30 Мар

МУЛЬТФИЛЬМ КАК ИСТОЧНИК ПЕРВИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Мультфильм – особый элемент информационного общества. Как активный элемент культуры, мультфильм формирует культуру подрастающего поколения [4, с.143]. Поданным социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире,отношений между людьми и норм их поведения. Просмотр мультфильмов носит в наши дни своего рода«тотально-веерный» характер: новый полнометражный мультфильм или мультсериал смотрят практически все в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в Интернете. Таким образом, большинство детей дошкольного возраста оказываются включенными в просмотр одних и тех же мультфильмов. Следовательно, формирование картиными раребенка происходит отчасти на основании просматриваемых мультфильмов и фильмов [5, c.81-82]. В условиях информационного общества перед родителями, педагогами дошкольных и школьных образовательных учреждений выдвигаются новые задачи: во-первых, формировать вокруг ребенка созидательное и развивающее медиа-пространство, во-вторых, следить за качеством поступающей информации, в-третьих, использовать потенциал мультипликации для образовательных целей.

Поскольку история лучше всего усваивается через ряд красочных визуальных образов, созданных искусством, мультфильм имеет самый мощный потенциал стать доступным, приятным и эффективным образовательным пространством. Начиная с 1990-х гг. на Западе мультипликация интегрирована в систему передачи культурно-исторической памяти, освещая различные периоды мировой истории. Об освоении Нового Света и взаимоотношениях Англии и первых американских колоний через судьбу смелой дочери индейского вождя рассказывает мультфильмы «Покахонтас» и «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет», а история Египта предстает перед нами яркой мозаикой мультфильмов от полнометражных работ на библейские сюжеты – «Принц Египта» и «Царь Сновидений», до мультфильма «Принцесса Солнца» по мотивам романов Кристиана Жака и забавного мультсериала «Тутштейн», в котором фараон XVIII династии Тутанхамон представлен в виде мумии-подростка, попадающего в магически неприятности. Целый мультсериал «Принцесса Сисси» посвящен молодым годам императрицы Елизаветы Баварской и ее отношениям с будущим императором Австро-Венгерской империи Францом Иосифом I.О Японии межвоенного периода рассказывает мультфильм гениального Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает».

Русская история вышла на мировое анимационное пространство в 1997 году с полнометражным мультфильмом «Анастасия». За десять лет, прошедших с тех пор, мультфильм о чудом выжившей принцессе из Дома Романовых завоевал зрительские симпатии по всему миру, а также успел обзавестись приквелом – «Барток Великолепный». Если сюжет «Анастасии» четко локализуется временем Великой Российской революции и первой половиной 1920-х гг., то история Бартока уносит юных зрителей в условное пространство-время,когда династия Романовых оказалась под угрозой из-за того, что Иван Царевич был похищен и спрятан коварной регентшей Людмилой. Конечно, сюжет мультфильма является вымышленным, но его основу можно разглядеть не только в русском фольклоре, но и в истории детства Петра I, когда на троне сидели братья Иван и Петр, а правительницей страны фактически являлась их старшая сестра – властолюбивая царевна Софья. Российская мультипликация еще в советский период часто обращалась к сюжетам из истории и народного фольклора, но первый полнометражный мультфильм на историческую тему появился только в 2006 году. Им стал мультфильм «Князь Владимир», работа над которым началась еще в 1997 году с идеи режиссера А. Добрунова создать серию экуменистических мультфильмов о распространении христианства в Европе [1]. В 2004 году стартовали самые успешные отечественные мультипликационные проекты – «Смешарики» и «Три богатыря». «Смешарики» сумели не только занять нишу развлекательного мультфильма для детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и выпустить несколько образовательных проектов – «Смешарики. Азбука безопасности» и «Смешарики. ПИН-код». В 2008 году вышел масштабный проект студии «StarMedia» «История государства Российского» – сериал, который в 500 короткометражных сериях экранизовал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В последнее время все больше отечественных аниматоров находят вдохновение в русском фольклоре и истории. Многочисленные мультфильмы и мультипликационные циклы переносят нас в сказочный мир Древней Руси: «Три богатыря» ,«Приключения Аленушки и Еремы», «Новые приключения Аленушки и Еремы», «Как поймать перо Жар-Птицы», «Иван Царевич и Серый волк». Свое отражение в мультипликации нашла эпоха Петра I через приключения детей его сподвижника В.Я. Брюса в мультипликационном сериале «Тайна Сухаревой башни» и полнометражном мультфильме «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». Отдельный мультфильм посвящен эпизоду обороны Смоленска в1609 году – «Крепость. Щитом и мечом».

Особенно перспективным направлением является использованиеотечественной мультипликации для изучения истории и патриотического воспитания граждан России, ведь главным источником вдохновения для российских мультипликаторов стали история и фольклор Древней и Средневековой Руси. Мультфильм, в свою очередь, формирует в детском сознании первые исторические представления, дает первую картину прошлого. Таким образом, исследовав исторические образы, получившие распространение в отечественных мультфильмах, можно обнаружить истоки массового исторического сознания россиян.

Пространством, где развивается сюжетное действие мультфильма, служит идеализированный образ Древней Руси, в которой города украшены золотыми маковками церквей, а в лесах живут сказочные существа: баба Яга, леший, водяной, говорящие звери и птицы. В географии мультфильма только Кащей Бессмертный и Змей Горыныч помещены в самую безлюдную и непривлекательную часть сказочного мира: они живут либо в золотом лесу, где нет жизни, либо в неприступном замке, путь к которому чрезвычайно опасен. Русь как «Некоторое царство-государство» представлена светлым процветающим миром, в котором царит изобилие и гармония между всеми жителями. Картины спокойной патриархальной жизни царстве открывают как советские мультфильмы, так и современные. В мире мультфильма человек живет в полной гармонии с окружающим миром: разговаривает с деревьями, стихиями и животными. Волшебные герои отечественных мультфильмов редко бывают враждебны человеку. Даже обитатели леса, который в фольклоре являлся архетипом потустороннего, враждебного человеку мира, часто оказываются Добрыми помощниками и мудрыми советчиками, раскрываясь перед героем с лучшей стороны, если он проявляет доброту и любезность. И если в советских мультфильмах Баба Яга или Змей Горыныч были отрицательными персонажами, то современные интерпретации этих героев наделены обаянием и шармом. Локализовать «Тридевятое царство-Тридесятое государство» русского мультфильма помогают архитектурные детали и костюмы героев. Так, практически во всех советских мультфильмах детально прорисованы высокие деревянные терема горожан и крепкие крестьянские избы крестьян и ремесленников, виды богатого города-царства украшают расписные крыши в стиле Бажена Огурцова. Герои сказок – цари, царевны, царевичи, крестьяне и храбрые герои – также одеты в костюмы XVI-XVII вв. Любопытную деталь женского костюма отражает мультфильм «Летучий корабль». Убегая с любимым через дымоход, царевна Забава теряет свой многослойный наряд, в результате чего полностью преображается. Чрезвычайная многослойность женского костюма XVI-XVII вв., описанная И.Е. Забелиным [2, c.395-415], до неузнаваемости меняла женскую фигуру именно таким образом, как показано в мультфильме. Мультфильмы воспроизводят и некоторые манеры поведения людей XVI-XVII вв. Например, манеру речи или обычай кланяться в знак уважения и почтения. Еще одной приметой, отправляющей нас в XVII век, является песня царевны Забавы из «Летучего корабля»:

«Нам царевнам жить приходится в неволе

Пропадают молодые годы зря

Нам все время надо думать о престоле

Выполняя волю батюшки–царя».

Пожалуй, под этим словами могла бы подписаться любая царевна XVII века, вынужденная жить в царском тереме, словно в монастыре, а царевна Софья Алексеевна, могла бы присоединиться к бунтарскому припеву песни.

Благодаря советским и современным мультфильмам перед нами проходит целая галерея социальных портретов.Царь-батюшка. Интересно, что образ правителя, олицетворенного как в собирательном образе царя Гороха, Берендея, Афона, Дормидонта, так и в лице исторического князя Владимира, всегда является комичным персонажем. Он глуп, самонадеян, хвастлив, отличается самодурством, может быть плутоватым или, наоборот, чересчур простоватым. Традиционный портрет правителя мультипликационного государства – маленький лысый старичок в несуразно сидящей на нем короне. Этот образ сильно контрастирует с воплощением правителя в художественном историческом кино, для которого характерна идеализация и героизация правителя, раскрытие его внутреннего мира, восприятие правителя как морального эталона. Складывается ощущение, что мультфильм целенаправленно используется как пространство, в котором можно относиться к власти с иронией, однако эта ирония всегда дружелюбна. Особняком стоит образ князя Владимира из одноименного мультфильма: Владимир молод, силен, привлекателен, благороден, смел и справедлив. Даже будучи язычником, князь живет «по правде», которая в основе своей есть христианство(«Князь Владимир», 2006, реж. Ю. Кулаков). Богатыри. Другой социальной категорией, которая широко представлена в отечественных мультфильмах являются воины и богатыри. Это персонажи действия. Благородные, отважные, смелые и преданные герои, защитники народа и своих возлюбленных – это в чистом виде архетип русского воина-богатыря, который из былин перешел в кинематограф. Их образы вводятся для того, чтобы служить примером всем подрастающим поколениям. В современных мультфильмах образы богатырей стали более живыми и комичными, что только повышает их привлекательность в глазах современных зрителей и не снижает их воспитательной нагрузки. Бояре. Интересными являются мультипликационные образы бояр и советников. Все они сделаны по одному шаблону: это злобные и коварные персонажи, плетущие интриги в Царстве-Государстве или стремящиеся погубить главного героя. В образе зеленого от злобы постельничего из «Конька-горбунка», Полкана, укравшего летучий корабль, чтобы жениться на царевне, первого министра, собиравшегося свергнуть «Царя-батюшку» угадывается фигура чиновника. Боярин русского мультфильма либо пирует, не проявляя никакой деловой активности, либо строит интриги, чтобы войти в царскую семью или узурпировать власть в стране. Зачастую именно чиновник или советник является главным отрицательным персонажем мультфильма. Очень ярко это проявляется в мультфильме «Летучий корабль», где Бабки Ёжки и Водяной помогают Ивану, а его противником является боярин Полкан, стремящийся стать царским зятем, а затем и царем. В некоторых мультфильмах бояре-чиновники просто комичны – целая плеяда таких образов проходит в мультфильмах из цикла «Три богатыря». Сравнивая мультипликационные образы царя и боярства, мы можем наблюдать стереотип общественного сознания, представляющим боярство-чиновничество либо ненужной обременительной категорией (безмолвное и бездеятельное пирующее боярство), либо потенциальным рассадником преступлений (образ боярина-интригана). Иначе обстоит дело с образом верховной власти: над царем чаще безобидно посмеиваются и прощают ему его самодурство, и очень редко царь становится отрицательным персонажем, получающим по заслугам. Женщины. Образ русской женщины в отечественных мультфильмах заслуживает отдельного и глубокого рассмотрения, поскольку мультипликационное наследие Советского Союза и все современные работы предоставляют обширное поле для исследования. В изображении русской женщины в мультипликации также прослеживаются некоторые тенденции, отражающие социальное положение женщин в обществе. Можно заметить, что в советских мультфильмах женские персонажи были скорее пассивными участниками сюжета; они были олицетворением красоты, счастья, мечты героя. Василиса Прекрасная и Наталья-кружевница воплощали идеал женщины – хозяйки и рукодельницы. Но среди схематично прописанных женщин встречались сильные личности, которые, подобно царевнам Забаве и Марье, девушкам Марии и Алтынташ, выбирали брак по любви, подобно Василисе Микулишне и жене Евпатия Коловрата, сражались за своих мужей и свою Родину. В современных мультфильмах женские образы все больше эмансипируются. Василиса из мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» закончила Оксфорд и Сорбонну, Всеслава проявляет себя на ниве изобретательства, а богатырша Роса ни в чем не желает уступать мальчишкам. Даже в мультипликационном цикле «Три богатыря», начиная с четвертого мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица», все большую сюжетную роль играют жены богатырей: за последние годы Аленушка, Настасья и Любава стали командой, способной разобраться как с армией Шамаханской царицы, так и спасти Киев от власти Морского царя. Подобная тенденция феминизации наблюдается и в художественном кинематографе. Простой народ. Особенностью отечественных мультфильмов является то, что главным действующим лицом в них выступает человек из народа: Иван-дурак, крестьянин, слуга, солдат, ремесленник. Мультфильм полностью следует фольклорной традиции, в результате чего удачливый герой-трикстер получает волшебную помощь, лучшую девушку, счастливую жизнь. В отличие от своего господина, он оказывается настоящим героем и умельцем. А его доброе сердце позволяет ему подружиться с разными представителями волшебного мира и заручиться их поддержкой. Примечательна в этом плане и судьба Ивана из современного мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» – он искренне мечтал стать пожарным, а стал любимым царским зятем. Но если советская мультипликация активно прибегала к образу человека из народа, современная мультипликация практически полностью отказалась от «крестьянского» героя. Это можно объяснить уровнем развития современного общества: в информационном обществе крестьянство составляет слишком малый процент, чтобы крестьянин-трикстер вновь стал актуальным.

К сожалению, отечественная мультипликация редко обращалась к историческим сюжетам напрямую. В советский период лакуну исторического мультфильма заняли работы режиссера Романа Давыдова. За пятнадцать лет он создал трилогию мультфильмов, рассказывающих о Руси периода Ордынского владычества. Созданный по мотивам русских былин мультфильм «Василиса Микулишна» показывает нам Русь, уже находящуюся под гнетом ордынского ига – Василиса, под видом ордынского посла, требует у князя Владимира дань за двенадцать лет. Василиса Микулишна абсолютно фольклорный персонаж, причем, ееглавной задачей является освобождение мужа из киевского заточения, а не борьба с захватчиками, чье господство настолько аморфное, что князь и думать забыл о выплате дани. Личность супруга прекрасной поляницы имеет исторический прототип – большинство исследователей фольклора соотносят Ставра Годиновича с новгородским сотским Ставром Гордятиничем или воеводой Ставком Гордятичем, современником Владимира Мономаха[6, c.171-177]. Мультфильм «Лебеди Непрядвы», созданный Р. Давыдовым в 1980 году, посвящен Куликовской битве – кульминационной точки русско-ордынской борьбы. Прекрасный мультфильм с героическим пафосом воплотил образы многих исторических деятелей: Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Д. М. Боброк-Волынского, Пересвета и Осляби, которым противостоит жестокий, но невезучий хан Мамай. Как ни странно, но мультфильм «Лебеди Непрядвы» дает единственное киновоплощение образа Дмитрия Донского.Мультфильм соблюдает не только традиционное качество советской мультипликации, но и является исторически достоверным во многих деталях. Примечательно, что мультфильм имел исторического консультанта – доктора исторических наук В.И. Буганова. Еще одним историческим мультфильмом Р. Давыдова является «Сказ о Евпатии Коловрате». Мультфильм, построенный на основе «Сказания о разорении Рязани Батыем» [3, c.344-362], прославляет не только подвиг рязанского богатыря и боярина Евпатия Коловрата, но и героическое сопротивление всех русских людей ордынским захватчикам. Несмотря на гибель главного героя, мультфильм заканчивается надеждой: «Русь ворога переможет».

Единственным современным историческим мультфильмом на сегодняшний день является «Князь Владимир». Масштабный и многолетний проект продюсера А. Добрунова воплотился в мультфильме, где на фоне политических событий X века происходит борьба язычества и православия.Мультфильм вносит свои штрихи к портрету князя Владимира в отечественном кинематографе. Он создает образ смелого, привлекательного воина, который внутренне стремиться к свету истинной веры. Все преступления, совершающиеся вокруг него (в мультфильме это только убийство брата Ярополка) – это интриги его врагов: языческого жреца Кривжы и варяга Блуда. Через введение персонажей Алекшы и доброго лесного жреца, создатели мультфильма стремились показать, что христианская идея в своей основе не была чужда славянскому язычеству, а идея принятия Владимиром христианства зародилась на местной почве. Стоит отметить, что Владимир Святославич в последнее время очень активно прививается русским кинематографом к массовому историческому сознанию россиян: благодаря мультипликационной саге «Три богатыря», где князь Владимир является одним из главных героев, по количеству киновоплощений князь Владимир превзошел даже Ивана IV Грозного. Глуповатый, комичный, но при этом очаровательный персонаж князя Владимира, который при случае может стать и лидером сопротивления, и пиратом, танцующим «танец с саблями» А. Хачатуряна, и постоять за Русь, вооружившись лишь одной вилкой, давно полюбился отечественному зрителю. Несмотря на то, что такой образ не имеет ни малейшей исторической правдоподобности, он завоевывает зрительские симпатии, а с ними – место в исторической памяти народа. Подобная ситуация произошла и с образом Ивана IV, которого массовая историческая память в первую очередь ассоциирует с Иваном Васильевичем из бессмертной комедии Л.И. Гайдая.

Таким образом, мультфильм сегодня является одним из важнейших каналов формирования общественной исторической памяти. Мультипликация имеет огромный образовательный и развивающий потенциал, который может быть использован в процессе воспитания патриотизма, формирования гражданской идентичности и усвоения основ духовно-нравственной культуры. Мультфильм как важная часть информационного пространства, является носителем первичных исторических знаний и способствует формированию образа прошлого. Благодаря этому, мультфильм может быть использован в системе образования. Вместе с тем, не все мультфильмы представляют собой качественную и безопасную для детской психики продукцию, поэтому на плечи родителей и педагогов ложится задача формирования развивающего и познавательного медиа-пространства вокруг детей. Это требует внимательного отбора и контроля над мультипликационной продукцией, к которой имеет доступ ребенок. Отечественная мультипликация, как советского периода, так и современная, прекрасно подходит для воспитательных и образовательных целей. Как носитель первичных исторических знаний, она формирует положительный образ прошлого, в котором центральное место занимает светлый образ Родины, населенной отважными, смелыми, умными и находчивыми людьми, которые живут в гармонии с окружающим миром, но в случае необходимости, без колебаний встают на защиту родной страны.

Список литературы:

  1. Брюсова А. Андрей Добрунов — О создании студии «Солнечный Дом» и о проекте «Князь Владимир»/А. Брюсова// URL:http://www.knyazvladimir.ru/studio_dobrunov_interview.asp/ Дата обращения: 28.03.17.
  2. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях.-М.:ОЛМА Медия Групп, 2015. – 448 с.
  3. Изборник. Первые семьсот лет русской литературы/сост. Д.С. Лихачев. М.:Художественная литература, 1969. – 800 с.
  4. Лалетина А.Ф. Культурообразующее значение мультипликации//Лингвокультурология. 2009. №3. С. 142-147.
  5. Морозова А.Н. К вопросу об участии средств массовой информации в формировании культуры человека и реализации культурных прав и свобод//Известия Тульского государственного университета. Тула,2014. №1-2. –С. 81-85.
  6. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания.Былины.Летописи/Б.А. Рыбаков.-М.: Академический проект, 2016. – 495 с.
    МУЛЬТФИЛЬМ КАК ИСТОЧНИК ПЕРВИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
    Мультфильм рассматривается как один из важнейших каналов формирования исторической памяти. На основе анализа содержания советских и современных мультфильмов выделяются образы историче-ского прошлого. Рассмотрены перспективы использования отечественных мультфильмов в системе образования.
    Written by: Капорина Юлия Витальевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/11/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 2
    Available in: Ebook