27 Фев

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ ЦИКЛОГЕНЕЗА ПАРАДИГМ ЗАПАДНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ОТ АНТИЧНОСТИ К ХРИСТИАНСТВУ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В предыдущей статье была дана общая картина циклогенеза западного мировоззрения от его зарождения в Древней Греции до наших дней [6]. В этой статье тема будет продолжена.

Общие закономерности циклогенеза западного мировоззрения:

  1. Увеличение числа степеней свободы деятельности и совершенствование системы управления этой деятельностью на основе её нормирования.
  2. Новая мировоззренческая парадигма рождается на стадии зрелости предыдущей мировоззренческой парадигмы, на смену которой она приходит.
  3. На стадии становления мировоззренческой парадигмы она проникает в сознание масс и постепенно вытесняет из мировоззрения предыдущую парадигму.
  4. Когда новая мировоззренческая парадигма в сознании людей достигает критической массы, происходит её столкновение с предыдущей парадигмой, находящейся на стадии мировоззренческого упадка. Индикатором такого столкновения является массовый социальный конфликт сторонников и противников новой мировоззренческой парадигмы.
  5. На стадии зрелости новой мировоззренческой парадигмы парадигмальная идея реализуется во всех сферах человеческой деятельности и достигает в своих многообразных проявлениях предельного совершенства.
  6. На стадии упадка парадигмальная идея постепенно вытесняется идущей ей на смену новой парадигмальной мировоззренческой идеей. Деятельность на основе старой парадигмальной идеи обедняется содержательно при сохранении и даже некоторого усиления её формальных оснований. Процветает формалистика, за счёт которой тормозится упадок содержания деятельности.
  7. После столкновения парадигм старая парадигма постепенно затухает, становится маргинальной и исчезает. В это время новая парадигма достигает пика зрелости, но одновременно рождается следующая парадигма, которая со временем придёт на смену ныне господствующей.

Названные закономерности представлены на рис.1. Их индикаторами являются ключевые события, представленные в табл. 1, фрагменты которой нуждаются в пояснениях.

Рисунок 1. Четырёхтысячелетний цикл парадигм западного мировоззрения

 

Таблица 1.

Ключевые события циклогенеза западного мировоззрения:

от Античности к Христианству

 

Годы

Мировоззренческая парадигма

Ключевые исторические события

до Рождества Христова

1 2000 Античность Рождение: Переселение грекоговорящих индоевропейских народов в район Эгейского моря.
2 600 Начало весны: Фалес Милетский (акмэ), зарождение философии.
3 499-478 Столкновение двух парадигм: Греко-персидские войны. Заключение Делосского союза греческих городов, возглавляемого Афинами. Начинается период подъёма Афин (с 478 г.).
4 323 Начало лета: Смерть Александра Македонского. Начало эллинистической эпохи (вплоть до 312 н.э.). Смерть Аристотеля.
5 8-4 Античность Пик лета: Расцвет эллинистической культуры.
    Христианство Рождение Иисуса из Назарета.

после Рождества Христова

6 312 Античность Начало осени: Завершаются начатые при императоре Диоклетиане последние и жесточайшие гонения на христиан.
Христианство Начало весны: Обращение императора Константина в христианство.
7 529 Античность Столкновение двух парадигм: Закрытие Юстинианом платоновской академии в Афинах. Бенедикт Нурсийский основывает на горе Монте-Кассино первый монастырь.
Христианство
8 1000 Античность Начало зимы
Христианство Начало лета: Большая часть Европы охвачена христианским влиянием.
9 1300 Античность Точка замерзания (пик зимы)
Христианство Пик лета: Смерть Фомы Аквинского (1274). Майстер Экхарт. Распространение мистицизма в рейнских землях, акмэ Майстера Экхарта (1300-1330). Дунс Скот преподаёт в Париже (1305). Данте «Божественная комедия» (1310-1314). Канонизация Фомы Аквинского  (1323).
Новое время Рождение Петрарки (1304).

Пояснения к рис. 1 и табл. 1

  • Узловая точка 1 – Переселение грекоговорящих индоевропейских народов в район Эгейского моря. Рождение греческого этноса. В энциклопедии «Народы и религии мира» даётся следующее описание этого процесса: «Основу греческого этноса составила древнегреческая этническая общность, которая начала складываться во втором тысячелетии до н.э. после переселения на юг Балканского полуострова, на острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии протогреческих племён ионийцев, ахейцев, эолийцев и дорийцев, ассимилировавших автохронное население (пеласгов и др.). В эпоху греческой колонизации побережья Средиземного и Черного морей (8-6 вв. до н.э.) сложилось общегреческое культурное единство. Название «эллины», первоначально относящееся к племени, населяющему Элладу (область во Фессалии), распространилось на всё грекоязычное население (первое употребление его в этом смысле – 7 в. до н.э.). Этноним «греки» первоначально относился, по-видимому, к одному из племён в Северной Греции и известен, в частности, по названию городов Грая в Бетонии и на острове Эвбея. Затем он был заимствован римлянами, как полагают, от колонистов из Эвбеской  Грайи и распространён на всех эллинов» [4, с. 140]

Л.Н. Гумилев  в монографии «Этногенез и биосфера Земли» даёт следующее определение понятия «этнос»: «Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности» [2, с. 399].  «Комплиментарность — положительная (отрицательная) — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих»  [2, c. 393-394].

В этносе можно выделить, по крайней мере,  два начала: биологическое и социальное. Биологическая оригинальность этноса потенциально заложена в его генофонде и актуализируется в его жизнедеятельности, регулируемой биологической программой. Социальная оригинальность этноса потенциально заложена в его социофонде, и актуализируется в социальной деятельности, регулируемой социальными программами. Системогенез этноса – коэволюция биологической программы жизнедеятельности этноса и социальной программы его деятельности в окружающей среде (ландшафте). Стереотипы поведения этноса – результат  названной коэволюции.

В чём оригинальность стереотипа поведения эллинов? Почему западная цивилизация начинается с них, а не с других этносов?

Ричард Тарнас объясняет истоки западного мышления в греческой классической раздвоенности мышления. Страстное стремление греков познать в смутном потоке явлений более глубокую истину создало традицию критического мышления. Запад унаследовал от греков два набора утверждений и принципов. Первый набор принципов относится к  трансцендентному пути познания истины и представляет собой уникальный синтез греческого рационализма с греческой религией (линия «Пифагора – Платона»).  Второй набор принципов относится к имманентному пути познания истины и представляет собой не менее уникальный синтез натуралистического эмпиризма, идущего от Фалеса, рационализма, идущего от  Парменида, механического материализма, идущего от Демокрита, и скептицизма, индивидуализма и светского гуманизма, идущих от софистов. Сближали эти два направления «… типично греческая убеждённость – нередко подразумеваемая – в том, что за окончательной мерой истины следует обращаться не к освящённым древностью преданиям и не к привычным представлениям своего времени, но к человеческому разуму – независимому и индивидуальному» [8, с. 64].

Диалектическое (взаимодополняющее и взаимоотрицающее) взаимодействие двух начал греческого критического мышления создало творчески продуктивное интеллектуальное напряжение. «Секулярный скептицизм одного течения и метафизически идеализм другого стали друг для друга решающим противовесом, причём каждый препятствовал тенденции другого застыть в догматизме, сочетание обоих порождало новые и плодотворные интеллектуальные возможности» [8, с. 64].

Ещё одно свидетельство убеждений в том, что истоки западной цивилизации находятся в Греции, приводят Дж. Реале и Д. Антисери, авторы многотомного издания по истории западной философии. Данные авторы утверждают, что под влиянием греков западная цивилизация обрела направление, отличное от восточного направления. «Философия, как некая целостность (и как термин, и как понятие), признаётся учёными порождением эллинского гения [5, с. 3]. В греческом мире возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие рождению философии и подпитывавших её. Гомеровский эпос  подготовил ментальность, ищущую принципы гармонии, достаточного основания, строгой мотивации событий (W.Jaeger). Философия, как порождение данной ментальности, ищет причину, онтологический принцип – последнее «почему» всех вещей.

Греки стремятся представить реальность в её полноте. «Реальность предстаёт в свое тотальности: философская мысль обнаруживает её в рационально форме, в то время как эпическая – в форме мифической. Какова роль человека в универсуме? – этот классический вопрос греческой философии присутствует уже у Гомера (W.Jaeger) [5, c. 6].

Философская космология вместо фантазии ищет «первый принцип», от которого всё произошло. Философская этика  ищет высшую ценность в Справедливости. Понятие Меры стоит в центре классической философской мысли. «Познай самого себя» — базовый принцип греческой философии. Все эти принципы – порождение греческого менталитета и их можно обнаружить в мифах и поэмах Древней Греции.

Общественная религия и орфические мистерии подготовили благодатную почву для возникновения философии. Общественная религия греков была натуралистической, натуралистична и философия греков. Человек должен следовать своей природе. Ссылка на природу – константа греческой мысли в её историческом развитии. Орфические мистерии имели целью очищение души и освобождение от греховного тела, прекращение цикла реинкарнаций. Для очистившегося в ином мире обещана награда, для непосвящённых – наказание. «Из человека родится Бог, ибо произошел ты от божественного». «Быть возвращённым к Богам» — предназначение человека. Такие надписи найдены на некоторых табличка в захоронениях последователей  орфических сект. Очищение божественного начала от телесного начала становится целью жизни.

Греки не имели священных книг (плодов божественного откровения) и, как следствие этого, религиозной догматики – фиксированной и нерушимой. Не было и касты жрецов, хранителей догматов. Отсутствие догматов и их хранителей оставляло философскую мысль свободной, не создавало препятствий того типа, что были в восточных странах, где догматы образовывали устойчивую, сопротивляющуюся и трудноодолимую силу. «Именно поэтому учёные выделяют это благоприятное для рождения философии в Греции обстоятельство как не имеющее исторических параллелей» [5, с. 10].

Восточный человек должен был слепо повиноваться религиозной и политической власти. В VII и VI  вв. до н.э. Греция претерпела важную социально-экономическую трансформацию.  Из страны по преимуществу аграрной она стала превращаться в центр ремесла и коммерции. Города превращались в цветущие оазисы. Новое сословие ремесленников и торговцев становится серьёзной экономической, а затем и политической силой. В борьбе греков за преобразование старых аристократических форм правления в новые  республиканские, отмечает Е. Зеллер, «должны  были пробудиться все силы; общественная жизнь сделала шаг в сторону науки, ощущение свободы подняло греческий дух, не остался в стороне и активизирующий разум. Говоря о расцвете ремёсел и науки у греков, нельзя не видеть связи между двумя феноменами, более того, — именно культура в целом – это то, что было у греков, и будет в здоровой жизни любого народа, она есть результат и одновременно условие свободы»  [5, с. 10].

В основе западной цивилизации находится парадигма  свободы личности. Стремление к свободе личности, как высшей ценности, непрерывно в западной культуре. Это стратегическая линия эволюции западной культуры.

Стремление к свободе личности – оригинальный стереотип поведения, впервые появившийся в древнегреческом этносе. В этом греки видели отличие эллинов от варваров. На стадии зрелости в эллинистическую эпоху этот стереотип поведения станет доминирующим. Классическое древнегреческое воспитание стремится образовать человека как человека, а не как элемент на службе политического аппарата, не как пчелу в улье. «Сделать из человека высшую ценность – именно эта тенденция свойственна духу эллинизма; безусловно, свободного, богатого и культурного человека, которого воспитание сделало человеком в полном смысле слова, которого π α ι δ ε ι α привела к humanitas. Свободный, полностью свободный перед лицом рухнувших стен полиса, покинутый своими богами, человек эпохи эллинизма  напрасно ищет в безграничном мире и опустошенных небесах что-нибудь, к чему можно было бы прилепиться, чьего руководства слушаться – он не находит другого решения, кроме как опереться на самого себя и найти внутри себя принцип собственного совершенства»  [5, с. 316].

«Ген свободы личности» древнегреческого этноса создал веер свободных стереотипов поведения в повседневной жизни. Данные стереотипы поведения институционализировались в политической демократии древнегреческих городов-государств и свободной экономике рынка, складывающейся вокруг этих полисов. Все типы мировоззрения трансформировались под влиянием «гена свободы».

В диалектических категориях «сущность-явление» свободный стереотип поведения проявляется у древних греков везде – во всех сферах социально жизни. «раздвоенность сознания греков» на имманентное и трансцендентное (Р. Тарнас) – две стратегии реализации личностной свободы. Эти стратегии проявляются  в натуралистической общественной и мистической орфической религии, в материалистической и идеалистической философии (Дж. Реале, Д. Антисери), в стремлении к тирании и демократии в политической жизни, в наличии рабства и свободы в гражданской жизни, в гетеросексуальности греков и многих других вариантах личной и общественной жизни.

Стремление к личной свободе рождает дух авантюризма, творчества, эксперимента, поиска. Дух свободы проникает во все стороны жизни и преобразует их. Наука и философия – порождение духа личностной свободы. Дух свободы разрушает все традиционные барьеры. Сегодня он разрушает  границы меры бытия человека и планетарной природы.

  • Узловая точка 2 – зарождение философии. Дух свободы поднимает человеческое мышление на качественно иной уровень – уровень философского мышления. Фалес Милетский был первым, кто поднялся на эту вершину. Чистое философское мышление опирается на свои собственные основания. Философ запрещает себе искать основания мышления в других типах мировоззрения. Философия – путь освобождения от традиционных представлений здравого смысла и поэтических вымыслов, от символики мифов и религиозной догматики, от всякого внешнего авторитета. Такое освобождение происходит не сразу, но первый шаг уже сделан.

Свобода индивида зависит от его способности понять устройство универсума для ориентации в нём. Поиск первоначала (ἀρχή)  мироустройства — стремление обрести личную свободу в мире, за видимым хаосом постичь внутренний порядок. «Вода» — первоначало, найденное Фалесом Милетским. Точнее не вода, а нечто «водообразное». Найденное логически начало нуждалось в доступном образном описании. Универсальное первоначало способно трансформироваться в любую форму. Аналог, доступный органам чувств – вода. Физики

XX в. знают трудности «перевода» мыслительных операций на язык чувственных образов. С появлением квантовой механики такой перевод стал невозможен. Фалес Милетский был первым, кто столкнулся с этой проблемой.

Первоначало должно быть свободным, т.е. ни от кого и ни от чего независимым. Фалес Милетский передал своё стремление к личностной свободе  первоначалу. Свобода самодвижения – божественное качество. Фалес Милетский «дарит» это качество первоначалу. «Когда Фалес утверждал, что «всё полно богов», он хотел лишь сказать, что всё пропитано первоначалом. А поскольку жизнь первична, то всё живо и всё имеет душу (панпсихизм). Магнит был для Фалеса примером универсального анимизма вещей» [7, с. 20].

Рождение философии – вершина проявления свободы личности. В философии «ген личностной свободы» достиг состояния «акмэ». Философия становится доминирующим типом мировоззрения античной парадигмы жизни, устремлённой к свободе личности. С появлением философии все проявления  антично свободы ищут обоснование в философски концепциях. Все другие способы обоснования свободного поведения рассматриваются как недостаточные и малоубедительные. Поиск первоначала устройства Универсума после Фалеса в греческой философии и западной культуре в целом опирается на принципы, заложенные Фалесом [1, с. 28-39].

  • Узловая точка 3 – столкновение двух парадигм, уходящей «древневосточной» и восходящей античной. Греко-персидские войны (499-478 гг. до н.э.) – не только войны двух цивилизации, но и столкновение альтернативных мировоззрений. Лидером античного мировоззрения стали Афины. Делосский союз греческих городов возглавляется Афинами. Победа нового мировоззрения сопровождается стремительным развитием столицы античной Эллады с 478 г. до н.э.

Происходит переход от военно-аристократического к гражданско-демократическому образу жизни афинян. С этого времени жизнь, культура и образование греков стали в основном гражданскими. Появляется школа и закладываются основы классического греческого образования. Впервые поставлена задача воспитания, образования и обучения подрастающего поколения (главным образом мальчиков) всего свободного населения греческого полиса. От аристократии к демосу  переходит весь древний гомеровский идеал доблести, соперничества и подвига. В условиях гражданского, а не военного существования единственной областью применения этого идеала стала спортивная жизнь. Победители Олимпийских игр становятся героями. Герой-чемпион – образец для подражания афинской молодёжи.

Расцвет Афин приходится на «век Перикла» (461-429 гг. до н.э.). Стремление к свободе личности в Афинах институционализируется во всех сферах общественно жизни. Демократическое полисное самоуправление в Афинах и имперские амбиции метрополии по отношению к своим колониям; технические достижения в сельском хозяйстве и интенсивная торговля крупного приморского города; бурная деловая и интеллектуальная жизнь афинян; возведение храмов богам с неслыханным рвением и процветание светского рационализма, соединение мифологической гармонии со скрупулёзным анализом и точным теоретическим расчётом при возведении Парфенона; медицинские труды Гиппократа и исторические описания путешествий Геродота, новая календарная система Метона и глубокий исторический анализ Фукидида, смелые философские концепции Анаксагора и Демокрита, художественные творения Фидия и Поликлета, Эсхила и Софокла – многообразие проявлений духа личной свободы в век Перикла.

  • Узловая точка 4 – завершение фазы становления и переход в фазу зрелости античной парадигмы жизни. Фаза становления завершается смертью Аристотеля – «самой универсальной головы среди древнегреческих философов» (Ф. Энгельс). Фаза зрелости открывается началом Эллинистической эпохи (323 г. до н.э.).

Завершение фазы становления выявило два противоположных начала античного мировоззрения, наиболее ярко представленных Платоном и Аристотелем. Трансцендентный (Платон) и имманентный (Аристотель) пути познания универсума обрели классическое выражение для западной культуры.

Фаза становления также завершается смертью Александра Македонского, расширившего греческую ойкумену до возможного территориального предела.

  • Узловая точка 5 – «акмэ» античного мировоззрения (расцвет эллинистической культуры) и одновременно рождение носителя христианского мировоззрения – Иисуса из Назарета.

Эллинистическая культура развивается на обширной территории обитаемого мира (οἰκουμένη), завоёванного Александром Македонским. Всё, что было заложено на фазе становления античного мировоззрения, получает здесь своё дальнейшее развитие. Эллинская культура трансформировалась в эллинистическую. Мировоззренческое «акмэ» содержит  в себе достижения всех сложившихся философских школ эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, кинизм, скептицизм, эклектицизм). Эллинистическая научная мысль расцветает в Пергаме, Родосе и Александрии. Математика, филология, механика, астрономия,   медицина, география развиваются как специализированные  частные науки.

  • Узловая точка 6 – переход от фазы зрелости к фазе упадка античного мировоззрения. Фаза зрелости завершается концом Эллинистической эпохи. Обращение императора Константина в христианство – свидетельство того, что античная парадигма жизни уже исчерпала свой творческий ресурс.
  • Узловая точка 7 – столкновение уходящей античной парадигмы жизни и восходящей христианской парадигмы жизни. Знаковыми историческими событиями являются – закрытие императором Юстинианом в 529 г. неоплатонической школы в Афинах, основанной Плутархом на рубеже IV-V вв. н.э., и открытие Бенедиктом Нурсийским монастыря на горе Монте-Кассино. От этого монастыря берёт начало первый на Западе бенедиктианский монашеский орден  [3,  с. 56-66].
  • Узловая точка 8 – исчезновение античной парадигмы жизни из массового сознания, принятие христианства большей частью западноевропейского населения (1000 г. н.э.).
  • Узловая точка 9 – совпадение по времени трёх значимых для мировоззрения событий. Первое событие – «акмэ» христианской мировоззренческой парадигмы жизни (вершина зрелости). Второе событие – полное исчезновение античной мировоззренческой парадигмы жизни (завершение фазы упадка). Третье событие – рождение первого носителя новоевропейской парадигмы жизни (начало фазы становления).

Западное средневековое христианское мировоззрение достигает своего пика в творчестве Фомы Аквинского. «Акмэ» средневекового христианского мировоззрения (1300 г.) расположено между двумя событиями. Первое – смерть Фомы Аквинского (1274 г.). Второе – канонизация Фомы Аквинского (1323 г.).

«Сумма теологии» Фомы Аквинского – систематическое изложение христианского мировоззрения в диалоге с античным мировоззрением (Платон и Аристотель) и основными идеями христианского мировоззрения. Комплементарность разума и веры, материи и формы, субстанции и акциденции, философии и теологии, чувства и интеллекта, души и тела  в учении Фомы Аквинского – стремление к гармонии основных начал человеческой жизни. В этом проявляется гармония содержания и формы, характерная для зрелого мировоззрения. Мировоззрение Фомы Аквинского – вершина западного средневекового христианского мировоззрения.

Сущность (божественная идея) воплощается в бытии вещи, сотворённой Богом. Всякая телесная вещь имеет содержание и форму. Материя вещи не существует вне формы. Форма – актуальность, материя потенциальность телесной вещи. Форма – «целевая причина»  возникновения вещи. Она определяет родовые и видовые признаки вещи. Индивидуальное своеобразие вещей (принцип индивидуации) зависит от их материи.

Примат откровения над разумом, а разума над воле, теологии над философией, церкви над государством – позиция Фомы Аквинского по вопросам, обсуждаемым в христианскую эпоху.

Рационализм Фомы Аквинского перерастает в мистицизм Майстера Экхарта. Разумное познание – путь отрешенности, воссоединения с Абсолютом. Душа человека – несотворённое начало, единосущее Божеству. Воссоединение души с Божеством – освобождение души от всех сил, образов и определений, завершаемое актуальным слиянием с Богом.

Дунс Скот и его последователи не соглашаются со многими позициями Фомы Аквинского. Индивидуальные особенности  каждой вещи обусловлены тремя типами форм: родовой, видовой и индивидуальной. Все они производны от Бога. Основой индивидуальности является не материя (как у Фомы Аквинского), а форма. Идея безусловной свободы воли  в учении  Дунса Скота противостоит идее согласованности  свободы воли с  божественным предопределением у Фомы Аквинского.

Наряду с этим, Дунс Скот внёс следующие качественно новые идеи в христианское мировоззрение: 1) идею тождества души и её способностей, проявляющихся по разному в разном отношении к окружающим предметам; 2) идею невозможности доказательного знания  о Боге; 3) идею мыслящей материи; 4) идею материальности всего тварного мира (даже души и ангелов);  и другие.

В художественной форме западное христианское мировоззрение этапа зрелости представлено в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия».

(Продолжение следует)

Список литературы:

  1. Гейзенберг В. Физика и философия. – М.: Наука, 1989. – 132 с. — URL: http://www.studfiles.ru/preview/460850/
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Эксмо, 2008. – 399 с.

— URL: http://www.bim-bad.ru/docs/gumiljov_lev_ethnogenesis.pdf

  1. Карсавин Л.П. Монашество в средние века: Учеб. пособие / Вступ. ст., коммент. М.А. Бойцова. – М.: Высш. шк., 1992. – 191 с.
  2. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков, Редкол.: О.Ю. Артемова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 928 с.- URL:

http://static.iea.ras.ru/books/narody_i_religii_mira_enciklopediya.pdf

  1. Мару А.-И. История воспитания в античности (Греция). – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998. – 428 с. — URL:

https://yadi.sk/d/mamswEfthpCUQhttps://yadi.sk/d/mamswEfthpCUQhttps://yadi.sk/d/mamswEfthpCUQ

  1. Пищик А.М. Циклогенез парадигм западного мировоззрения //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2016. — № 21 (в печати)
  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. ТОО ТК «Петрополис», 1994. -336 с. — URL: http://a-l-anisin.narod.ru/index/0-107
  3. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 448 с. — URL:

 http://psylib.org.ua/books/tarna01/txt02.htm.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ ЦИКЛОГЕНЕЗА ПАРАДИГМ ЗАПАДНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ОТ АНТИЧНОСТИ К ХРИСТИАНСТВУ
Цель статьи – выявить общие закономерности в циклогенезе парадигм западного мировоззрения и конкретизировать ключевые события, определяющие фазы цикла.
Written by: Пищик Александр Михайлович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/29/2016
Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
Available in: Ebook