25 Июл

ПИКТОГРАФИКА В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В сегодняшней действительности важное значение имеет проектирование пространства среды. Одним из элементов «конструирования» пространства является пиктографика, знаки визуальной коммуникации, предоставляющие человеку различные данные. Визуальные информационные системы решают широкий спектр задач: способствуюториентации, эвальвации эстетическихи эмоциональных характеристик    окружающегопространства. Элементы визуально-коммуникативной среды города формируют зоны жизнедеятельности людей. Графические символы способствуют упорядоченности пространства. Они cтруктурируют маршруты экскурсий, территории парковых зон, мест отдыха. Сведения, которыенесёт графический знак, характеризуются информацией о самой среде, её назначении, возможностях и данных об элементах среды, размещённых непосредственно с коммуникативным объектом (например, табличка с описанием растения) [1, с.90].

При  денатурализации местности или при интегрировании информационных носителей в существующую среду, следуетопределять  характерные черты предметного пространства, или создавать новый стиль. В числе важнейших критериев формообразования среды стоит целостность. Целостность – это когда совокупностьразличных элементов, организованных в соответствии с определёнными принципами,отражает свойства или часть свойств целого.Элемент визуальной коммуникации связанный со средой,  предстаёт перед зрителем целостным, если он соответствует требованиям ограниченности, связанности и компактности, которые помогают выделить объект из окружения, осознать его самостоятельность (В. Т. Шимко, Л. И, Гусакова).

Одной из значительных функций дизайна в системе визуальных коммуникаций является формирование модели человеческого поведения. Информативные средовые элементы способны и разрабатываются для того, чтобы целенаправленно организовывать жизнедеятельность человека, что привносит определённые требования к проектированию непосредственно пиктографических знаков и к их размещению в пространстве городской среды [1, с. 95].

Визуальная коммуникация делится на три сравнительно самостоятельных уровня: во-первых, на систему информации и ориентации; во-вторых, на сферу рекламы; в третьих, на наглядную агитацию и общественную презентацию.

На первом уровне эстетического преобразования  окружающей нас среды находятся явления, данные нам природой или технологией. На втором уровне – сфера оформления, где перед нами стоит проблема дифференциации городского пространства. На третьем уровне – изобразительное искусство, куда относится и прикладная графика.

Правильно и продуманно влияя на формирование окружающей среды, можно изменять к лучшему психологический климат в городе. Верный путь к этому – разработка с последующим развитием концепции городского дизайна на системном аналитическом подходе,  включающим в себя ряд предложений и рекомендаций по проектированию типологических систем городской среды: рекламоносителей, графических указателей, знаков и т. д.

В чём должен заключаться аналитический подход? В тщательном изучении архитектурного наследия и позитивного опыта, в том числе и в средовом контексте, отборе ценных с культурологической точки зрения и дизайна фрагментов и элементов среды, в творческом их переосмыслении и развитии с использованием современных технологий проектирования и производства [2, с. 248].

Осмысление теории пиктографики, её графического языка важно ещё и потому, что пиктограмма не только часть коммуникации, но и эпицентр общечеловеческой культуры, которая использует сложившиеся в веках символы и знаки. Наиболее древний и самый простой способ письма появился, как полагают, ещё в палеолите – «рассказ в картинках»(пиктографичеким письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы).

Стилистическая и иконографическая взаимосвязанность современных пиктографических структур и древних петроглифов наблюдается на протяжении всего периода развития графического искусства. Важнейший этап в истории пиктографики связан с искусством футуристов, где пиктограмма становится динамичной частью художественного произведения. Во многих работах футуристов появление пиктографики можно рассматривать в качестве самоценной формы выразительности. Аналогичная ситуация прослеживается и в обобщённых исследованиях конструктивизма. В произведениях конструктивистов пиктографика выступает как художественное явление и востребованная знаковая структура. Футуризм и конструктивизм становятся своеобразным «мостом», соединяющим искусство и утилитарную функцию пиктографического знака. Именно в эти периоды развития искусства пиктографика активно выходит в городское пространство. Значительный вклад в совершенствование пиктографики внесли художники восьмидесятых годов XX века, сформировавшие теоретическую основу пиктографического изображения как вида декоративно-­прикладного искусства (К. М. Бергер, К. Д. Волощук).

Анализируя современную пиктографику, необходимо упомянуть о теории Пирса, которая вполне соответствует уже сформировавшемуся языку современной пиктографики и обозначить потребность применения исходной семиотической классификации для наиболее глубокого осмысления её структуры. В соответствии с системой Пирса, выстраивается логика семиотической классификации пиктографических знаков в сфере художественной культуры, визуальной коммуникации. Устанавливаются границы применения терминов и формулируются их основные положения касательно пиктографики:

  • иконические пиктограммы: знаковое изображение объекта сходно с самим объектом, не абстрактно, тождество в знаке легко считывается и понимается;
  • пиктограммы-символы (символьные пиктограммы): знаковому изображению конвенциально присвоен точно определённый, понимаемый и принимаемый большинством зрителей (потребителей) смысл, понимание смысла знака не зависит от степени абстрагирования изображения;
  • пиктограммы-индексы (индексные пиктограммы): для знакового изображения характерно «обращение» к объекту через эмоции и ощущения, смысл сообщения осознаётся, если у зрителя (потребителя) связь выстраивается на уровне подсознания (архетипа)[3, с. 131].

Анализпиктографикивгородском пространствепозволяет утверждать, что приоритетным в использовании являетсяпервая группасимволов –иконические пиктограммы, хотя в некоторых изображениях наблюдаетсяналичие признаков всех трёх групп.

Таким образом, рассматривая пиктографику как сегмент знаковой коммуникации  можно выделить следующие положения:

  1. Структура пиктографики схожа с семиотической классификацией знаков: иконическая пиктограмма, пиктограмма-символ, пиктограмма-индекс. В ней можно обозначитьобласти сложения и ведущиенаправления развития: письменность, орнаментика, знаки и символы, геральдика, неалфавитные (символьные) шрифты. По функциональному назначению пиктографика разделяется на эмоциональную группу и пиктографикумолодёжныхсубкультр.
  2. Ведущиесредства художественного и графического языка современнойпиктографики: лаконичные и фактурные линии, пятно, сочетание линии и пятна, силуэт, модульная сетка (модуль, модификатор, конфигуратор), геометризация, псевдомодульная графика, свободное рисование, растр, прозрачность, объем [4, с. 26-30].
  3. Основными стилеобразующими направлениями взнакообразовании пиктографических систем XX-XXI веков являются: использование античного наследия, творческие разработки периода футуризма и конструктивизма, обращение к национальным традициям, применениеинтернациональной модульной системы, влияние моды.
  4. Насовременном этапе пиктографической культуры, с одной стороны, прослеживаетсяформирование устойчивыxиконографических типов пиктографического знака, с другой стороны – в большинстве российских пиктограмм выявляетсяотсутствие образно-художественного решения и профессиональною подхода к проектированию знаков,что актуализирует дальнейшие исследования в данной области [3, с. 149].

Пиктографическая подача информации, масштаб применения пиктографики в визуальной и художественной культуре города способствует определению и нормированию различных сфер общественной жизни.

Литература

  1. Гусакова, Л. И. Визуальные коммуникации. Элементы информативной экотуристической среды / Л. И. Гусакова // Гуманитарные научные исследования. – Май 2013. — №5. – С. 89-97.
  2. Михеев, С. Д. Дизайн в городе / С. Д. Михеев // Международная научно-практическая конференция: «Город 2006». Тезисы докладов. – Ростов-на Дону: РГААИ, 2006. – С. 247-250.
  3. Волощук, К. Д. Пиктографика в художественной и визуальной культуре / К. Д. Волощук. – Барнаул: АГУ, – 157 с.
  4. Ерошкин, В. Ф. Изобразительные и выразительные средства графики / В. Ф. Ерошкин. – Омск: ОГИС, 2008. – 208 с.
    ПИКТОГРАФИКА В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
    В статье рассматривается роль пиктографики в развитии визуального сценария современного города, её структура, область применения и функциональное назначение. Определяются основные средства художественного и графического языка пиктограмм, а так же стилеобразующие тенденции в образовании знаковых систем городского пространства.
    Written by: Ерошкин Владимир Фёдорович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook