30 Апр

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблема эстетизации общественной жизни родилась не сегодня: на протяжении исторической эволюции классового общества эта проблема в её этическом, мировоззренческом и правовом преломлении не раз поднималась отечественными и зарубежными мыслителями Античности, Средневековья, Ренессанса, Просвещения, Нового и Новейшего времени. Проблемы эстетического анализа сущности человека и социума как объективных реалий определённо освещались в социально-философских идеях Аристотеля – в «Физике», «Этике», «Логике» и в философии марксизма. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» [3, с. 424] в мировоззрении, интересах и потребностях.

Рассмотрим вначале философское понимание антропологических и социальных причин и истоков эстетизации общественных отношений. Исторически лучшие зарубежные и отечественные представители философской мысли анализировали эстетическую суть человека как феномен социального, духовного, нравственного и юридически свободного, справедливого единства со-бытия людей, и в таком контексте понимали суть эстетического улучшения условий жизни, которая зависит от жизнедеятельности каждого человека: чести, порядочности, трудолюбия, гуманности, справедливости. Таким образом, нравственные ценности являются исходной духовно-эстетической основой жизни и деятельности каждого человека. Следовательно, процесс улучшения, совершенствования, гармонизации, эстетизации жизни человека и общества зависит от совокупной коллективной социальной целеустремленности людей жить в материальном изобилии, культурном и научном благополучии, и в условиях правовой справедливости: «можно создать настоящее истинное искусство – искусство жизни, искусство жить по-человечески, причем именно в обществе, быть общественным существом, быть в фокусе общественных отношений» [5, c. 31], гармонируя с гуманностью социума.

Общественные отношения сложились исторически, развивались динамично, постоянно трансформируясь, видоизменяясь. Иначе говоря, на протяжении всей истории развития человеческого общества социальные отношения находятся в постоянном движении, изменении, трансформации. Поэтому под общественными отношениями мы понимаем всю совокупность взаимодействий института социального бытия: это взаимоотношения отдельных людей межличностного характера, отношения внутрисемейного характера, отношения внутригруппового, внутриколлективного характера, отношения между коллективами, классами, этносами (народами), а также внутри-и-межгосударственные отношения по поводу сотрудничества, образования, науки, просвещения, культуры, здравоохранения, производства, распределения и потребления общественно произведенных материальных и духовных благ.

В такой логике понимания и изложения философской проблемы можно сказать, что, если нет отношений, следовательно, нет и общества. Характер этих отношений зависит от разных факторов: природно-климатических условий жизни, психо-ментальных реалий внутреннего и внешнего свойства. На последние реалии влияют такие факторы как гены, мировоззренческий психотип и социальная среда. На первый фактор повлиять практически невозможно, зато второй и третий можно сформировать как в отдельном человека, так и в обществе.

Объективными условиями эстетизации общественных отношений являются: высокая духовность, этико-эстетическое воспитание, следование нормам нравственности, гуманности в обыденных и трудовых отношениях, и соблюдение принципа социального равенства всех людей. Для эстетизации общественных отношений необходимо, первым делом, добиться эстетики мышления и поведения каждого отдельно взятого человека. «Внутреннее и внешнее совершенство, красота материального и духовного мира проявляется в формировании в сознании человека идеала, который всегда имеет конкретно-образную форму проявления. Эстетический идеал людей находится в прямой зависимости от уровня развития сознания, характера, мотиваций, социальных интересов, отношения человека к другим людям, к труду и досугу» [4, с. 10].

Таким образом, важную роль в формировании эстетического мировоззрения играет интеллектуальное, гуманное воспитание человека. Однако не всё так гладко в повседневной жизни: родители, иногда, сами того не замечая, являются для своих детей не лучшим примером. В этом большая культурологическая, социальная, эстетическая проблема, ведь каждый ребенок с детства и практически до юношества подражает, копирует и перенимает многие привычки своих родителей, иногда кумиров. Поэтому, если мы хотим сформировать эстетически совершенное общество, старшее поколение должно стать для младшего примером высокой нравственности, чести, ума, приличия, трудолюбия. Также в формировании эстетического сознания важную роль играют наука, религия, искусство; они приобщают людей к духовным ценностям, формируют интеллектуальные, нравственные и эстетические взгляды, развивают эстетический вкус, гуманные чувства, творческие способности личности и влияют на практическую деятельность и взаимоотношения людей в лучшую культурную сторону.

Огромное влияние на формирование мировоззрения людей оказывают средства массовой информации, которые в современных условиях стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Но очень часто, к сожалению, они являются мощной системой манипулирования общественным и индивидуальным сознанием. Часто радио, телевиденье, газеты, Интернет оказывают не самое лучшее влияние на сознание людей. Гиперэгоистичный, эгоцентричный персонализм, внушаемый в сознание молодежи, активно способствует духовному искажению, или разложению их мировоззрения. Современные средства массовой информации зачастую носят не столько информационный, просветительский, эстетический культурологический характер, сколько агитационный, пропагандистский, деструктивный характер, формируя у людей высокомерие, эгоизм, пошлость, потребительство и иные ложные этические и эстетические ценности.

Чтобы сформировать эстетически развитое общество, сначала надо избавить его от индивидуальных и социальных пороков – высокомерия, лжи, чванства, пошлости, гиперэгоизма, ненависти, агрессивности, злобы, жадности, зависти. Затем на основе социального референдума необходимо принять основные справедливые законы, и на их основе юридически искоренять разные формы преступлений – воровство, коррупцию, мошенничество, кражи, грабежи, разбои, террор, убийства и войны. Выполнив эти фундаментальные социальные задачи, можно будет сказать, что в социуме заложены лишь эстетические начала общественного бытия. Следующим шагом (или одновременно) на пути эстетизации условий социальной жизни будет являться всеобщее гуманистическое просвещение, образование и научное возвышение социального мировоззрения в совокупном единстве с нравственно-эстетическим развитием каждого человека, ведущим общество к цивилизованным формам социального бытия. «Совершенная цивилизация состоит в высшем развитии умственных и нравственных способностей всех лиц, составляющих нацию, в развитии, приспособленном к возможно большему благу всех и каждого» [1, с. 587].

В условиях господства классового общества успешно решить все эти задачи полномасштабно, к сожалению, не представляется возможным. Необходимо создать иные основы мировоззрения, идеологии общественного сознания правовых отношений, а затем уже приступать к столь актуальным злободневным научным и социальным задачам. Самой сложной проблемой в эстетической эволюции общества является проблема калокагативного развития и совершенствования социального мировоззрения и поступков человека. При решении этой проблемы сталкиваются два основных интереса, и довольно часто они носят не просто диалектический, а антагонистический характер. С одной стороны, это личностные интересы, а с другой стороны – общественные. Их необходимо гармонизировать. При этом, если будут «перевешивать» деструктивные общественные интересы, то при калокагативном характере эстетических интересов личности, последние будут подавляться, а если в обществе будут господствовать социально-эстетические интересы, то интересы общества и личности в значительной степени будут гармонировать. «Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами» [2, с. 219].

Но если в обществе будут господствовать личностные, эгоцентристские, антиэстетические интересы, то общество будет ожидать социальный трагизм – роскошь немногих и нищета многих, право произвола одних и бесправие большинства, организация и совершение преступлений одними и разные формы массового геноцида других. А вот, что касается наличия в обществе эстетических интересов личности, то они не в силах побороть господство эгоцентристских антиэстетических интересов большинства и поэтому общественный драматизм и трагизм остаются как реальность жизни социума

Поэтому эстетизация общественного бытия должна, прежде всего, начаться в мышлении, в сознании, и она должна захватить умы большинства населения, и только тогда само большинство начнет эстетически преображаться и приступит к эстетическому преобразованию общественных отношений и условий социального бытия. Чтобы эстетизация общества началась и шла полным ходом необходимо всем людям пересмотреть ярко выраженное собственническое миропонимание, негативно влияющее на самообразование и самосовершенствование человека. В ходе эстетического самосовершенствования, самообразования необходимо избавиться от антиэстетических пороков, одновременно активно трудясь на общественное и личное благо, при строгом соблюдении каждым человеком принципов социально-экономической и правовой справедливости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принципы социального бытия должны стать категорическим духовным императивом, нравственной мерой и нормой жизнедеятельности каждого, что будет способствовать эффективному развитию просвещения, образования, науки, производства, распределения и потребления. В этих сферах общественной жизни необходимо поставить перед каждым человеком и обществом самые возвышенные цели – достижение высокого уровня интеллектуального, научного, культурного мышления и материального изобилия, распределяемого по трудовому вкладу каждого, пропорционального количеству произведенной в единицу времени им продукции интеллектуального или материального порядка.

А в итоге отметим, что эстетизация социальных отношений и условий общественного бытия наиболее актуальна в производственной, коммерческо-финансовой, распределительской и потребительской сферах жизни людей. Иначе говоря, необходимо эстетизировать как мышление людей, так и базисные отношения общества.

Литература

  1. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. – М.: Худ. лит., 1986 – 861 с.
  2. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. Мудрость веков. Запад. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2006. – 543 с.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. в 50 т. Т. 4. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1955. – 607 с.
  4. Степанов А.Н. Революционно-демократическая концепция эстетизации общественных отношений в России XIX века : Дис. .канд. филос. наук : 09.00.11 – Самара, 2005. – 188 с.
  5. Шатунова Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического. – Казань, 2008 – 47 с.
    ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Объектом философского анализа представленной статьи является проблема улучшения, совершенствования, гармонизации, эстетизации социальных отношений и условий общественного бытия.
    Written by: Лобачев Василий Алексеевич, Степанов Анатолий Николаевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook