29 Авг

ИМВОЛИЗМ МИРОВОГО ДРЕВА В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Концепция мирового древа – одна из древнейших в мифологических системах народов мира. Вполне правомерна постановка вопроса об ее универсальности, поскольку следы ее можно обнаружить в различных аспектах культуры: в мифах и ритуалах, изобразительном искусстве, архитектуре и т.д. Подобная распространенность как во времени, так и в пространстве позволяет, по мнению В.Н. Топорова, говорить о мировом древе как о «характерном для мифопоэтического сознания образе, воплощающем универсальную концепцию мира» [2, с. 398]. Образ мирового древа встречается как в чистом виде, так и в форме локальных вариантов, связанных с различными функциями – «древо жизни», «древо познания», «древо центра» и т.д. Особая роль мирового древа для мифопоэтической эпохи определяется, прежде всего, тем, что оно выступает как посредствующее звено между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения. Высокий семиотический статус, закрепленный различными религиозно-мифологическими традициями народов мира, сохраняется и при переносе образа мирового древа в пространство современной культуры. Есть ряд работ, посвященных образу мирового древа в художественной литературе и изобразительном искусстве, однако можно говорить о лакуне применительно к кинематографу. Приятным исключением являются работы И.А. Морозова  [1].

Кинематограф играет значительную роль в жизни современного общества, вне зависимости от того, как мы относимся к этому обстоятельству. Можно с уверенностью утверждать, что многие фильмы становятся кладезем значений и смыслов, доступных широкому кругу зрителей. Популярные фильмы не просто растаскиваются на цитаты, начинающие жить своей жизнью, но и содержат легко узнаваемое, а потому практически универсальное семантическое поле, в результате чего составляют своеобразную картину мира современного человека. Подобно религиозному символизму средневековья, наша действительность пропитана образами и символами, почерпнутыми из фильмов, которые в связи с этим представляют все возрастающий интерес для исследователей, особенно учитывая тот факт, что многие из этих символов появились за тысячелетия до изобретения кинематографа.

Надо отметить, что мировой кинематограф достаточно активно обращается к мифологеме дерева, используя ее в названиях и сюжете фильмов для описания социальных и межличностных отношений. Разумеется, чаще всего режиссеры эксплуатируют национальную символику деревьев, обращаясь для этого к местной мифологии и фольклорным архетипам. Показательными примерами будут исландское «Можжевеловое дерево» (1990, реж. Ничка Кин), иранское «Ивовое дерево» (2005, реж. Маджид Маджиди) или южнокорейское «Персиковое дерево» (2011, реж. Ки Хё Сон). Предметом моего исследования будет образ мирового древа как в чистом виде, так и в его локальных вариантах, объектом – три фильма XXI в., в которых исследуемый объект является сюжетообразующим образом.

Первый из них – фильм-притча Даррена Аронофски 2006 г. «Фонтан» (англ. «The Fountain», оригинальное значение – «Источник»).  В фильме описаны три временных отрезка – XVI в., современность и XXVI в., Главные герои картины – Том и Иззи Крео, в каждом их этих временных отрезков играют разные роли. В XVI в. Том – испанский конкистадор, которого Иззи (точнее, королева Изабелла) отправляет в Новый Свет, чтобы обнаружить библейское древо жизни, дарующее бессмертие. В «наши дни» Том – ученый, ищущий средство от рака, от которого погибает его жена. Она же сочиняет роман под названием «Источник» про древо жизни и конкистадора. В XXVI в. Том – космический путешественник, летящий на сферическом корабле (внутри прозрачной сферы – кусок природы с высохшим древом жизни) куда-то вглубь Галактики. Он ищет туманность умирающей звезды, которую майя называли «Шибалба» – «место борьбы», подземное царство, где возрождаются души умерших. Нас интересует, прежде всего, первая из сюжетных линий, в которой происходят поиски древа жизни – мифического источника бессмертия, по воле режиссера объединившего в себе библейский и мезоамериканский мифы. В концовке конкистадор умирает от сока найденного источника, когда через него прорастают цветы древа жизни. Это является повторением мифического мотива сотворения мира первым отцом майя через его смерть и прорастание из него древа жизни.

Следующим по хронологии является американский научно-фантастический фильм 2009 г. Джеймса Кэмерона «Аватар». Действие фильма происходит в 2154 г., когда человечество добывает ценный минерал анобтаниум на планете Пандора. По сюжету фильма некая ресурсодобывающая корпорация угрожает существованию местного племени человекоподобных разумных существ, нави, которые живут в гармонии с природой и почитают богиню-мать Эйву. Центральным элементом их культуры является Древо Душ (Голосов) – мистическое «сердце» Пандоры. Будучи особым духовным центром для клана Оматикайя, Дерево Голосов дает возможность при помощи связи с его ветвями установить контакт со всеми предыдущими поколениями и использовать накопленный опыт для поиска оптимального выхода из сложных ситуаций. В принципе, оно представляет собой своеобразный источник внутренней силы и нави готовы защищать его до последней капли крови, потому как подобное общение с предками им жизненно необходимо. В частности, именно сюда приходил старейшина клана для принятия решения относительно сотрудничества с людьми. Это место популярно и среди молодых влюбленных нави, которые здесь признаются друг другу в своих чувствах и получают благословение предков.

Наконец, в 2011 г. на экраны вышел кинофильм режиссёра Терренса Малика «Древо жизни». В данном случае Древо жизни – библейский вариант мирового древа, в тексте Пятикнижия связанного с Деревом познания Добра и Зла. Сюжет фильма строится вокруг истории жизни Джека, показанной сквозь призму становления Вселенной. Рождение младенца, его первые шаги, его знакомство с тем, что такое любовь и смерть, его первые контакты и конфликты с родными, его мучительные и всегда безуспешные попытки осмыслить себя – все это находит параллель в эволюции Вселенной, становление которой показано во всех подробностях и красках. В результате получился впечатляющий и очень поэтичный компромисс между дарвинизмом и теорией божественного происхождения мира, в котором мировое древо выступает символом, связующим природное, человеческое и божественное начала.

Подводя итоги, отметим, что в рассмотренных фильмах мировое древо является сюжетообразующим образом, однако с различной смысловой нагрузкой, что свидетельствует о его высоком семиотическом статусе в современной культуре вообще и в кинематографе в частности.

Список литературы:

  1. Морозов И.А. Корни древа: интерпретации архетипического образа «дерева» в современном кинематографе // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 60-72.
  2. Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. М.:  Советская Энциклопедия. 1980. с. 398 — 406.
    СИМВОЛИЗМ МИРОВОГО ДРЕВА В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
    Цель данного исследования – рассмотреть образ мирового древа в современном кинематографе. Мировой кинематограф достаточно часто обращается к мифологеме древа, используя его в названиях и сюжете фильмов. Предметом исследования будет образ мирового древа как таковой, так и его локальные варианты, объектом – три киноленты XXI в., в которых исследуемый объект является сюжетообразующим образом: «Фонтан», «Аватар», «Древо жизни».
    Written by: Поляков Николай Станиславович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook