30 Дек

НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ЭМПАТИИ, СОЧУВСТВИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Гуманизация, экологизация мышления человека в его отношении к природной среде развивается во многих направлениях, в широком поле – от самых «мягких» идей экологизации, не требующих крупных и принципиальных изменений в мышлении и деятельности, и до наиболее радикальных, обращающих внимание на невежественность и самонадеянность человечества и призывающих снизить потребление [1-3]. В этой множественности экологических этик присутствуют крайние этики. С одной стороны — это прагматическая этика, поддерживающая непрерывный рост удовлетворения потребностей и непрерывное технологическое развитие, и возлагающая надежды на технологическое решение всех экологических проблем, при постепенном применении все более экономичных и экологичных технологий. Прагматическая этика интересна тем, что она опирается на реальное состояние мышления и экономики. Она не требует быстрого и потому нереального духовного совершенствования человечества. Она удовлетворяется теми реальными людьми с их множеством достоинств и недостатков, которые живут в настоящее время, и будут жить в обозримом будущем. Вместе с тем она поддерживает реальные экологические действия (например, очистку Великих озер в США, или очистку Рейна в ФРГ).

С другой крайней стороны располагаются радикальные экологические этики, основанные на экоцентризме, биоцентризме, глубокой (глубинной) экологии. Эти этики требуют быстрых и принципиальных изменений отношения человека к природе, в первую очередь основанных на отказе от удовлетворения растущих потребностей, которое, как известно, является основным стимулом развития человечества. В то же время число и степень сложности удовлетворения этих потребностей растут поистине лавинообразно: каждый технологический прорыв (такой, как изобретение персональных компьютеров, виртуального мира и сети Интернет) влечет за собой сотни новых, неизвестных ранее потребностей. Между тем мозг человека является наиболее консервативным органом, включающим в себя новую кору и более древние слои, и подверженным только медленным эволюционным изменениям.

По мере развития человечества и технологических прорывов наблюдается рост многообразия негативных воздействий на природу, параллельный росту технического разнообразия [2]. Каждому направлению совершенствования, развития (лицевая сторона медали) соответствует и неэтичное направление (обратная сторона). Многообразие негативных воздействий, их количество и степень опасности для природы и человека неуклонно растут. Исследователями предлагается гуманизация отношения к природе путем переориентации потребностей, экологизации мышления и замещения негативных и греховных потребностей этичными, добродетельными. Но, если исходить из предполагаемой схемы разветвления при эволюции и бинарной множественности, такое сокращение невозможно: нельзя создать медаль с одной стороной, однополярное развитие нереально [2]. Человек должен понять и принять необходимость не только всего прекрасного, добродетельного, гуманного, но и их противоположностей, и бинарной множественности возможных промежуточных состояний.

Односторонний взгляд на действительность ведет к необъективному, неполному представлению о ней, так как она всегда бинарно множественна. Человек может медленно, эволюционно, в результате экологически этичного воспитания, воздействовать на сокращение не всегда рациональных, и даже вредных потребностей, на привитие экологической этики. Создание же одной, единственно верной, экологической этики невозможно, оно противоречит закону бинарной множественности. Новые экологические этики, новые и гораздо более гуманные предложения по взаимодействию человека и природной среды, напоминают заповеди Библии, совершенно правильные и этичные, но не осуществленные до сих пор [1]. Большой вклад в создание экологической этики внесли люди, не являющиеся специалистами – экологами – Олдо Леопольд, Арне Нейс, Альберт Швейцер и др. «Этика благоговения перед жизнью позволяет нам достигнуть духовного отношения к универсуму…. Этика благоговения перед жизнью делает нас другими людьми…Фундаментальный факт сознания человека гласит: «Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизней, которые хотят жить». «Человек этичен только тогда, когда для него священна жизнь как таковая и человеческая, и всех созданий. Только этика, ощущая бесконечную ответственность перед всем, что живет, может быть обоснована мышлением» (А. Швейцер). «Процветание человеческой и не человеческой жизни на Земле ценно само по себе, и эта ценность не зависит от пользы для человечества. Люди не имеют права уменьшать богатство и разнообразие жизни. Процветание человеческой жизни и культуры совместимо только с существенным сокращением человеческой популяции» (Арне Нейс). «Этика в экологическом смысле – это ограничение свободы действий в борьбе за существование…Этику можно считать руководством в экологических ситуациях, настолько новых, сложных и поздно обнаруженных, что разрешение их, наиболее выгодное для общества, не всегда понятно среднему индивиду…. Этика земли меняет роль человека, превращая его из завоевателя сообщества, составляющего землю, в рядового и равноправного его члена» (Олдо Леопольд).

Экологическая этика должна вести к пересмотру всех сторон взаимодействия человека и природы, развития человеческого сообщества. На одном из первых мест стоит проблема материального роста и потребления, никогда ранее не подвергавшаяся сомнению. Как полагает Э. Фромм, общество, способное признать и сформулировать свои нематериальные потребности и найти пути их нематериального удовлетворения, потребует значительно меньших материальных и энергетических затрат и обеспечит гораздо более высокий уровень удовлетворения человеческих запросов». Вопрос «Быть или иметь?» Э. Фромм считает решаемым в пользу «Быть» [3]. Цель идеального (и пока нереального) человека будущего – быть многим, а не обладать многим. Сопоставим параметры развития мира с точки зрения экологической этики. Ниже показаны (по порядку) современное состояние параметра (а), представления об идеальных (б) и реальных, экологически этичных (в) моделях их изменения в будущем.

  1. Человеческие качества: а. Поощрение практичности, рациональности, жесткости, индивидуализма, борьбы. б. Быстрое улучшение человеческих качеств: гуманизм, добродетель, любовь, скромность, мудрость. в. Диалектическое равновесие между позитивными и негативными качествами
  2. Взаимоотношения между людьми: а. Основаны на сложившихся человеческих качествах, не всегда положительные. б. Положительные – любовь, доброта, участие и пр. в. Постепенное исключение негативных взаимоотношений.
  3. Взаимоотношения между государствами: а. Постоянные конфликты между государствами, частые войны. б. Полное отсутствие конфликтов. в. Быстрое разрешение конфликтных ситуаций.
  4. Народонаселение: а. Экспоненциальный рост в XX веке. б. Прекращение роста (нулевой рост). в. Постепенное и полное прекращение роста в XXI веке.
  5. Состояние экономики: а. Поощрение роста. б. Нулевой рост. в. Вначале – рост, затем – замедление и переход к нулевому росту (и даже к сокращению).
  6. Состояние экологизации деятельности: а. Медленный поворот к экологизации деятельности. б. Глобальная экологизация в короткие сроки. в. Очаги экологизации в развитых странах и постепенное распространение на весь мир.
  7. Отношение к невозобновимым ресурсам: а. Близкий к экспоненциальному рост добычи этих ресурсов. б. Использование в основном только возобновимых ресурсов. в. Постепенное замедление роста потребления ресурсов, постепенный рост потребления возобновимых ресурсов.
  8. Состояние равноправия: а. Медленное движение к равноправию при постоянном неравноправии народов и отдельных людей. б. Полное равноправие. в. Постепенное сокращение резкого неравноправия.
  9. Удовлетворение потребностей: а. Рост числа и сложности удовлетворения потребностей, не обоснованных никакими нормами. б. Экологизация широкого круга потребностей и их экологически обоснованное сокращение. в. Постепенная экологизация, переход к пониманию необходимости их ограничения.
  10. Отношение к природной среде Земли: а. Прагматичное: все служит удовлетворению потребностей человека – хозяина. б. Соответствующее положениям глубинной экологии: природа самоценна. в. Медленный поворот к пониманию самоценности природы и места человека в ней.
  11. Состояние природы: а. Постепенное отступление природы под антропогенным давлением человека. б. Глобальное экологическое равновесие. в. Постепенная экологизация и прекращение отступления природы.
  12. Состояние заботы о потомках: а. Забота о ближайших 1 – 2 поколениях. б. Обеспечить всем будущим поколениям равные права на ресурсы Земли. в. Постепенное понимание необходимости заботы о будущих поколениях.
  13. Отношение к экспансии человека: а. Поддержка экспансии на Земле и в ближнем космосе, поощрение заселения несвойственных для человека ниш. б. Прекращение экспансии человека. в. Медленное понимание недопустимости экспансии без экологизации всей деятельности.
  14. Отношение к отходам деятельности: а. Выбрасывание почти всех отходов деятельности в природу. б. Полная безотходность деятельности. в. Постепенная экологизация технологий и сокращение объема отходов.

Для расширения поля действия идеальной экологической этики нужна полная перестройка внутреннего и внешнего мира. «Этот процесс затронет все области жизни. Он потребует всех человеческих способностей. Он будет нуждаться не только в технических, предпринимательских новшествах, но и в общественных, политических, художественных, духовных изменениях» (Д. Медоуз). Более 50 лет назад об этом с надеждой писал Л. Мэмфорд: «Век роста уступает место веку равновесия. Достижение этого равновесия – дело нескольких последующих столетий…. Лейтмотивом нового периода будет не оружие и человек, не машины и человек; его лейтмотивом будет возрождение жизни, замещение механического органическим и восстановление личности как конечная цель всех человеческих усилий. Развитие, гуманизация, сотрудничество, симбиоз – вот ключевые слова новой нарождающейся мировой культуры. Каждая сторона жизни испытает эти перемены: они окажут воздействие на задачи образования и ход научных исследований в не меньшей степени, чем на организацию промышленных предприятий, планирование городов, развитие регионов, обмен мировыми ресурсами». Надо ли говорить, что сейчас, в начале XXI века, человечество очень далеко от этого идеала. Совершенствование человека в его отношении к природе может идти только медленно, эволюционно.

В этом процессе очень важна позиция человека по отношению к природе, – можно любить всю природу или только ее красивую часть, можно благоговеть перед живой природой, но, очевидно, не перед всей, – есть и очень негативные предметы и явления, перед которыми нельзя благоговеть, которые нельзя любить. Введенные в моделях идеальных экологических этик, понятия «благоговения» и «любви» носят человеческий, антропоморфный характер и потому неприменимы для объективной оценки взаимодействия с природой. Невероятно сложно признать равноправие абсолютно всех живых организмов, — например, вредных насекомых, вампиров, паразитов, болезнетворных бактерий, микробов, и пр. Человечество, похоже, в своей массе никогда не возвысится до такого признания: ведь даже выдающиеся ученые — экологи приходили в ужас при виде, например, паука – птицееда, только из-за его «страшного» вида. Не лучше ли воспитывать сочувствие к жизни природы, понимание (с позиции человеческой жизни) всей сложности и трудности жизни живых существ в естественной природе (это — этика эмпатии)? Сочувствие к жизни Божьих созданий природы, – это сочувствие к жизни червя, мотылька – однодневки, муравья, газели, настигаемой львицей, моллюска, планктона, поедаемого китами, волка в морозном лесу, того же «страшного» паука, и т.д. Они, эти миллиарды живых существ, постоянно, целесообразно для круговорота веществ, для обеспечения жизни и гомеостаза, вызываются в мир абсолютно независимо от их желания и так же постоянно исчезают. Они выполняют маленькие или крупные функции, одинаково незаменимые и потому исключительно ценные для природы. Никто не выполнит за них этих функций: особенно незавидна (с человеческой точки зрения) жизнь множества животных в почвенно-растительном слое, которые перерабатывают все органические отходы и разделяют их на элементы, чтобы снова включить в кругооборот эти вещества. Эти мелкие животные выполняют исключительную по ценности функцию, не претендуя на какое-либо понимание или сочувствие. Они очень некрасивы с точки зрения человека, питаются дурно пахнущей падалью, прячутся в земле и стараются не показываться на глаза.

Какова с позиции человеческих ценностей жизнь многих животных? Для начала – крупные животные: их жизнь – это постоянный поиск пищи, тревога за себя и за своих детенышей, борьба за их выращивание и сохранение, боль от их утрат. Животные постоянно подвержены всем климатическим воздействиям: дождь, холод, жара, снег, засуха, и пр. Они живут либо непосредственно на природе, либо устраивают простейшие логова, гнезда, укрытия. При этом они надеются на защиту от климатических воздействий только с помощью собственной шкуры. Иногда они почти не спят (например, жирафы), чтобы не стать жертвой хищника. Они подвержены многим болезням, и способ лечения выбирают сами, им негде лечиться, кроме природы.

Мелкие животные, в том числе насекомые, черви и пр., занимают свои экологические ниши в гигантской сети жизни, и выполняют положенные им функции. Они не могут выполнять другие функции, быть более умными, быстро эволюционировать в сторону роста красоты. Особо можно рассмотреть жизнь различных паразитов, живущих внутри тела животных и, как правило, весьма непривлекательных на вид (в русском языке слова – червяк, паразит, глист и пр. — крепкие ругательства). Паразиты не могут стать гуманными и симпатичными не паразитами, так же как вампиры и хищники не могут перейти на растительное питание – у них короткий кишечник, переваривающий только кровь и плоть. Наконец, такие совсем маленькие создания, как бактерии, микробы, вирусы, — они также находятся в глобальной сети жизни, и без них эта сеть и эволюция невозможны. В этике эмпатии не требуется любовь ко всем созданиям живой природы, и тем более благоговение перед всеми формами жизни, — нужно глубокое понимание их незаменимости, необходимости. Их жизнь нужна и бесценна для природы, они не могут быть заменены другими животными. Для них нельзя создавать более благоприятные, щадящие условия жизни.

Разработанная нами новая экологическая этика эмпатии, сочувствия, отличается от других тем, что она более объективна и диалектична. Сочувствие, сопереживание — это глубокие чувства, основанные на понимании других форм жизни, их предназначения, трудностей. Эта этика предполагает глубинное проникновение в законы экологии, во взаимосвязь всех явлений, во взаимозависимость всего живого и в зависимость человека от природы. Она предполагает знание экологии, эволюции, понимание важной роли всего живого в обеспечении жизни на Земле. Животные в процессе эволюции заняли различные экологические ниши, достигли разного уровня развития — и достаточно сложного, и очень примитивного.  Каждое из них выполняет ряд функций, которые никто больше выполнять не может. Мы не знаем, получают ли все животные какое-то поощрение, удовлетворение от жизни, от хорошего выполнения функций, от достижения поставленной цели (подобно человеку). Видимо, многие более крупные животные получают удовлетворение, они способны к игре, любопытству, даже к шутке. Но многие, более простые животные, вряд ли способны получать какое-то поощрение за свою работу. Жизнь же всех животных протекает в сложных условиях: они очень зависят от погоды и особенностей климата, от состояния природной среды, от особенностей взаимоотношений в той пищевой цепи, в которой они находятся. Много мелких животных гибнет, не достигнув зрелости. Многие животные гибнут после рождения потомства. Некоторые погибают во время спаривания. Огромные массы животных выполняют функции «санитаров» природы, очищая ее от отходов. Многие животные служат пищей для других животных. Такой опасной, тяжелой, полной невзгод жизни животных можно только сочувствовать. Они ни в чем не провинились, они выполняют свои очень важные функции зачастую в ужасных условиях с человеческой точки зрения. Они помогают поддерживать жизнь на Земле. Этика эмпатии поможет человеку объективнее относиться к живой природе.

Список литературы

  1. Тетиор А. Н. Множество этик окружающей среды. – М.:РЭФИА, 2000. – 40 с.
  2. Тетиор А.Н. Целостность, красота и целесообразность множественного мира природы — Тверь: Тверское книжное издательство, 2005. — 433с.
  3. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – 415с.
    НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ЭМПАТИИ, СОЧУВСТВИЯ
    Written by: Тетиор Александр Никанорович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/24/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook