30 Янв

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Городское хозяйство играет важнейшую роль в повседневной жизни населения. Наличие таких благ как тротуар или мост, когда таковые имеются, часто не обращают на себя внимание. Однако в случае их отсутствия или неудовлетворительного состояния сразу же вызовут недовольство и роптание жителей любого населённого пункта. В условиях войны поддерживать городское хозяйство тыловых городов Советского Союза становилось труднее.

В современной отечественной историографии имеется целый ряд работ, рассматривающих проблемы развития городского хозяйства. В первую очередь это статьи О.В. Агишева [1], В.С. Чекалина [11], Л.П. Осинцева [10], А. Гусева [6] и А. Дорофеева [7], посвящённые развитию отдельных тыловых городов в годы Великой Отечественной войны. Авторы исследовали проблемы, возникшие в сфере городского хозяйства на разных этапах войны. Историками рассмотрены влияние войны на материальные, кадровые и финансовые ресурсы городских служб в этот период отечественной истории. Среди монографических исследований особого внимания заслуживает труд Ю.Л. Косенковой, посвящённой советскому городу периоду войны и первому послевоенному периоду [9].

Цель данной статьи рассмотреть состояние городского хозяйства Владимирской области в её современных границах в годы Великой Отечественной войны.

Для изучения данной проблемы были использованы документы городских коммунальных хозяйств, горпланов ряда городов Владимирской области. В число использованных в данной статье источников входят делопроизводственные документы, вышеперечисленных служб: планы, отчёты, сводки и обзоры. Эти источники хранятся в Государственном архиве Владимирской области, и большинство из них впервые вводится в научный оборот.

Начало войны внесло новые сложности в деятельность городов, которые и без того в предвоенные годы находились в непростой ситуации. Бурное развитие промышленности в предвоенные годы и быстро идущая урбанизация опережали создание соответствующих условий для новых жителей городов и их старожилов. Причины неудовлетворительной работы предприятий городских коммунальных хозяйства заключались не только в росте городского населения, но и в слабом выполнении некоторыми работниками своих обязанностей, а также нередко в их недостаточной квалификации [2, Оп. 1, Д. 106. Л. 2.].

Несмотря на внезапное нападение, службы городов с первых же дней войны стали перестраивать свою работу с учётом новых условий. В условиях военного времени ужесточение законодательства произошло во всех отраслях жизни. Например, приказ № 57 по Владимирскому городскому отделу коммунального хозяйства от  4 июля 1941 года требовал: «за срыв организации подвозки пиломатериала для ремонта городских бань 2-4 июля 1941 года – заведующему банно-прачечным управлением тов. Павлову объявляю выговор. Предупреждаю, что в случае повторения подобного Вы будете привлечены к ответственности по закону военного времени» [2, Оп. 3. Д. 234. Л. 63.]. Суровый приказ вряд ли был жестоким для того времени.

Уже в августе 1941 года остро встал вопрос о сокращении штатов предприятий городских коммунальных хозяйств, что было связано с мобилизацией в армию. Главный упор был поставлен на сокращение административно-хозяйственного аппарата. Например, в конце лета 1941 года управление банно-прачечного и парикмахерского хозяйства города Владимира были слиты в единую структуру [2, Оп. 3. Д. 234. Л. 83.].

Война помешала улучшить благоустройство городов. Жизненно важной необходимостью было строительство новых дорог и ремонт (часто капитальный) старых дорог как внутри городов, так и между ними. Неудовлетворительное состояние городских мостовых и тротуаров вызывало настоятельную необходимость в их ремонте, однако в военные годы выдерживать предвоенные планы по данным пунктам было невозможно, а вследствие регулярного прохода через центральные городские улицы военной, да и гражданской техники состояние дорожного и пешеходного полотна ухудшалось.

Особенно ярко и критично положение в сфере городских хозяйств рисует директива по областному коммунальному хозяйству тогда ещё Ивановской области, изданная в 1943 году: «В решении Пленума Обкома ВКП (б) и 10-й сессии Облсовета отмечены особо неблагополучными участками городского хозяйства: мосты, заборы и ограждения. По большинству городов они находятся в полуразрушенном или полностью разрушенном состоянии – необходимо в  течение ноября м-ца и первой половины декабря, с участием жильцов, проживающих в домах, силами ремонтных контор, средствами населения и городского бюджета, привести все это хозяйство в порядок – городская комиссия после осмотра города должна наметить график, сроки и ответственных лиц за выполнение этих работ» [4, Оп. 1. Д.10. л. 1 об.].  Для крупнейшего города края Владимира настоящим бичом стала большая изношенность мостов и мостовых центральной улицы, являющейся частью магистрали Москва – Горький [2, Оп. 1. Д. 122. Л. 4.]. Для важнейшего промышленного города края Коврова огромной проблемой являлись плохие дороги. Было замощено лишь 8% общей площади всех улиц. Асфальтированные тротуары и усовершенствованные мосты практически отсутствовали [5, Оп. 1. Д. 9. Л. 36.]. В Муроме имелись схожие проблемы – неудовлетворительное состояние дорог и тротуаров, которым требовалось новое мощение и асфальтирование, а кроме того, из-за переполненности старого кладбища необходимо было строительство кладбища нового [3, Оп. 3. Д. 9. Л. 109.]. Несмотря на сложное военное время, городские власти понимали потребность горожан в местах отдыха. «Необходимость строительства парка культуры и отдыха в городе обусловлена тем, что неуклонный рост населения требует очагов культуры, которые в городе отсутствуют за исключением небольшого окского сада, не отвечающего потребностям населения» [3, Оп. 3. Д. 9. Л. 111.]. Из-за катастрофической нехватки рабочих рук (она порой достигала 40% от потребности), а также хронической нехватки средств на благоустройство городов привлекалось городское население. Причём с каждым новым военным годом это явление становилось всё более масштабным и частым [3, Оп. 3. Д. 9. Л. 111.]. Призывы к участию в городских субботниках печатались в газетах соответствующих городов. Там же публиковались и краткие заметки о результатах работы по благоустройству. В 1941 году муромское отделение Госбанка выделило средства на выполнение Горьковским облпроектом эскизного проекта планировки города [3, Оп. 3. Д. 8. Л. 165.]. В этом проекте подразумевались планировочные работы по созданию водоснабжения и канализации города. Однако в годы войны постройка данных объектов оказалась невозможной.

Признав положительными результаты привлечения населения к благоустройству городов, Владимирский исполком счёл необходимым провести до конца года ещё «2 общегородских воскресника по приведению мест общего пользования (дворы, площади, парки и пр.) в надлежащий вид» [2, Оп. 1. Д. 112. Л. 39 об., д.126. л. 6 – 6 об.].

Были, однако, и более срочные работы, среди которых выделялось восстановление разбитых дорог, проходящих через город.  Отмечалось, что дорожное хозяйство города находится в полуразрушенном состоянии, все улицы города с булыжным покрытием капитальному ремонту не подвергались несколько десятков лет [2, Д. 122. л. 15, Оп.1. Д. 127. л. 4-5]. Реконструкция была необходима не только дорожному, но и подземному хозяйство на всём протяжении дорог. Город должен был выполнить реконструкцию своими силами, сумма работ оценивалась в 7 млн. рублей [Оп. 1. Д. 127. л. 88-99]. Для исполнения данного решения подрядчику требовалось мобилизовать 400 человек рабочих, а также подсобной рабочей силы в количестве 300 человек [2, Д. 127. Л. 89, Оп.1. Д. 127. Л. 5.] Большую проблему для города представлял мост через Клязьму. «Имеющийся деревянный мост на сваях через р. Клязьму ежегодно разбирается и делается вновь, ввиду его затопления весенним разливом. Весной переправа через реку Клязьму на период 1-1,5 недели прекращается и в течение 4-6 недель осуществляется паромом» [2, оп. 1. Д. 127. Л. 5.] Если учитывать, что большая часть топлива, заготавливающегося для нужд города и его жителей, находилась как раз на правом берегу Клязьмы, то постоянный мост был необходим. Собственно, в документах горкомхоза это строительство и связывалось исключительно с нуждами снабжения города. «Намеченное строительство постоянного моста имеет целью удовлетворить бесперебойную связь как города, крайне  заинтересованного в получении топлива и сельхозпродуктов, так и самого района» [2, Оп.1. Д. 127. Л. 7]. Кроме того, со строительством постоянного моста отпадала необходимость ежегодно затрачивать дефицитные материалы на его возведение. Также появлялась возможность высвободить столь необходимую для послевоенного восстановления хозяйства рабочую силу. Запланированные работы по возведению нового моста были осуществлены уже на следующий год [2, Оп.1. Д. 127. Л. 15 об.]. Проблема с переправой через крупнейшую реку региона была не только во Владимире, но и в Коврове. Там 9 ноября 1941 года по неизвестной причине рухнул автомобильный мост. В результате заведующим горкомхозом Маров получил предписание наладить движение парома и в 3-дневный срок восстановить наплавной мост [8, с. 14].

Таким образом, в годы войны городское хозяйство Владимирской области в целом находилось в неудовлетворительном состоянии. Это было вызвано в первую очередь дефицитом кадровых, материальных и финансовых ресурсов. Самыми неблагоприятным в этом отношении периодом были 1942 и 1943 годы. Несколько лучше складывалась ситуация во вновь ставшем областном центре Владимире. С другой стороны, городские власти и сами жители городов прилагали много усилий к улучшению плохой обстановки в сфере городского хозяйства. К концу войны положение стало улучшаться. Это было связано с грядущим ожиданием конца войны, когда экономика стала постепенно переводиться на мирные рельсы. Стал сокращаться дефицит материальных ресурсов, хотя с кадрами по-прежнему было не так всё просто.

Список литературы:

  1. Агишева, О.В. Город в ценностном контексте // Проблемы политических ценностей в условиях трансформации режима. Томск, 2004. С. 89 – 109;
  2. ГАВО РФ. Ф. Р-950.
  3. ГАВО РФ. Ф. Р-3186.
  4. ГАВО РФ. Ф. Р-3377.
  5. ГАВО РФ. Ф. Р-3862.
  6. Гусев А. Городское хозяйство Первоуральска в годы Великой Отечественной войны // [Электронный ресурс]. URL: http://pervo66.ru/history/articles-2104/.
  7. Дорофеев, А. Владимир в годы Великой Отечественной войны / А. Дорофеев // Материалы исследований. Сборник № 6. Сост. А.А. Тенеткина. Владимир, 2000. — С. 92-97.
  8. Ковровчане в Великой Отечественной: к 55-летию Великой Победы / сост.: Н.В. Фролов. – Ковров: Маштекс, 2000. – 112 с.: ил.
  9. Косенкова, Ю.Л. Советский город 1940-х – первой половины 1950-х годов: от творческих поисков к практике строительства. М., 2000.
  10. Осинцев, Л.П. и др. Щадринск. Городское хозяйство. Щадринск, 2004;
  11. Чекалин В.С. Проблемы развития городского хозяйства в условиях местного самоуправления // Архитектурно-художественные и социально-экономические проблемы исторических городов. Л. 1991. С. 62-63;
    ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
    Written by: Тряхов Илья Сергеевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/19/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook