22 Сен

О ПАТРИОТИЗМЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Патриотизм. Каким смыслом наполнено сегодня это слово для нас, что каждый вкладывает в него, кого мы сегодня с уверенностью можем назвать патриотом своей страны? Все эти и еще множество подобных вопросов стали особенно актуальны в современном мире. В мире, в котором главенствуют процессы глобализации и интеграции, в котором стираются все границы, а запад активно пропагандирует и навязывает свои ценности, моральные устои, своих героев и культуру, заставляя нас забывать о своей. В результате в сознании формируется ложная идея, что где – то там лучше, чем у нас, а наша история становится скучна и неинтересна, забываются народные герои, и традиции, что в свою очередь может повлечь весьма серьезные и негативные последствия.  Именно поэтому важно сегодня воспитывать настоящих патриотов, любящих свою страну, знающих ее историю и чтущих ее традиции.

Слово патриотизм уводит нас корнями в древнюю Грецию, где оно означало «соотечественник», «Родина», «любовь к Родине», готовность к его защите от врагов [1]. Конечно житель древнего полиса, республики или империи наполнял его несколько иным смыслом нежели современный человек, поскольку в те времена не было нужды придумывать искусственные дефиниции и затем из поколения в поколения поддерживать их существование в сознании людей, превращая эти абстрактные понятия в наполненные жизнью реалии. Сам устой жизни древнего полиса и жизнедеятельности его горожан способствовал развитию любви к Родине и беззаветному служению ей. Всякий горожанин прямо ассоциировал себя со своей Родиной, он и его полис являлись единым организмом, он был готов в любой момент пожертвовать собой ради его процветания поскольку понимал, что его личные интересы и интересы его сообщества нераздельны, что если пострадает государство, то пострадает и он сам, его семья и все, кто ему дорог. Понятия «я» как что – то отдельное, дифференцированное не существовало, в сознании витал образ единения государства в лице его народа и каждой единичной личности: «я существую, поскольку есть мы, мы существуем, поскольку есть я, я и мы есть единое целое». Такая установка не могла не воспитывать патриотических чувств к своей Родине, ведь всякий любит себя, а поскольку я и мы едины, то он не может не любить свою Отчизну. Любовь к ней являлась проявлением блага, а смерть за нее наивысшей почестью, что отчетливо звучит в словах Горация: «К любому из живущих, неумолимо смерть придет. Достоин вечной славы тот, кто сам ее принять готов – за пепел пращуров своих, за храм своих богов» [2]. Патриотизм являлся неотъемлемой частью существования такого общества, его стержнем, столпом его жизненных устоев. Еще Цицерон в диалоге «О государстве» говорил: «Самые благородные помышления – о благе Отечества» [1]. Именно поэтому основы патриотизма как долга граждан перед государством, а также основы патриотического воспитания как нравственного аспекта формирования высокодуховной и гармонически развитой личности были сформированы в период античности.

На современном же этапе выделяют огромное множество дефиниций патриотизма. Так, например, в толковом словаре Даля патриотизм определяется как любовь к Отчизне. Советская историческая энциклопедия определяет патриотизм как чувство любви к Родине, идею, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа и защиты его интересов. Энциклопедический словарь определяет патриотизм как эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Лихачев Б. Т. определил патриотизм как любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа [5]. Проанализировав данные дефиниции, можно выделить следующие аспекты патриотизма: патриотизм как сильное устойчивое чувство, как социальный долг, как уважение к культуре и национальным традициям, как готовность к служению Родине вплоть до самопожертвования, как нравственный принцип, подкрепленный сознательной гражданской позицией и находящийся на уровне устойчивого состояния личности. Как мы видим при всем многообразии дефиниций патриотизма все они содержат общие черты, сближающие их, но поскольку ни один термин не может в полной мере передать всей сути того или иного явления, посему все они лишь дополняют друг друга.

Патриотизм, как и всякое понятие имеет свой объект и субъект. Объектом патриотизма выступает Отечество, однако следует отметить, что существуют различные семантические уровни самого понятия «Отечество». Для кого – то это может быть малая родина, политическая, экономическая или культурная среда и т.д. Субъектом патриотизма может выступать отдельно взятая личность, социальная группа, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.), этносы или народ данной страны. Все субъекты являются носителями патриотического сознания в индивидуальной и общественной формах каждая из которой взаимодополняет другую и немыслима без нее, одна неминуемо вытекает из другой образуя единый поток национального патриотического сознания. Помимо, огромного количества дефиниций патриотизма можно выделить и различные формы его проявления, например, государственный, региональный, конфессиональный, средовой (связанный с деятельностью в определенной сфере или среде), культурно – исторический патриотизм и т.д. [4]. Но, по нашему мнению, излишнее дробление может усложнить понятие сути патриотизма и привести к ложному пониманию данного феномена, с таким успехом завтра футбольных фанатов или адептов какой – либо секты так же можно будет отнести к истинным патриотам. По мимо этого следует отметить, что семантическое наполнение патриотизма состоит в прямой пропорциональной зависимости от конкретно исторических условий жизни общества, его классов, политики проводимой в государстве, целей и задач, стоящих перед ними. Например, советский патриотизм воспитывал патриотов сквозь призму коммунистической идеологии и понятно, что в такой стране никогда не назовут патриотом человека не разделяющего идеологии коммунистической партии. Поэтому на всем протяжении истории представления о патриотах несколько менялись, однако суть патриотизма оставалась неизменной.

Вся история российского патриотизма пропитана героикой прошлого, доблестными победами русского народа, великими трудами его гениев, легендами и преданиями. Со времен своего образования Россия вела борьбу за независимость. В этих непростых условиях патриотизм стал естественной идеологией, неотъемлемым элементом национального сознания, столпом, поддерживающим жизнеспособность государства Российского. Красной нитью в его истории прошла идея объединения русского народа против общего врага, что отчетливо звучит в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», «Слове о законе и благодати», в проповедях Сергия Радонежского и т.д. Именно это умение сплотиться в трудную для Отчизны минуту является характерной чертой русского народа. Много примеров тому мы можем почерпнуть из истории России, много патриотической доблести знает она, чести и отваги сынов Отечества, которые жертвовали собой во благо его. Это подвиги славных сынов земли русской: Ивана Сусанина, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, защитников Севастополя и Брестской крепости, матросов и офицеров крейсера «Варяг», и многих других которых не счесть. Еще Н. Н. Алексеев именовал Россию «служилым государством» [7]. Исторический дух русского народа пропитан гражданской ответственностью и беззаветной любовью к Родине русских патриотов. При этом следует отметить, что патриотизм русского народа не славится хваленым словцом, в том смысле, что в меру своего менталитета русский патриот не кричит, не кичится своей любовью к Родине, но доказывает ее делом. Таков он, патриот земли русской, он не выставляет своих чувств на показ, они не имеют яркой эмоциональной экспрессии, но они являются его кровной часть и проявляются в его деяниях и поведении. Именно деятельностный характер должен носить истинный патриотизм. Эту мысль в своих трудах отмечал Виссарион Белинский «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» [6]. У России многовековая история, история великих свершений, воинской славы, самоотверженности и патриотической доблести русского народа. И важно на современном этапе не растерять историческую славу, купленную кровью русских воинов, умом и доблестью сынов русского народа. Важно передавать эти знания новым поколениям, воспитывать в них национальную гордость за деяния великих предков, подкреплять гражданскую позицию и любовь к отчизне.

Еще одной не менее важной чертой русского патриотизма является его гуманистический характер. Именно на гуманистической основе должен воспитываться истинный патриотизм. Очень важно при воспитании патриотизма взращивать в умах патриотов уважение к другим народам, сторонней культуре и традициям. Данная установка особенно актуальна в нашей многонациональной стране. Воспитание патриотической толерантности должно являться неотъемлемой частью всего патриотического воспитания. Пренебрежение данным правилом может повлечь негативные последствия. Результатом такого воспитания вполне может стать общество национальных фанатов или в крайней степени националистов, что не приемлемо.

Россия могучее огромное государство и за свою историю, как и всякая империя знала времена рассвета и падений, но даже в смутные и сложные для страны времена не угасала та искра русского патриотизма, что теплится в сердцах сынов ее. Более того в сложные для Отчизны времена искра та вспыхивала пламенем беззаветной любви к Родине. Именно любовь к Отчизне, во времена смятений, есть проявление истинного патриотизма. Всякий способен любить сильную, гордую и процветающую Родину, способную обеспечить все нужды и потребности своих граждан, но не всякий полюбит ее ущербной, слабой и больной. Здесь уместны слова русского философа В. В. Розанова «Счастливую и веселую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно, когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, – мы и не должны отходить от нее» [4].

На современном этапе воспитание патриотизма стало особенно актуальным в нашей стране, что нашло отражение в таких нормативно – правовых документах как: Закон РФ «Об образовании», «Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и т.п. Это обусловлено процессами, происходящими в современном обществе. Таковыми являются характерные для современного общества процессы глобализации и интеграции. Что в свою очередь приводит к нивелированию национальной идентичности, интеграции культур и космополитизму, как идеологии мирового гражданства. Такая установка отрицательно сказывается на патриотических чувствах народа поскольку отрицает государственный суверенитет и носит нигилистический характер к национальной культуре и традициям. Всякий может почувствовать себя «гражданином мира», стирая вековые национальные традиции и превращая их в рудиментарную форму существования, в некую пыль абстракции на грани сознания. Таким образом сегодня происходит подмена национальной культуры, традиций, праздников и национальных героев. Например, сегодня практически вся Россия повсеместно празднует чуждый нашему народу Хэллоуин и каждый ребенок сегодня знает кто такой «человек паук» или «капитан Армерика» и более того ими восхищаются и возводят в ранг героев, но при этом Евпатий Коловрат, Садко и некоторые другие национальные герои не известны современным детям, а если и известны то это лишь абстрактные имена не являющиеся воплощением национального героизма, такая ситуация негативно сказывается на патриотическом сознании нации. Именно поэтому необходимо воспитывать твердую гражданскую позицию, уважение к культуре, государственной истории и традициям, национальное самосознание и в конце концов любовь к Отечеству.  Еще М. Е. Салтыков – Щедрин писал: «Идея Отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином» [3]. Так же на воспитание патриотического сознания негативно сказывается либерализация общества, как идеология свободы. Свободы абсолютной, не признающей ни каких императивов, никакого служения во имя чего или кого – либо. Для такой установки характерно главенство человека по отношению ко всему: к традициям, к обществу, Отечеству, в конце концов Богу. Следуя догме либерализма, признавая верховенство чего или кого – либо человек прерывает свое восхождение к апофеозу свободы. Очевидно, что такая идеология не может способствовать благодатному развитию патриотизма. Конечно это не все факторы оказывающие негативное влияние на развитие патриотизма в России, есть множество других. Мы лишь указали, направили взор читателя на данную проблему, предоставив ему простор для дальнейшего ее изучения.

На современном этапе основными направлениями в воспитании патриотизма становятся: формирование гражданской позиции, заключающейся в воспитании патриотического отношения к государству ориентированного на национальные интересы и чувства долга перед отчизной; формирование социальной позиции, заключающейся в воспитании социальных качеств личности, проявляющейся в ответственности, уважению к законам, социальной активности и гражданственности; формирование уважительного отношения к национальной культуре, ее ценностям и достижениям, воспитание духовности и нравственности; формирование уважительного отношения к своей профессии, заключающейся в ответственности за качество труда и профессиональной значимости; формирование уникальной личности, осознающей себя частью общества, живущей для себя, но соотносящей свои интересы с интересами общества и государства, способной пренебречь своими интересами во благо государственных.

Патриотизм в своем развитии проходит путь от частного к общему. Здесь уместны слова Д. С. Лихачева, «…патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране» [2]. Зарождаясь из любви к самому себе, он распространяется на своих родных, свой дом, город, улицу, край, а уже затем и всю Родину. Любовь эта основана на естественной потребности человека, и важно при этом подтолкнуть, направить его на этом пути, важно чтобы он не замер в самом его начале, в противном случае мы пожнем общество эгоистов, любящих только себя, ставящих себя выше всех и действующих лишь в своих интересах. Необходимо с раннего возраста воспитывать любовь к Родине, но воспитание это не должно носить механический характер. Общество всецело должно создавать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств. Необходимо взывать к всеобщему чувству ответственности перед Отчизной, национальной гордости за ратные подвиги и деяния великих предков, взывать к великой многовековой культуре, и истории своего народа, патриотическое воспитание должно стать делом всего общества, каждого социального и политического института и особенно армии. Армия в лице солдат и офицеров должна являть собой пример бескорыстного самоотверженного служения Отечеству. Как писал И. А. Ильин, «русская армия всегда была школой патриотической верности, выступала как основа нашего национального самосознания, так как армия не возможна без патриотизма и жертвенности». А Трескин Д. Н., считая патриотическое сознание детерминантом, определяющим поведение воинов, писал: «Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать всякую военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены» [3].

Патриотизм великое чувство, чувство любви к Отчизне, желание послужить ее благу, защитить ее. Именно это чувство стоит в основе великих деяний наших предков, именно оно направляло их, благодаря ему мы можем сегодня гордиться, добытой кровью воинской славой, величайшей национальной культурой, ратными подвигами сынов отечества и т.д. Нет не из – за денег, не из – за признания или иных корыстных побуждений шли на смерть, совершали они свои подвиги, а из – за высоких морально – этических и патриотических качеств, выраженных в беззаветной любви к Родине и неумолимой потребности послужить ее интересам. И сегодня благодаря достоянию великих предков основой истинно российского менталитета является любовь к Отчизне и стремление послужить народу. Однако стоит предостеречь от ложных патриотов, скрывающих свои интересы за патриотическими лозунгами. Патриотизм не должен являть собой средство управления массами, состоящего на службе политиков, но должен представлять сущностную, неотъемлемую, кровную часть человеческого бытия. Еще С. Джонсон, произнеся свой афоризм 7 апреля 1775 г. «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» [5] предостерег против ложных внешних признаков патриотизма, сравнивая ложных патриотов с фальшивыми монетами, которые блестят как настоящие, но отличаются по весу. Истинный патриотизм ориентирован на благо Отечества в лице его народа, поскольку именно народ является жизненной основой всякого государства. Эту мысль хорошо отражают слова Н. Г. Чернышевского «Патриот – это человек, служащий своей Родине, а родина − это, прежде всего, народ» [2]. И понятно, что всякий человек живет и действует исходя из своих интересов, но истинный патриот соотносит свои интересы с интересами общества и государства. Патриотизм является той путеводной звездой, указывающей направление всем, кто избрал путь служения отечеству. Здесь опять хотелось бы обратиться к словам Н. Г. Чернышевского в наибольшей степени освещающих эту мысль: «Патриотизм – начало, которое может вдохновить человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке и все освещать». «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества» [2].

Порой мы можем не любить свою Отчизну, ругать, критиковать и даже презирать ее, но мы не должны давать в обиду свою «мать», ибо никто не имеет права ругать и презирать ее кроме нас, поскольку лишь мы как истинные сыны ее знаем все ее слабости и пороки, ее нужды и интересы, лишь мы можем понять и искренне посочувствовать ей. В заключении хотелось бы сказать словами П. Б. Струве, произнесенными в послереволюционное время, но актуальными и по сей день: «Единственное спасение для нас в восстановлении государства через возрождение национального сознания», «…Можно и должно трепетно любить добытые кровью и жертвами многих поколений могущество Державы Российской…» [7].

Список литературы

  1. Азарова А. В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России / А. В. Азарова // Вестник Военного университета – 2010. – №3 (23). – С. 21 – 25.
  2. Гармаев Б. Б. Природа патриотизма и формы его проявления / Б. Б. Гармаев // Вестник Бурятского государственного университета – 2013. – №6. – С. 120 – 124.
  3. Константинов С. А. История, концепции и технологии воспитания патриотизма и готовности к защите отечества / С. А. Константинов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009. – № 112. – С. 29 – 36.
  4. Криворученко В. К. Патриотизм / В. К. Криворученко // Знание. Понимание. Умение – 2008. – №3. – С. 249 – 251.
  5. Лыкова Т. Р. Анализ понятия «Патриотизм»: педагогический аспект / Т. Р. Лыкова // Фундаментальные исследования – 2013. – №11 – 4 – С. 778 – 782.
  6. Мазур М. А., Ванюкова Я. А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания / М. А. Мазур, Я. А. Ванюкова. // Психопедагогика в правоохранительных органах – 2010. – №4 (43). – С. 51 – 53.
  7. Саликов Д. Х. Эволюция понятия патриотизма в педагогике: взгляд с точки зрения философско – культурологического подхода / Д. Х. Саликов // Научные исследования в образовании – 2008. – №1. – С. 18 – 21.
    О ПАТРИОТИЗМЕ
    В статье рассмотрен феномен становление понятия патриотизм, характерные черты данного феномена, рассмотрен феномен патриотизма в контексте русского патриотического воспитания и дана характеристика патриотизма присущего русскому народу.
    Written by: Попов Павел Михайлович
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/07/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook