30 Апр

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В последние десятилетия Россия столкнулась с глубокими   изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной. Такая ситуация усиливается неоднозначными глобализационными процессами и разразившимся мировым системным экономическим кризисом, в рамках  перестройки мировой системы. Современная картина мира сегодня – это, прежде всего,  осознание того, что однополярный мир уступил место как минимум, двуполярному устройству мира, где Россия входит в число  лидеров.

 В сложившейся реальности главным ресурсом национального прогресса российского социума вполне может выступить формирование гражданской российской идентичности в социуме. В этой связи особого внимания  требует вопрос преодоления морально-нравственного вакуума, укрепления духовной сферы, в рамках которой формулируются основные цели и смыслы общественного развития.

В настоящее время в духовной сфере современной России происходят качественные изменения, влияющие на мировоззренческие установки, что приводит к некоторому нарушению смыслообразующих ценностей и интересов, цель которых, обеспечивать включение индивида и социальных групп в общественную жизнь, способствуя их социальной активности. Сама жизнь сегодня выдвигает на первый план такое понятие, как духовное отчуждение. Под духовным отчуждением следует понимать – объективно-субъективный процесс, состояние и результат утраты личностью, социальными группами и обществом в целом своей способности к освоению духовного мира, рационализации духовно-нравственных ценностей и невозможностью их воплощения в индивидуальном и общественном бытии.

Одной из  тенденций духовного отчуждения в современной России выступает кризис идентичности. Его суть заключается: а)  в  утрате способности индивида, социальных групп  и общества в целом к самоопределению, к освоению духовного мира и рационализации духовно-нравственных ценностей индивидуального и общественного бытия; б) в разложении субъектности социальных структур, самосознания личности, социальных групп и общества в целом. В таких условиях, человек утрачивает свою способность  быть субъектом.  Под субъектностью личности следует понимать наличие разума, способность личности проявлять  свое «Я», способность к деятельности, исполнять свою волю, иметь свободу выбора.

Таким образом, духовное отчуждение многогранно и  неразрывно связано со сложными проблемами идентичности и проблемой идентификации современного российского общества. Стремительно растущие обороты глобализации, усиление духовного отчуждения в современной России и поиск путей его преодоления актуализируют проблему идентичности человека и общества.

В новой философской энциклопедии идентичность понимается как категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» целостностей. Идентичность есть не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, перераспределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия [4, С. 78-79].

В философии развитие проблематики идентичности осуществляется в основном в рамках проблемы тождества бытия и сознания. В психологии при рассмотрении проблемы идентичности акцент делается на структуру  личности человека. В социологии исследование идентичности связывается с социумом,  с процессом социализации человека в обществе.

 В основном принято считать, что качество субъектности присуще только человеку, как существу мыслящему. Только человеческий индивид может относить к себе определенные смыслы и значения. Но, с конца XX столетия понятие идентичность все чаще стало применяться в политологической науке по отношению к группам.

 Так начиная с середины 80-х гг. XX  века в политологии стало общепринятым говорить о субъектах международных отношений как о конкурирующих друг с другом «идентичностях» («исламской», «христианской», «западной», «восточной», «евразийской» и т.д.). Однако на деле такие образования не представляют собой устойчивых единств, а распадаются на множество мелких – в конечном счете, на индивидов, которые только и могут идентифицировать себя в качестве членов той или иной группы [4, С. 78-79].

 Необходимо отметить различие понятий идентичность и идентификация.  Идентичность выступает как определенный сформировавшийся в определенном времени и пространстве результат, а идентификация – это процесс эмоционального отождествления индивида с другим человеком, группой, отвержение или принятие общественных норм, устоявшихся традиций и ценностных установок.

Под идентификацией в философии принято понимать установление тождественности на основании совпадения признаков неизвестного объекта  с известным. Идентификация (позднелат. identifico – отождествляю) – 1) осознание, распознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Термин идентификация  преимущественно выражает отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира. Идентификация означает также способность сохранения человеком на протяжении всей жизни единства своего «Я», своей «самости», ощущения пространственно-временных границ своей телесной организации как единого целого. Идентификация также рассматривается и как психологический механизм преодоления человеком своего одиночества, способность проецировать свой внутренний мир на других людей, видеть другого человека как продолжение самого себя, своего «Я», переносить мир других людей в свой внутренний мир, перевоплощаться в них [5, С. 256].

В условиях духовного отчуждения механизмы идентификации приобретают новый оттенок, становятся жизненно важными для дальнейшего развития человека, его жизни, жизни его семьи.

Еще раз следует подчеркнуть, что идентичность и идентификация – разные понятия.  Идентичность предстает как результат, получаемый после отнесения к себе некого значения, а идентификация – это механизм приспособления при постоянном выборе тех или иных норм, понятий, традиции, установок. Так процесс идентификации всегда предшествует результату идентичности.

Проблема идентичности актуализировалась с наступлением эпохи современности, или модерна. Поскольку в досовременных обществах идентичность индивидов задавалась их происхождением и принадлежностью к определенному социальному слою (эту данность они не были властны изменить), проблемы самоидентификации не возникало. Идентичность современного человека связана с сознательной ориентацией на определенный стиль жизни, «выбирая» который индивиды формируют свою тождественность с определенной группой, образом жизни, ценностями. В сверхсложных социальных организмах, каковыми являются индустриальные общества, идентичность имеет множественный характер. В процессе социализации индивид научается справляться со многими ролями, и соответственно, имеет множество «идентичностей» [4, С. 78-79].

В настоящее время выделяют персональную (индивидуальную) и социальную идентичность. Под персональной идентичностью понимают значение качества уникальности индивида, а социальная идентичность представляет собой результат отождествления (идентификации) индивида с социумом.

В зависимости от того, что выступает основанием идентификации (профессиональная или этническая группа, регион, политическое движение и т.д.), можно выделить различные типы социальной идентичности: профессиональная (шахтер, инженер, врач, спортсмен и т.д.), этническая (баварец, каталонец, татарин, фламандец и т.д.), политическая (коммунист, демократ, националист, либерал и т.д.). Причем место этнической идентичности в структуре личности может меняться. В одних условиях она не играет существенной роли или вообще не выражена (этнический индифферентизм), в других выступает на первый план или даже доминирует, вытесняя иные идентификации индивида [4, С. 78-79]. Причем в обоих случаях проявление этнической идентичности зависит от социума, а именно – от процессов социальных коммуникаций в нем.

Нельзя не согласиться с Э. Фроммом [6, с. 332], который термин «идентичность» связывает с целостным становлением личности. Идентичность он связывал с внутренним миром человека, а кризис идентичности – с невозможностью проявления своего внутреннего мира в общественной жизни, с отделением человека от общества. В условиях духовного отчуждения,  развития бюрократического общества человек превращается в безликое, выпавшее из индивидуальной жизни существо, не способное проявлять собственную инициативу. Активное участие в политической  и экономической жизни, децентрализация промышленности и политики дадут возможность человеку преодолеть кризис идентичности.

Отечественный исследователь А. Г. Асмолов рассматривает гражданскую идентичность как  осознание личностью своей  принадлежности к сообществу граждан того или иного государства на общекультурной основе [1, с. 151].

Многие современные исследователи занимаются изучением вопросов формирования идентичности с разных точек зрения. Например, современный  исследователь А.Ю. Хамнаева занимается исследованием идентичности как социально-философской проблемы [7, с. 21]. Д.Г. Когатько изучает российскую идентичность как культурно-цивилизационный феномен, имеющий многоуровневый характер [3, с. 23].  Исследователь Л.Б. Шнейдер занимается вопросами профессиональной идентичности, изучая условия ее становления, структуру и генезис [8, с. 42].

 Особого внимания среди  современных российских работ по идентичности заслуживает исследование  З.А. Жаде, которая исследует геополитическую идентичность в условиях глобализации. Главными в конструировании геополитической идентичности З.А. Жаде считает этническую и региональную идентичность: «Этническая идентичность – сложный социальный феномен, содержание которого составляет как осознание индивидом общности с локальной группой на основе этнической принадлежности, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, переживание этой общности. Региональная идентичность выступает в качестве одного из элементов конструирования региона как специфического пространства. Она служит основой для особого восприятия общенациональных политических проблем и складывается на основе общности территории, особенностей региональной жизни, определенной системы ценностей» [2, с. 50]. Также З.А. Жаде определяет геополитическую и цивилизационную идентичность: «Геополитическая идентичность представляет собой ключевой элемент конструирования социально-политического пространства, который проявляется в самобытности той или иной страны и ее народа, а также связанных с этим представлениях о месте и роли страны в глобализирующемся пространстве. Идентичность тесно соединена с государственностью, ее характером и самоощущением нации. Геополитическая идентичность включает в себя в специфическом виде отношение к различным аспектам геополитического мироустройства, а также определенные картины геополитического мировидения. Цивилизационная идентичность – предельный уровень идентификации – отражается в отождествлении индивида, группы индивидов, народов с их местом, ролью, системой связей и отношений в определенной цивилизации. В ее основании лежит крупная межэтническая мегаобщность людей, длительно проживающих в одном регионе, основанная на единстве исторической коллективной судьбы разных народов, взаимосвязанных социокультурными ценностями, нормами и идеалами. Цивилизационная идентичность является одним из геополитических доминант национальной безопасности, и опыт России наглядно демонстрирует обоснованность ее выделения» [2, с. 50]. Корни кризиса идентичности в России следует искать в образовавшемся конфликте между уже имеющимися социальными ролями и новыми реалиями мира.

Применительно к современной России,  в плане решения проблемы идентичности можно рассматривать идею российской гражданственности, формирование гражданской идентичности. В аксиологическом аспекте внутреннее содержание  идеи гражданственности в современной России включает в себя такие понятия как – патриотизм и гражданская активность. Развитие гражданской идеи на современном  этапе развития позволит сохранить линию исторической самобытности и в тоже время, будет способствовать развитию ценностного потенциала современной России, сохранению суверенитета и целостности нашей страны.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.   М., Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Жаде З.А. Геополитическая идентичность в России в условиях глобализации. Автореф. дис. докт. полит. наук. (23.00.02). Краснодар, 2007. – 50 с.
  3. Когатько Д.Г. Российская идентичность как культурно-цивилизационный феномен. Автореф. дис. канд. социолог. наук. (22.00.06). СПб., 2007. – 23 с.
  4. Малахов В.С. Новая философская энциклопедия (В 4т.). (Ин-т философии РАН) / Сост. В.С. Степин. М., 2010. Т.4. – 734 с.
  5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
  6. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. – 332 с.
  7. Хамнаева А.Ю. Идентичность как социально-философская проблема. Автореф. дис. канд. филос. наук. (09.00.11). Улан-Удэ, 2007. – 21 с.
  8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореф. дис. докт. психолог. наук. (19.00.13). М., 2001. –42 с.
    ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    Written by: Хохлова Алла Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook