28 Апр

ОТЛИЧИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПАРАДИГМ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В предыдущих статьях была дана общая картина циклогенеза западного мировоззрения от его зарождения в Древней Греции до наших дней [9], а также выявлены общие закономерности этого циклогенеза и ключевые события на стадии античности, христианства, нового и новейшего времени [9-10] . В этой статье остановимся на сравнительном анализе мировоззренческих парадигм.

В табл.1 представлено изменение представлений о картине мира на разных стадиях циклогенеза западного мировоззрения.

Таблица 1.

Эволюция мировосприятия в циклогенезе западного мировоззрения

  Античность Христианство Новое время Новейшее время
Идеал человека герой святой Сверхчеловек Партнёр
Человек Микрокосм Образ и подобие Божие Высшее животное  
Состав человека Тело+душа Тело+душа+дух Психосоматика  
Бог Нус — источник мирового порядка Троица Иллюзия В Нью эйдж: Нет личностного Бога. Бог –божественная, или жизненная, сила.
Логос Безличный разум Слово — Божественная личность, спасительное слово Система объективных законов Логика коэволюции человечества и универсума
Время Циклическое Линейное Линейно-ускоренное Спиральный конус
Лидирующее мировоззрение Философское Религиозное Научное Универсальное

Пояснения к таблице 1:

  1. Идеалом человека в античности считается герой. Кто такой герой? Герой (от др.-греч. ἥρως, «доблестны муж, предводитель») – человек исключительной смелости и доблести. У героя есть ценности, которые он ставит выше земной жизни. Герой, ради общего блага, готов идти на самопожертвование.

У западных христиан слово святой (греч. ἅγιος, лат. sanctus ) – человек, спасённый для вечной жизни с Богом, являющийся для христиан примером праведной жизни, молитвенником и заступником перед Всевышним.

Сверхчеловек (нем. Übermensch) – существо, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну: «Человек  —  это  канат,  протянутый   между   животным   и Сверхчеловеком, это канат над пропастью» [5, с. 4]. Поклонение гениям как предшественникам «сверхчеловека» характерно для Нового времени. Современные представления о постчеловеческом будущем — модификации новоевропейского идеала «сверхчеловека».

Партнёр (фр. partenaire — участник) – участник какой-либо совместной деятельности. Сущность содержания партнёрского общения раскрыта  в диалогической философии Мартина Бубера  в известном произведении «Я и Ты» [2]. Партнёры по общению готовы к открытости, умеют слышать друг друга, уважают автономность собеседника. «Но диалог диалогу рознь. М. Бубер выделяет диалог «подлинный» и «монолог, замаскированный под диалог». «Подлинный» диалог, в котором каждый из участников действительно имеет ввиду личность другого и обращается к нему как к личности – редок» [11, с. 311]. Не случайно, слово «партнёр» стало сегодня одним из самых употребляемых в западной культуре.

  1. Человек в Античной натурфилософии – микрокосм (микрокосмос) (греч. μικρός, малый, и κόσμος, порядок, мир, вселенная), вселенная (макрокосм) в миниатюре; процессы, происходящие внутри человека, аналогичны космическим процессам и подчиняются тем же объективным законам.

Человек в Христианстве – образ и подобие Божие: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).

Человек в Новое время – высшее животное, результат длительной эволюции животного мира. Представление о человеке в Новейшее время находится в стадии становления.

  1. В Античности человек – единство тела и души. В Христианстве к этому добавляется дух. В Новое время понятие «душа» постепенно вытесняется понятием «психика». Психика – свойство высокоорганизованной материи, т.е. мозга. Современное представление о составе человека, отличное от предыдущих эпох, ещё не сформировалось.
  2. Представление о Боге эволюционирует в западном мировоззрении от концепции Анаксагора о Нусе (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум) – источнике мирового порядка. Далее в Христианстве разрабатывается учение о Боге-Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой). В христианстве Бог не только – источник мирового порядка: «Так прозвучало в устах христиан ошеломляющее утверждение: Бог любит человечество. Бог есть источник не только мирового порядка, не только цель философских устремлений и не только первоисточник всего сущего. Он не есть и просто непостижимый Владыка Вселенной, и суровый Судия человеческой истории. Ибо в лице Иисуса Христа Бог из Своей запредельности явил для всех времен и народов безграничную любовь к собственному творению. Отсюда и основа для нового образа жизни, опирающегося на божественную любовь, всепроникающая сила которой создала внутри человечества новую общность» [12]. Результатом эволюции новоевропейского представления о Боге является его полное отрицание как объективной реальности. Бог рассматривается как иллюзорное представление человеческого сознания. В Новейшее время концепция Бога в западном мировоззрении находится в стадии становления. Отрицание существования Бога в Новое время не осталось бесследным. Возврата к Богу-Троице, по большому счёту не происходит. Скорее всего, движение идёт в сторону неопантеизма. Показательным, в этом отношении, является массовое движение «Нью эйдж»: «Попросту говоря, религией «Нью эйдж» является пантеизм – вера в то, что Богом является совокупность всего существующего. Согласно пантеизма, нет личностного Бога. Концепция «Нью эйдж» состоит в том, что Бог – это божественная, или жизненная, сила. Пантеисты учат, что эта энергия, или божественная сила, протекает через всё живое: растения, животных и человеческие существа» [4].
  3. Также меняется содержание представления о Логосе (от греч. Λόγος – слово, мысль, смысл, понятие, число). В античной философии Гераклит назвал логосом вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность. В Христианстве Логос (Слово) – вторая ипостась Единого Бога – Троицы, который вместе с Отцом и Духом Святым сотворил видимый и невидимый мир. Согласно догмату о Троице Логос вечно (вне времени) рождается от Бога-Отца – это первое рождение Логоса. Второе рождение Логоса – это его рождение во времени от Девы Марии. Единородный Сын Божий воплощается и рождается: становится Богочеловеком Иисусом Христом. Иисус Христос (лат. Jesus Christus — помазанник, Мессия) – единственный спаситель человеческого рода, воплощённое Слово, уникальная историческая личность, основоположник христианства и создатель Церкви [3]. «…христианством были провозглашены личные отношения с трансцендентным началом. Логос – это не просто безличный Разум, но облеченное божественной личностью Слово, акт любви со стороны Бога, несущий всем откровение о божественной сущности человека и Космоса. Логос есть спасительное Слово Божье: верить – значит спастись» [12].

В Новое время – Логос – система объективных законов. В Новейшее время – Логос – логика коэволюции человечества и универсума.

  1. Время в Античности – круговое, циклическое, сообразное с природными циклами и качественным однообразием образа жизни соприкасающихся поколений (деды, отцы, внуки). В христианстве средних веков время становится линейным. Два наиболее значимых для христиан события определяют линейную направленность времени: рождение Иисуса Христа и Его Второе Пришествие. В Новое время линия сохраняется, но время воспринимается как ускоренное, в силу уплотнения событийности, обусловленной научно-техническим прогрессом. В Новейшее время происходит соединение цикличности, линейности и ускоренности времени. Адекватной моделью восприятия времени становится конус (рис.1).

Рисунок 1. Конусная модель времени [1, с.28]

  1. Существуют шесть основных типов мировоззрения: обыденное, основанное на здравом смысле, мифологическое, основанное на символическом восприятии мира, религиозное, основанное на следовании догматам, художественное, основанное на образном мировосприятии, научное, основанное на номологическом (от греч. νόμος – закон) восприятии объективной реальности и философское, основанное на концептуальном познании мира [7]. Лидирующим мировоззрением Античности является философия. «В самом деле, с момента рождения философии в Греции возникает новый способ духовного выражения, который, вобрав в себя результаты других его форм, преобразовал их структурно и придал им строго логическую форму» [6]. В средневековом христианстве центром мировоззрения становится религия: «… плюрализму классической культуры – со всем множеством ее философий, с пестротой политеистичной мифологии, с ее изобилием мистериальных религий – пришла на смену подчеркнуто монолитная система: единый Бог, единая Церковь, единая Истина» [12].
  2. В Новое время структура мировоззрения всё в большей мере определяется наукой. Однако, в 70-е годы XX в. в постпозитивизме появляется критика доминирующей роли науки в формировании мировоззрения: «Таким образом, наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определённой идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки» [13].

В Новейшее время формируется универсальное мировоззрение, где наука, религия, философия, обыденное сознание и миф, совместными усилиями по принципу комплиментарности, создают единую картину мира.

(Продолжение следует)

Список литературы:

  1. Александров Н.Н. Циклическая парадигма. Книга 2. Основные понятия циклической парадигмы. Монография. Научное издание. – М.: Изд-во Академии Тринитаризма, 2013. – 127 с. – URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/1256-alx.pdf
  2. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: философский альманах, 1991. – М.: Политиздат, 1992. – С. 294-370. – URL: http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/ihunddu1.txt
  3. Иисус Христос // Католическая энциклопедия. .- URL: http://enc-dic.com/catholic/Iisus-hristos-757/
  4. Ках Г. Глобализация на пути к всемирному завоеванию / перевод с английского .- URL: http://apocalypse.orthodoxy.ru/garykah/010400.htm
  5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого /Перевод В.В. Рынкевича под редакцией И.В. Розовой. — М.: «Интербук», 1990. — URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/zaratustra/runkovich/?curPos=2
  1. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 336 с. -URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/_01.php
  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция основных типов мироосвоения //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 9 (18), Часть 1. – С. 13-17. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-programma-nizhegorodskoy-metodologicheskoy-shkoly-kontseptsiya-osnovnyh-tipov-miroosvoeniya
  2. Пищик А.М. Циклогенез парадигм западного мировоззрения //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2016. — № 1 (22). Часть 1. Философские науки. — С. 172-177. URL: http://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2016/04/euro_22_p1_6-177.pdf
  3. Пищик А.М. Общие закономерности и ключевые события циклогенеза парадигм западного мировоззрения: от античности к христианству //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2016. — № 2 (23). Часть 4. Философские науки. — С. 129-134. URL: http://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2016/04/euroasia_23_p4_5-158.pdf
  4. Пищик А.М. Циклогенез парадигм западного мировоззрения: от Христианства к Новому и Новейшему времени //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2016. — № 3 (24) (в печати).
  5. Сороцкий М.С. Виртуальное общение: приглашение к диалогу // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2012. Выпуск 1-1. – С. 310-315. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-obschenie-priglashenie-k-dialogu
  6. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 448 с. — URL:  http://psylib.org.ua/books/tarna01/txt04.htm
  7. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания // Избранные труды по методологии науки. – М. 1986. – С. 125-467. URL: http://psylib.org.ua/books/feyer01/txt18.htm
    ОТЛИЧИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПАРАДИГМ
    Цель статьи – выявить отличия мировоззренческих парадигм в циклогенезе западного мировоззрения на стадиях античности, христианства средних веков, нового и новейшего времени. Методом циклогенеза выявлена эволюция представлений о человеке, Боге, времени и лидирующем мировоззрении.
    Written by: Пищик Александр Михайлович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook