28 Ноя

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: БАНК АЛГОРИТМОВ ТЕОРИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы [3-10].

Идея создания банка алгоритмов теорий (АРТов) возникла в 1976 г. Авторами идеи и разработчиками первых АРТов были Лев Александрович Зеленов и Рудольф Иванович Никифоров, применившие их в своей преподавательской деятельности  на курсах повышения квалификации  в системе Института повышения квалификации Министерства химической промышленности СССР [2, с. 5].

АРТы – алгоритмы теорий любого вида и типа: краткое, афористичное, системно-логическое изложение на 1-2 страницах текста теории любого объекта (теория образования, теория воспитания, теория дизайна, теория управления, теория деятельности, теория социальной экологии, теория архитектуры, теория ценностей и т.д.). Необходимость такой методологии (АРТ-методологии) была обусловлена рядом обстоятельств: 1) необходимость минимизации времени для изложения слушателям той или иной теории; 2) необходимость минимизации текста при изложении любой теории в статьях, монографиях, диссертациях, учебной литературе; 3) максимальное использование схем, моделей, визуальных знаков при изложении теории; 4) наличие осмысленных и проверенных концепций и теорий по тому или иному вопросу; 5) многообразие аудитории при изложении той или иной теории (от школьников и студентов до рабочих и профессоров).

Банк АРТов (методология теорий) был опубликован в монографии Л.А. Зеленова и Р.И. Никифорова в 2015 г. [2]. Данные АРТы были положены в основу развёрнутого построения соответствующей теории, что представлено в серии монографий, которые указаны в конце каждого АРТа.  Многие АРТы стали составной частью концепций, опубликованных нами в предыдущих статьях [4-10].  В данной статье будут выборочно изложены те  АРТы, которые кроме изложенных ранее,  по мнению автора статьи, наиболее актуальны.

АРТ. Диалог мировоззрений [2, с. 8-9].

История человеческого общества демонстрирует существование диалогового общения между всеми шестью типами мировоззрения, что при комбинаторике числа сочетаний из шести элементов по два даёт 15 возможных парных оппозиций (табл.1):

Таблица 1.

Диалог типов мировоззрения/мироосвоения

мировоззрение/

мироосвоение

народное мифология религия искусство наука философия
народное 1 2 3 4 5
мифология 6 7 8 9
религия 10 11 12
искусство 13 14
наука 15
философия

Все диалоговые оппозиции являются реальными, но их системно-типологический анализ не был предметом специального исследования.

АРТ.  Социализация личности [2, c. 13].

Социализация – это межпоколенная трансляция социального опыта человечества. Она осуществляется в течение всей жизни, в организованной (педагогическая сфера) и неорганизованной (социальная среда)  формах и охватывает четыре способа бытия человека с трёхаспектным переходом от одного к другому (Рис.1).

Рисунок 1. Динамика социализации

Идентификация – процесс социализации в форме образования, обучения и воспитания.

Актуальный человек – индивид, обладающий всеми родовыми качествами человеческого рода.

Индивидуализация – процесс социализации в форме самообразования, самообучения и самовоспитания.

Индивидуальность – человек, обладающий специфическими  индивидуальными качествами.

Персонализация – процесс социализации в форме развития самодеятельности как средства становления личности.

Личность – индивидуальность, ставшая социальным субъектом.

Вся педагогическая сфера общества (и педагогика как наука) должна быть основана на методологии и теории исследования социализации с её этапами, уровнями, процессами, формами, средствами, компонентами и результатами.

АРТ. Динамика социальных отношений [2, с. 13-14].

Эта проблема изучается в социальной конфликтологии в связи с анализом типов разрешения конфликтов. Наш методологический анализ этой проблемы на основе использования однородных (гомогенные) и разнородных (гетерогенных) отношений позволяет выделить только четыре возможных варианта состояния конфликтных отношений (Рис.2).

Рисунок 2. Четыре способа преодоления конфликта

Это так называемое правило четырёх «К». Векторы движения важно знать дипломатам, политикам, менеджерам, конфликтологам. Все эти четыре направления хорошо представлены в отношениях между государствами, партиями, объединениями и т.д.

 

АРТ. Регуляторы деятельности [2, с.24].

Человеческая деятельность как целесообразная определяется самим фактом своего существования регуляторами как побудителями деятельности. Типологический анализ позволяет выделить три типа таких регуляторов, которые образуют три регулятивных системы: детерминацию (объективные законы), регламентацию  (общественные регламенты) и мотивацию (субъективные мотивы).

Комбинаторика сочетаний из 3 элементов по 3, 2, и 1 даёт в итоге 8 вариантов регламентации деятельности или поведения человека.

Варианты регуляции:

Идеальный вариант – «ДРМ».

АРТ. Типология технических систем [2, с.28].

Техника – совокупность искусственных материальных средств человеческой деятельности. Технология – алгоритмы процессов использования техники. Технические системы (от каменного топора до космических кораблей) возникают: 1) для компенсации ограниченностей человека (анатомических, физиологических и психических), 2) осуществления четырёх функций (отражение, преображение, консервация и трансляция) и 3) воздействия на три объекта (вещество, энергия, информация). По этим трём основаниям можно построить типологию технических систем, включающую 36 типов технических средств (Табл.2).

Таблица2.

Типология техники

АРТ. Алгоритм человеческой деятельности [2, с.37-38].

Человеческая деятельность тогда достигает эффективности, когда она как целесообразная осуществляется по алгоритму (логике шагов) развёртывания цели (идеи). Анализ позитивных проектов  показывает необходимость следования чёткому алгоритму:

Чаще всего люди склонны сразу от идеи переходить к практической деятельности без разработки концепции (содержание и обоснование идеи), программы (проектирование системы деятельности с её восьмью компонентами) и механизма реализации (заполнение проектируемой деятельности реальными кадрами, техникой, финансами, инфраструктурой и т.д.). Реализация проекта (практика) корректирует все звенья проекта от механизма реализации до первоначальной идеи.

АРТ. Структура метанауки (метатеории) [2, с.54-55].

Каждая наука предполагает при достижении своей зрелости построение собственного учения о себе самой.  Метанаука – это саморефлексия науки, это учение науки о самой себе. Какие разделы должны образовывать состав метанауки? Об этом говорит опыт построения метатеоретических учений в математике, физике, истории, логике, эстетике и т.д. Пока приходится постулативно констатировать данные разделы. В перспективе предстоит их логическое обоснование и системное построение.

Метатеории метанауки

  1. Предметология (учение о предмете и объекте науки).
  2. Основания науки (имманентные и трансцендентные).
  3. Терминология (понятийный аппарат).
  4. Методология (система методов исследования).
  5. Номология (система законов науки).
  6. Системология (логика построения науки).
  7. Праксиология (система значений науки).
  8. Аксиология (система ценностей науки).
  9. Источниковедение (документальные основания науки).
  10. Историография (история исследований науки).
  11. Междисциплинарные связи (отношения со смежными науками).
  12. Педагогические эквиваленты науки (учебники и пособия).

 

АРТ. Логика минимизации (уплотнения) знания[1, с. 48]:

Значение изложения любого знания с использованием системы АРТов мы (представители Нижегородской методологической школы)  видим в том, что это значительно сокращает время на освоение и передачу теоретического материала и способствует системному освоению этого материала. В этом мы убедились в многолетней практике преподавания множества дисциплин в школе, техникуме, вузе, магистратуре и аспирантуре, на курсах повышения квалификации: время сокращается в 5 раз (вместо 50 минут за 10 минут изложение любого учебного материала).

Всё это имеет общее значение в связи с наивным полаганием многими о безудержном росте информации на планете. Если иметь в виду, что информация – это новое знание, оригинальное, а не любое сообщение, то прав А.Моль: растёт объём сообщений, текстов, а не объём информации. Значит, надо учить поиску нужной информации в потоке сообщений.

В этом отношении АРТы являются прекрасным помощником в овладении системным, полезным и эвристическим знанием.

 

Список литературы:

  1. Банк алгоритмов теорий: Разработки Нижегородского философского клуба «Универсум». – Н.Новгород. 1978-1992 (неопубликованная рукопись).
  2. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. – 65 с.
  3. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250.

URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2012_1(3)/31.pdf

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал.  – 2015. -№4 (13). Часть 13. – С. 31-34.

URL:  http://euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.04.2015/evro_13_p13.pdf#page=31

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 5 (14), Часть 14. – С. 44-48.

URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.05.2015/p8/4-68.pdf#page=1

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 6 (15), Часть 5. – С. 72-76. URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/25-27.06.2015/p5/6-167.pdf#page=1
  2. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 7 (16), Часть 3. – С. 139-143.

URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/24-25.07.2015/p3/6-171.pdf#page=1

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 8 (17). Часть 3. – С.31-35. URL:

http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/28-29.08.2015/p3/6-171.pdf#page=1

  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция основных типов мироосвоения // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 9 (18), Часть 1. – С. 13-17. URL: http://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/28-29.09.2015/p1/5-123.pdf#page=1
  2. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция антропономии // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 10 (19) (в печати).
    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: БАНК АЛГОРИТМОВ ТЕОРИЙ
    Цель статьи – изложить алгоритмы теорий (АРТы), разработанные Нижегородской методологической школой. АРТы были использованы при построении соответствующих теорий, представленных в серии монографий.
    Written by: Пищик Александр Михайлович
    Published by: Цель статьи – изложить алгоритмы теорий (АРТы), разработанные Нижегородской методологической школой. АРТы были использованы при построении соответствующих теорий, представленных в серии монографий.
    Date Published: 01/23/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook