26 Мар

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Для создания общего теоретического конструкта этнофилософии и его содержательного компонента знаний необходимы категориально-понятийные  основы в целях дальнейшего концептуального освоения собственных проблем этнофилософии. Применение структурно-аналитического метода в  этнофилософии как системного знания об «этническом» позволяет  представить структуру науки и ее концептуальные основания. Ее логическая структура состоит из компонентов, оснований как самых общих базовых положений, определяющих  в этнофилософии исходные знания: 1) концептуальные идеи и гипотезы, отражающие проблемы этнофилософии и намечающие поиски путей их решения; 2) теории о предметах и объектах данной науки; 3) методы создания нового интегративного; 4) закономерности и принципы связи объекта и предмета, обозначенные в науке; 5) специфика категорий и понятий, используемые в целях однозначной трактовки рассматриваемых объекта и предмета этнофилософии; 6) эмпирические практические знания этноса, служащие обоснованием, необходимым для объективации теоретических знаний.

На основе народной мудрости и языка анализируется мировоззрение этноса. Народная мудрость и этнософия являются одним из источников механизма формирования этнофилософии. Познание этносом мира происходит как противоречивый и бесконечный процесс. Этническое сознание, отталкиваясь от созерцания объектов мира, с помощью мышления создает абстрактные понятия и диалектически преобразовывает практическую деятельность. Оно с помощью практики получает подтверждение достоверности своих умозаключений. Эмпирические ценные знания этноса,  накапливаясь, создают предпосылки научному знанию. В них заключается мудрость здравого смысла. Эмпирические знания народа выражены  с помощью слов, концептов и понятий, которые непосредственно связаны с этническими объектами. Развитие эмпирических знаний этноса до сформулированных теоретических философских идей рассматривается этнофилософией как становление этнософии. Для создания некоторых категорий этнофилософии этнософские понятия играют определенную роль. Эмпирический уровень познания здравого смысла ограничен наблюдением и простейшими формами эксперимента, позволяющими улавливать устойчивые и повторяющиеся тенденции в природе. Фактуальный базис эмпирического уровня отсылает нас к этническим объектам, в следствии чего необходимо изучение не только духовной, но и материальной этнической культуры в индуктивно-дедуктивном их постижении: «этнический объект – концепт – понятие – категория». На основе анализа обобщения этнических объектов  совершается построение теории этнофилософии. Оторванное теоретическое знание от объективной действительности не способствует обоснованию этноса и этничности; самым лучшим доказательством существования этноса является  его материальная и духовная культура. Логико-диалектический метод позволит в анализе эволюции рациональности этноса выхватить все становление этнософии в целом в его внутренней связи, первоначально  представляющего разрозненные факты этногенеза, этнических текстов и идей этнософов, имеющих  аксиологическую основу для этнофилософии.  Рациональность народа зиждется в здравом мышлении, отличающемся от научной рациональности. Накопление и развитие эмпирических знаний происходит в форме усвоения, воспроизводства и устной передачи здравым  мышлением опыта всех предшествующих поколений общности. Здравый смысл содержит совокупность знаний, полученные в ходе стихийно-диалектического познания.

В процессе становления этнософии происходит развитие этнического сознания, когда предпосылочные научные знания могут совершенствоваться до научных, и развитие этнософских знаний до философских, когда «дух» народа в процессе исторической практики обогащается и усложняется. Народная мудрость содержит «дух», который подлежит научному анализу. История становления этнософии была бы неполной без рассмотрения эмпирических знаний в каждой из ее вех, отличающихся особенностью и разной содержательной ценностью в общем развитии этнософии для науки этнофилософия. История философии состоит из философии этносов и показ истории философии лишь суммой идей отдельных философов зависит от идеализации роли личностей в истории и индивидуализации масс. Народ, создавший материальные и духовные блага, народ как движущая сила истории отходит в прошлое. В современности этносы не создают этническую культуру, какая она была все более и более «истончается», становясь прозрачной и не наблюдаемой, значит — не объективной. Народная мудрость содержит «дух» земледельцев, с отменой крестьянского труда была отменена и народная мудрость как причина мыследеятельности крестьян.

Знание этнического бытия в целях практического воздействия и освоения его этносом требуют активного познания в процессе деятельности. Чувственное созерцание этноса является предпосылкой этнофилософскому познанию. Для правильного понимания этнических объектов, доставляемых органами чувств, необходимо продолжить процесс познания с тем, чтобы подняться на ступень выше и за «внешним» и чисто случайным найти существенное. Более высокая ступень познания подразумевает абстракцию обобщения, удел которой принадлежит как обыденному, так и теоретическому мышлениям. На обыденном уровне мышления создаются понятия народной мудрости и той части этнософии, которая принадлежит начальным этапам ее становления. Теоретический же уровень предполагает выход на более обобщающее абстрактное мышление, каковым является познание закономерностей и категорий. Последние являются предметом нашего исследования в контексте этнофилософского теоретического знания. Метод абстрагирования имеет значение в познании предмета как выделения существенных его качеств. Обобщение же категорий в систему позволит найти концептуальную основу этнофилософии и классифицировать системные внутренние ее связи, определив основную категорию и истоки образования каждой из категорий.

Результат обобщения, получающий свое отражение в закономерностях, понятиях и категориях этнофилософии – это и произведение анализа концептуальных идей этнософии и этнологии: концепты в народной мудрости и понятия идей о феномене «этничность» дают возможность создать на их основе категории этнофилософии как наиболее абстрактные и обобщающие из понятий, отражающих существенные стороны этнических объектов и процессов.

Краткое определение категорий этнофилософии как форм отражения в мышлении исследователя универсальных закономерностей объективного этнического мира. Этнофилософия как наука отражает этнический объективный духовный мир и познает, соответственно, его определенную сторону – этнофилософскую. Поэтому этнофилософия формирует и формулирует свои общие понятия. Если частные дисциплины ограничиваются непосредственно пределом области их исследований, то этнофилософия как наука является метатеорией по отношению к дисциплинам, проблемное поле изучения которых подпадает под феномен «этничность», то есть она является более общей в плане понятийного создания.  Философия же в собственном его смысле составляет самые общие категории, например, материя, движение, пространство-время, бытие, сознание со всеми отсюда вытекающими классификациями категорий и понятий философии, наиболее основные которых находятся в иерархическом отношении на самом верху категориальной пирамиды. Философские категории в отличие от этнофилософских отражают основные законы мира, вскрывая источник развития объектов и мышления, тенденции их развития и показывают взаимоотношение всех структур мира, непосредственно касаясь универсальных и наиболее общих проблем развития объективного мира.

Категории относятся, как и законы диалектики, к проблемам развития, но менее общи по сравнению с основными законами. В статье производится анализ сущности, содержания категорий этнофилософии, а так же субъективного и объективного в них, соотношение категорий и понятий, их классификации, взаимосвязь и системность. Без осмысления сущности категорий этнофилософии, невозможно произвести анализ процессов этнического развития. Прежде всего, ставится вопрос «что представляет собой категория и как соотносится с понятием?»

«Категории (от греч. «высказывание») – фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Категории по  своей функции, будучи общими родами высказывания, отличаются от первоначального бытия и от принципов, лежащих в основании научного знания, хотя нередко, особенно в древней философии, первоначала философии отождествлялись с категориями как всеобщими определениями бытия. Так, Платон среди высших родов сущего выделяет бытие, тождество, различие, движение и покой («Софист»)»  [5, C. 229]. С Аристотелем связано учение о категориях, в котором акцент делается на логической связи различных типов субъекта и предиката. В языке существуют десять категорий, с помощью  которых  строятся все высказывания, выделенные Аристотелем как философские категории количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания, субстанции или сущего, например, материи [1, гл. 69]. Все высказывания языка можно перевести на логические немногие схемы, кратко обозначенные в виде категорий. Любое предложение о «сущем» подпадает к одной из категорий. В «Метафизике» Аристотель дает такое определение: «категории – это характеристики бытия, его обозначения и его разделения на определенные «отделы». «Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. А так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие – качества, иные – количество, иные – отношения, иные – действие или претерпевание, иные «где», иные – «когда», то сообразно с каждым из них те же значение имеет и бытие» [2, V 7, 1017а 25].

Дадим определение «понятия», которое раскрывает содержание самих категорий в целях анализа соотношения между категорией и понятием и, прежде всего как этнофилософских. Аристотелем приводится наиболее краткое определение категории как понятия, объем которого велик, а в содержании заключено мало. Современный смысл термина «понятие», значение которого приводится в «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» таков:  «Понятие – одна из форм отражения мира на рациональной ступени познания, мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты интеллектуальной деятельности человека; их функция состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется путем выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области – универсума, или рода, понятия» [8]. В «Философском энциклопедическом словаре» приводится следующее определение: « Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между  ними. Объект характеризуется в понятии обобщенно, что достигается за счет применения в процессе познания таких умственных действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение» [7].

Из этих вышеизложенных определений следует, что понятие – это форма мышления, в которой выделяются существенные признаки, являющиеся с точки зрения исследователя наиболее важными. При классификации множества понятий их разводят по признаку той или иной степени различия между собой. При этом наиболее общие понятия могут составить вид или класс явлений, характеризующихся совпадением или схожестью тех или иных признаков. С этой целью производится операция деления объема понятий, их ограничение, обобщение и определение.

Логические действия мышления по обобщению понятий способствуют как увеличению объема, так и уменьшению содержания понятий. Эта операция требует вычленения наиболее сущностных общих признаков. Например, в понятии «этнофилософия» отражается один из признаков быть рациональным знанием, которое присуще всем ее структурам как системе знаний.

Этнофилософские категории – наиболее общие понятия, являющиеся способом аналитического и синтетического моделирования категории «этничность». Этнофилософская категория содержанием беднее понятия, как количеством признаков, так и отображением объекта. Например, при понятии «земля» возникает образное представление, а при понятии «этническая материя» непосредственно невозможно произвести сравнение с неким объектом, вложенным в это понятие, так как по абстракции второе понятие является наивысшей.

Этнофилософские категории, относясь к философским и этнологическим категориям, могут иметь общенаучный характер по отношению к некоторым дисциплинам, а по всеохватности наук принадлежат к понятиям частных наук. Такая тенденция в целом связана с развивающимся характером ее знаний.

Для включения этнофилософских категорий в систему философских возможно, если создать такие категории, которые имели бы значимость и в теоретической философии. Категории этнофилософии взаимодействуют с другими категориями частных дисциплин и осуществляют переходы из частных понятий к философским категориям. Условие возможности взаимодействия заключены в проблеме активного использования общенаучного понятия в новом философском знании для решения той или иной его задачи, могущих составить предмет этнофилософского знания.

Сложность образования этнофилософских категорий проявляется в моделировании их в рамках незначительного исторического периода сложения ее в науку, тогда как категории философии образовались в определенной последовательности  в процессе долгих ее поисков. Этнофилософские категории отображают особенности периода своего становления, в котором можно выявить ступени этого познания, каждая состоящая из определенной категориальной сетки, отображающей становление нового знания как результата практики и познания этноса.

По Канту, в сознании человека до начала познания им мира имеются категории причинности, необходимости и т.д., с помощью которых субъект упорядочивает мир. Субъективный идеализм представляет категории вне всякого отношения к объективной действительности. Объективный идеализм, признавая отношение категорий к объективному миру, рассматривал их идеалистически как моментов развития абсолютного духа.

Этнофилософия для создания категорий делает язык этноса основным предметом исследования. Имеется в виду философия повседневного языка, концепты народной мудрости, понятия этнософии и язык этнофилософии. Лингвистический и лингвокультурный поворот заключается в том, что язык как признак этноса заинтересовал этнофилософию как предмет рефлексии. Слова-символы – основа этнической культуры, духовные ее смыслы.

В истории философии различаются три вида познания: практическое, мировоззренческое и научное. Идеалом этнофилософского мировоззрения    является соответствие знаний, категорий объектам той реальности,  которую  оно исследует. Анализ словесных знаков с учетом вида познания как практического накладывает специфику на язык этнофилософии. Выделение и анализ языка  практики представляет собой актуальность в формировании  этнофилософских категорий. Многообразие видов этнического познания  соответствует типам языка этноса: повседневного, философствования,  этнософии и этнофилософии. Повседневный язык обслуживает практический опыт, познание народа, понятия и категории  направляют научный поиск исследователя. Категории, которые строятся в связи и на основе эмпирических  этнических объектов, нисходят к практике этноса: «мы можем взять знак в таком широком смысле, что его интерпретантой будет не мысль, но действие или опыт, или мы можем настолько расширить значение знака, что его интерпретант будет простое чувственное качество» [6, С. 170]. Стратегия расширения связана с установкой не только на умозрительное рассуждение, но и на практическое действие объекта этнофилософии этноса, отображенного в его мыслительной деятельности и этнософии.

Важно поставить в центр внимания «этнос как действующая личность», служащего  политику-личности предпосылкой. Омассовление этноса происходит в силу противопоставленности этих двух личностей в истории, сыгравшие прогрессивную роль. Чтобы использовать этнос в своих целях политик объединяется и находится в союзе с этносом-личностью, при достижении цели или целей с обеих сторон, политик-личность отрывается от этноса и становится его социальной противоположностью, выраженной в противоположной точке зрения «этническому», например, «этнос не существует».

Большая часть жизненного опыта этноса на основе ощущений, восприятий и представлений находится  вне словесного контекста и является «молчанием». Эта часть подсознания этносом не осознается и не рефлексируется, если мыслить «молчание», то могут слагаться философские рассуждения, для чего необходимо перейти от категорий рассудка к универсальным категориям разума, которые объясняют явления мира не фрагментарно, но вначале от обыденного мышления необходимо совершить скачок на уровень частных наук, а на их основе уже перейти к теоретической философии. Этнос, игнорируя частные науки, не может перейти сразу к теоретической философии. Этнофилософия – это переход именно на общетеоретический уровень о понятии «этнос» через его этнософию, тесно связанной на начальных этапах развития с практическим опытом этноса. Эмпирический опыт существовал и существует, показывая этносу эффективность не в плане ее сравнения с западным мышлением и ментальностью, а внутри-себя-этноса относительно становления его «духа», отличного не только от западного философского понимания «души», но и от этноса, находящегося на одной языковой ветви и более или менее сходного по антропологическим признакам. Насколько различны философия одного народа от другого зависит от языка, удаленности территорий, мировоззрения и культуры.  Этнофилософия стремится  выявить категории, которые обеспечивают этнические бытие и его познавательный опыт. Своеобразие языков выступает отражением материальных основ этнического бытия (природных и культурных). «Народ может ясно не познать и не осознавать свою природу, но может жить в соответствии с ней, если он знает предания, фольклор, поддерживает традиции, тогда дух народа не покинет его и будет его незримым путеводителем» [ 4, C. 324]

За этническими материальными объектами стоит понятие «духовность». «Вещи» (япала) – исходная категория в практике этноса. «Вещи», «этнические объекты» и «этническая материя» не равнозначны по абстрактности. К вещам  можно причислить предметы и явления, относящиеся непосредственно к этнической эмпирии, а «этнический объект» к категории этнофилософии, принадлежащей к эмпирическому уровню ее исследования; понятие «этническая материя» представляет одну из базовых категорий этнофилософии. Понятие «этническая материя» лежит в основе всего этнического, из которого можно вывести все остальные понятия, одновременно с тем, как к ней возможно подняться по ступеням категорий из практики этноса, которая (практика) превращается, эволюционирует в философскую категорию «этническая материя». Инуктивно-дедуктивный метод позволит проделать этот мысленный эксперимент с целью обоснования этноса. «Этническая материя» как самая сложная категория этнофилософии имеет выводной характер, выражая наиболее общую сущность этнического мира. Идеалистическая, метафизическая ее трактовка позволила бы рассмотреть это понятие «оторванно» от этнического бытия, а еще глубже – от этнической практики. Обратный ход от понятия «этническая материя» производится только после процесса восхождения от практики этноса к понятиям всего свода этнософии и далее к наивысшей ее категории «этническая материя». Таким образом, осуществляется вначале индуктивный, затем дедуктивный выводы.

Процесс построения категориальной системы этнофилософии представляет развитие теоретического содержания категории «этническое бытие». «Этническое сознание», его возникновение объясняется на основе теории развивающегося этнического мира. Категория «этническая материя», являясь предельно широким понятием, включает в себя в свернутом виде всю категориальную систему этнофилософии. По Гегелю, невозможно начать науку с сущности, так как сущность совпала бы с «простейшим», абстрактным: «Что такое предмет рассмотрения, это должно выясниться именно только в ходе самой науки, не может предполагаться известным до нее» [3, С. 60]. Этнос как начало науки этнофилософии выступает сущностью во имя чего разворачивается вся система категорий. Соотношение этнического бытия и этнического сознания актуализируется при помощи понятий «этнос» и «этничность». Конструктивизм  бытийственную природу этноса отрицает. Примордиализм считает этнос объективной реальностью, а этничность служит как бы качеством этноса, указывающим на его принадлежность. Новое учение может основываться на  материализме и идеализме, или дуализме. В современности отношения социальные и этнические переплелись между собой сложным образом, чем, скажем, в эпоху социализма, когда конструирование общества способствовало  некоторому упрощению действительных его возможных тенденций развития.  Отсюда практика конструкции любого типа общества может привести к потере чего-то более глубокого и сложного, естественного хода событий. Сегодня этнос таков каков есть – результат конструкций, на которые богата история с ее бесконечными реконструированиями всего и всех. Синергетика развития системы непредсказуема и для преодоления рисков делается институциональное «покрытие» «материи» «про запас» с тем, чтобы ее «обескровить», отнять изначальную возможность бытия, так сказать «под корень» как это происходит по отношению к природе. Природа «безмолствует»: и физическая, и этническая, искореняясь для культуры  будущего. Этнос – это природная данность, завоевавший геологическое пространство, жертвовавший и продолжающий жертвовать своим «духом», который не сравним с «духом» метрополий, глобализации и даже с «душой» интеллигента. «Дух» материализуется, беря начало в труде соразмерном самой природе, в противопоставлении себя с ней. В этом борении «духа» выковывается этнос с особым складом физического, психического и мыслительного типа, схожем на геологическую породу: сколько разных пород – столько этносов, создававшихся не конструированием, а естественным ходом истории, вбиравшем в себя все элементы биосферы и вложившем в сознание, которые оно отбирало как самое существенное, жизненное для физиологии человека. Конструкт – это подобие сознания подражать естеству природы создавать что-либо за короткий исторический промежуток, который может быть в природе приравнен миллионам лет, вот столько ушло на создание этноса и эволюции его. Пришло то время, когда тот или иной конструкт может вывести все деревья и для поколения будущего это не окажется неожиданностью. Можно обосновать «этнос не существует», но  невозможно искоренить «существовавшее» дольше, чем сам конструктивизм,  сразу.  Конструктивизм – теория воззвания к бездушному обществу по отношению к этносам. Общество далее не может перешагнуть сверх-эгоизм при всем желании, предел есть всему материальному, но и не может вернуться к своей природе. Сознание в свих изощрениях выходит за рамки природно-созданного.

В конце статьи приводится некоторая часть из системы категорий этнической философии, которая, по мнению автора, могла бы занять в ней соответствующее место в целях наиболее полного отражения сущности науки, например, к таковым могут относиться: этноисторическая память, мифологическая и религиозная картины мира, понятия этнофилософии С.Н.Трубецкого, мировоззренческие универсалии этноса, рациональность этнофилософии,  концептуальные основания этнофилософии, становление этнософии,  народная мудрость, предмет этнофилософии, этнофилософское познание,  проблемы этнофилософии, этническое научное мышление,  этнофилософская картина мира и этническая духовность.

 

Использованная литература:

  1. Аристотель. Категории. М.: Изд-во ГСЭИ, 1939. 84 с.
  2. Аристотель. Метафизика. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. 348 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Соч.: В 14 т. Т. 5. М.: Соцэкгиз, 1937. 714 с.
  4. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. 332 с.
  5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т филос. РАН, ред. В.С.Степин. М.: Мысль, 2001. 634,[2] c.
  6. Пирс Ч.С. О знаках и категориях // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. 448 с.
  7. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. 1983, 836 с.
  8. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.
    КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
    В развитии этнофилософии необходимым условием выступает наличие категориальной системы для становления ее в науку. Этнофилософия представляет теоретическую целостную систему, выражающую системность этнического мира как единого целого. В этой связи встает проблема определения начал, исходных категорий этнофилософии. Методологическим основанием в статье служит индуктивно-дедуктивный метод, выражающийся в восхождении от практики этноса к теоретическому знанию и обратное движение абстрактного к конкретному. Дано место в системе категорий понятиям «этническая материя», «этнос» и намечены некоторые другие, выявленные из истории этнософии.
    Written by: Петрова Валентина Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/26/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook