29 Авг

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ В ОРГАННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА (1967 – 2000 ГОДЫ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Казахстанское органное искусство 1967-2000 годов развивалось в южном регионе республики, в Алма-Ате. В этот период происходил процесс экстраполяции немецких и русско-советских органных традиций в казахстанскую культуру, который стал основой для формирования отечественного органного исполнительского искусства в светском, концертном направлении. Траекторию развития этого процесса во многом определил инструментарий, благодаря которому создавались благоприятные условия для творческой деятельности органистов. Влияние немецкой органной школы на исполнительские традиции было продиктовано установкой двух органов (концертного и учебного) фирмы «Alexander Shuke» (ГДР, Потсдам) в Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы (1967 и 1971), в которых воплотились идеи северонемецких органных мастеров XVII-XVIII веков. Художественная концепция и конструктивные особенности этих органов были ориентированы преимущественно на исполнение старинной музыки эпохи Барокко. В структуре преемственности исполнительских традиций в казахстанском органном искусстве просматриваются две основных ветви, в основе которых лежат исполнительские традиции, идущие от  плеяды немецких органистов Гедике к Л.И.Ройзману. Одна из них (утратила свою функциональность в Казахстане в XXI веке по причине миграции органистов или их ухода из жизни) связана с профессиональной деятельностью В.И.Тебенихина, А.Ж.Карасаевой и их учеников; другая (ныне действующая и развивающаяся) создана Г.Т.Несипбаевым и его воспитанниками:

Рисунок 1. Структура преемственности исполнительских традиций в органном искусстве Казахстана (в персоналиях)

Углубляясь в историю преемственности профессиональных и эстетических ценностей исполнительства, экстраполированных в казахстанское органное искусство, можно увидеть, что истоки находятся у плеяды русских органистов немецкого происхождения Гедике: Генриха Георга (Андрея Ивановича), Карла Генриховича (Андреевича), Фёдора (Фридриха Александра Пауля) Карловича  и Александра Фёдоровича (Фридриховича), у которого непосредственно учился Л.Ройзман. Династия органистов Гедике обосновалась в России в XVIII столетии и была носительницей традиций немецкой органной исполнительской школы, которые в дальнейшем послужили профессиональным ориентиром для представителей русско-советской органной школы. В их чиле был Леонид Исакович Ройзман (1915-1989), сыгравший беспрецедентную роль в развитии советского и, в частности, казахстанского органного искусства, создателя и председателя постоянной комиссии по органостроению при Министерстве культуры СССР, профессора Московской консерватории им.П.Чайковского, концертирующего органиста. В обширном списке концертного репертуара Л.И.Ройзмана значились произведения композиторов различных стилей и направлений. Игре этого выдающегося музыканта были свойственны масштабность, академическая точность, виртуозное владение органом и техническая чистота, выразительная образность, вдохновенность и углублённость в замысел исполняемого произведения. Исполнительские критерии Л.И. Ройзмана унаследовали и его ученики, продолжившие свою профессиональную деятельность в Казахстане: В.И.Тебенихин, А.Ж.Карасаева и Г.Т.Несипбаев, которые взрастили новые поколения казахстанских органистов.

Первым казахстанским органистом, развернувшим широкомасштабную профессиональную деятельность в республике признан Владимир Иванович Тебенихин (1942-1988), приглашённый после окончания Московской консерватории им. П.Чайковского в Алма-Ату (1967). Уже в  начале своей исполнительской карьеры В.И.Тебенихин демонстрировал ряд выдающихся качеств, присущих зрелым мастерам: «Слушатели его концертных выступлений отмечали виртуозный размах, сильный темперамент, превосходный вкус, великолепный красивый звук, неограниченные виртуозные возможности» [3,с.50]. В.Тебенихин становится первым пропагандистом лучших образцов мировой органной литературы и сочинений казахстанских авторов, «способствуя формированию «органной ветви» национальной композиторской школы» [2, с. 59]. «За короткий срок ему удалось воспитать замечательных музыкантов – Е.И.Ванглера (руководившего органным классом Алма-Атинской консерватории в середине 1970-х годов), А.Ж.Карасаеву (1952-2002)  и С.Т.Нуртазину (1953-2000), в течение многих лет определявших пути развития органного исполнительского искусства в республике» [2, с.59]. Нужно отметить, что Алия Жилкибаевна Карасаева является первой казахстанской женщиной-органисткой. После окончания ассистентуры-стажировки в Московской консерватории в классе Л.И. Ройзмана своим «приоритетным направлением деятельности она избрала преподавательскую работу, где сумела проявить себя творчески мыслящим наставником» [2, с. 60].   Некоторые выпускники органного класса середины 80-х годов продолжили свой творческий путь за пределами Казахстана (например, Б.Турдалиева и М.Жунусова).

В изучаемый период для казахстанского органного исполнительства рубежом стал 1988 год, когда в зале Казахконцерта (ныне — Казахской государственной филармонии имени Жамбыла) был установлен самый большой в азиатском регионе концертный орган фирмы «Riger Kloss» (Чехословакия, Крнов), наделённый богатыми техническими и художественными возможностями, позволяющими исполнять органную музыку различных стилей и направлений.  В.И. Тебенихин выступил в качестве эксперта этого органа и в этом же году трагически ушёл из жизни.

Дальнейшее становление органного искусства республики связано с активной профессиональной деятельностью Габита Тулеутаевича Несипбаева, который после окончания Московской консерватории в 1987 году стал солистом Казгосфилармонии в Алма-Ате (ныне Алматы). Впервые в Казахстане в концертных сезонах 1992-1994 годов он исполнил цикл, состоящий из 15 программ и охвативший всё органное наследие И.С.Баха. Габит Несипбаев – «музыкант, владеющий значительным репертуаром из произведений старинных мастеров, композиторов XIX века, а так же современных авторов, успешно представляет национальную школу в лучших залах ближнего и дальнего зарубежья» [2, с. 61]. В 1998 году органист был удостоен звания Заслуженного артиста Республики Казахстан.

Для профессиональной деятельности В.И.Тебенихина и Г.Т.Несипбаева в сфере органного исполнительства характерны: активная концертная деятельность и развитие казахстанского органного искусства в светском направлении; связь с отечественными и  европейскими исполнительскими традициями; углубленное изучение органного наследия И.С.Баха; характерная универсальность владения клавишными инструментами; пропаганда в Казахстане и за его пределами лучших образцов европейской органной классики и современной органной музыки; активная педагогическая деятельность, опыт организации органных классов в учебных заведениях, потребность делиться с учениками своим духовным богатством; наличие методического наследия по вопросам органного исполнительства, адаптации пианистов к игре на органе; освоение опыта экспертизы органов; развитие казахского национального компонента в области органного исполнительства. Так, например, «Три песни Абая» для голоса и органа в переложении Г.Несипбаева — «Қараңғы түнде тау қалғып», «Мен көрдiм ұзын  қайың құлағанын», «Айттым сәлем, қаламқас» (изданы в 2003 году) стали попыткой «своеобразного синтеза двух различных музыкальных традиций – западной, квинтэссенцией которой является орган, и казахской, в которой песенная культура наряду с инструментальной получила свое наивысшее развитие» [5, с.3].  Габитом Несипбаевым были использованы напевы, вариант нотных записей которых является наиболее употребительным в концертной практике. Фактура аккомпанемента сочинена в соответствии с его пониманием образно-эмоциональной сферы данных песен и особенностей их музыкального языка, а также возможностей органа.

Исследование преемственности исполнительских традиций в казахстанском органном искусстве периода  1967 – 2000 годов показало наличие единых корней, ведущих к немецким и русско-советским исполнительским традициям, ставших базовыми для органистов республики. С течением времени в специфических условиях азиатской культурной среды органное искусство  республики получит новые импульсы для развития, вобрав в себя особенности казахского менталитета и национальной культуры.

Список литературы:

  1. Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков. Учебное пособие. Второе издание, дополненное, исправленное – М.: ООО «Музиздат», 2008.- 864 с.
  2. Құманғазы атындағы Қазақ Ұлттық консерваториясы – 60 жыл. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы. Алматы: Asu anima, 2004.-304 с.
  3. Мухитова А.К. Фортепианное исполнительство в Казахстане (вторая половина ХХ века)//Музыка Казахстана: произведение и исполнитель: Сб. научн. ст. под общ. ред. Д.Жумабековой, Г.Бегалиновой. Алматы: КазНИИКИ, 2000. – 195 с. (46-55 с.)
  4. Насонова М.Л. Северонемецкая органная школа. Органная композиция как феномен культуры Автореф. дисс. на соиск уч. степени кандидата искусствоведения. М.,1994. — 387 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.referun.com/n/severonemetskaya-organnaya-shkola-organnaya-kompozitsiya-kak-fenomen-kultury
  5. Несiпбаев F. «Дауыс пен органға ыңғайланған Абай әндерi» Алматы, 2003. — 12 бет.
  6. Ройзман Л.И. Орган в истории русской музыкальной культуры: в 2 т – 2-е изд., перераб., доп. и расш./Казахская консерватория. Казань, 2001. – 496 с.
  7. Тебенихин В., Карасаева А. Методические заметки об органном творчестве И.С.Баха// Проблемы методики преподавания и исполнительства. Сб. трудов, вып. 1. Алма-Ата, 1989. — 103 с.
  8. Турдалиева Б.А. Практические рекомендации по обучению студентов музыковедческо-композиторского факультета в классе органа.//Проблемы музыкального образования и методики, Сб. трудов, вып 2. Алматы, 1993, — 126 с.
    О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ В ОРГАННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА (1967 – 2000 ГОДЫ)
    Статья посвящена изучению происхождения и развития исполнительских традиций в органном искусстве Казахстана до начала XXI века. Затрагиваются вопросы инструментария. Освещается профессиональная деятельность ведущих казахстанских органистов.
    Written by: Латышова Лариса Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)
    Available in: Ebook