26 Сен

Из опыта социального обеспечения и социальной защиты населения в освобожденных от оккупации районах Северной Осетии в период Великой Отечественной войны




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. 1 сентября 1943 г. Правительство СССР приняло Постановление «Об улучшении работы детских домов» и ввело единые нормы питания детей в этих учреждениях. Предписывалось создавать детские дома различных типов: дошкольные, школьные и  смешанные.      По новым нормам обеспечения педагогический персонал и воспитатели  детских домов приравнивались  к работникам промышленности и транспорта. Эти меры способствовали закреплению квалифицированных кадров воспитателей и педагогов в системе образования.  Другое  Постановление от  23 января 1942 г.  СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»,  наметило методы решения проблемы беспризорности и безнадзорности детей  в стране [3, с.17].

Важные меры по борьбе с детскими правонарушениями были обозначены  в постановлении СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». В соответствии с ним на НКВД СССР были возложены обязанности по открытию детских колоний для содержания несовершеннолетних правонарушителей  в возрасте от 11 до 16 лет.[4, с.16] Такой вид исправительного учреждения находился в Северной Осетии в районе Редант.

По Постановление СНК от 28 августа 1942  года «О привлечении на время войны инвалидов III группы, получающих пенсию по государственному социальному страхованию на работу  в предприятия и учреждения»  во многие отрасли  производства привлекались инвалиды.

[4, с.15] Для ограниченно-трудоспособных граждан предусматривались определенные социальные льготы. Народные комиссариаты обеспечения были обязаны в 3-х месячный срок направить не работающего инвалида III группы  на работу по месту жительства с соответствующим документом ВТЭК. Под эту статью попадали мужчины в возрасте до 55 лет, женщины до 45 лет. Инвалидам, уклонявшимся от общественных работ, пенсия не назначалась, а за  работающими  пенсионерами сохранялась полная пенсия независимо от размеров заработка

Во второй половине января  1943 года, Президиумом Верховного Совета СОАССР   были заслушаны доклады наркомсобесов о ходе выполнения  Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 июня 1941 года «О назначении и выплате пособий семьям военнослужащих по республике», а также, проживающих в городе Орджоникидзе.[1, с.1]

Для  оказания помощи инвалидам, Отечественной войны,  было принято решение о  восстановлении подведомственных наркомату организаций — Всероссийского общества Глухонемых и Всероссийского общества Слепых. [1, с.2]

Острая нехватка таких социальных объектов как дом — инвалидов стала остро ощущаться на освобожденной территории в Северной Осетии. Дома инвалидов Отечественной войны, расположенные в  г. Орджоникидзе были эвакуированы, а дом инвалидов в селении Карман-Синдзикау Дигорского района в момент временной оккупации     был  уничтожен фашистами.

Все имущество и ценности учреждения,  вывезенные и разрушенные составили  7 062 000 рублей в момент оккупации с. Карман-Синдзикау. Среди них:  три жилых корпуса дома, клуб, столовая, кухня, баня, прачечная,  склады, гараж, контора и другие  надворные постройки. [1, с.2]

После освобождения районов  руководство дома-инвалидов принимало меры по обеспечению оставшихся без крова инвалидов труда жилыми помещением через районные организации.[1, с.2] Контингент инвалидов войны, оставшихся без крова  составлял  200 человек и инвалидов труда — 50 человек.

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 декабря 1942 г., существующие дома инвалидов Отечественной войны  было решено реорганизовать в интернаты для инвалидов Отечественной войны.

В феврале и марте месяцах 1943 года Наркомсобес принял решение полностью  трудоустроить инвалидов Отечественной войны, имеющих 3 — ю группу инвалидности, а в феврале   организовать краткосрочные курсы по подготовке счетных работников из инвалидов Отечественной войны, проживающих в республике.

Отделу пенсионирования в феврале  и марте  1943 года,  в соответствии с новым положением врачебно-трудовой комиссии в 10 — ти — дневный срок было предписано организовать работу, совместно с наркоматом здравоохранения.

Для удобства передвижения инвалидам ВТЭК был переведен  в центральную поликлинику.[1, с.3]

Народный комиссариат социального обеспечения Северной Осетии,  руководствуясь постановлением СНК РСФСР и указанием  Председателя Совнаркома СОАССР тов. Кулова К.Д. «О проработке вопроса об организации интерната», посчитал целесообразным, организовать  в республике два интерната на  400 человек:  один интернат трудовой общего типа на 250 койко-мест и второй — больничного типа на 150 койко-мест.

[1, с.3]

Для организации этих  интернатов, Наркомсобесу потребовалось два дома: один квадратурой 700 кв.м.,   второй в 2 250 кв.м. Площадь зданий была определена произвольно, с учетом не только жилых помещений, но и всех необходимых помещений для нужд учреждений  — столовых, клубов, кухонь и других помещений.[1, с.3]

Приблизительная смета  сумм по организации и содержанию указанных интернатов на 1943 — й год составила:

— по интернету общего типа…………2 091 000 рублей;

— по интернату больничного типа…..1 264 760 рублей.

Всего 3 355 760 рублей.

Об эффективности и качестве проделанной работы,  в освобожденных районах, говорят следующие статистические данные. Подано  1760 заявлений об оказании помощи, рассмотрено — 1760,удовлетворено — 1760. Не было отказано ни одному инвалиду.

Всего на учете в СОАССР на 5 мая 1943 год состояло  1 814  инвалидов. [1:4]  Сумма выплаченных пенсий в республике на 5 мая 1943 год составила  1 224 466 рублей. [1, с.5]

В рассматриваемый период в СОАССР  было: всего получающих пенсии 1814 человек, из них:1 группы — 17; 2 группы — 830; 3 группы — 967. Работающих пенсионеров в промышленности было -138; в кооперации -50; надомник — 1; в сельском хозяйстве — 361; обучающихся — 40; работающих и обучающихся — 907: в т.ч. — 1 группы 189 и 2 группы — 718. Подлежали снятию с 3 группы – 249 человек. Работали на тот  момент — 907; обследовано-285; в администрации работало — 159; торговле и общепите — 45; прочей квалификации — 370; в охране — 93. Всего — 867 человек, что составляло  в % — ом соотношении 100% -ый  охват  инвалидов. [1, с.6]

Обучение на курсах прошли: бухгалтеров — 11 человек;  нормировщиков — 2; проводников — 8; заготовителей  — 2; прочих обучающихся новым профессиям  — 17. Всего — 40 человек. [1, с.3]

По бытовому  обслуживанию: выдано огородов по СОАССР — 451 инвалиду; белья  инвалидам 1 группы — 9; 2 гр. — 159; 3 гр. — 168. Всего белье получили — 481 инвалид. Помощь обувью: 1 гр. — 3; 2 гр. — 39; 3 гр.- 45 человек. Всего был обут  91 житель. Квартиры получили 14 человек. Из поданных в собесы 122 жалобы,  рассмотрены и решены все 122. Культурно-просветительской работой  было охвачено 676 человек. [1, с.7]

Неграмотных инвалидов на 1943 год   всего по СОАССР  было — 156 человек; с 5-ти — класссным образованием — 1024; 7-ми классным — 336; 10- леткой — 160; с высшим — 11. Всего 1814 человек. Членов партии — 92; ВЛКСМ — 106; беспартийных — 1616. Инвалидов с диагнозом «общая контузия» было: 1 гр. — 1; 2 гр. — 6; 3 гр. — 64. Прочие ранения имели: 1 гр. — 34; 2 гр.- 115; 3 гр. –-1219человек; без рук  — 114; без ног  —  96;  без рук и ног  — 2. [1, с.8]

В протоколах общих собраний работников райсобесов с активом записано: «Оказать помощь районо в 100% охвате учебой всех детей школьного возраста. В весенний период после освобождения полей от военной техники и разминирования — выдать наряды на кукурузу и раздать семена в Алагире — 64 семьям. Обеспечить огородами всех семей. Обеспечить питанием остронуждающихся семей военнослужащих, а так же их трудоустроить».[2, с.3]

Важными документами и руководством к действию в восстановительный период явились: Постановление Совета народных комиссаров СОАССР от 7 сентября 1945 года «О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания инвалидов Отечественной войны»; Постановление Совета Народных Комиссаров СОАССР от 21 сентября 1945 года № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих». Это постановление СНК Союза ССР, в частности, предусматривало:

  1. Сложение с хозяйств семей, потерявших на фронте Отечественной войны кормильца и с хозяйств инвалидов Отечественной войны I- II групп всех числящихся за ними недоимок прошлых лет по сельскохозяйственному налогу, по обязательному окладному страхованию, по обязательным поставкам сельскохозяйственных продуктов государству и штрафов (включая недоимки и штрафы, о взыскании которых имеются судебные решения, не приведенные в исполнение). [3, с.5]
  2. Продление до конца 1946 года действия Постановления СНК СССР от 4 июня 1943 г. № 632 «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны», которое предусматривало:

а) сохранение на все  время войны за семьями военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны, всех льгот, предоставляемых семьям военнослужащих, состоящих в Красной Армии, Военно-Морском флоте и войсках НКВД;

б) сохранение на все время войны за семьями военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны, получающими пенсии, всех льгот, предоставляемых семьям военнослужащих, получающим государственное пособие согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня   1941 года.

  1. Освобождение от сельскохозяйственного налога и обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству следующих хозяйств инвалидов Отечественной войны I — II групп:

а) хозяйств, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны I груп-

пы, при наличии в семье только одного трудоспособного;

б) хозяйств, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны II

группы, если в семье при одном трудоспособном имеются дети в возрасте до 8 лет;

в) хозяйств, имеющих в своем составе инвалидов  Отечественной войны I-II группы и двух трудоспособных членов семьи, при наличии 5 и более детей в возрасте до 16 лет, в том числе детей до 8 лет. [3, с.5]

В документе указано,  что все права, предусмотренные в этом Постановлении для семей погибших воинов, распространяются и на семьи погибших партизан.

По профессиональному обучению инвалидов  по плану на 2-е полугодие 1945 года   обучение прошли  302 человека — инвалида на предприятиях города Дзауджикау —  «Электроцинке», вагоноремонтном, консервном, кожаном  заводах и  Бесланском маисовом комбинате. [3, с.4]

Из заявки НКСО  в 1945 году на приобретения инвентаря для организации протезной мастерской находим: столы конторские — 5; стулья — 25; кушетки или диван-1, рукомойники — 2, шкафы — 2, табуреток — 20 шт.; тумбочек — 5 шт., столов специальных  5 шт., вешалок настенных — 8 штук и т. д.  [3, с.4.]

В заявке имеются 89 наименований, среди которых, колеса рантовые, плоскогубцы, поворотные ключи  (гаечные), лопатки металлические, топоры плотничьи, рубанки и т.д.

По постановлению СОАССР от 7 сентября 1945 г. в  интернат  инвалидов Отечественной войны для организации животноводческой фермы и подсобного хозяйства  было выделено:  коров — 3,телок — 6,поросят — 14. [3,с.4]

По  распоряжению Министерства Социального обеспечения для организации летнего отдыха детей — пенсионеров 30 июня 1954 года заведующим районными и городскими отделами социального обеспечения СОАССР было предписано охватить детей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и труда всеобщим обязательным обучением. [4,с.5]

В 1953-1954 учебном году более широко, чем в прошлые годы была развернута работа по организации интернатов при  школах, с преимущественным правом помещения в них детей — пенсионеров. Нуждающимся школьникам — детям пенсионеров было выдано 384 пар обуви, 204 предметов одежды, 94 метра мануфактуры и свыше 9-ти тысяч рублей денег. Была усилена работа среди родителей по вовлечению в вечерние группы переростков, окончивших 4-5 классов, что позволило вновь охватить обучением большое число детей пенсионеров.

Наряду с этим в работе районных и городских отделов народного образования и социального обеспечения Северо-Осетинской АССР по охвату детей пенсионеров всеобщим обучением и по предупреждению их отсева  из школ имелись серьезные недостатки. В Коста-Хетагуровском, Пригородном, Ирафском, Дигорском и др. районах республики не был организован в должной мере учет детей, не все дети были охвачены обучением и не были приняты меры к возвращению детей в школы, отсеявшихся в течение года.

Слабо проводилась разъяснительная работа среди родителей этих детей.

В соответствии с совместным письмом министерства Просвещения и Социального обеспечения РСФСР от 10 июля 1954 года №5-801/93-М,  районным и городским отделам народного образования и социального обеспечения было предложено: усилить связь районных и городских отделов народного образования и социального обеспечения; силами работников отделов, учителей и общественного актива проверить материально — бытовое положение каждой семьи погибших воинов и инвалидов, имеющих детей школьного возраста; установить нуждаемость этих детей в одежде, обуви, учебных пособиях и принять меры к оказанию нуждающимся необходимой помощи;  учесть всех школьников — детей пенсионеров, которые прекратили до окончания начальной школы учебу, организовать среди их родителей массово — разъяснительную работу в 1954-1955 учебном году вовлечение этих детей  в школы и вечерние группы для переростков; взять под контроль работу школьных буфетов и организацию горячих завтраков, обратив внимание на обеспечение ими нуждающихся детей погибших воинов и инвалидов. [4,с.6]

При распределении путевок учитывалось материальное состояние  семьи ребенка,  его здоровье, количество детей. Из общего количества  путевок 10 %  бесплатно выделялось  для детей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны, круглых сирот, многодетных родителей.

По данным на 1947 год было  трудоустроено в промышленность  и сельское хозяйство  Северной Осетии 97,7 % инвалидов Отечественной войны 3 группы, профессиональным обучением охвачено 530 инвалидов Отечественной войны и 973 членов  семей военнослужащих, из которых  в 1946 году окончило учебу 269 инвалида Отечественной войны и 522 члена семей военнослужащих. Обеспечено индивидуальными огородами — 24 120 семей военнослужащих, инвалидов войны и труда. Они получили семена картофеля и других культур   в размере  114, 4 тонн. В этом же году было  предоставлено  и отремонтировано квартир — 2 492 семьям, выдано долгосрочных ссуд на индивидуальное жилищное строительство — 1 422 000 руб., создано денежных фондов для  оказания помощи семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны на сумму более 250 тыс. рублей, а также оказана большая помощь в продуктах питания и обеспечения одеждой и обувью, топливом и т. д. [6,с.24]

Меры по улучшению материального обеспечения и стимулированию  труда,  были предусмотрены для преподавателей, директоров и заместителей директоров по учебной части техникумов, средних медицинских и правовых школ, художественных, музыкальных, театральных и хореографических училищ и рабфаков [7,с.20], зоотехнических и ветеринарных работников в виде повышения  заработной платы и  введено премирование. [8,с.26]

Таким образом, во время Великой Отечественной войны и период восстановительного созидательного строительства приоритетное место в деле помощи и поддержки отводилось участникам войны и их родственникам, инвалидам войны, детям-сиротам. Государство, несмотря на столь тяжелое время, выделяло средства на пособия нуждающимся слоям населения.

Анализ материала позволил сделать вывод о том, что в мировой истории не было государства, способного сочетать ведение войны с быстрым восстановлением разоренных врагом районов. Только советское государство смогло приступить в военное время без помощи извне к ликвидации последствий навязанной ему войны и осуществлению грандиозного плана восстановительного строительства.

Литература:

  1. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия – Алания. Ф.379.Оп.1.Д.3.
  2. ЦГА РСО — А.Ф.379.Оп.1. Д.5.
  3. ЦГА РСО — А.Ф.379.Оп.1. Д.4.
  4. ЦГА РСО — А.Ф.379.Оп.1. Д.36.
  5. ЦГА РСО-А. Ф.379.Оп.1.Д.37.
  6. ЦГА РСО-А. Ф.379.Оп.1.Д.10.

  Literature:

  1. CSА RNO-Alania. F. 379.  1   C.5.
  2. CSА RNO-Alania. F. 1379.  1   C.4.
  3. CSА RNO-Alania. F.379.  1   C.36.
  4. CSА RNO-Alania. F. 379.  1   C.37.
  5. CSА RNO-Alania. F. 379.  1   C.10
    Из опыта социального обеспечения и социальной защиты населения в освобожденных от оккупации районах Северной Осетии в период Великой Отечественной войны
    В статье рассматриваются меры, принятые советским правительством по социальному обеспечению и социальной защите населения, проводимые в годы Великой Отечественной войны. Целью исследования являются конкретные постановления и указы, а также формы и методы социальной поддержки населения, которые бы могли с успехом применяться в современное время.
    Written by: Салказанов Заур Георгиевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/03/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)
    Available in: Ebook