25 Авг

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Фортепианная музыка композиторов Казахстана зародилась в 1920–е годы. Период с 1920-х по 1960–е годы явился этапом зарождения основных тенденций композиторского творчества в республике, становления фортепианных жанров. Основоположниками фортепианного искусства Казахстана являются Е. Брусиловский, А. Жубанов,  А. Затаевич. Творческое наследие композиторов второго поколения — Б. Баяхунова, Г. Жубановой, К. Кужамьярова, К. Кумысбекова, Н. Мендыгалиева, Е. Рахмадиева — является классикой педагогического репертуара пианистов, золотым фондом фортепианной литературы Казахстана. Для музыкального стиля композиторов третьего периода – С. Абдинурова, А. Бестыбаева, Б. Жуманиязова, Ж. Дастенова, К. Дуйсекеева, А. Исаковой, Т. Кажгалиева, А. Серкебаева и др. —  характерен поиск путей соединения национальных истоков и достижений мировой академической музыки [1, с. 54-55]. Композиторов объединяет общая эстетическая установка на синтез национального и общемирового на качественно новом уровне, отказ от прямых цитат и транскрипций через гармонизацию фольклорных мелодий, расширение спектра музыкально-художественных средств.

Рассматриваемые нами авторы относятся к новому поколению композиторов, чье творческое формирование происходило в условиях становления независимого государства. Основной задачей молодых композиторов явилось сохранение и преумножение традиций фортепианной композиторской школы Казахстана. В фортепианном творчестве молодых композиторов претворение фольклора сочетается со свободным владением различных техник и приёмов современного композиторского письма.

Айдос Сагат (1970) родился в г. Алматы в семье композитора Мансура Сагатова. Получил образование в КНК (Казахская национальная консерватория) им. Курмангазы по специальностям фортепиано и композиция.

С 1994 г. А. Сагат является продюсером, певцом и композитором этно-поп группы «Уркер», первой казахстанской группы, пропагандирующей патриотизм, возрождение национальных культурных ценностей. Коллектив «Уркер» отмечен званием лауреата Национальной музыкальной премии в номинации «Лучшая группа 2000 года», удостоен награды «Золотой диск» за песню десятилетия «Наурыз», занесен в Британский каталог по искусству «Visiting Arts».

С 1996 года А.М. Сагат преподает в КНК им. Курмангазы. С 1997 года является членом Союза композиторов Казахстана, с 2008 г. членом Совета по делам молодежи при Президенте, с 2010 г. экспертом UNESCO по проблемам музыкального образования. В настоящее время работает в мультинациональном проекте «No Mad Karma» (Великобритания).

Ярче всего композиторский талант А. Сагат проявился в песенном творчестве. Это внесло в фортепианную музыку особые краски лиризма. Его миниатюры «Қөзімнің қарасы», «Талшын» пользуются особой популярностью среди педагогов и учащихся фортепианного класса.

Концерт для фортепиано с оркестром dmoll является дипломной работой А. Сагат. Концерт представляет собой одночастную монументальную поэму, имеющую глубокую национальную основу. В произведении обнаруживается внутреннее разделение на четыре раздела: первая часть выступает в качестве экспозиции, медленная вторая часть, третья часть – скерцо, финальная часть звучит как реприза [2]. В этом произведении  ярко проявился дар симфонического мышления композитора.

Концерт открывается вступлением в партии духовых инструментов. Вступление погружает слушателя в эпическое раздумье. Национальная основа раздела выражается в квартовых скачках, призывающих к вниманию, изложении музыкального материала в манере декламации акынов. Г.п. имеет песенно-декламационную основу и носит жизнеутверждающий характер.

1

(Сагат А. Концерт для фортепиано с оркестром d-moll, первый раздел, Г.п.)

П.п. имеет ярко выраженную песенную основу. Национальные черты П.п.  проявляются в переменном ритме, неквадратной структуре, широком изложении мелодии.

2

(Сагат А. Концерт для фортепиано с оркестром d-moll, первый раздел, П.п.)

Во второй части наблюдается смена фактурного изложения. В третьей части отражена монодийная основа казахской традиционной инструментальной музыки. Домбровое звучание передается партией солиста в репетиционно-мартеллатной технике.

3

(Сагат А. Концерт для фортепиано с оркестром d-moll, третий раздел)

Четвертая часть является кульминацией всего концерта. Завершается произведение мощным tutti в партии солиста и оркестра.

Концерт для фортепиано с оркестром отличается стремлением к  драматургическому решению инструментального кюя в традиционной музыкальной культуре Казахстана. Это выражается в развитии музыкального материала. В результате чего, можно утверждать о поисках А. Сагат в области синтезирования жанров.

Алиби Абдинуров  (1978) окончил КНК им. Курмангазы по специальностям композиция и оперно-симфоническое дирижирование. Продолжил обучение в ассисентуре-стажировке по классу композиции (класс профессора М. Сагатова) при КНК. им. Курмангазы. Лауреат и дипломант республиканских и международных конкурсов и фестивалей: памяти Г. Жубановой (1997), 175-летия Курмангазы (1998), «Жаңа ғасырға-жаңа ән» (2000), «Шабыт» (2001). С 2003 г. является членом Союза композиторов Казахстана. А. Абдинуров лауреат Государственной молодежной премии «Дарын», лауреат премии Союза молодежи Казахстана «Серпер». В настоящее время преподает в Казахском Национальном Университете Искусств.

Фортепианная соната – одночастное произведение, рекомендованное для исполнения на международном конкурсе-фестивале «Astana Piano Passion». По развитию музыкального материала произведение напоминает симфоническую поэму, где основными принципами формообразования выступают сонатность и монотематизм.

Соната открывается двухтактовым вступлением, основанном на диссонирующем нисходящем октавном ходе. Г.п. (allegretto) звучит затаенно на mp. В ней заключен огромный потенциал для развития. Г.п. носит активный, волевой характер, основана на имитации домбрового звучания.

4

(Абдинуров А. Фортепианная соната, Г.п.)

П.п. (moderato) имеет песенную основу. Эпическая тема П.п. проходит в басовой партии, ассоциируясь, тем самым, со звучанием кобыза. Национальные черты в теме П.п. проявляются посредством широкой фразировки и неквадратной структуры предложения.

5

(Абдинуров А. Фортепианная соната, П.п.)

Разработка построена на развитии элементов Г.п. Используются такие средства музыкальной выразительности как: расширение диапазона звучания инструмента, уплотнение фактуры, аккордовое звучание, расширение амплитуды динамического развития от р до fff. Раздел Moderato, построенный на теме П.п., звучит как апофеоз развития образной сферы сонаты. Аккордовое звучание темы в партии правой руки — это жизнеутверждающий гимн.

Реприза построена на теме Г.п. В отличие от экспозиции, в репризе Г.п. звучит утвердительно на ff, fff.

В сонате нет столкновения двух образов. Развитие основной идеи реализуется посредством демонстрация двух сторон одного целого, не вступающих в борьбу, а взаимодополняющих друг друга.

Айгерим Нуралиева (1985) окончила КНК им. Курмангазы по классу фортепиано. Молодой композитор, произведения которого привлекают  свежестью музыкального языка, национальным колоритом, яркой образностью.

Произведение «Тарантелла» демонстрирует ударную природу инструмента. Тому способствуют квинтовые ходы в басовой партии, акцентирование основных долей.

6

(Нуралиева А. Тарантелла)

При исполнении особую сложность представляет сочетание поп легато в партии левой руки и проведение темы на легато в правой руке, смена фактурного изложения в быстром темпе (vivace). Произведение требует от пианиста решения определенных исполнительских задач. Национальные черты произведения выражены посредством кварто-квинтовой имитации домбрового звучания, использования диатонических ладов, пентатоники.

Адильжан Толукпаев (1987) Окончил КНК им. Курмангазы по классу фортепиано.

«Япурай» (в переводе с казахского — восклицание, выражение удивления) развернутое концертного плана произведение на тему одноименной казахской народной песни, отличающееся импровизационностью изложения. Сочинение написано в рахманиновском стиле: песенная напевность распевность (Б. Асафьев), фортепианный монументализм, романтическая мощь, виртуозный размах и стальная ритмика.

7

(Толукпаев А. Япурай)

Произведение пользуется большой популярностью, прочно вошло в исполнительских репертуар пианистов.

Фортепианное творчество молодых композиторов Казахстана на рубеже ХХ-ХХI веков отличается умелым сочетанием национальной основы с достижениями современной академической музыки. Во-первых, это связано с использованием приема жанрового синтеза. Такого рода синтезирование позволяет в полной мере отразить стиль мышления современного художника, способствует творческому поиску в области музыкального авангарда. Во-вторых, интерес для изучения представляют принципы формообразования, используемые молодыми композиторами, стремление к одночастности, импровизационность изложения музыкального материала. Казахские инструментальные кюи имеют одночастную форму. В них заложен огромный творческий потенциал для  бесконфликтного симфонического развития образа, где происходит «постепенное перетекание и переосмысление единого образа из одной сферы в другую» [2, с. 108]. Бесконфликтное развитие образа связано с восточным миропониманием, где все проявления окружающего нас мира образуют единое целое и выступают как данность бытия.  В-третьих, тематизм. Авторы выступают информантами, свободно владеющими современными приемами и техниками письма. Благодаря этому «национальная тематика передается в ассоциативной форме»  [2, с.108], связанной с образом «скачки», применением специфических интонационных оборотов, секундового и квартового строения аккордов и др. В-четвертых, фактурной ткани фортепианных сочинений молодых композиторов Казахстана характерно использование средств музыкальной выразительности, свойственных современным зарубежным музыкальным течениям: ударно-фонической трактовки инструмента, экспрессивных хроматизированных аккордовых комплексов и др. В-пятых, сочинения молодых композиторов Казахстана отличаются использованием своеобразного метро-ритма с переменным акцентом. Тем самым, фортепианная музыка Казахстана свидетельствует о поиске композиторами художественных средств музыкальной выразительности, способных передать мышление современного художника. Ведущим универсальным средством взаимодействия авторского текста отечественных композиторов с современной мировой художественной культурой выступает метод полистилистики, являющийся стилистической особенностью современной академической музыки.

Список литературы:

  1. Джумакова, У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности [Текст]: монография. – Астана: Фолиант, 2003. – 232 с.
  2. Нусупова, А.С. Жанр фортепианного концерта в творчестве композиторов Казахстана [Текст]: дис. … канд. искус. 17.00.02: защищена 14.05.08. / Нусупова Айзада Сайфуллаевна. — Алматы, 2008. — 124 с. — Библиогр.: с. 120-124. — 0408РК00178.
    ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА
    В статье представлен краткий обзор фортепианного творчества казахстанских композиторов нового поколения – А. Сагат, А. Абдинурова, А. Нуралиевой, А. Толукпаева. Рассмотрены такие произведения как фортепианный концерт d-moll А. Сагат, фортепианная соната А. Абдинурова, «Тарантелла» А. Нуралиевой, «Япурай» А. Толукпаева.
    Written by: Сапиева Майра Саимовна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/09/2016
    Edition: euroasia-science.ru_#29_25.08.2016
    Available in: Ebook