30 Янв

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СМЕРТИ БАЛЬДРА И ЗНАЧЕНИЕ БОГА ЛОКИ ДЛЯ СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Тема статьи посвящёна проблеме транскрипции внутреннего содержания скандинавского мифа о смерти бога Бальдра. В «Старшей» и «Младшей Эдде» виновником данного события, а затем и дальнейшего разрушения всего человеческого мироздания, общепринято является бог Локи. Однако существует и другая гипотеза, которая предполагает, что в смерти Бальдра мог быть виновен бог Один, то есть его собственный отец. Эта концепция и будет предметом нашего исследования в данной статье.

В скандинавских эпосах и сказаниях исток мотива борьбы между отцом и сыном усматривается в мифе о боге, убивающем собственного сына, то есть Одине убивающем Бальдра [см. 4, c. 21]. Приведем доводы, делающие данную концепцию состоятельной. Первое, на что необходимо обратить внимание — это характер образа Локи. В общей мифологической системе скандинавов он является трикстером. Трикстерами считают существ, людей и богов, которые так или иначе нарушают правила и моральные устои общества. К. Юнг обосновал  данный архетип, охарактеризовав его с психологической стороны.

Трикстер – это существо с необузданной энергией, реализующейся через акты индивидуума. Этимология слова «зло» имеет значение чрезмерной активности, то есть необузданной энергии [см. 5, с. 154]. Такая энергетическая необузданность Локи позволила в последствие переосмыслить образ этого бога, как источник и воплощение зла. Позднее его даже олицетворяли с Сатаной, хотя первоначально он и не имел ничего общего с инфернальной и антагонистической аппозицией богам Асгарда. В целом, для скандинавской мифологии не была характерна чёткая дифференциация на добро и зло, хотя и существовало представление о враждебных силах, противостоящих богам и людям. К таким силам можно отнести инистых великанов, или Йотунов, огненных Великанов (например, Сурт), богиню Хель и обитателей Нифельхейма.

Локи описывается так: «Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки» [12, с. 31]. Изначально этот Бог персонифицировал дух развлечения и праздности, который гармонично сочетался с духом труда, олицетворением которого был Тор [см. 3, с. 199]. Именно поэтому существует множество мифологем, в которых описывается странствие Тора в компании Локи. В скандинавской мифологии этот бог часто помогал другим богам [см. 3, с. 201-203] и людям [см. 8, с. 128]. Несмотря на то, что он же сам и создавал определённые ситуативные моменты, в которых боги оказывались в трудном положении, тем не менее, он же их и выручал.  Благодаря его хитрости была освобождена от брака с инистым великаном из Ётунхейма Фрейя и в возвращён молот Мьёльнир Тору. Существует также гипотеза о причастности Локи к созданию людей (см. примечание №1). Стоит отметить, что лукавство и шутки этого персонажа стали причиной появления некоторых священных атрибутов скандинавских божеств (см. примечание №2). Некоторые мифологемы раскрывают его, как жестокого и хитрого бога, который способен предать и обмануть.

Причиной большинства проделок Локи является его природа трикстера.

Справедливо замечание Карла Юнга в работе «Душа и миф. Шесть архетипов», что данный образ неоднозначен, и парадоксален по своей сущности (см. примечание №3).

Смерть Бальдра, в соответствии с традиционной интерпретацией данной мифологемы, это следствие шутки бога Локи. Учитывая сущность Локи как трикстера, то есть существа, не имеющего чётких нравственных представлений и границ, то неудивительно, что для него это действие (убийство Бальдра) являлось лишь очередной «шалостью», которыми он часто  досаждал богам Асгарда. Согласно мифологеме, Локи убил Бальдра не собственными руками, а хитростью заставил это сделать слепого бога Хёда. В результате не только Бальдр был убит руками Хёда, но и сам Хёд также был убит своим братом, богом Вали, в отместку за первого (см. примечание №4). Именно с этого начинаются эсхатологические события скандинавской мифологии — Регнарёк. Смерть двух этих персоналий символизирует обмирщение мира. Иными словами, была нарушена гармония тёмного и светлого онтологического начала, и соответственно мир тем самым, со смертью этих богов, лишился своего внутреннего содержания, так как «чем больше реальности свойственно природе какой-нибудь вещи, тем более она имеет в себе сил, чтобы существовать» [11, c. 14]. Потеря внутреннего содержания привела к деструкции всего бытия, которая репрезентуется через апокалиптические события.

Как отмечалось выше, существует мнение, что не Локи был причастен к смерти Бальдра, а бог Один. У царя Асгарда существовал свой этиологический примат. Для понимания этой гипотезы необходимо обратится к персоналиям Бальдра и остальных обитателей Асгарда. Бальдр – это воплощение чистоты и добра. Он отличался от остальных богов, так как в нём не было воинствующего и жестокого начала. Его никогда не привлекали состязания и войны, он никогда не принимал в них участия. На этом стоит остановиться и сделать небольшую ремарку: Бальдр отличался от асгардцев, так же как и Локи (см. примечание №5). Оба они были не такими как все, но в разных аспектах. Если активность первого имплицитна, то есть в мифологемах он выступает как пассивный и статический персонаж, то второй наоборот – активен и динамичен. Можно сказать, что Локи и его действия  является катализатором активности богов Асгарда, а его роль эксплицитна.

Б. Спиноза отмечает, что «мы стремимся утверждать о себе и о любимом предмете все то, что, как мы воображаем, причиняет нам или любимой вещи радость; и, напротив, стремимся отрицать все то, что, как мы воображаем, нам или любимой вещи причиняет печаль» [11, c. 146], и что «каждый, насколько может, стремится к тому, чтобы все любили то, что он любит, и ненавидели то, что он ненавидит» [11, c. 154]. Предположим, что Один очень хотел, чтобы Бальдр ничем не отличался от остальных божеств. Тогда весь сюжет убийства Бальдра – это картина неудавшейся инициации, то есть посвящения в более высокий статус в обществе. Почему «неудавшейся инициации»? А потому, что после своей смерти этот светлый бог отправился в Хель, куда попадают люди, умершие от болезни или старости, тогда как умершим насильственной смертью, в частности в бою, было уготовано место в Вальхалле (см. примечание №6).

Один в скандинавской мифологии считался богом насильственной смерти [см. 10, c. 209]. Но, тем не менее, утверждение, что он желал смерти Бальдру, очень сомнительно ввиду характеристики царя Асгарда, как самого благого из небожителей. Вероятнее всего, Один желал видеть Бальдра, этого светлого бога, в числе воинов Вальхаллы, даже, несмотря на то, что его собственные действия носили характер физического насилия (см. примечание №7). Р. Генон говорит о трёх основах настоящей инициации: это предрасположенность, трансмиссия (связь с традицией), и собственная работа [см. 2, с. 165]. Но Бальдр был совершенно иным богом, и он не обладал теми чертами характера, которые связывали бы его с традициями остальных богов. Также он не имел предрасположенности к тем знаниям и возможностям, которые дала бы ему инициация. Ритуал инициации не имеет никакого эффекта без трёх вышеперечисленных компонентов, а зачастую может принести и вред практикующему. Поэтому можно предположить, что причиной смерти Бальдра послужил ритуал инициации, задуманный Одином.

И здесь возникает вопрос, почему же тогда в мифологемах именно действия Локи являются причиной смерти  Бальдра, а не действия Одина? Для решения данной проблемы необходимо проанализировать образы двух этих богов.  Дело в том, что Локи является исполнителем общей цели и замыслов Одина [см. 13, с. 48]. Он космогонический и онтологический двойник царя Асгарда, и лишь в рамках эсхатологической картины становится его антагонистом. Можно предположить, что Один мог использовать Локи в своих интересах, а именно в попытке инициации Бальдра. Всеотец Асгарда – неоднозначный персонаж скандинавской мифологии. Он использует Локи и Тора в своих целях, и они же являются персонифицированными отражениями его качеств: с одной стороны, как героя и победителя (Тор), с другой – как искусного мастера хитростей, коварства, а также знатока магии (Локи) [см. 13, с. 48].

Действия Локи продиктованы его природой трикстера и носят характер шутки и праздности. От его проделок остальные божества практически не страдали (см. примечание №8), кроме него самого. А хитрость Одина и непостоянство в покровительстве своих «любимчиков», указывают на его коварство и жестокий нрав. Это дает возможность предположить, что Локи мог стать орудием в руках Одина. Либо, учитывая тот факт, что царь Асгарда отличался магическими способностями, он сам мог перевоплотиться в трикстера и исполнить задуманное.

Далее рассмотрим, что повлекла за собой смерть Бальдра и проанализируем телеологические и этиологические её аспекты. Гибель этого светлого бога – не акцидентное стечение обстоятельств, а онтологический провиденциализм за грехи богов. Они изначально несовершенны и обречены на смерть, так как смирились со злом, которое было среди них [см. 3, с. 289]. Согласно мифологии это зло олицетворяет Локи. Этот бог обрёл над асгардцами огромную власть, сея зло. Он заставлял отказаться их от собственных нравственных принципов, что повлекло разрушение мира и Регнарёк. Однако стоит заметить, что «ответственный поступок и есть поступок на основе признания долженствующей единственности» [1, c. 40]. Иными словами, даже если Локи и подталкивал богов к какому-либо решению или действию, ответственность за реализацию поступка из теоретического в практическое, несут они сами. Кроме того, единственный сюжет мифологии, который детерминировал Локи как персонаж инфернальный это смерть Бальдра. Однако выше мы рассмотрели и иные причины данного события.

Убийство Хёдом Бальдра символизирует проникновение тьмы и греха во все сферы бытия, так как было уничтожено то единственное светлое и чистое, что оставалось у богов. С этого момента нравственная деградация разрушает мироздание. При этом изменяются и сами боги. Миф о ритуальных похоронах Бальдра, ярко репрезентует, что и сами асгардцы подверглись злу. Во время процессии умерла от горя богиня Нанна (цветущая), а Тором был убит карлик Лит (цветной), что как бы символизирует исчезновение из мироздания определённых положительных аспектов [см. 12, с. 49]. Этот миф представляет эсхатологическую картину мира – обмирщение, увядание, разрушения бытия.

Он отразил также отказ от нравственности и деморализацию асгардцев. Об этом говорит поступок Одина, который бросает в костёр кольцо Драупнир [см. 12, с. 49]. Значение символа кольца – это определённое ограничение, при этом чаще всего моральное. Иными словами, бросив Драупнир в костёр, Один окончательно пожертвовал нравственными ценностями мироздания. Несмотря на то, что после этого кольцо обрело свойство создавать 8 колец такого же веса, однако они не обладали такими же свойствами. Эти кольца олицетворяют новые ценности старого мира, которые на первый взгляд и являются абсолютными, но их внутреннее содержание пусто.

Нравственная деморализация приводит к апокалиптическому разрушению бытия, или Рагнарёку. Нравственные принципы скандинавской мифологии эсхатологизируется, как в принципе и она вся [см. 13, с. 39]. Подобно тому, как Локи, несмотря на природу трикстера, принимает решение и встаёт на сторону тьмы, какой-либо нравственный выбор необходимо сделать и каждому индивиду. Архетип трикстера развенчивается, и нравственная детерминация становится неотъемлемой частью эсхатологической картины разрушения мира. Однако это не окончательное уничтожение бытия. После великой битвы в новом мире воскреснет Хёд, Бальдр, а также иные потомки Одина и Тора, то есть все те, кто не подвергся влиянию зла. Спасутся и два человека, которые возродят род человеческий [см. 7, с. 79].  Этот мир будет без зла и тьмы, и его правителем будет Бальдр. Можно сказать, что в религии скандинавов впервые проявляется феномен «эсхатологического катарсиса» (см. примечание №9), как процесса становления нового мира без зла.

В заключении необходимо отметить, что Локи вместе с Бальдром и Хёдом составляют эсхатологическую триаду в противовес космогонической: Один, Лодур, Хёнир.  Первая триада – эсхатологический субстрат Рагнарёка, а вторая триада является основоположницей мироздания и человека. Стоит отметить, что Локи присутствует, как и при творении мира, так и при его разрушении. По своей космогонической функции он подобен Шиве, так как является одновременно и творцом, и разрушителем. К. Юнг отмечает, что трикстер – это предтеча спасителя [см. 14, с. 347], однако в скандинавской мифологии нет персоналии, которую можно было так назвать. Но, тем не менее, можно утверждать, что Локи является персонажем, который реализует онтологический план по искоренению мира от зла.

Примечания

  1. Дело в том, что антропогонической триадой богов считают не Одина, Вили и Ве, а Одина, Хёнира и Лодура [см. 7, с. 27] (одно из хейти или имён Локи). При этом последний подарил людям возможность двигаться, а также чувствовать.
  2. Корабль Скидбланднир, копьё Одина Гунгнир, кольцо Одина Драупнир, молот Тора Мьёльнир [см. 12, с. 71] и конь Слейпнир [см. 12, с. 39-40].
  3. «Трикстер – предтеча спасителя, подобно последнему, является Богом, человеком и животным в одном лице. Он – и человек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого – его бессознательное. По этой причине его покидают товарищи (очевидно, люди), что, по-видимому, указывает на отставание его уровня сознания от их. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются друг с другом» [14, c. 347].
  4. В Старшей Эдде отмечается, что именно на пороге разрушения мироздания брат пойдёт на брата [см. 7, с. 33]. Бальдр и Хёд – родные братья, первый олицетворял свет и чистоту, второй – тьму и грех.
  5. Локи по своему происхождению (от Йотунов, или инистых великанов), а Бальдр – по своей нравственной и социальной детерминации.
  6. Стоит отметить, что возможно причиной такой чёткой дефиниции праведников и грешников, а также отведённого для них места после смерти, это влияние христианства [см. 12, с. 124].
  7. «Нельзя сказать, что преднамеренное физическое воздействие есть зло. Да, воздействие предполагает волевое усилие, но оно само по себе не есть зло, т.к. оно может обслуживать стремление добра и справедливости. Но воля может быть зла, тогда она становится механизмом злобной одержимости и становится слепа. Но она может и не быть зла, и сохранять верность своей природе, т.е. стремление к добру и справедливости» [6, c. 66].
  8. В мифологемах нет упоминаний о том, что действия Локи привели к смерти кого-нибудь из богов.
  9. Под данным термином необходимо понимать процесс конца света не как совокупность экзистенциальных и бытийных событий, а как трансцендентное и спиритуалистическое очищение бытия от морального зла. У каждой религии процесс очищения имеет свои специфические особенности, однако все они заканчиваются изничтожением зла.

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1. М.: Изд-во «Русские словари», 2003. – 956 с.
  2. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
  3. Гербер Хелен. Мифы Северной Европы / пер. с англ. Г.Г. Петровой. М.: ЗАО Центрполиграф, – 400 с.
  4. Гуревич А.Я. Избранные труды. Норвежское общество. М.: Традиция, 2009. – 470 с.
  5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гордарики, 2001. – 671 с.
  6. Ильин И.А.. Собрание сочинений: в 10 т. Т.5. М.: Русская книга, 1996. – 608 с.
  7. Исландский Эпос. Старшая Эдда / Перевод А. Корсуна. СПб.: Азбука-классика, 2008. – 464 с.
  8. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса, М.: Наука, 1968. – 365 с.
  9. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – 169 с.
  10. Симпсон Жаклин. Викинги. Быт, религия, культура / пер. с анrл. Н.Ю. Чехонадской. ­ М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 239 c.­
  11. Спиноза Б. Этика. М.: АСТ, 2001. – 336 с.
  12. Стурлусон Снорри. Младшая Эдда. СПб.: Наука, – 139 с.
  13. Труды по знаковым системам №7 // коллектив авторов, отв. ред. З. Минц. Тарту: Тартуский государственный университет, 1975. – 308 с.
  14. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Port-Royal, 1997. – 384 с.
    ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СМЕРТИ БАЛЬДРА И ЗНАЧЕНИЕ БОГА ЛОКИ ДЛЯ СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ
    Written by: Петев Николай Иванович
    Published by: БАСРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/25/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
    Available in: Ebook