26 Мар

ГАЗЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК (НА МАТЕРИАЛАХ СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Периодическая печать с момента ее появления имела самое серьезное влияние на общественную жизнь. В связи с этим закономерно, что и в системе исторических источников периодическая печать занимает важное место. В том числе, в рамках периодической печати, определенную ценность имеют иллюстрации в периодических изданиях, поскольку они являются предметом, неотделимым от своей эпохи, ее «слепком». В этом смысле газетные иллюстрации можно также включать в число исторических источников, например, по истории повседневности и быта, а также некоторых других направлений исторической науки.

Однако следует отметить, что освещение темы газетных иллюстраций с точки зрения источниковедения практически отсутствует в современной науке, независимо от исторического периода. Специальных исследований, посвященных теме настоящего исследования, нет.

Как один из видов печатных СМИ газета предназначена для оперативного информирования читателя о текущих событиях, поэтому считается, что спустя несколько дней газета уже безнадежно устаревает. Однако в последующие годы издание также остается востребованным читателями, спрос на него существенно снижается, но остается стабильным. С течением времени газета превращается из средства оперативной информации в ценный исторический источник. [1, с. 53] Можно говорить, что функция газеты меняется – из сугубо практической, бытовой и одноразовой вещи, она превращается в полезный в научно-исследовательском отношении предмет.

В настоящем исследовании к анализу привлекаются следующие советские периодические издания: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда».

Газета «Правда» была изданием, которое продолжительное время являлось основным ежедневным печатным СМИ правящей в СССР Коммунистической партии и наиболее влиятельным советским изданием, а по сути – главной газетой страны. «Правда» – а другие советские газеты делали это в меньшей степени – была уполномочены трактовать и разъяснять населению решения государственного и партийного руководства. Поэтому «Правда» была одним из органов контроля руководства страны над всеми остальными органами власти. Критические материалы в чей-либо адрес, опубликованные в газете, неизбежно вели к административным и судебным последствиям для «провинившихся».

Это периодическое издание имело передовицу, т.е. главную, передовую статью, в которой ставился основной вопрос дня и предлагались конкретные рекомендации. Тут же, как правило, находилась фотография – иногда рисунок – иллюстрирующий главную тему дня. Например, фотография канала Москва-Волга в июльской «Правде» 1937 года, рапортующей о завершении строительства этого канала. [2] Или фотография заводского митинга, на котором рабочие слушают выступающего, присутствующего на процессе по делу «право-троцкистского» блока. [3]

Представляется, подобный стиль оформления газеты был выбран неслучайно. По всей видимости, это связано с тем, что, с точки зрения восприятия газеты рядовым читателем, информация, «подкреплённая» фотоматериалом, воспринимается гораздо убедительнее. В подобном стиле были оформлены и менее важные материалы, размещенные на разворотах газеты. Но уже далеко не все из них обладали иллюстративным материалом. Довольно редко, в период с 1917-1945 гг., на одну страницу «Правды» приходилось более двух иллюстраций, в то время как число заметок, статей и других материалов в газете могло доходить до десятка. Если кто-либо из высших партийных или государственных руководителей выступал с докладом, текст которого был достаточно важным для его опубликования, то, как правило, в статье помещалась фотография деятеля, сделавшего этот доклад. [4] Тенденция перехода от рисунков и шаржей, иллюстрирующих статьи, к фотографиям, наблюдается приблизительно в середине 30-х гг. [5] Вместе с тем, некоторые фотографии содержат в себе достаточно отчетливые следы ретуширования.

В целом можно говорить о том, что иллюстрации в газете «Правда» в рассматриваемый период были достаточно скудны. Нужно отметить, что все эти материалы, помимо информационной (а точнее, «подкрепляющей» информацию функции), выполняли и пропагандистскую функцию: иллюстрации, особенно передовых статей, с первых секунд чтения создавали у читателей газеты определенное настроение. Чаще всего, применительно к 30-м гг. ХХ века, это было настроение тревоги и опасности, незащищенности, как отдельных людей в СССР перед «врагами народа», так и всего Советского Союза перед мировыми врагами. Это достаточно ясно на примере газет второй половины 30-х гг., когда в СССР шло активное разоблачение «троцкистско-зиновьевских бандитов» и других «врагов народа». Тексты газетных публикаций в это время (1936-1938 гг.) буквально пропитаны ненавистью и полны призывов к скорейшему вынесению и приведению в исполнение самых жестоких приговоров в отношении подсудимых по многочисленным процессам. В качестве иллюстраций к этим материалам прилагаются наглядные изображения широкой поддержки населения: рабочие читают газету на производстве, крестьяне читают газету в колхозе и т.п. Кроме того, приводились фотографии собрания рабочих, слушающих сообщения о террористической деятельности троцкистско-зиновьевской банды: лица у всех злы и напряжены. [6] В конечном итоге подобные публикации должны были создать у конечного читателя соответствующее настроение.

Следующее издание, на которое нужно обратить внимание – газета «Известия». Как и «Правда», эта газета являлась официальным органом руководящих органов Советской власти – Верховного Совета СССР.

В 20-30 гг. в «Известиях» широкое хождение имела политическая карикатура. Автором, чье имя стояло под большей частью рисунков, являлся крупный художник-карикатурист Б. Ефимов. Он принимал активное участие во всех политических кампаниях того времени: борьбе с «социал-фашистами» (социал-демократическими партиями на Западе), с троцкистами-бухаринцами, космополитами, генетиками, а позднее – с «врачами-убийцами», маршалом Тито и «вражескими голосами». Анализируя карикатуру того времени, необходимо учитывать возросший интерес масс к событиям политической и международной жизни, достаточно характерный для 20-30-х годов. Тот образ мира, и в первую очередь Запада, который представал перед значительной частью советского общества, приобретал явно выраженные карикатурные, гротескные черты. [7] Следует отметить, что в карикатурах Запад выглядел, как правило, крайне непривлекательно. Он представлялся в виде толстых обрюзгших лиц с уродливыми, непропорциональными формами, милитаристскими атрибутами (ножи, шпаги) в военной форме или «буржуйском костюме» (костюм с галстуком или фрак, пальто, цилиндр или шляпа-котелок). Таким же образом изображались не только капиталисты, но и враги СССР из числа бывших союзников – Троцкий, Бухарин и другие. Конечно, это в полной мере осознавалось и использовалось теми, кто занимался формированием у советских людей соответствующей картины восприятия мира. Именно гротескность не только ситуаций, но и персонажей стала признаваться одной из отличительных черт советской политической карикатуры.

В «Известиях», как и в любой газете, публиковались иллюстративные материалы к материалам. Однако, в отличие от «Правды», они часто – особенно на раннем этапе – были не фотографиями, а рисунками, карандашными зарисовками или шаржами. См. например статьи о допросе подсудимых в ноябре 1930 года; портрет Молотова в статье, посвященной IV съезду Советов; речь участника съезда Н. Шатунова. [8] К середине 30-х гг. фотографии, по большей части, вытесняют рисунки в «Известиях». [9]

Интересно, что, в отличие от «Правды», материалы по политическим процессам 30-х гг. иллюстрациями практически не снабжались. В это время зачастую несколько разворотов газеты могло быть вообще без иллюстраций.

К 40-м гг. политические карикатуры из «Известий» практически полностью исчезают. Основным иллюстративным материалом становятся официальные портреты лиц, постановочные фотографии и т.п. [10] В этот период в газете всюду виднеются счастливые лица рабочих, крестьянок; рапортуется о небывалых урожаях и еще более высоких обязательствах, которые берут на себя колхозники и рабочие, о небывалом успехе государственных займов и др. Не обходилось без портретов вождя: И. В. Сталин появлялся на передовицах газеты с завидной регулярностью. Даже в июне 1941 года, когда официальное обращение о начале войны с Германией делал В. М. Молотов, на передовице «Известий» – равно как и многих других газет – всё равно изображен портрет Сталина. [11]

И последняя одна газета, которая была проанализирована – «Комсомольская правда». Первоначально эта газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную аудиторию. Ситуация здесь, по большей части, схожа с «Известиями». 20-е годы и начало 30х гг. – это время расцвета политической карикатуры в газете. Карикатуры здесь публиковались до самого конца 30-х гг., то есть, немного дольше, чем в «Известиях». [12] В рубрике «За рубежом» читатели информировались о военных действиях в Европе, главным образом – о ходе гражданской войны Испании. Тут же приводились наглядные карты военных операций республиканцев и националистов. [13]

В 30-40-е гг. «Комсомольская правда» была одним из наиболее насыщенных в иллюстративном отношении периодических изданий из числа тех, которые рассматриваемы нами в рамках настоящего исследования. Почти на каждой странице здесь встречается по 3-4 иллюстрации (как правило, фотографии), в том или ином ключе иллюстрирующие ключевые статьи.

Любопытно, что кроме материалов собственных корреспондентов, газета перепечатывала фотографии из других газеты и журналов, а также из агентства Союзфото. [14] В редких случаях материалы перепечатывались даже из иностранной прессы. [15] Но, само собой разумеется, заимствование материалов у иностранных СМИ имело место только в тех случаях, когда советскому изданию это было выгодно в пропагандистском отношении. Иллюстрации в «Комсомольской правде» обычно имели небольшой размер и, как правило, умещались в одной-двух колонках соответствующего материала.

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, большое число писем с фронта и на фронт, было организовано несколько десятков редакций с выездом на самые важные участки фронта. Под рубрикой «фотописьма» публиковались фотографии с рассказами, полученные от авторов, не числящихся штатными корреспондентами газеты. [16] В 1944 году на передовице газеты был опубликован портрет Н. С. Хрущева в связи с награждением его орденом Ленина. [17] Этот факт является довольно любопытным, т.к. до этого чести публикации крупного портрета на передовице газеты с массовым тиражом удостаивались лишь первые лица в государстве – Молотов, Сталин, Калинин и т.д., а также умершие крупные деятели большевистского движения.

Таким образом, подводя итог всему сказанному выше, можно говорить о следующем.

Тема газетных иллюстраций является практически неосвещенной в современной историографии. На основании рассмотренных нами материалов было выяснено, что иллюстративные источники в советской периодической печати являлись достаточно разнообразными и служили разным целям. Некоторые из них выполняли чисто информационную функцию – таковы были фотографии, рисунки. Подобные материалы использовались практически в любой советской периодике с того самого момента как публикация фотоснимков в газете стала технически доступной. Иллюстрации служили и пропагандистским и агитационным задачам – сюда можно отнести шаржи, политические карикатуры. Эти иллюстрации должны были вызывать у читателей в первую очередь определенный эмоциональный отклик, т.е. реакцию – негативную или позитивную. Расцвет карикатурных иллюстраций приходится на 20-30-е гг., затем их популярность постепенно сходит на нет. Все газеты, из рассматриваемых нами, в той или иной степени содержали политические карикатуры. К третьей из условных групп иллюстративного материала в газетах можно отнести рекламно-развлекательные иллюстрации. В рассматриваемый период только-только происходит становление советской графической рекламы в периодических изданиях. К этой же группе развлекательных иллюстраций можно отнести шахматные и шашечные задачи.

По интенсивности использования различных иллюстративных материалов советская периодика не была едина. С другой стороны, к завершению рассматриваемого периода (1917-1945 гг.) наблюдается постепенная унификация различных изданий и переход их к единому образцу.

Список источников и литературы:

  1. Сапожников А. И. Газетные публикации как исторический источник // Библиотековедение. Журнал Российской государственной библиотеки. № 2. 2009.
  2. Замечательное сооружение сталинской эпохи // Правда. 1937. 5 июля.
  3. Священная ненависть народа // Правда. 1938. 5 марта.
  4. О мерах по улучшению семян зерновых культур. Доклад тов. Яковлева Я. А. на Пленуме ЦК ВКП(б) 28 июня 1937 г. // Правда. 1937. 5 июля; Речь тов. М. М. Литвинова // Правда. 1937. 15 июля; Прения по докладу о Государственном бюджете СССР на 1944 год. Речь депутата Н. Ундасынова (Казахская ССР) // Правда. 1944. 13 февраля.
  5. См. например: Агенты французского империализма и «торгпрома» перед пролетарским судом. Дело промышленной партии // Правда. 1930. 30 ноября; Миллионные массы трудящихся требуют расстрела троцкистско-зановьевских бандитов – заклятых врагов народа // Правда. 1938. 21 августа.
  6. Рабочие вагоноремонтного завода им. Войтовича (Москва) требуют скорейшего суда над врагами и предателями // Правда. 1938. 21 августа.
  7. Известия. 1930. 7 ноября; Известия. 1930. 1 декабря.
  8. Известия. 1930 11 ноября; Известия. 1931. 6 марта. Известия. 1931. 9 марта.
  9. Известия. 1934. 5 марта. Известия. 1934. 11 мая.
  10. IV сессия Верховного Совета РСФСР // Известия. 1941. 2 апреля; Металлурги реализуют свои обязательства // Известия. 1941. 18 мая; Образцово произвести сев на Востоке // Известия. 1941. 8 мая.
  11. Известия. 1941. 24 июня.
  12. Комсомольская правда. 1937. 14 апреля; Комсомольская правда. 1937. 20 апреля.
  13. Комсомольская правда. 1937. 23 апреля.
  14. Комсомольская правда. 1937. 11 мая.
  15. Миллионная антивоенная демонстрация в США // Комсомольская правда. 1937. 8 мая.
  16. Комсомольская правда. 1944. 10 мая.
  17. Комсомольская правда. 1944. 18 апреля.
    ГАЗЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК (НА МАТЕРИАЛАХ СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)
    Целью исследования было изучение иллюстративного материала газетной периодики советского периода, ограниченного хронологическими рамками 1917-1945 гг. На материале основных партийных и государственных газет этого времени показывается разнообразное содержание, формы и характер иллюстративного материала в советской периодической печати.
    Written by: Евдокимов Артём Сергеевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/23/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook