26 Сен

ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Рассмотрим проведение классов-уроков, занятий по изучению основных техник и методик современных направлений в хореографии: джазового танца, танца модерн, модерн-джаз танца, методику исполнения основных элементов и движений.

Сосредотачивая наше внимание на понимание/осознание функциональных и анатомических связей в теле и интеграции этой информации в движение, особенное внимание нами будет уделено основным аспектам движения. Это – удленение и направление в теле, эффективное использование скелета и мышц, нахождение естественных анатомических связей, модели организации тела и его взаимоотношения с силой гравитации, с перемещением тела в пространстве, импровизации. Все это мы изучаем для того, чтобы тело в танце было более эффективным и сбалансированным, что в свою очередь и определит, в дальнейшем сценическом исполнении эмоциональное состояние, культуру танца и исполнительское мастерство, как результат физического развития.

Использование соматического подхода к исследованию тела, его движений и их проявлений в танце. В этом классе на занятиях уделяется значительное внимание развитию ощущений тела, осознанию его внутренней организации и целостности. Основной материал класса выстроен на релиз-техник и техник телесного осознавания (body awareness techniques), с использованием экспериментальной анатомии, партнерской работы, элементов импровизации, работы с образами.

Техника для начинающих.

В структуре урока используются различные подходы:

  • развивающие модели-упражнения, основанные на использовании образного мышления, помогут сфокусировать внимание на пространстве (внешнем и внутреннем), весе и обострить чувственное восприятие;
  • упражнения на полу, направленные на снятие ненужного напряжения и зажимов тела, подготовят дыхание, артикуляцию и глубокие мышцы тела;
  • упражнения стоя помогут сконцентрировать внимание на работе суставов, переносе центра тяжести, укреплении опоры.

Во второй части класса простые упражнения сменяются более сложными, появляются танцевальные связки, где внимание сосредоточено на балансе, инерции, музыкальности, импульсах движения и их развитии.

Финальная часть объединяет материал класса в хореографические фразы и танцевальные комбинации. В классе уделяется значительное внимание развитию воображения и творческого потенциала через использование упражнений по импровизации.

В классе используется визуальный материал, экспериментальная анатомия, работа с образами, партнерская работа, игры – все, что помагает оживить вкус, вдохновение и рефлексы.

Следующий этап – интеграция найденного материала в предложенные структуры технического класса, открывая и проявляя свою уникальность, а также использовать его для создания собственных двигательных фраз и соединять закрепленный материал с импровизацией.

Результат. Увеличение осознанности и эффективности движения, расширение фокуса внимания и спектра выразительности, развитие динамики движений и качество присутствия в танце и в жизни.

Джаз-танец. Техника. Структура урока джазового танца (Jazz Dance). Афро-джаз.

Положение коллапса (свободное держание тела).

  1. Разогрев.
  2. Изоляция: комбинации различных движений одного изолированного центра, ареалы центров. Разноритмические рисунки в комбинациях.
    1. Голова.
    2. Плечи.
    3. Грудная клетка.
    4. Пелвис (бедра).
    5. Руки.
    6. Основные позиции рук.
    7. Варианты позиций.
    8. Ноги.
    9. Варианты разнообразных движений ног.
    10. Координация. Принципы координации.
  • Приемы управления.
  1. Шаги и вращения.
  2. Передвижения в пространстве.
  • Кросс. Передвижение в пространстве. Комбинации шагов, прыжков, вращений.
  • Небольшие танцевальные комбинации.
  • Композиция и импровизация.

Афро-джаз. Система уроков строится на сочитании традиционного афро-танца и джаз-модерна. Движение рассматривается как прямое живое действо, объемное, прстранственное, но подверженное принципам афро-эстетики. Подобные уроки – эксперимент по созданию нового лекстческого языка объединяющего в себе классическую хореографию, пластику и грацию танцовщиков Африки и современный взгляд педагога на джаз-модерн танец.

Цель урока – чистое и легкое движение, достижение музыкальности, экспрессивности и способности рисковать.

Задача урока – освоение основ этнической афропластики, азы джазового танца, синтезированных комбинаций, перемещение в пространстве.

Во время занятий используются движения и приемы, уходящие корнями в афро-американские танцы. Особое внимание уделино клаппингу (хлопушки и удары по телу), что активно используется в ритмотерапии.

Модерн-джаз танец (Modern-Jazz Dance). Техника.

  1. Разогрев всех видов: у станка, на середине зала, в партере, все виды разогрева в комплексной форме.
  2. Изоляция: использование всех центров в координации, полиритмия и полицентрия. Разноритмические комбинации со всеми центрами. (Голова, плечи, грудная клетка, пелвис: hip lift, полукруги и круги, крест и т.д.).
  3. Координация: бицентрия: движения центров в параллель и оппозицию (один центр – медленно и плавно, другой – акцентировано и резко, координированное перемещение в пространстве).
  4. Упражнения для позвоночника: наклоны и перегибы торса (корпуса) во всех направлениях, твисты, спирали, high release, повороты, падения, подъемы, contraction, release, развернутые танцевальные комбинации.
  5. Уровни, партер: активное использование падения и подъемов, переходов из одного уровня в другой уровень с работой позвоночника и движений изолированных центров, передвижения, развернутые комбинации.
  6. Кросс. Передвижение в пространстве: использование contraction и release во время движения. Шаги с координацией трех-четырех и более центров. Шаги, прыжки, вращения – смена направлений. Лабильные вращения. Танцевальные комбинации.
  7. Комбинация или импровизация: развернутые танцевальные комбинации, в которых используется весь арсенал современной хореографии.

Движение и дыхание во взаимосвязи. Вряд ли сегодня найдется хореограф, который не знает какую роль, играет дыхание исполнителя в любом из направлений танца, не понимает значения тренировки дыхания. Дыханию отводится не менее важное место, нежели физической выносливости исполнителя. Необходимо отметить, что технические возможности исполнителя непосредственно и напрямую связаны с умением после сильных физических нагрузок, достаточно быстро восстанавливаться.

Как известно, танцовщики народно-сценической, классической, бальной хореографии, как правило, используют грудное дыхание. В современной хореографии дыхание обязательно связано с движением, проникает во все тело и наполняет все его части. Движение, поддержанное дыханием, – текуче и естественно. Дыхание в современном танце часто оказывает непосредственное влияние на окраску самого движения.

В Bartenieff Fundamentals дыхание рассматривается как основа связей в теле, влияющая на каждый аспект движения. С точки зрения Ирмгард Бартеньефф, в процессе двигательно-функционального обучения важно всегда начинать с дыхания, потому что:

  • дыхание – это ключ к связям на физиологическом уровне;
  • дыхание – это текучая среда, основа всех движений. Оно предоставляет русло, по которому протекает двигательное усилие. Оно формирует основание для качества движения, освобождает и регулирует движение;
  • дыхание дает внутреннее ощущение формы. Процесс вдоха и выдоха, меняющийся и постоянный диалог между расширением и сжатием – увеличением объема и сокращением объема – создает основу для внешнего формообразования. Каждое движение можно представить себе как-либо открытие, либо закрытие, дыхание – поддержка этих изменений;
  • дыхание – дает первый опыт ощущения пространства – наполненности, внутреннего трехмерного объема;
  • дыхание – ключ для фразообразования движений и, таким образом, для функционально-выразительного содержания коммуникации.

В основе BMC (Body Mind Centering), Бартеньефф и многих других Соматик-дисциплин лежит импровизация, поэтому на теоретическом уровне вопрос о привязке определенной фазы дыхания к определенному движению обычно определяется в терминах свободного выбора. Конкретные рекомендации обычно даются в конкретных упражнениях. Причем обучающийся самостоятельно решает, использовать полученные рекомендации или нет.

В техниках работы с дыханием можно выделить два подхода.

  1. Настройка на дыхание, обычно включает в себя наблюдение за дыханием, его продолжительностью, локализацией, соотношением вдоха-выдоха и т.д.
  2. Исследование дыхания через движение:

а) через внимание к дыханию – к осознанию внутренних взаимосвязей тела (по Бартеньефф, этих взаимосвязей пять: центр-периферия, голова – хвост (копчик), верх-низ, правая половина тела – левая половина, кросс-латеральная (диагонали тела));

б) взаимосвязь дыхания с изменением формы тела (при этом изменение может быть ориентировано на саму форму тела или на ее взаимосвязь с пространством);

в) взаимосвязь дыхания с движением тела в пространстве.

Базовая модель дыхания – «расширение-сжатие» присутствует в любом движении. Кроме того, с дыханием связывают два движенческих паттерна: подъем-опускание (например, «падение» и «отражение» в технике Хэмфри-Лимона) и «открывание-закрывание» (например, в работе с центром-периферией у Bartenieff). При этом вдох связан с первой частью этих пар, а выдох – со второй.

Другой подход заключается в использовании выдоха для выхода в движение (здесь связь: вдох – внутрь, а выдох – вовне). Движение на выдохе обычно делается, когда акцентируется фокус на высвобождении напряжения в какой либо части тела. На этом принципе, как известно, построена техника релиза.

Упражнения на дыхание могут давать самые разные его модели. Среди них нет единственной и универсальной, каждая из них полезна в том или ином случае. Важно умение танцовщика связывать дыхание с движением оптимальным способом, чтобы дыхание улучшало качество движения, обогащало его динамику и выразительность.

 

Понятие «импровизация» с точки зрения культорологических особеностей в контексте занятий современным танцем. Что это значит сегодня импровизировать, в то время как исторически импровизация служила для практики эмансипации, а превратилась в инструмент создания языка, приобретения собственного голоса и передачи значений самым очевидным, скучным и даже нарцистичним образом. Встает вопрос: что делает «импровизацию сегодня» перформативным жестом? Что означает «репетировать Мы» в этом контексте? Какие условия делают возможным создание этого «МЫ», без того, чтобы стать сделанным проектом или тем, с которым мы бы себя идентифицировали, но все равно таким, который постоянно сам себя бы создавал? И, что нам делать, если артистическая практика отвергает и отменяет любую содержательную, завершенную, самодостаточную и рабочую базу? Как тело, состоящее из множества тел, создает желание и общий творческий протокол? И как благодаря этому желанию, само это тело облачить в опыт переживания «простого», а не в самоуправляемую машину? Как мы в конечном счете можем прожить опыт «МЫ» на не состоятельной, не завершенной и бесполезной базе? И как долго? Для этой цели есть предложение Пас Рохо (хореограф, танцовщица, перформер, исследователь и педагог – Испания). Пересмотреть концепцию импровизации как открытого состояния, в котором мы находимся в контакте со всеми условиями вокруг, которые могут привести к ситуации, воплощающей это проблему «МЫ». Исследовать эту проблему, используя различные телесные практики, помогающие натренировать, подготовить и установить контакт с телом разными способами восприятия движения, например: релиз, контактная импровизация, body-mind.

Создание связок для работы в парах и сольно с помощью направляемого и импровизационного партнеринга. Работа с весом, изоляцией, ведением и следованием. Метод создания нового – работа с различными темами и качествами, например: высокая активность, ленивый вид, следование или ведение. Помимо создания танцевального материала, метод поможет лучше узнать свое тело и то, как оно используется в патрнеринге.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что прежде, чем начинать практическое обучение исполнительскому мастерству, необходимо ознакомиться с теорией, чтобы иметь четкие представления о фундаментальных, базовых законах, на которых держится структура всех методик и школ по подготовке исполнителей различных видов танца. Исполнителям танца необходимо знать физиологические основы двигательной деятельности. Твердое усвоение элементарных знаний о физиологических процессах, протекающих в организме при занятиях хореографией, поможет сознательно вырабатывать высокую работоспособность, избегать излишнего утомления, сохранять достигнутую координацию движений и улучшать технику движений.

Занятия хореографией влияют на развитие силы мышц, увеличивая их объем, происходит их улучшенная эластичность, максимальная растяжимость, улучшаются их сократительные действия и многое другое.

Чтобы создать нечто красивое и возвышенное надо обладать общими энергетическими взаимозаменяемыми качествами. Занятия исполнительским мастерством в хореографическом искусстве – это, прежде всего двигательная деятельность, которая проходит очень активно.

Танец – это движение, а движение – это физический процесс, помогающий выразить эмоции и чувства. Обще-специальная и хореографическая подготовка с использованием современных методов совершенствования техники исполнительства будет способствовать повышению профессионального уровня исполнителей танца.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Ведь эмоции являются мощным стимулом к деятельности, мобилизующим нашу энергию. Именно поэтому основная задача заключается не в подавлении и искоренении эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Чувства можно косвенно, опосредовано направлять и регулировать через деятельность, в которой они проявляются и формируются.

Только пытливость и жажда познания смогут дать возможность ремеслу перейти в мастерство. Это профессиональный путь к обучению и подготовке исполнителей танца. Все полученные знания, приобретенные умения и навыки должны привести к практической реализации творческого видения в хореографии, другими словами – к новому типу мышления студентов-хореографов.

Список литературы:

  1. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика. М.: ГИТИС, 2000. – 440 с.
    ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
    Written by: Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Новикова Анна Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/03/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)
    Available in: Ebook