29 Авг

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ В МОНГОЛИИ В НАЧАЛЕXX В.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Давай, лама, давай!
А. Васильев

Монголия географически является старинным соседом России, в связи с чем, думается, что изучение истории Монголии было бы вполне логичным и актуальным. Нас интересует эпоха конца XIX- начала XX вв., в которую в муках закладывается монгольская государственность, существующая и поныне. Отметим, что Монголия, как, впрочем, и Россия, в начале предыдущего столетия пережила несколько политических кризисов, включая гражданскую войну, интервенцию и революционные события, повлекшие за собой освобождение Монголии и установление достаточно стабильной советской власти Народного правительства. «В результате победы Монгольской народной революции при поддержке первой страны диктатуры пролетариата оказалось возможным обновление Монголии, произошли коренные преобразования в её государственном устройстве, в области экономики и классовых взаимоотношений. Производительным силам страны был отныне открыт простор для свободного и быстрого развития. Сложились благоприятные условия для непрерывного подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся»[4, с. 344].

Вмарксисткой историографии принято считать, что исторический процесс обуславливают факторы, прежде всего, экономического характера (производственные отношения, производительные силы и т.п.). Они составляют так называемый базис, определенным образом воздействующий на надстройку (культура, идеология). В целом, как показывает практика, это действительно верно, но, тем не менее, как нам кажется, не всеми и не всегда марксизм оценивался предельно адекватно, что обуславливалось ангажированностью некоторых исследователей, приверженцев псевдолиберальной парадигмы. У Маркса можно найти все, включая даже антимарксистскую философскую риторику. Маркс противоречив, и этим он грандиозен. В частности, мы находим в его ранней работе «К критике гегелевской философии права» (1844) следующую цитату: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает adhominem, а доказывает она adhominem, когда становится радикальной. Быть радикальным — значит понять вещь в ее корне»[6, с. 422].Говоря все это, Маркс подчеркивает, что идеальные сущности, включая отдельные мысли, мечты и даже мистические интуиции различных субъектов способны повлиять на ход истории не меньше, чем сеялки, заводское промышленное оборудование и характер эксплуатации больших масс людей.

В истории Монголии конца XIX – началаXX века действует множество интересных исторических субъектов, на фоне которых особенно выделяется Дамбинджалцан (Джа-лама). При его непосредственном участии неоднократно осуществлялись политические перевороты, велись подрывные действия, направленные на реализацию особых, понятных только ему метафизических целей. В конце концов, большевики расправились с Джа-ламой и даже привезли его отрезанную голову в Петроград и поместили в хранилище Кунсткамеры. Сам факт того, что большевистские власти придавали мистику Джа-ламе такое большое значение, не может не интриговать и не будить исследовательскую любознательность. Попытаемся разобраться в роли Джа-ламы, в событиях того далекого времени.

Биография Дамбиджалцана еще при жизни обросла множеством мифов, так что отделить вымысел от действительно происходивших событий порой не представляется возможным. Однако, известно, что Джа-лама (он же – Амур Санаев) родился в 1860году в Малодербетском улусе Астраханской губернии, но еще в раннем детстве вместе с родителями перебрался в Монголию.Он получил прекрасное богословское образование сначала в Долоннорском дацане, а затем и в столичном тибетском университете Гоман-дацан при монастыре Джэбунг. По возвращении в Монголию Дамбиджалцан «в спорах о вере побеждает самых опытных лам»[5]. Монголовед А.В. Бурдуков в газете «Сибирская жизнь» (1912 г.) после встречи с легендарным ламойнапишет о нем следующее: «Это человек незаурядный, много путешествовавший, подолгу живущий в Индии, Тибете, Китае, даже России, он имеет высшую ученую степень богослова, человек умный и храбрый, с железной волей, ярый русофил»[1, с. 66].

Сам Джа-лама назывался внуком легендарного Амурсаны, а также видел себя воплощением Махакалы[5]. И, как нам кажется, это не только и не столько оправдывало необходимость мистерий с человеческими жертвоприношениями, сколько указывало на стремление Джа-ламы превзойти возможности человеческой природы, преобразить оную и уподобиться человекобогу. Проанализируем некоторые категории мистических интуицийДжа-ламы.

Амурсана[1] — герой монгольского национально-освободительного движения XVIII века, так же считавший себя перерождением Махакалы. Сказания свидетельствуют о его умении совершать различные чудеса, управлять погодой, «ниспускать радугу и вешать на нее свои вещи, мог низводить снег и дождь, чтобы задержать своих врагов»[2, с. 274]. Напрашивается аналогия с философскими грезами одного из самых забытых философов конца XIX- начала XX столетия Н.Ф. Федорова, который предрекал человечеству аналогичные возможности технологической регуляции природных процессов в планетарном масштабе. Федоровубежден: «Свобода без власти над природою то же самое, что освобождение крестьян без земли»[11, с. 441].В сублимированном виде эта философия, получившая название русского космизма, скорее всего, присутствовала в метафизических чаяниях ранних большевиков. И, думаем, господство над стихиями природы в особенности привлекло Джа-ламу.

Махакала в буддистской традиции представляется как яростный, непреклонный защитник просвещения. «Согласно одной из легенд, Махакала в глубокой древности был в Индии махасиддхой и принял обет защищать дхарму[2] при помощи устрашения в случаях, когда сострадание[3] окажется бессильным»[8, с. 125]. Легенды о махасиддхах оказали значительное влияние на формирование канонов тибетского буддизма. Махасиддхи(с санскрита mahäsiddha — «великий достигший»)«в буддийской мифологии ваджраяны полумифические лица, которые достигли совершенства путём йогическойпрактики[4]»[8, с. 125]. Таким образом, приступивший к медиативной практике йогин получает некие «чудесныесилы» — т.е. сиддхи. «Йогин испокон веку рассматривался в Индии как махасиддха (mahäsiddha), «маг, обладающий оккультными возможностями»[12, с. 110].Сами ламы не относятся к этому, как к чему-то невероятному. И, по словам Далай-ламы XIV, «эти божества могут оказывать влияние на события, происходящие в мире»[3].

Бходжа[5] перечисляет восемь «великих достижений» (махасиддхи) йогина: 1) анима, animä (уменьшение – возможность становиться размером с атом); 2) лагхима, laghimä (легкость – возможность становиться легким, как клубок шерсти); 3) гарима, garimä (тяжесть); 4) махима, mahimä (безграничность – возможность касаться любого предмета на любом расстоянии, например, Луны и т. д.); 5) пракамья, prakâmya (неодолимая сила воли); 6) ишитва, ïsitvâ (власть над телом и над манасом); 7) вашитва, vasitvä (власть над стихиями); 8) камавасайитва, kämävasäyitvä (осуществление желаний)[12, с. 110]. Продолжение списка удивительных способностей находим в «Йога-Сутре» Патанджали[6]: знание прошлого ибудущего; знание о значении звуков, издаваемых животными; умение видеть и слышать на расстоянии; умение перемещать тело со скоростью мысли;знание звезд и галактик, об их движении и расположении; умение противостоять солнцу, воде, огню, яду и другим опасностям; знание о строении своего тела, отсутствие голода и жажды, а также болезней, упадка духа, старости и даже смерти; умение умереть по своей воле; быть непобедимым[7].

Вмахасиддхах узнаваем образ привычного для нас ницшеанского сверхчеловека,подобного по своей сути божеству, сумевшему полностью раскрыть себя и свои возможности, а также направить эту созидательную, творческую энергию на изменение и преобразование окружающего мира.Индоарийская традиция словно постоянно устремлена в некое макро-антропологическое измерение, а потому не оставляет и настойчиво воспроизводит в себе идею о том, что однажды слабый, болезненный, подверженный страстям человексможет стать человекобогом.И примечательно, что Джа-лама еще при жизни был признан святым[7]»[5].

Любопытно и то, что аналоги вышеуказанным сиддхам мы найдем у некоторых мистически ориентированных большевиков.В первый период после Великой Октябрьской социалистической революции (20-е гг.) встала проблема воспитания «нового человека» как в молодом советском государстве, так и во всем мире.Человеку отдавали решающую роль в преобразовании окружающего мира, а значит именно от того, насколько удачными окажутся опыты по преобразованию сущности человека, зависел успех построения коммунизма.В конечном итоге вопросы будущего развития общества напрямую связывались с идеей «нового человека», способного вырваться из тьмы бессознательного, контролировать биологические процессы своего организма, управлять стихиями природы и т.п.

Фактически, в данный период времени многие процессы в советском государстве были подконтрольны Л.Д. Троцкому, которого и принято считать одним из главных идеологов устроения «нового человечества». Троцкий не раз в своих работах и выступлениях возвращался к этой идее: «Человеческий род, застывший homosapiens, снова поступит в радикальную переработку и станет – под собственными пальцами – объектом сложнейших методов искусственного отбора и психофизической тренировки. Это целиком лежит на линии развития»[9]. Подчинить разуму бессознательные процессы в своем организме (дыхание, кровообращение, пищеварение, оплодотворение), волевым усилием подняться над естественными ограничениями человека«на новую ступень – создать более высокий общественно-биологический тип, если угодно – сверхчеловека»[9].По его инициативе в 1921 году был создан детский дом-лаборатория «Международная солидарность» для разработки научно обоснованных методов воспитания и обучения ребенка.Именно на этот период приходится пик развития педологии, о чем, в частности, может свидетельствовать I-й Всесоюзный педологический съезд (1927 – 1928 гг.).Очевидно, Троцкий был глубоко заинтересован в подобных опытах: «Выпустить новое, «улучшенное издание» человека – это и есть дальнейшая задача коммунизма. <…>При помощи самых разнообразных комбинированных средств усовершенствовать организм человека, урегулировать кровообращение, утончить нервную систему и в то же время закалить, укрепить организм, сделать его гибче и выносливее, – вот гигантская и какая заманчивая задача»[10].Возможно, именно эти идеи стали причиной организации похода на Индию, экспедиций в Тибет.

Таким образом, мы можем вести речь об особом роде освободительной войны, происходившей как в Монголии начала XX века, так и в молодом советском государстве. Провозглашая освобождение высшей целью человека, и Джа-лама, и Л.Д. Троцкий, безусловно, подразумевали не только социально-экономическую его сторону, но и значительный прорыв на другой уровень бытия. Освоениенового способа существования, находящегося по ту сторону обычного человеческого опыта, виделось единственным путем «из царства необходимости в царство свободы».

 

Литература

  1. Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. – М.: Наука, 1969. – 419 с.
  2. Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов / Редкол.: В.М. Алпатов (пред.) и др.; Сост. Г.И. Слесарчук. — М.: «Восточная литература» РАН, 2002. — 557 с.
  3. Интервью Далай-ламы XIV. // Путь к себе. – 1995, №4. – 39 с.
  4. История Монгольской Народной Республики/ под ред. А.П. Окладниковаи др. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. – 664 с.
  5. Ломакина И. Голова Джа-ламы. // Наука и религия. – 1991 №11. – С. 57-61.
  6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е издание) в 50 т. – Т. 1. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 414 – 429.
  7. МахаришиПатанджали. Йога-сутра [Электронный ресурс]. URL:http://lib.ru/URIKOVA/SANTEM/sutra.txt (Дата обращения 14.08.2015).
  8. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – Т. 2. К—Я. / Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская Энциклопедия», 1988.—719 с.
  9. Троцкий Л.Д. Литература и революция [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/read/trotskiy_lev/literatura_i_revolyutsiya_pechataetsya_po_izd_1923_g.html#0(Дата обращения 14.08.2015).
  10. Троцкий Л.Д. Несколько слов о воспитании человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotlhtm(Дата обращения 14.08.2015).
  11. Федоров Н.Ф. Избранные сочинения / [сост. А.Г. Гачева, В.Г. Макаров, С.Г. Семенова] – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 760 с.
  12. Элиаде М. Избранные сочинения: Йога: Бессмертие и свобода; Патанджали и йога / Перев.с фр. — М.: Ладомир, 2013. — 560 с.

[1] Стоит, наверное, напомнить, что Монголия в данный период времени (с конца XVII века) являлась окраинной частью Маньчжурской (Цинской) империи. Систематическое ограбление народа маньчжурскими оккупантами вызывало глубокое возмущение населения. Недовольства вылились в крупное народное восстание 1755-1758 гг., во главе которого встал ойратский князь Амурсана. На подавление восстания была направлена армия, и в ходе кровопролитных сражений повстанцы потерпели поражение.

[2] Под Дхармой в буддизме понимают учение Будды.

[3]Вероятно, речь идет о воплощенном сострадании – Авалокитешваре. Согласно легенде, бодхисатва Авалокитешвара дал обет спасать всех страдающих, стоны которых он слышит постоянно. Однако страдания на земле не уменьшались. Это потрясло его настолько, что он раскололся на тысячи кусочков. Перевоплощением Авалокитешвары считается далай-лама.

[4] Т.е. совокупность различных духовных, психических и физических практик, выполняемых с целью обуздания страстей, достижения состояния гармонии и целостности.Йогические практики занимают важное место в тибетском буддизме.

[5] Раджа Бходжа правил центральным регионом Индии – Малвой – с  начала XI века и по 1055 год. Вошел в историю как полимат и оставил после себя многочисленные труды по философии, поэзии, медицине, ветеринарии, фонетике, йоге и стрельбе из лука.

[6] Легендарный индийский мудрец IIв. до н.э., составитель «Йога-сутры», в которой он обобщил устную традицию прошлых поколений, дополнив их поучительными комментариями.

[7]Уточним, что под святостью в буддийской традициипонимается «освобождение при жизни» (святой – архат). Как правило, архат имеет «опыт нирваны», достигнутый в ходе длительных духовных тренировок и йоги.Тело архата бессмертно и не подвержено распаду.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ В МОНГОЛИИ В НАЧАЛЕXX В.
В данной статье представлена попытка анализа ориентацийфилософских идей на макро-антропологическое измерениев Монголии конца XIX – начала XX века и в советском государстве в первый период после победы Великой Октябрьской социалистической революции.Определяются основные компоненты мистических интуиций героя монгольской национально-освободительной войны Джа-ламы и одного из лидеров Октябрьской революции Л.Д. Троцкого. Представлена концепция, согласно которой революционные события в Монголии и в России рассматриваются в контексте теории Ф. Ницше о сверхчеловеке.
Written by: Азарова Наталья Олеговна, Цуканов Евгений Александрович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/18/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
Available in: Ebook