26 Мар

ПОРОЖДАЮЩИЕ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ФОРМЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
  1. Предмет дискурса.

По формату и объему данная статья больше похоже на параграф, изъятый из контекста некоторой сложной работы. Собственно, так и есть. И для наших дальнейших изысканий целесообразно разместить именно этот материал в виде отдельного законченного текста.

Самостоятельная ценность статьи в том, что здесь предложено дополнение к философскому инструментарию феноменологии. Оно состоит в конституировании парной формальной категории: порождаемого и порождающего. Параллель с означающим и означаемым де Соссюра [5] и Лакана [1] неслучайна. Последние известные категории относятся к регистру символического, к языку как феномену. Их самодвижение приводит к фундаментальному вопросу: “Кто говорит?”, который распадается на “Кто порождает речь?” и “Что порождается в процессе говорения?”.

То же справедливо для закона и структуры. В дискурсе власти актуальны вопросы о том, кто порождает закон и что порождается в акте закона [6, 7]. Исследовательская программа адаптивных сетей изучает порождение динамики структурой [4].

Итак, в данной статье будет предложен категориальный аппарат для диалектического (точнее, функционально-феноменологического) изучения вопроса о порождаемом и порождающем.

  1. Dasein и Hintergrund.

2.1. Исходным пунктом рассуждений является категории сущности. По Гегелю [3] сущность предстает как некое “самоуглубление” бытия, достижения им собственного фона (Hintergrund) в процессе саморазвития. Иными словами, сущность есть снятое бытие.

2.2. Нас интересует не бытие как таковое, а хайдеггеровский Dasein. Поэтому сузим категорию сущности до снятого Dasein, до снятия лишь того бытия, которое само себя показывает. Такая постановка вопроса избавляет нас от вопросов об особенностях этого снятия. В самом деле, Dasein развертывается во времени и в самодвижении снимает себя в текущем моменте, дрейфуя из прошлого в будущего.

2.3. В паре Dasein-сущность различимы фундаментальные категории: содержание и форма. Dasein содержателен, поскольку равен своему снятию, т.к. подчиняется законам, скрытым в сущности. Dasein оформлен, поскольку не равен своему снятию, т.к. относится к сущности как явление к своему Hintergrund. Итак, форма — неравенство Dasein и сущности, содержание — равенство сущности и Dasein.

2.4. Во всяком равенстве (неравенстве) есть два момента: момент сохранения равенства (неравенства) и его нарушение (компенсация). Но прежде, чем исследовать эти моменты, необходимо понять: в чем заключается фундаментальное неравенство между Dasein и сущностью?

Классическое решение этой проблемы построено на спекуляциях вокруг наблюдения, познания и других картезианских и кантианских категориях. Мы будем использовать подход, который является развитием идеи Майнонга о связи истинности, существования и темпоральности [2] и Хайдеггера о единстве Dasein и времени [7]. В этом смысле для Dasein темпоральность заменяет реальность и становление [8]. Dasein показывает самое себя, постольку и поскольку темпорален. Сущность отличается от Dasein атемпоральностью и поэтому сокрыта.

Теперь любое явление, наличное бытие, взаимодействие с реальностью (что бы под этой категорией не понимали) — сводится к единственному свойству темпоральности.

Таким образом, нарушение равенства Dasein и сущности, то есть превращение формы в содержании состоит в том, что в форме удается различить атемпоральный момент. Аналогично, в содержании может быть различен темпоральный момент, превращающий содержание в форму.

2.5. Мы достигли первого важного результата. Вопрос о самодвижении пары Dasein-сущность эквивалентен вопросу о темпоральности формы и содержания. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

  1. Вопрос о темпоральности содержания.

3.1. Данная проблема лежит за рамками данной статьи. Но, чтобы не нарушать целостность изложения, всё же коснемся этого вопроса. Итак, можно ли различить в содержании нечто темпоральное? И в чем заключается эта темпоральность, если время осталось вне содержания?

В силу предыдущего пункта, время — это то единое, что конституирует Dasein, неравный сущности. То есть время — это чистая форма. Значит, темпоральность для содержания состоит в стремлении стать формой. Темпоральный момент содержания — это то содержание, которое было оформлено или будет оформлено, то есть состояние.

3.2. Что касается атемпорального момента содержания, то он может быт взят как а) содержание как таковое, б) сущность самого содержания, в) атемпоральное в единстве предыдущих двух пунктов, то есть содержание содержания. Бесконечное различение атемпорального момента, таким образом, приводит нас к атемпоральному, неоформляемому нумену, присущему всякому Dasein. Возможно несколько принципиально различных интерпретаций полученной категории. Мы выберем самый очевидный и скажем: атемпоральностью всякого содержание является существования. Проще: всякий исследуемый Dasein существует.

  1. Вопрос о темпоральности формы.

4.1. По сравнению с другими модусами бытия, Dasein обладает наиболее темпоральными, “чувствующими время” формами. Течение времени поляризует форму, позволяя различить в ней момент, сонаправленный стреле времени и момент, избегающий времени.

4.2. Темпоральность формы — естественное следствие её равенства с собой. Dasein развертывается во времени, показывает самое себя, и в этом состоит его феномен. Двигаясь вдоль стрелы времени, феномен изменяется, но остаётся феноменом. В отличие от состояния, которое только движется из содержания в форму, феномен уже оформлен, и поэтому меняется лишь в меру своей темпоральности. Это чистая форма, результат феноменологической редукции, предмет созерцания.

4.3. Пределом познания феномена является запечатление его в точке на оси времени. Но темпоральность имманента феномену, поэтому в этом точечном запечатлении с необходимостью проявится изменение. Следовать за изменением феномена — то же, что двигаться вдоль оси времени, но останавливаясь в каждой точке и на бесконечно малый миг обращаться к содержанию вместо формы. Так, познание феномена, то есть чистой темпоральной формы, превращается в наблюдение за темпоральным, оформленным содержанием, то есть состоянием.

4.4. Верно и обратное: наблюдая за изменением феномена можно сделать вывод о существовании времени. В этом смысле время — это тоже Dasein, особенность которого в абсолютном разделении, антитождестве формы и содержания. Содержание времени всегда есть чистое содержание, у которого нет и не может быть состояния. Единственным содержанием времени является его существование. Форма времени всегда есть чистая форма, феномен как таковой.

4.5. Чтобы найти атемпоральный момент в форме, рассмотрим совместное изменение любой формы F и формы времени T. Последняя есть чистая форма (п. 4.4), то есть собственно течение времени t. В форме F в каждый момент времени различимо оформленное содержание, то есть состояние (п. 4.3). Значит, вся темпоральная ось отображается в пространство форм через темпоральный момент содержания f(t):

f(t): T→ {F}.                                              (1)

Мы получили связь между темпоральными моментами содержания f(t), формы F и чистой форы T. Выполним снятие времени в (1).

R (f(t)):R (T)→R({F}).                                      (2)

Атемпоральное время R(T) есть чистая абстракция •, которая может быть заменена (в силу своей нулевой универсальности) на любую атемпоральную форму — запомним это.

Снятие в R(f(t)) действует и на время как таковое, и на темпоральность содержания. Учитывая, что атемпоральное содержание есть квантор существования (п. 3.2), раскрываем выражение композицию:

R (f(t)) = R(f) º f(R (T)) = 3 f(•).                            (3)

Смысл (3) состоит в том, что вне времени существует такая абстракция, как атемпорально оформленное содержание.

3 f(•) : {•} → { f },                                            (4)

где { f } — область форм f (•). Сопоставляя с (2), получим:

3 f(•) : {•} → R({F}) =   { f },                                   (5)

или, пользуясь тем, что множественность {} не отрицается,

{R(F)} = R({F}) = { f } ⇒ R (F) = f.                           (6)

4.6. Снятие времени отменяет само себя, так как область форм  f (•) не является пустой (по построению), значит равенство между сущностью и Dasein нарушается (по определению из 2.3), и время реконструирует самое себя. Эта реконструкция, строго говоря, гарантированна только для тех точек на стреле времени, где ранее было оформлено состояние. В общем случае, это множество вовсе не обязано быть связным или покрывать большой интервал времени. Это позволяет высказать предположение: степень познания того или иного феномена взаимно однозначно связано с его темпоральностью, с так называемой онтической структурой [7].

4.7. Итак, снятие времени отменяется. За (dahinter) восстановленной временной осью различима атемпоральная форма, которая сама есть закон отображения множества абстракций в множество форм, то есть функция.

  1. Взаимодействие атемпоральных форм.

5.1. Итак, мы определили атемпоральную форму как функцию на множестве абстракций. Возьмём в (5) чистую абстракцию атемпорального времени • (п. 4.5) и конкретизируем её некоторой формой :

.                 (7)

После обращения снятия (п. 4.6), получим

.                                          (8)

5.2. Сравнивая (8) с (1), легко заметить, что в (8) форма  играет роль времени, заменяет собой время при обращении снятия, при реконструкции временной оси. При этом  не является чистой формой (4.2), так как  предполагается данным (5.1). Исходно,  присутствовала (7) только в виде атемпоральной формы , о её темпоральном моменте ничего не было известно.

Пара (f, F) представляет собой диалектическое единство функции и феномена одной формы. То есть формой (f, F) был порожден своего рода темпоральный симулякр, который по построению темпорален, но отличен от времени, так как имеет атемпоральный момент. Это позволяет говорить о форме (f, F) как о порождающей. Соответственно, форму  логично назвать порождаемой.

5.3. Важное замечание. Ошибкой будет понимать вышеизложенное так, как если бы одна форма порождала другую. В самом деле,  была дана как исходный пункт рассуждений (п. 5.1). Форма (f, F) породила не другую форму, а симулякр времени и только его. Почему же мы говорим о порождаемой форме? Потому что форма может полностью феноменологически развернуться только во времени.

Проще говоря, форма (f, F) порождает время или симулякр времени. Время, в свою очередь, порождает форму . Однако само время как форма может быть только абсолютно порождаемой чистой формой. Поэтому под порождением формы  понимается её феноменологическое разворачивание в симулякре времени .

5.4. В п. 2.4 мы заменили категорией темпоральности целый комплекс классических категорий: познаваемую реальность, наблюдаемые объекты и прочее. Поэтому пара порождающей и порождаемой форм имеет смысл гораздо больший, нежели просто реконструкция темпоральной оси.

Ещё раз напомним смысл выражения (1): некоторый Dasein феноменологически разворачивается во времени, показывая сам себя через оформленное содержание (то есть состояние). Форма (f, F) этого Dasein содержит в себе два момента: темпоральный феномен F и атемпоральную функцию f.

Аналогично, выражение (8) можно трактовать так, что тот же Dasein разворачивается не во времени, а внутри и посредством другого. Другой ещё не является “полноценной” формой, не обладает темпоральностью. Но именно воздействие со стороны Dasein приобщает другого ко времени, навязывает ему роль временной оси и в конечном итоге конституирует на основе другого новый Dasein, новую форму.

5.5. Если вернуться к классическим категориям, то можно сказать, что один влияет на другого так, как если бы воля первого имела силу закона… Однако преимущество полученных нами формулировок именно в их универсальности. Концепция реальности была изначально растворена в категории времени. Обратный переход необходим только тогда, когда нам встретится конкретная предметная область, в которой нужно будет решать вопросы о порождающем и порождаемом.

  1. Заключение.

Кратко обозначим те тезисы и категории, которые были получены.

6.1. Если отказаться от классических категорий и растворить реальность в течении времени, то вопрос о Dasein и сущности сводится к вопросу о темпоральности формы и содержания.

6.2. В содержании различимы два момента. Атемпоральное содержание — существование, нулевой нумен. Темпоральное содержание, которое стремится к оформлению — состояние Dasein в данный момент времени.

6.3. В форме различимы два момента. Темпоральная форма — феномен, разворачивающийся во времени. Атемпоральная форма — функция на множестве абстракций.

6.4. Порождающая форма — любая форма, у которой а) оба момента определены, б) аргументом функции является некая атемпоральная форма.

6.5. Порождаемая форма — форма, для которой определена порождающая форма так, что функция порождающей переводит момент порождаемой в момент порождающей.

6.6. Порождающая и порождаемая формы являются универсальной категорией для описания того, как Dasein конституирует время, преодолевает атемпоральность.

Литература

  1. Lacan J. Les formations de l’inconscient // Séminaire 1957-1958, Paris: A.L.I.
  2. Mauro A., Marian D. (ed.) Logical, ontological, and historical contributions on the philosophy of Alexius Meinong // Boston, Mass.: de Gruyter, 2014, 182 p.
  3. Гегель Г.Ф.В. Наука логики // пер. Столпнер Б.Г., Институт философии АН СССР, 1937.Капра Ф. Паутина жизни // М.: София, 2002, 336 с.
  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // УРСС, 2004, 256 с.
  5. Фуко М. Психиатрическая власть // СПб.: Наука, 2007, 450 c.
  6. Фуко М. Рождение биополитики // СПб.: Наука, 2010, 448 с.
  7. Хайдеггер М. Бытие и время // Харьков: Фолио, 2003, 503 с.
  8. Шпильрейн С. Время в подпороговой душевной жизни // Ижевск: ERGO, 2008, с. 327-343.
    ПОРОЖДАЮЩИЕ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ФОРМЫ
    Форма и содержание рассмотрены как равенство и неравенство Dasein с Hintergrund соответственно. Определены темпоральные (феномен и состояние) и атемпоральные (функция и существование) моменты формы и содержания. Введена парная категория порождающих и порождаемых форм, которая описывает разворачивание феномена в другом феномене, как если бы последний был эквивалентен времени.
    Written by: Чибисов Василий Васильевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/26/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook