25 Июл

КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В фундаментальной науке  есть строгое построение научного знания. Эмпирический и теоретический этапы. В первом: сбор фактического материала и постановка опытов и экспериментов. Затем  построение гипотезы, её проверка, подтверждающие доказательства. Венчает научную конструкцию теория. В гуманитарных знаниях от познающего субъекта зависит  очень многое.

Значит, важно ответить на вопрос: какой методологический инструмент актуален для изучения философии, культурологии, истории. История, культурология, философия – это не просто набор фактов и идей.  Как создать такую систему гуманитарных знаний и донести ее до студентов, которая была бы современной, актуальной и способствовала развитию их творческого потенциала?

С точки зрения синергетики история, философия, культурология – открытые системы. Исторический путь – многофакторный поток, с возрастающей энтропией. В процессе смены исторических вех та или иная парадигма теряет возможность удовлетворения проблем, которые ставятся окружающей действительностью. В точках бифуркации (точнее полифуркации, так как путей чаще всего множество) основную роль начинают играть сознательные действия, интеллект и личность человека или группы людей, стремящихся к совершению выбора.

Для исторических, философских, культурологических перипетий наиболее важны следующие факторы: необходимость осмысления той или иной стороны в развитии общественного сознании – момент социальный, во многом определяющий аттрактор по которому вся система движется. Еще один фактор – индивидуально-психологический: готовность личности к осмыслению, рефлексии проблем, поставленных в социуме. Это фактор дает возможность флуктуации, развертывающейся на определенном историческом фоне. Третий момент определяет язык изложения и формы логических построений, которые в свою очередь определяются уровнем науки, достигнутым в данную историческую эпоху.

Таким образом, в каждой исторической эпохе складывается свой тип философствования, и привносятся необходимые новации. Чтобы понять и оценить философскую мысль необходимо вхождение в ее приватное пространство, в невидимый контекст возможностей и замыслов  ее творцов. Чтобы понять мысль философа нужно войти в его социальную биографию через слово его и молчание, проникнуть в логику его поступков и мыслей. Философия, согласно Г.Г. Шпету, не чисто профессиональное занятие, а призвание и судьба, служение и долг. Интересна мысль, принадлежащая В.И. Несмелову о том, что гордое владычество над миром, которое провозгласила эпоха Просвещения, не дало человеку того счастья, с которым возвратился бы в его душу утерянный рай. Что же позволит устранить образовавшуюся в последнее время нецелостность мира души человека и окружающего мира и открыть новые пути для их изменений?

Человек осознанно развивает силы, идеалы и ценности, которые могут давать рост духовному потенциалу.

Так в золотых пифагорейских стихах дано поэтическое определение философии как стремлению к освобождению от бренного тела и возвышению до божественного подобия. Но все ли захотят освобождения от бренного тела? В диалоге «Соперники» Платон вкладывает в уста Сократа сакраментальный вопрос, задаваемый ученикам ликея: Кого бы вы подвели к изголовью больного: врача или философа? В процессе размышления Сократ приводит аргументы в пользу врача, который владеет медицинским искусством и скорее окажет человеку необходимую помощь. Но философ, обладая всеобщим знанием, может быть помощником для врача и так во всех областях деятельности человека. Современные прагматичные молодые люди стремятся найти практическую пользу в философии. Но К. Ясперс писал о том, что за философию не стоит хвататься как за соломинку и если прагматическая польза отсутствует, то это совсем не означает полной ненужности философии. Её необходимость в поиске смысла жизни, напряженном внутреннем действии по преобразованию жизни, в общении с самим собой, с глубинными, сущностями своего «я».

«Именно природе человека присущи богатство и утонченность, разнообразие и непостоянство. Следовательно, математика никогда не сможет стать инструментом истинного учения о человеке, философской антропологии. Смешно было бы говорить о человеке как о геометрическом постулате. Строить моральную философию в терминах геометрической системы — Ethica more geometrico demonstrata — это, с точки зрения Паскаля, абсурд, философская фантазия. Но и традиционная логика и метафизика также не способны понять и решить загадку человека. Ведь их первый и высший закон — это закон противоречия. А рациональное, логическое и метафизическое мышление в состоянии понимать только такие объекты, которые свободны от противоречий, устойчивы по своей природе, истинны. Как раз такой однородности мы никогда не встречаем у человека. Философу непозволительно конструировать искусственного человека – он должен описывать человека таким, каков он есть!», – писал Э. Кассирер.[1, 15]

В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн размышляет о жизни и смерти. Он пишет о том, что постижение тайны жизни в пространстве и во времени лежит в метафизической области. «Живи я вечно – разве этим раскрылась бы некая тайна? Разве и тогда эта вечная жизнь не была бы столь же загадочной, как и нынешняя?» – вопрошает он [ 3, с.71].

Ф. Ницше создает свою особую этику – этику сверхчеловека. Согласно представлениям Ницше, каждый человек должен отдать свою жизнь служению делу создания грядущих совершенных личностей. В своей работе «Шопенгауэр как воспитатель» Ницше пишет: «Каким образом твоя жизнь – жизнь отдельного человека – может приобрести высшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях она менее всего растрачивается даром? Разумеется, лишь в том случае, если ты живёшь для пользы редчайших и ценнейших экземпляров, а не пользы большинства, т.е. экземпляров наименее ценных, если брать их в отдельности». Именно этот образ мыслей нужно внедрять, по мнению Ф. Ницше, и укреплять в каждом молодом человеке. И тогда необходимо, чтобы каждый молодой человек «смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем, как на свидетельство величайших и чудеснейших намерений этой художницы; ей не удалось это – должен он сказать себе – но я хочу почтить её великое намерение тем, что буду стараться, чтобы когда-либо ей это лучше удалось» [2, с.88].

В своем учении С. Франк пишет об истинном смысле жизни, когда истинную жизнь мы можем обрести во «всеобъемлющем единстве» в служении абсолютному единому целому. Подлинное обретение себя С. Франк связывает с жертвенным укреплением существа в первоисточнике всяческой жизни. Жить в любви, в осознании того, что любой предмет, любая данность откроются любящему в ее значительности и таинственной глубине – очень важно для каждого человека, важно и осознание этого. Согласно С. Франку, поиски смысла жизни напряженное внутреннее действие по преобразованию жизни.

Современное гуманитарные знания – закономерный процесс развития восприятия и рефлексии мысли в истории. Определяется философия как форма культуры, которая стремится дать свободному и разумному сознанию средства для систематической рефлексии по всей совокупности практических и теоретических проблем. Познание философии, культурологии – это теоретическая рефлексия, которая обладает своим (часто одной ей понятным) языком. Изложение  истории философских идей с помощью методологического принципа историзма в познании и преподавании вполне актуально.

Итак, чтобы каждый обучающийся смог бы открыть просыпающегося философа в себе любимом, нужен учебник или тома и тома всех философских текстов? Но есть краткие современные варианты учебной литературы, например: «Сократ за 90 минут», где напечатано, что Сократ устраивал на улицах Афин шоу! Как представят шоуменом Сократа современные студенты нетрудно догадаться! Философия определяется еще и как осознающее себя знание, значит ли это что когда все будет осознано, то философия не будет нужна? Н. Бердяев писал о философии  как о неутолимом стремлении к Софии, которое найдя удовлетворение прекратило бы существование и предмет которого находится за пределами ее обладания.  Аристотель в «Никомаховой этике» пишет о том, что ни один теплый день и ни одна ласточка не делают весны, а философия может обладать кратким, как крик ласточки счастьем мысли, предвосхищающим чудесное, как весна блаженство. Ради этого трудились многие поколения философов, ради возвышения и стремления к человеческому и высшему в самом себе печатаются современные философские произведения.

Для современного гуманитарного знания можно представить несколько походов:

Первый подход – это осмысление истории идей для прогнозирования бытия человека в настоящем и будущем, стремление к выработке общественного идеала, который становился бы более духовным.

Во втором подходе через идеи бытия задаются онтологические основания: Что есть мир, как он возник, как существует, как и когда погибнет?

В третьем подходе, развитом Л. Фейербахом, главное – антропология: гуманитарии  обращаются к душе, мыслям и чувствам человека, все остальные науки лишь приложение.

Четвертый подход через социализацию личности, через обращенность к обществу, в котором личность выражает форму социального и в ее судьбе сходятся коллизии общественного развития.

Литература:

  1. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Проблема человека в западной философии: сб. пер. /Сост. и послесловие П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988.
  2. Ницше Ф. Избранные произведения / Сост, авт. Вступ. Ст. К.А. Свасьян, – М.: Просвещение, 1993
  3. Витгенштейн Л. Философские работы. Пер. с нем. /Сост. М. С. Козновой М.: Издательство «Гнозис», 1994
    КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    В современных гуманитарных знаниях накоплен солидный потенциал. Создание полной системы современных гуманитарных знаний актуальная задача для философии. Анализ различных подходов и их формулировка представлены в данной статье.
    Written by: Дружинина Илона Анатольевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/01/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook