27 Фев

РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

«Мы живем, как безумцы, как будто

у нас есть запасная планета»

Т. В.Черниговская

Введение

Ситуация, сложившаяся в нашем земном мире, побуждает желание  проанализировать его будущее, хотя бы  на не очень отдаленную перспективу.  Рассмотрение этой проблемы в настоящей статье основаны только на анализе  тех факторов, которые бесспорно будут влиять на дальнейшее развитие событий, а основной метод работы состоит в опоре на  признанные научным сообществом закономерности и факты.

Нет сомнений в том, что физические законы ненарушимо действуют в живой и неживой природе, причем в неживой к ним прибавляется столь же ненарушимый закон каузальности (причинности), как бы предопределяющий  все грядущие события и однозначную направленность стрелы времени. Вместе с тем и в неживой природе наблюдается непредсказуемость, которая возникает вследствие случайности. Из всех предлагаемых гипотез причин появления в ней случайности, мне показалась наиболее адекватной действительно случайное переcечение и  наложение двух или даже нескольких причинно-следственных цепочек [1]. Такая случайность не нарушает мировых физических законов и закона каузальности, и даже может порождать новые причинно-следственные связи.

В живой природе случайность играет неизмеримо большую роль. Хотя живые существа остаются во власти физических законов, но к ним добавляются, например, их движение, затраты на которое они должны пополнять. Те же, кто не успел это сделать (добыть пищу) погибают, а  случайно появившиеся более приспособленные к своевременной добыче, выживают.  Не приводя других примеров этого процесса (они знакомы и школьникам), можно сказать, что в живом мире случайность ведет не просто к изменениям, как в неживом , а приобретает характер эволюции.  Поэтому, вероятно, невозможно создать  теорию, которая была бы общей для живой и неживой природы.

Поясним в заключение, что слово эволюция (от лат. evolutio — — «развёртывание»)  ныне понимается очень широко  как  медленные изменения чего-либо в отличие от революций. Астрономы, например,  называют эволюцией процесс жизни  звезды от возникновения до её конца. В нашем случае все процессы  в неживой природе отнесены к измененниям, а в живой они понимаются только  в биологическом смысле.

 

  1. Об уникальности появления и существования мыслящей материи на планете Земля.

В настоящее время существуют две величайшие загадки науки, первая из которых — это превращение косной (так кратко назвал В. И. Вернадский неживую, абиотическую материю) в живую, а вторая – способность электрохимической деятельности материи человеческого мозга создавать нематериальные мысли.

В первом случае имеется в виду появление безъядерной клетки, благодаря наличию в которой РНК (рибонуклеиновой кислоты), способной не только вступать в обмен с внешней средой, но и делиться, передавая (транслируя) наследуемую информацию. Такие клетки называют прокариотами (безъядерными). Они существуют в природе и поныне.

Очень авторитетный в научном мире исследователь процесса появления и  и эволюции прокариотов Е. В. Кунин в своей, недавно увидевшей свет книге писал, что «…несмотря на все достижения, эволюционная биология является и будет являться крайне неполной, пока нет хотя бы правдоподобного пусть не полностью убедительного сценария происхождения жизни». И далее: «Поиск решения этой великой задачи может вести нас в неожиданных <…> направлениях, в частности, к полной переоценке важнейших понятий случайности, вероятности и возможного вклада чрезвычайно редких событий» (Курсив мой. – Э. К.) [2].

Первая великая тайна  науки порождает волнующую всех нас загадку\ «Является ли человечество единственной технологически развитой цивилизацией во Вселенной?». Существуют сторонники возникновения мыслящей жизни не только на Земле , но и в  глубинах огромной Вселенной, где, по их мнению, хоть и редко, могут появиться повторения условий, которые были на нашей планете.      Однажды, беседуя с некоторым и из них, знаменитый  физик, лауреат Нобелевской премии Энрико Ферми (1901-19540) спросил: «Где они? Почему мы не наблюдаем никаких следов разумной внеземной жизни, таких, например, как зонды, космические корабли или радиопередачи?»  Этот вопрос потом  назвали парадоксом Ферми. Действительно парадоксально то, что в огромной Вселенной нет проявления разумной жизни, она существует только на Земле.

«Гипотеза уникальной Земли была впервые детально изложена в книге «Уникальная Земля: Почему высокоразвитая жизнь не является распространённым явлением во Вселенной» (англ. Rare Earth: Why Complex Life Is Uncommon in the Universe), написанной палеонтологом Питером Уордом (Peter Ward) и астрономом Дональдом БраунлиDonald Brownlee). Уорд и Броунли воспользовались расширенным уравнением Дрейка для доказательства того, что существование планеты с земными характеристиками во Вселенной следует считать невероятно редким явлением» [3]

«Куда конь с копытом, туда и рак с клешей». Стоит в науке получить новые результаты, как «ученые креационисты» пытаются втиснуть туда Творца. Так происходило и происходит до сих пор в биологии, где эти  «умники» приписывают  Богу управление эволюцией всего живого. Так происходит и ныне со сравнительно недавно созданной  теорией Большого взрыва. Один из «ученых креационистов» воспользовался появившимися соображениями об уникальности существования  мыслящей жизни на Земле, и, как принято у креационистов, объяснил это действиями Творца. По его мнению, только божественный Конструктор мог столь тонко настроить все физические параметры расширяющейся после Большого взрыва Вселенной, чтобы через 10-15 миллиардов лет после него на краю нашей галактики появились на планете Земля условия для жизни на ней. Креационист утверждает, что Творец тут и создал  эту жизнь, и довел её до  мыслящего человека![4]. Никаких великих тайн науки, как не бывало.

Я полностью разделяю выделенный в вышеприведенной цитате из книги Кунина взгляд на методы дальнейшего исследования. Вероятнее всего жизнь на Земле появилась в результате пересечения большого количества причинно-следственных цепочек. Иначе говоря, произошло чрезвычайно редкое стечение   редких обстоятельств, чтобы на нашей планете за 4,5 млрд лет появилась  «жилая зона», то есть – условия для возможности возникновения жизни. К верно перечисленным нашим  «ученым креационистом», обстоятельств я бы добавил появление на нашей планете  воды, обладающей рядом особенностей. Причем она, как считают некоторые ученые, должна еще быть горячей, вытекающей из гейзеров, ибо предполагается,  что только в ней возможно зарождение жизни.

Не затрудняя читателя всеми сложными доказательствами (их очень точно изложил Зарипов[5]), полагаю, можно утверждать, что возникновение жизни на Земле и, тем более,  мыслящих существ является действительно уникальным событием во Вселенной. Поэтому сформировавшаяся на Земле человеческая цивилизация  — это огромная ценность  вселенского масштаба! В ней, по Энгельсу, природа осознает самое себя.

Мы ещё вернемся к этой теме, а сейчас коснемся  второй великой тайны – превращения материальных электрохимических процессов в мозгу в нематериальные мысли.  Франсуа Рабле (1494-1553), один из крупнейших французских писателей эпохи Возрождения, в своем знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» придумал эпизод, в котором крики битвы, происходившей в сильный мороз, замерзли. А потом оттаяли, и снова прозвучали в воздухе при потеплении.  По всей вероятности, тогда верили, что мысли тоже материальны и могут замерзать и оттаивать.

В наше время известно всем, что мысли могут существовать только , будучи зафиксированными на каком-либо материальном носителе. Это хорошо описал  А. С. Пушкин, вложив в уста  летописца Пимена такие слова: «…немного слов мне память сохранила (их он записал в своей летописи. – Э. К.), а прочие погибли безвозвратно». \

Ко второй великой тайне   науки, насколько мне известно, пока ещё никто не подступался. Это не под силу и нейрофизиологии, хотя некоторые её специалисты ставят задачу узнать, как мозг порождает сознание. Оставим и мы эту проблему, и лишь воспользуемся тем бесспорным фактом, что человек способен мыслить. Сейчас для нас важнее прояснить что такое ‘человеческая цивилизация’, и какие фазы она проходит в условиях существования на нашей планете.

  1. О человеческой цивилизации и ее расцвете.

В самом первоначальном смысле слово ‘цивилизация’  происходит от лат civilis, означающего гражданственность или государственность.  Понятно, что достижение такой стадии возможно только в мире мыслящих существ, достигших её в процессе эволюции социального развития. Следуя приведенному  определению, можно утверждать, что цивилизованные человеческие сообщества возникли приблизительно три — четыре тысячи лет до н. э., когда  государственные системы появились в Египте, Китае, Японии и, вероятно, в Индии.

Современная география нашей планеты представляет этап в разделении  Гондваны [6]  и  вдобавок —  результат последнего оледенения Земли. Как известно, между Африкой и Европой появилось сравнительно небольшое внутреннее (Средиземное) море, расположенное в умеренно теплых широтах. Теплый климат Западной Европы также сильно зависит от омывающего  её северное побережье  теплого океанского течения Гольфстрим.  В этом благословенном климате  появились прямостоящие люди, которые в период оледенения, когла уровень моря был на 100 м. ниже нынешнего, начали расселяться из Северной Африки  сначала по Западной Европе, а потом и по всему миру.  Затем, приблизительно  за сто — восемьдесят тысяч  лет до нашего времени в северо-восточной части Африки возник очень небольшая группа людей современного телосложения, которые  стали говорить и мыслить, и которые тоже начали расселяться по  суши нашей планеты [7].

    Получив ряд эволюционных преимуществ, (способность  усваивать мясную и растительную пищу, возможность передавать сообщения в любое время суток и др., чего не могли делать его предшественники),  современный человек остался единственным выжившим  представителем своего вида, а все его предшественники вымерли. Эти способности человека  возвели его в ранг «царя природы», и,  не имея  врагов\. дали возможность достаточно безопасно размножаться. Сначала  медленно, но, по правилу сложных процентов\. постепенно наращивая  интенсивность  этого процесса.

Выше указывалось, что три — четыре тысячелетия до  н.э. у разных народов, живущих достаточно отдаленно друг от друга, возникли цивилизации. Это дает право их совокупность  отнести к началу цивилизации всего человечества. Она стала особенно интенсивно развиваться

Особенно активно она стала развиваться в регионе, расположенном на берегах Средиземного моря. Здесь в 6-5 веках до н. э. появилось так называемое греческое чудо, названное так, поскольку в Греции _(Элладе) возникла рациональная, то есть основанная на разуме, а не на мифах, наука. Достаточно назвать имя Аристотеля, который положил начало ряду современных наук.

Объем статьи не позволяет рассматривать всю историю западно-европейской цивилизации. Несколько более детально духовное и научное  её развитие освещено в [8], а с полным её описанием можно познакомиться в монументальном  (в 8-ми томах) издании,  Для наших целей можно ограничиться перечислением некоторых важных событий.

Народы средиземноморской культуры . \жившие довольно тесно на берегах моря и способные плавать по нему без навигационных приборов, имели возможность не только торговать между собою, но и достаточно быстро обмениваться информацией.  Этоь обмен существенно упростился и позволил её сохранять во времени, когда в Финикии в  15 в. до н. э. появилась   фонетическая азбука,  Приблизительно в это же время в Иудее впервые возникло единобожие, а позже там зародилось христианство,  сыгравшее неоценимую роль в развитии современной культуры и науки. Оно  не было национальной религией (ап. Павел утверждал, что у христиан нет ни иудея, ни эллина), поэтому европейские достижения  могли  восприниматься другими народами. В результате европейская наука и культура стали доступны почти всем народам мира. Еще леече и быстрее они воспринимали продукты  интенсивнейшего развития техники, обеспеченного экспоненциальным накоплением научных   и  технических знаний в странах Западно-христианской цивилизации. Они не только охватили практически всё население Земли, но начали влиять и на нравственную и духовную составляющие земной цивилизации. Этой проблеме  посвящено множество публикаций. Для первого ознакомления с этой темой я предлагаю статью профессора Санкт-Петербургского государственного университета [8].

К концу  ХХ в. века технологические достижения стали столь значительными, что они в большей или меньшей степени  охватили всё население Земли.  Теперь техническая цивилизация стала представлять общечеловеческую. Поэтому можно утверждать, что  наше время является считать периодом  расцвета её технологической цивилизации. Энтузиастам технического  прогресса такое утверждение покажется кощунственным; они считают, что  «то ли ещё будет!», но  надо учитывать, что на дальнейшем ходе событий уже начинают сказываться отрицательные факторы, и это  возможно начало её заката.

З. Основные причины заката цивилизации

Наиболее древним иэ  негативно действующих факторов  является генетическое и индивидуально-психологическое разнообразие людей. В последние годы выяснилось, что в разнообразие вносит свой вклад  не только генетический код, но и внекодовые элементы. Первым была открыта  передача наследствености одной из форм белка [10] и появляются сведения, что внекодовая наследственность свойственна не только белкам.

Считается, что возникающие вследствие разнообразия людей конфликты приводит  к непрерывному диалектическому процессу зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности. Но беда в том, что по разрешении одного конфликта  возникают новые. Такое положение предельно затрудняет возможность солидаризации людей. Любое их объединение со временем распадается из-за несходства каких-либо сторон их личностей, направленности желаний, интересов, целей и массы других проявлений различности. Хорошо, если это кончается лишь ссорой, но может  привести и приводит  к попытке силового разрешения конфликта. (Если очередной конфликт  выльется   в третью мировую  войно, то все дальнейшие мои рассуждения можно отбросить).

Другой негативный фактор связан с тем, что  производство все новых и более совершенных технических нововведений нуждается в столь же быстро  истощающихся ресурсах – меди и ряда иных редких металлов, впрочем, и нередких тоже. Может быть, научно-техническая мысль сумела бы найти им заменители, но этому мешает  непомерный рост населения Земли! Его интенсивность становится близкой к экспоненциальному.  За восемьдесят лет моей сознательной жизни население Земли увеличилось в два с лишним раза .  По некоторым сведениям предполагается, что к 2050 году на Земле будет жить 10 млрд челолвек Оптимисты уверяют, что Земля их вполне может прокормить. Но уже сейчас  ощущается недостаток пресной воды, а без неё, даже на пригодной для сельского хозяйства земле невозможно ничего вырастить. Но ведь этим «дополнительным» людям нужны ещё кров, одежда и, по меньшей мере, все технические устройства, которыми пользуются современные люди.

К сказанному необходимо прибавить серьезный отрицательный фактор:

вследствие  развития технологической цивилизации наша \планета является её замусоривается отходами производства и вышедшей из строя техникой.. Но мало этого. замусоривается и околоземное космическое пространство, не говоря уже  о загрязнении пресноводных водоемов и рек, отбросами загрязняется мировой океан Ухудшаются условия обитания современного населения Земли, что же будет с его существенным увеличением?

Заключение

Проведенный в статье анализ показал, что единственная возможность предлагаемой Н. С. Печуркиным солидаризации всего человечества [11], как мы наблюдаем сейчас перед меньшей ему угрозой, и как показано выше, неосуществим. Любые другие пути вплоть до создания мирового правительства, обладающего сверхмощным компьютером, который в режиме онлайн будет отслеживать наличие запасов Земли и предлагать  меры по поддержанию их равновесия с численностью населения, а правительство диктаторски будет выполнять рекомендации компьютера, является совершенной утопической идеей.

 Я полагаю, что жизнь на истощенной Земле при вымершей части её населения сохранится, но можно ли будет назвать её цивилизацией?

А запасной планеты у нас действительно нет!

  ЛИТЕРАТУРА

1.Большая Советская энциклопедия. Третье издание. Статья «Необходимость и случайность».

2 Кунин Е. В. Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции.  М.;  Центрполиграф, 21014. Гл. 13. Раздел «Величайшая тайна происхождения жизни». (https://vk.com/doc-63698_313012867)

3. Википедия: Гипотеза уникальной Земли.

4. Зарипов В. К. Основные теории возникновения Вселенной. Статья с сайта Теологического центра ИХТУС  (www.ikthus.org.ua)

5. Там же.

6. M. de Wit, M. Jeffrey, H. Bergh, L. Nicolaysen. Gondwana Reconstructions and dispersion . University of Witwatersrand. Search and Discovery Article #30001. 1999.

7. Карпеев Э. П. Ещё один подход к решению»тяжелейшей проблемы науки» возникновения речи и мышления//Евразийский союз ученых, Ежемесячный журнал  № 9(18). 2915. С.7-11

8. Карпеев Э. П. Русская культура и Ломоносов.  СПб.; Наука.2005.

9.  Марков Б. В. Образ современности в зеркале философии //«Нева». № 8. 2008    С.78-100.

10. Зеленина Е. Белковая наследственность — новая глава генетики. //Наука и жизнь. № 2. 1996.

11. Печуркин Н. С.  Солидарный путь выживания в XXI веке. М.; Посев. 2008.

РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАИИ
В статье сделана попытка привлечь внимание к опасности для будущего человечества из-за непомерного роста населения Земли на фоне истощения обеспечивающих жизнедеятельность человечества ресурсов и катастрофического загрязнения её отходами этой деятельности.
Written by: Карпеев Энгель Петрович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/29/2016
Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
Available in: Ebook