30 Ноя

НАУКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Науку рассматривают как построение рациональной картины мира, особую роль играет техника экспериментирования, наблюдения, применяемые к системе мировоззрения. Науку определяют: как упорядоченную совокупность знаний о закономерностях развития природных (естественных, «натуральных») и общественных (искусственных, «культуральных») объектов; как сферу человеческой деятельности, функции которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся систему знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, способах их планомерного воздействия на окружающий мир; одна из форм общественного сознания; деятельность по получению нового знания, ее результат – сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира. По мнению Дж. Бернала, создателя молекулярной биологии, наука на долгом пути истории человечества претерпела «столько существенных изменений, что ни одно определение не будет исчерпывающим» [2]. Являясь целостным социокультурным образованием, наука представляет собой множество отдельных отраслей, объединяемых в определенные области знания: естествознание (естествоведение; натурология), обществознание (обществоведение; культурология), технознание и т.д.

Как совокупность определенного рода знаний об окружающем мире, науку рассматривают в аспекте идеологии и социальной психологии, (общественной психологии); относя науку, идеологию, социальную психику к понятиям сферы общественного сознания. Как самостоятельный вид деятельности, осуществляемый исследователями, учеными, «социальным институтом», цель которых – теоретически обобщенные знания, оперирующие научными понятиями.

Потребности развития общества являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, социальный заказ, данный обществом, даёт учёным найти способы лечения рака, СПИДа, обнаружить новые альтернативные виды энергии, решить экологические проблемы и т.д. От материально-технической базы, от средств, которые выделяются на развитие науки, зависит состояние научных исследований; сокращение финансирования фундаментальных наук приведет к кризису в прикладных науках. Престиж науки, статус учёного в обществе напрямую влияют на развитие науки; низкая зарплата, социальная незащищённость учёных приводит к оттоку талантливой молодёжи из науки в другие сферы производства.

Наука не только система знаний, но и вид духовного производства, осуществляемое профессиональными группами людей, занятыми квалифицированным умственным трудом, результатом которого являются научные теории, идеи, направленные на совершенствование сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной; идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

В связи с усилением в обществе функций современной науки, усложнилась её культурно-мировоззренческая функция, ставшая определяющим фактором в решении вопросов мировоззренческой значимости, непосредственной производительной силой общества, предопределяющая появление новых отраслей материального производства (химической, радиотехнической, электронной, атомной промышленности и т.д.). Станов предметом научного исследования, наука дает начало новым научным дисциплинам, совершенствуя производство. Наука – это не только знания сами по себе, но и деятельность общества по их производству. Взаимоотношение науки с материальным производством и общественной практикой выступает как отношение одной формы общественного производства с другой [1, с.205]. Как система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, выступая в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития, управления, наука и научные модели общественного развития, не прибегая к методам познания, как эксперимент, определяют цель и направление развития общества. Особенностью научных знаний является всеобщий способ их присвоения. Не зависимо кто был фактическим творцом научной идеи, её все общество, человечество. Всеобщий характер научного производства, возможность присвоения продуктов этого производства, делает науку производительной силой, позволяющей народам мира двигаться вперед по пути разумного обустройства собственного природно-экологического и социально- культурного бытия.

Два процесса – дифференциация и интеграция наук, определяют развитие современной науки; возросший объём информации, знаний привело к появлению отдельных наук в рамках традиционных наук, так, например, рамках одной только математики сейчас развиваются десятки направлений, претендующих на звание отдельной науки (теория функций комплексного переменного, аналитическая геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ, дискретная математика и т.д.).

Ряд характерных черт отличают науку от других связанных с ней феноменов культуры наука

 – универсальна, с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной;

– фрагментарна, изучает не бытие в целом, а различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через деление её на особые научные дисциплины;

 – общезначима, ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности; – безлична, индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования;

– систематична, представляет собой определенную систему, структуру, имеющая определенную внутреннюю логику;

– безграничность научного познания, новые знания связанны с прежними;

 – критична, сомнение один из основных принципов науки, которые могут быть подвергнуты проверке и пересмотру;

– достоверна, рациональна, оперируя эмпирическими данными опытов, экспериментов на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления, создавая обобщенные понятия, концепции, теории).

Являясь важным факто­ром практического преобразования мира, власть науки не знает границ, современная техника и технология требуют профессиональной квалификации, определенной системы научных знаний, вы­сокой общеобразовательной подготовки, позволяющая свободно ориентироваться в производстве, удов­летворять требованию растущей профессиональной мо­бильности, осваивать технические новшества, научные открытия. Научные знания воплощаются не только в самом производстве, в челове­ке-работнике, но и в управлении социально-экономичес­кими процессами, организации труда, производства, за счет духовного совершенство­вания человека, непрерывно обгоняющего и стимулирующего техническое развитие, что свидетельствует о смене основной целевой ориентации науки, не только на совершенствование техники, но и на развитие интеллектуального, творческого, духовного потенциала личности, профессиональной компетент­ности, свободно ориентироваться в стремительном потоке научной, технической и социально-политической информации. Прав был Эсхил, которых считал, что: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны». От всесторонне раз­витого человека, требуется не только духовное богатство, интеллектуальное совершенство, но и моральная зрелость, кристальная честность, чувство ответственно­сти за свои действия, активная жизненная позиция: «… Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» [3, с. 159 Аристотель]. Без синтеза умственного и духовно-нравственного развития, невозможно решить сложные вопросы соци­ально-экономического движения сфер жизни, активизировать человеческий фактор. Возлагая большие надежды на улучшение общественных нра­вов посредством образования людей, приобщения их к наукам и искусствам, Сократ недоумевал, почему многие пони­мают, что значит жить достойно, а ведут себя между тем безнравственно. Особый груз нравственной ответственности ло­жится на тех, кто генерирует новые, но опасные идеи, научно-технический прогресс не толь­ко не снимает, но и значительно обостряет эти вопросы [3, с. 92]. Использование науки зависит от экономического базиса, идеологической и политической надстройки самого общества.

Список литературы

  1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 2004.
  2. Бернал Дж.Д. Наука о науке. – М.: Прогресс, 1966.
  3. Иваницкий Г.Р. Новый старт или последний финиш // Вестник РАН. – Том. 70. – 2000. – №3. – С. 203 – 214.
    НАУКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
    Представляя собой многообразное и многостороннее общественное явление, наука есть теоретически систематизированные научные взгляды на окружающий мир, воспроизводящая его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теории, законов), основанных на результатах научных исследований, цель которых – рациональная реконструкция мира, постижение его закономерностей.
    Written by: Бегишева Марьям Баяновна, Рогозин Иван Петрович, Журкобаева Альмира Хамитовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.11.16_31
    Available in: Ebook