26 Мар

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОГО ПУТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Великий Шелковый  путь – система караваных дорог, пересекавших Евразию от Китая до Средиземноморья и служивших в эпоху древности и средневековья важным началом осуществления торговых связей и диалого культур Востока и Запада.

Сегодня в Казахстане насчитывается несколько тысяч памятников истории и культуры. О восстановлении наиболее значимых из них и говорил Президент Республики Казахстан, когда инициировал государственную программу “Культурное наследие” Прекрасные шедевры зодчества и средневековье города находится на трассах Великого Шелкового пути. А еще есть наскальная живопись петроглифы, древние курганы. Например: мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Тюркестане и петроглифы Тамгалы (Алматинская область) июне 2003 года включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО’’ [1, с.6]. Яркое потрверждение того что наши предки оставили богатейшее наследие, признанное во всем мире. Нам же необходимо все сохранить и передать потомкам.

Многие не догадываются, что задолго до Шелкового был “лазуритовый путь”. С 3 тыс.до н.э. полудрагоценный камень лазурит перевозили из предгорий Памира на запад. А с конца 2 тыс.до н.э. функционировал “нефритовый  путь” торговля самоцветами из Центральной Азии. В середине 1 тыс.до н.э. эти караванные трассы начинают сливаться. Но уже в античной литературе встречаются описания Великогово Шелкового пути, одного из его вариантов от берегов Средиземноморья до Китая. В конце 8 столетие современного летоисчисления караванные троны начинает притягивать к себе столица Арабского халифата Багдад. В средние века в орбиту трансконтинентальной дороги пападает и Древняя Русь. Восточные купцы успешно форсировали Волгу и добрались до Русского Севера, где «нет ноги летом и нет дня зимой». Путешествия таили в себе немалую опасность. От Каспия до столицы. Поднебесной караваны верблюдов шли от нескольких месяцев до года [2, с.15].

Великий Шелковый путь самый протяженный-более 7 тысяч километров и самый значимый в истории.

Шелк — это нити, изготовляемые из выделений гусеницы шелкопряда. А сегодня шелководство-целая отрасль сельского хозяйства. В наши дни его производством занимаются многие страны.Например: Индия, Япония, Турция, Бразилия, Италия и естественно Китай [ 3, с. 1-9].

До последного времени считали, что изобретение шелка относится к первому тысячилетию до нашей эры. Не так давно китайские археологи опровергли эту датировку. В провинции Чжецзянь ими обнаружена шелковая пряжа которую относят к эпохе неолита. Возраст ткани около 5 тысячелетий. Анализы показали: уже тогда шелководство процветало.

По великой Дороге люди перевозили не только ткани, мирра и ладан, жасминовая вода, мускатный орех, женьшень, яшма, янтарь, кораллы, драгоценные камни, слоновая кость и жемчуг, золота, серебро, меха и оружие, фаянсовая и фарфоровая посуда, индейские слоны и чистокровные арабские скакуны, верблюды, соколы для охоты, навлины и говорящие попугаи и т.д. А еще восточные сладости, пряности и украшения. Шелк же был наряду с золотом своего рода, международной волютой. Материей расплачивались за товар, приносили дань возращали долги. Одеждами из шелка могли нохвастать лишь «Сильные мира сего». Один из наиболее протяженных участков  просигал через территорию Центральной Азии и нынешнего Казахстана. В середине I тыс. до н.э. этот отрезок дороги именовался «Степным» [4,с.147-168].

Сегодня никто не укажет точного места, где в 138 г. носольский караван князя, а по совместительству диниома и разведчика Чжан Цзяня пересек границу Поднебесной Империи. Посланник императора У-Ди отправился на запад. Из Ханской столицы-внутренных районав Китая-до территории сегодняшнего Афганистана и Центральной Азии. Вот что об этом сообщали «Записки географического обществь» за 1851 года «В 128 году до н.э.а не в 138-м году как пишется в более поздних источниках китайский посол к усиням проник в область современного Семиречья, но не зохадил дальше Арала на западе и верховьев р.Чу на юге-востоке окружающих Бетках-дала стран»[5,стр.33].

Это была дипломатическая миссия с целью убедить азиатских кочевников обьединиться с китайской империей Хань. Обьеденение не получилось, но как говорится, не куда без добра». Чжань Цзянь узнал, что в Средней Азии огромным спросом пользуется китайские товары, и убедил огромное количество диковинных вещей, о которых не знали в Поднебесной. Чжан Цзянь рассказал о том, что среднеазиатские города активно торговали Индией, Ближним и Средним Востоком [6,с.60]. Начало было ноложено. В след за Чжань Цзянем пошли караваны с шелком западные страны, а из Средиземноморья-товары в Китай. Но с караваном отправились не только купцы. Здесь можно было встречать  кузнецов и ткачей, сапожников и мыловаров, гачаров и шелкопрядильщиков, оружейников и ювелиров. Шли люди разных рас и вероисповеданий. Их отличали цвет кожи и разрез глаз.

В VI-VII в.в нашей эры наиболее оживленным становится отрезок пути, который пролегал через нынешние Семиречье и Южный Казахстан. Обьяснилось это следующими причинами, именно здесь находились ставки тюркских каганов, которые контралировали торговые пути через Центральную Азию. Это, во-первых. Во-вторых, как утверждают историки, дорога на Фаргану в это время стала опасной из-за междоусобиц. Ну, и, наконец, богатые тюркские каганы, как и их окружение, стали большими потребителями заморских товаров. Все это способствовало возникновению и развитию крунных городов на Великом Шелковом пути. Сегодня они у всех на слуху Бухара, Самарканд, Тараз, Испиджаб, Отрар, Туркестан, Тальхир, Каялык и.т.д [7, с.31].

В 629 г. буддийский наиомник Сюань-Цзянь описывал свой путь из Китая в Индию. Он прошел через Тараз, откуда повернул на юг. Пилигрим сообщал об оседлых культурных центрах в эпоху тюркского владычества по долинам рек Чу и Талас. Гость из Китая был поражен уровнем цивилизации управление страной,развитие торговли, писменность, религиозные верования, быт местного населения [8,с.57].

В 1219 г. министр Гюднебесной Елюй-чу-цай,сопровождавший Чингисхана в его западном ноходе,оставил сведения о строне между Или и Таласом.С ними можно познакомиться и сегодня в Трудах членов Российской духовной мисии в Пекине»[ 9, с.7].

В 1265 г. Николо и Матео Поло, отец и старший брат Марко Поло, занимаясь торговлей с Монголией, прошли из Венеции через Среднюю Азию и Семиречье. Сам же Марко Полом в Монголию через Памир и Кангар.

Шелковый путь функционировал в нашем регионе вплоть до XVIII века, когда войны и междоусобицы чуть не привели к упадку городскую культуру. Последнее оживление караванной дороги приходится на середиу XIII века, когда здесь приходили торговые и диниоматические посольства в Каракум-столицу монгольской империи. К этому периоду относят поездки итальянского миссионера Плано Карпини и венецанского посла Людовика Святого Гильома де Рубрика (Рубруквис), не все знают, что в этот период (13-14вв) восточная торговля было над опекой средиземноморских купцов  [10,с.87-89]. Последней здесь прошла миссия Джовании Мариньоло в 1357 г.

В 1424 г.император Юнле  из династии Мин приказал закрыть северо-западные границы Поднебесной. Через полторы тысячи лет. «Дорога всех времен и народов» прекратила свое существование.

В наши дни началось осуществление проекта по возрождению Великого Шелкового пути. Вот что в связи с этим говорил бывшией Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор: «Шелковый путь, приходивший через степи, моря и пустыни, предоставлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможностям взаимного обогащение выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования  Шелкового пути-содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, использовали имеющую историческое значение возможность взоимнопонимание и взаимного обогощения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути» [11 с.157-158].

Нам всем повезло. Мы являемся свидетелеми возрождения Великого Шелкового пути-дороги Мира, Взаимопонимание и Дружбы между народами.

Жол журсе кыскарады,-говорят казахи.-Дорогу осилит идущий.

Жизнь прожить-не поле перейти,-гласит русская поговорка. Дорога идет, за собою ведет. Человек оставляет свой след на земле,-мудро подмечают на Востоке.

                                              Список литературы

  1. Назарбаев Н.А О Государственный программе “Культурное наследие” на 2004-2006 год.-30 с
  2. Акишев К.Археологические напамятники Казахстана.Алма-Ата, “Наука” 1978.-200 с
  3. Сарианиди В. Лазуритовом пути Древнем Востоке М,1968.-1-9с
  4. Бичурин Н. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.Т.II М-Л, 1950.-147-168с.
  5. Лесниченко Е. Великий Шелковый путь. // Восточный Тюркестан в древности и раннем средневековые.1956, №1-33с
  6. Руденко С. Культура населения горного Алтая в скифское время.М-Л,1953-60с.
  7. Бартольд В. Очерк истории Семиречья. Соч.,т II.ч.2. М, 1963-31с.
  8. Мерусалимская А.Великий Шелковый путь и Северный Кавказ.Л.,1972-57с.
  9. Мамраимов А.Священные места на Великом Шелковом пути.Алматы,2009-7с.
  10. Зуев Ю.Китайские извесие о Суябе II Изв7АН Каз ССР, сер. Ист., археология и этнограф.(14)-б.1960-87-89с.
  11. Байнаков К. Городище Куйныктобе //Памятники истоии и культуры Казахстана.Вын.5.А.,1992-157-158с.
    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОГО ПУТИ
    История, Великий Шелковый путь. Казахстан, Кожа Ахмет Яссавий. «Лазуритовый путь». «Степной путь».
    Written by: Сулейменова Даметкен Досмухановна, Сулейменов Сайлау Хамитович, Сидахметов Срик Елтаевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/23/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook