражданской авиации следует изучать и использовать не только зарубежный, но и отечественный опыт комплексной подготовки  авиационного персонала в 30-е годы ХХ века, о котором мало что известно различным представителям образовательных и авиационных элит. В статье рассматривается зарождение комплексного авиационного образования в гражданском воздушном флоте в тридцатые годы ХХ века. Автор дает обзор истории подготовки кадров в комбинатах  экспериментальной типологии.

 Начало созданию сети учебных заведений гражданской авиации было положено образованием в мае 1930 г. Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ) на базе воздушного факультета Ленинградского института путей сообщения, а осенью 1930 года его реорганизовали в Учебный комбинат ГВФ в состав которого вошли: институт, авиатехникум, рабфак, научно-исследовательский аэроинститут, авиарембаза и сеть воздушных линий Северо-Западной области.

Первым начальником института стал бывший ответственный работник Балтийского флота, талантливый организатор В.И. Мацкевич. Здесь  работали такие известные ученые и специалисты в области авиации и воздухоплавания, как профессор Н.А.Рынин, А.А.Саткевич, Н.А.Молчанов, Н.М.Беляев, Д.Я.Акимов-Перетц, Е.Ф.Косауров, Г.М.Фихтенгольц, С.С.Строев, А.А.Сергеев и  другие  преподаватели [5,с.84].

Всего три года существовали учебные комбинаты, эти прообразы современных вертикально интегрированных комплексов. Архивных материалов об их деятельности сохранилось мало, но и они дают представление об инициативе  профессорско-преподавательского состава в подготовке  профессиональных кадров для воздушного транспорта. В центральном государственном архиве С.-Петербурга выявлен список студентов, обучавшихся в первом полугодии 1931 года в институте ГВФ по факультетам:

  1. Воздушных сообщений, в т. ч. отделения: аэрофотосъемка 41 учащийся, планово-экономическое – 35, светооборудование – 47, связь – 19, аэронавигация – 37.
  2. Эксплуатационно-механическом: эксплуатации моторов и самолетов – 100 человек, моторостроение – 33, самолетостроение – 31.
  3. Наземного оборудования: специальных наземных сооружений – 22, аэродромостроение – 31, механического оборудования – 24.
  4. Инженеров узкой специализации: аэродромостроение – 10, механического оборудования – 4, моторостроение – 17, самолетостроение – 20, аэрофотосъемка -10, изучение и эксплуатация воздушных линий – 28..[ 9..Д.1. С. 29-36].

Ленинградский учебный комбината ГВФ располагал многоуровневой системой подготовки кадров от рабочих профессий ( срок обучения — 0.5 года) к техническим специальностям среднего уровня (техникум, срок обучения 3 года) и завершавшейся высшим уровнем профессиональной подготовки (институт, срок обучения 3.5 лет). По плану развертывания учебных заведений ГВФ на 01.01. 1932 года в институте обучалось 230 , техникуме – 700, рабфаке – 1500 человек и было выпущено соответственно: 61-56 -395 специалистов. [ 6. Л. 99об.]

В состав Воронежского учебно – строительного комбината входили:

а) Инженерно-строительный институт с факультетами аэродромостроения и наземных сооружений, с четырехгодичным сроком обучения и учебно-производственным планом 3900 часов.

б) Высший строительный техникум, где учащиеся за 4 года должны были освоить 2850-часовую программу.

в) Строительный техникум по специальностям аэроподготовка и наземные сооружения с учебно-производственным планом 2850 часов на 3 курса [ 6.Д.473.Л.4-12].

Строительство авиационных заводов в г. Воронеже – центре ЦЧО, в начале 30-х годов потребовали большого количества авиационных специалистов разного профиля. Для создания комбината ГВФ инженерно — строительного направления была использована существующая образовательная база. Так в июне 1930 г. были организованы курсы, на которых рабочая молодежь готовилась к вступительным экзаме­нам в институт. В создании вуза приняли активное учас­тие многие преподаватели и инженеры, работавшие в то время в Воронеже: К.А. Жилинекий, Е.Е. Дольский, А.И. Оселедько, И.П. Трунов, И.П. Клемешев и др. Им при­шлось создавать отдельные, небольшие группы абитури­ентов, заниматься с будущими студентами почти индиви­дуально. Воронежский инженерно-строительный инсти­тут (ВИСИ) должен был готовить специалистов на отделениях промышленного и гражданского строительства.[3,с.4]

Первые месяцы своего существования институт работал только вечером. Испол­няющим обязанности директора института был назначен Николай Яковлевич Фролов. Однако в связи с его длительной болезнью  директором института был назначен студент первого курса Василий Николаевич Подпоринов. Таким образом, первым директором (ректором) института был студент. Но это был зрелый человек, кото­рый принимал активное участие в гражданской войне и восстановлении народного хозяйства. Деликатный в от­ношениях с людьми, он требовал, чтобы преподаватели не делали ему на экзаменах никаких поблажек, ставили объективные оценки.

 В.Н.Подпоринов учился в институ­те и возглавлял его до 1934 года.[8,с.219]  Примечательно, что Василий Николаевич родился 1896 году в белгородском районе Курской области. В 1920 – 1929гг. он работал в городах Курск, Белгород, Льгов, Воронеж: членом коллегии Губернского земельного управления; главой уездного совета сельскохозяйственных работников; правовым инспектором; заведующим окружного отдела труда; управляющим отделения областного отдела труда. Предположительно, что его поступление 1930 году в инженерного строительный институт, на факультет наземных сооружений был одним из примеров подготовки руководящих деятелей ГВФ из числа местных кадров. [1, с.9]

В 1931 г. ВИСИ был переведен в Управления граж­данского воздушного флота в виде учебно-строительно­го Комбината в составе  аэродромного  и ангаростроительного.

В 1932 г. контингент профессорско-преподавательско­го состава стал более или менее постоянным. Здесь сле­дует упомянуть профессоров В.К. Вильдмана, Б.Т. Ив, К.А. Жилинского, доцентов М.Д. Борисова, Е.Е. Дольского, В.Х. Потапьева, В.Н. Каргажинского, Н.С. Литвинова и преподавателей Н.О. Диамандиди, В.В. Романцева, Н.В. Тро­ицкого, М.В. Георгиевского, А.И. Оселедько, З.М. Степа­нову, А.М. Беликова, В.М. Королевцева, А.Э. Дугель, И.П. Трунова.

Учебно-строительный Комбинат рос, и нужно было думать о постройке для него специального корпуса. Быс­тро, всего за три месяца, архитектором и преподавателем Троицким Н.В. был разработан и утвержден в Москве проект здания (ныне учебный корпус № 2) по улице 20- летия Октября развернулось строительство. В нем активно участвовали и студенты, и преподаватели. В 1933 г. это здание, полезной площадью 7214 кв. м, было в основном построено. Кроме того, строилось 2 общежития: для сту­дентов на 1000 чел. и профессорско-преподавательского состава на 50 чел., гараж на 4 машины и столовая про­пускной способностью в 500 чел. [2, с.42]

В институте работало два факультета: конструкторский и строительный. Срок обучения студентов — 5 лет. Подго­товку специалистов вели кафедры: социально-экономических наук, теоретической механики, геодезии, физики, ма­тематики, немецкого языка, строительной механики, стро­ительных работ, архитектуры, инженерных конструкций, механизации строительных работ, сантехники и машино­ведения. При кафедрах были организованы лаборатории и кабинеты. Преподавательский коллектив был представ­лен пятью профессорами, девятью доцентами, двадцатью ассистентами, восемью лаборантами и девятью аспиран­тами.

При институте работал техникум с 4-годичным сроком обучения с отделениями промышленного строительства, водопровода и канализации, отопления и вентиляции. В техникуме проходили подготовку 538 человек. Кроме того, при институте работали курсы по переквалификации тех­ников-строителей в инженеры с двухгодичным сроком обучения. В 1932 г. курсы выпустили 77 инженеров-стро­ителей. [3.Д.7.Л.1-5].

Архивные документы Воронежского городского округа за период 1918 по 1942 гг. погибли во время оккупации. Информацию об учебном комбинате ГВФ удалось выявить в телефонном справочнике г. Воронежа за 1932 г., которая носила ограниченный характер по разделу военных учебных заведений, без указания телефонных номеров [7, 302-306 ].

Из анализа  документов можно сделать вывод, что кроме В.Н. Подпоринова, который был назначен начальником Киевского авиационного института (КАИ), в ГВФ работало незначительное количество выпускников.  В 1934 г. в Управлении ГВФ произошли перемены и учебно-строительный комбинат  был передан Наркомата тяжелой промышленности. [2,с.6]

Особое положение в системе подготовки кадров в предвоенные годы занимало заочное обучение. В краткой исторической справке, которая хранится в деле Управления учебных заведений и боевой подготовки зафиксировано, что началом заочного образования ГВФ являлась организация сектора заочного обучения при Ленинградском учебном комбинате ГВФ согласно приказу по ВОГВФ за №188 от 1931 г.

 Так как в его задачи входило обучение не только за курс ВТУЗа, но и техникума и рабфака, то в соответствии с этим сектор получил название Центрального заочного учебного комбината ГВФ (ЦЗУК ГВФ). Его комплектование  шло очень медленно, что объяснялось новизной дела  и отсутствием правовых норм, регулирующих положение учащихся заочников. Первый набор учащихся был закончен в октябре 1931 года, в результате было зачислено 92 человека, из них в институт 26 человек. В следующем 1932 году в институт  было зачислено еще 66 человек, и только на 01. 01. 1933 года количество студентов института  достигло 300 человек.

До 1933 года обучение в ЦЗУКе было бесплатное. В начале 1933 года НАРКОМФИН сократил отпуск средств почти на две третьи, предложив ЦЗУК, частично перейти на хозрасчет, то есть ввести плату за обучение.

Хотя в дальнейшем это мероприятие и способствовало более интенсивному развитию ЦЗУК, но вначале оно приостанавливало его развитие, также 90% учащихся отсеялись из-за неуплаты за обучение. Введение оплаты (платности) заставило ЦЗУК перестроить свою работу заново.

В результате реорганизации Ленинградского учебного комбината ГВФ с 01.04. 1934 года ЦЗУК выделился из состава ЛУК ГВФ в самостоятельный ВТУЗ. Согласно приказу по ГУ ГВФ от 22/09/1934 года рабфак и техникум были ликвидированы.  Следующим этапом развития ЦЗУК было расширение контингента учащихся за счет организованной вербовки их на предприятиях главного управления авиационной промышленности (ГУАП) в связи с закрытием  заочного Московского Авиационного института ГУАПа. 10 мая 1936 года было утверждено временное положение о Центральном заочном авиационном институте ГВФ, а в апреле 1940 года НКВШ утвержден устав ЗИИ ГВФ.

ЗИИ ГВФ стал пионером заочного авиационного образования в СССР, когда вокруг было недоверие. В итоге отсутствие единого центра сделало фактически ЗИИ ГВФ — межведомственным учебным заведением, готовившим кадры для ГВФ, НКАП, ВВС. К 1940 г. из небольшого сектора ЗИИ ГВФ превратился в самостоятельный ВУЗ и продолжал развиваться.[ 6.Д.Л.1-25]

Всего к 1940 году в системе подготовки высших кадров для Гражданского воздушного флота действовало 5 вузов: КАИ ГВФ, ЛИИ ГВФ, МИИ ГВФ, Академия ГВФ и Заочный институт инженеров (ЗИИ) ГВФ. Все они были подчинены Управлению учебных заведений ГВФ и имели определенную специфику в профиле выпускаемых специалистов. Так, КАИ, ЛИИ и МИИ имели в учебных планах ряд авиастроительных дисциплин и могут быть отнесены к числу авиастроительных вузов, тогда как Академия ГВФ и ЗИИ специализировались на подготовке кадров командного, летного и технического состава. В свою очередь в ВУЗАх авиационной промышленности были кафедры и специализации по эксплуатации..[ 4.Л.1-7]

По настоящей теме следует сделать следующие выводы:

  1. Создание учебных комбинатов в состав которых входили: институты, авиатехникумы, рабфаки, научно-исследовательские институты, авиарембаза, сети воздушных линий и аспирантуры, которые явились прообразами современных вертикально интегрированных образовательных комплексов не выдержавшими испытания временем становления воздушного транспорта в середине 30-х годов.
  2. Особенностью типологии системы образования стало взаимосвязанное разнообразие учебных заведений ГВФ: Комбинаты, институты, техникумы, школы пилотов, летный центр, курсы высшей летной подготовки, летные школы Осовиахима и аэроклубов, где учащиеся считались курсантами, имели установленную форму одежды с категориями должностных отличий, обязанностями исполнять воинский и дисциплинарный уставы.
  3. Впервые было создано непрерывное авиационное профессиональное образование от первичного общего к конкретным видам техники и увеличивающемуся количеству видов авиационных работ в учебно-тренировочных отрядах в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами, авиазаводами и другими ведомствами.
  4. Массовой подготовке авиационных кадров для экономики страны способствовали шефство крупных промышленных предприятий профсоюзов, партийных и комсомольских организаций, а также системной работой по патриотическому воспитанию молодежи, ее готовностью добровольно пополнять авиацию, в том числе для защиты Родины в предвоенные годы.
  5. Заочный институт инженеров ГВФ, после закрытия факультетов (авиастроение и самолетостроение) готовивших кадры для авиапрома перестроил учебно-методический процесс способный обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов сочетающих производственный опыт с наукой.
  6. Высшая подготовка кадров для ГВФ осуществлялась в пяти ВУЗах аэрофлота: Киевском, Ленинградском, Московском, Академии ГВФ, заочного института; на эксплуатационных факультетах институтов АВИАПРОМА: Московских авиационном и авиационнотехническом, Харьковском, Казанском, Ленинградском, Рыбинском, Новочеркасском и Воронежском авиационных институтах, в учебных заведениях Минобороны, отдельных институтах и университетах Наркомата просвещения.

7.. За 1930-1940 годы ГВФ приобрел организационную структуру, отражающую интересы всех республик, краев и областей, органически влился в их экономику и жизнь. В то же время он сформировался в самостоятельную отрасль производства централизованной государственной экономики и стал располагать уникальной и перспективной системой профессиональной подготовки кадров со школьной скамьи.

 

Список литературы

  1. Азарсков В.М. Ректоры национального авиационного университета / В.М. Азарсков и др. – К.: НАУ, 2003. — 126 с.
  2. ВИСИ В годы ВОВ. 75 лет в ВГАСУ. Воронеж, 2000. – 132с.
  3. Государственный архив Воронежской области (ГАВО) .Ф. 3138. (Фонд Н.В. Троицкого) Оп.1.Д.88.
  4. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ).Ф.5446. (Совет народных депутатов). Оп.23. Д. 1522.
  5. История Отечественной гражданской авиации. — М.: Воздуш. транспорт,1996. – 584с.
  6. Российский государственный архив экономики (РГАЭ) . Ф.9527. ( ГУ ГВФ) Оп.1.
  7. Телефонный справочник, Воронеж, изд. горсовет и областная справочная контора, 1932.
  8. Хороших В.А. Зарождение и формирование системы подготовки кадров гражданского воздушного флота в отечественной истории (1887-1964 гг.)./ В.А. Хороших. – Курск: КГПУ, 2012. – 316с.
  9. Центральный государственный архив г. Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф.4130. (Ленинградский институт ГВФ) Оп.1.Д.1
    ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР В 30 ГОДЫ ХХ ВЕКА
    Written by: ХОРОШИХ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook