30 Апр

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ «СОВЕРШЕННОГО» КАТАРА ПО МАТЕРИАЛАМ СВИДЕТЕЛЬСТВ КОНЦА XII-НАЧАЛА XIV ВЕКОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время представление о катарах, как о  вегетарианцах, пацифистах и феминистах, формируется современными исследователями для широкой публики [1, 2]. Активное изучение этого вероисповедания началось в конце прошлого века и, большей частью, теми энтузиастами, которые симпатизировали катарам, поэтому в научной литературе бытует сочувственное отношение к людям, объявленным еретиками Католической церковью.

«Совершенными» катарами называют представителей катарской «церкви», которые являются священниками, образуют ее иерархию, ведут определенный монашеский образ жизни, проповедуют и совершают обряды. Для описания, какими представлялись  совершенные катары своим современникам, следует – определить начальный период развития катарской церкви и появление в ней «совершенных», составить образ «совершенного» и проследить его развитие в течение исторического времени. За редким исключением, все свидетельства, которые имеются в открытых публикациях в настоящее время, являются наблюдениями очевидцев событий, переработанными через их собственное восприятие. Имеется огромная лакуна в автобиографическом материале, когда «совершенный» — служитель катарской церкви, диакон или епископ, говорил бы о своем собственном опыте.

Условно время существования катарской «церкви» и ее активной деятельности было разделено в данном исследовании на несколько периодов: до начала Альбигойского крестового похода (до 1209г), Альбигойский крестовый поход (1209-1229гг), учреждение инквизиторского трибунала в Тулузе и его активная деятельность (1229-1246гг), гибель катарской церкви (до начала XIV века).

По первому периоду были рассмотрены сочинения св.Бернара Клервоского Sermones In Cantica Canticorum [3], Эрменгауда из Безье Contra haereticos [4] и документы церковных соборов (Реймс 1049г, Тулуза 1056г, I Латеранский 1139г, Реймс 1048г, III Латеранский 1179г, Верона 1184г) [5], по второму – Петра Сернейского Historia Albigensium [6], документы IV Латеранского церковного собора 1215г [5] и указы императоров [7], по третьем и четвертому — свидетельские показания инквизиционных трибуналов, которые практически полностью охватывают  почти столетний период – с 1220-х по 1320-е годы [8-13].

Ранние полемические сочинения дают ограниченную информацию: остается неизвестным истинный портрет «совершенных», кроме того, что они были людьми сведущими в Писании и могли оперировать нужными библейскими текстами [14, 15]. Катаризм в это время только начинает активно изучаться католическими церковными деятелями, и вся информация о нем поступает на уровне догматических представлений и от редких свидетелей, с которыми авторам выпадает случай общаться (соответственно, в искаженном, тенденциозном виде) [16].

Основными источниками о повседневной жизни «совершенных» можно с уверенностью назвать свидетельства очевидцев из среды верующих катаров, которые сохранились в материалах допросов инквизиции. В них описан образ жизни: еда, одежда, предметы, которыми пользовались, денежные суммы, которые получали, обряды, которые проводили «совершенные» катары.

Существовала иерархическая структура внутри катарской «церкви» – с 20-х годов до середины 40-х XIII в. имелись епископы по областям (Тулуза, Редезио) и диаконы. У каждого епископа имелись два заместителя: filium maiorem и filium minorem. Имеется свидетельство о собрании священнослужителей катарской «церкви» и выборах епископа нового отделения «церкви» в Редезио в 1225г [9]. Так же, имеется свидетельство поставления в приоссы двух женщин [9]. В документах 70-х годов можно найти подтверждение, что такая структура сохранилась [11]. Помимо церковных должностей у «совершенных» катаров имеются профессии — – сапожник, ткач, писец, аптекарь, брадобрей, носильщик, погонщик волов, мясник и врач — medicus hereticorum.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что из отшельников и служителей культа, которые могли совершать ошибки, «совершенные» со временем превращаются в активных деятелей и заявляют о себе, как о единственных людях, способных отпускать грехи членам своих общин, проводить обряды посвящения и освящения (например, «благословление хлебов», «поцелуй мира»). Обрядовая сторона практически не меняется за все описываемое время: основные обряды членов катарской общины являются копией обрядов католической церкви, которые практиковались в церквях, за исключением тех, которые критиковались в катарском вероучении – евхаристия, таинство крещения и таинство брака. Однако можно говорить о наличии культа почитания «совершенных» как некоего высшего сообщества, стоящего между Богом и людьми. Исторический образ этой совокупности меняется в течение столетия. Во времена расцвета катарской «церкви» система «совершенных» – это стройная организация. Ее члены ведут монашеский образ жизни, проповедуют, совершают обряды, каждый в своем ограниченном «приходе», с множеством верующих, с которыми тесно общаются. После начавшихся репрессий эта структура распадается, уцелевшая часть перемещается в Ломбардию, но основная масса верующих остается в Окитании, на территории южной Франции, что стимулирует развитие паломничества, когда верующие катарской церкви совершают путешествие к своим священнослужителям на территорию северной и центральной Италии, а в обратном направлении, им навстречу, движутся катарские священники. «Совершенный» катар к середине 50-х годов XIIIв – это странствующий священнослужитель, вынужденный скрываться от преследователей. У обрядовой стороны появляется своя стоимость, и «совершенный» превращается в своеобразного дельца, который собирает с верующих немалые деньги, а потом пускает их в рост. Это явление коррупции к концу 70-х годов XIIIв достигает апогея, когда без денежного вознаграждения «совершенный» катар не спешил совершить основной обряд – consolamentum, однако после репрессий конца 70-х, начала 80-х годов XIIIв катарская «церковь» окончательно теряет свое значение. Раскрываются лишь хорошо законспирированные очаги катарской веры, когда «совершенные» катары практически не отличаются от обычных людей и привлекают к себе только надежных и доверенных лиц, требуют к себе абсолютного доверия и обучают паству катарскому вероучению, о котором они знают, но понимание догматов уже утратили.

Таким образом, после изучения источников можно условно выделять периоды в развитии катарской «церкви» и, соответственно, рассматривать учение как динамически развивающееся, которое необходимо четко отделять от всех остальных еретических вероучений конца XII — начала XIVвеков.

Литература

  1. Pegg M. The Corruption of Angels: The Great Inquisition of 1245–1245// Princeton University Press, 2001.
  2. Anne Brenon. Les cathares: Pauvres du Christ ou apôtres de Satan// éd. Gallimard, coll. Découvertes, 1997 – 2000.
  3. Sancti Bernardi Abbatis Clarae-Vallensis Sermones In Cantica Canticorum. Opera Omnia. Sermo LXV. LXVI. 1566.
  4. Ermengaud de Béziers. Contra haereticos Clementis III, pontificis romani epistolae et privilegia, ordine chronologico digesta… accurante //J.-P. Migne, (Petit-Montrouge) 1855, Waitz, Georg (1813-1886). Éditeur scientifique, с.1235-1279.
  5. Sanctorum Concilliorum nova et amplissima, collection XVI, XVII, XIX, XXII, Mansi.
  6. Pierre, des Vaux-de-Cernay. Historia Albigensis// Guebin et Lyon, t.1, Paris, 1926.
  7. Constitutiones et acta publica imperatorum et regum// T. 2, [1198-1272] Ludewicus Weiland. ed. Ludewicus Weiland, [dann] Jakob Theodor Schwalm 1893-1927(Hannoverae).
  8. Doat XXII. 1243-1247. Bernard de Caux, Agen, Cahors, Toulouse. http://jean.duvernoy.free.fr/text/pdf/bdecaux.pdf
  9. Doat XXIII. 1244-1245. Ferrarius, Tarn-et-Garonne. http://www.catharisme.eu/histoire/catharisme-europe/doat-xxiii/
  10. Fragment Bonnet. 1256. Jean de Saint-Pierre, Reginald de Chartres, Villefranche-de-Lauragais. http://jean.duvernoy.free.fr/text/pdf/bonnet.pdf
  11. Doat XXV, 1273-1280. Jean Galand, Tolosa. http://jean.duvernoy.free.fr/text/pdf/Parnaclatin.pdf
  12. Manuscrit ms 11847. 1299-1300гг, Nicolas d’Abbeville, Bernard de Castanet, Albi. http://www.catharisme.eu/histoire/catharisme-europe/intro-reg-inquisition-albi/
  13. Реестр инквизитора Жоффре д’Абли. 1308-1309гг, Gerardo de Blumaco, Johanne de Felgosio, Каркассон-Тараскон. http://jean.duvernoy.free.fr/text/pdf/ablis_latin.pdf
  14. Moneta de Cremone. Adversus Catharos et Valdenses libri quinque// ed. Ricchini, Roma.
  15. Saccho, Reinerius. Contra Waldenses, in Gretserus, Scriptores contra Sectam Waldensium// Gretseri Opéra, t. XII, p. 33, 1613
  16. Sicardi, Cremonensis episcopi, Mitrale, sive de Officiis ecclesiasticis summa, nunc primum in lucem prodit… Accedunt ejusdem Sicardi Chronicon ex editione Muratorii; Petri Sarnensis Historia Albigensium// Volumen claudunt Anonymi saeculi XII, accurante J.-P. Migne, 1855.
    ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ «СОВЕРШЕННОГО» КАТАРА ПО МАТЕРИАЛАМ СВИДЕТЕЛЬСТВ КОНЦА XII-НАЧАЛА XIV ВЕКОВ
    Written by: Родионова Юлия Валентиновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/31/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook