26 Сен

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМООРГАНИЗУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИТЕРАТУРЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В настоящее время наблюдается кризис во всех сферах  бытия человека, мир переживает катастрофу – экологическую, духовную, информационную, под угрозой находится само существование человека. Выход из кризисного состояния возможен только благодаря смене парадигмы миропонимания, переходу от стихийной истории к управлению социоприродной эволюцией на основе общественного интеллекта, воспроизводство которого происходит на базе института образования [ 5 ]. Метод проб и ошибок как метод стихийной истории решает частные задачи и в настоящее время носит разрушительный характер.  Природа жестоко мстит тем, кто по своему невежеству или по другим причинам игнорирует объективные законы ее развития, абсолютизирует личные или корпоративные интересы, что мы и наблюдаем в настоящее время. Это приводит к мозаичному, фрагментарному освоению действительности, отсутствию умений находить общие законы в явлениях различной физической, социальной, ментальной и т. д. природы, не позволяет общественному интеллекту найти истинный вектор развития человечества. Основная задача современной литературы заключается в формировании на ментальном плане новой парадигмы эволюции человечества, позволяющей освободить человека от цепей второй природы, созданной им в эпоху технического прогресса. Для этого необходимо изучить законы становления литературного произведения как социального  феномена,  в котором проявляются всеобщие законы Универсума.

 Целью работы является исследование литературного произведения как системы и его роли в формировании личности как субъекта исторического процесса. Поскольку  всеобщие законы  Универсума являются первичными, системоорганизующими законами становления объектов любой природы, в том числе и литературы, то исследование структуры литературного произведения необходимо начинать с этих законов. В настоящее время сложилось противоречие между современной концепцией миропонимания и реальностью, которая демонстрирует нам такие факты природы, которые не вписываются в современный стереотип мышления человека. Это противоречие и является причиной современного кризиса. Разрешение указанного противоречия требует переосмысления понятия реальности, а вместе с ней и аксиоматического определения объекта как выражения концентрированного опыта, связанного с некоторым фрагментом реальности. Аксиоматическое построение модели объекта является его организующим началом, сохраняет целостность объекта. В настоящее время не решена проблема реальности, в частности, проблема, связанная с существованием объективной реальности, то есть не зависящей от особенностей наблюдателя. Поскольку реальность существует в Мире человека, созданном его сознанием как духовно освоенная часть Универсума, то рефлексия над реальностью всегда субъективна. Человек творец видимого Мира. Он видит то, что хочет видеть. Мир создан  человеком по «образу и подобию» его сознания. На ментальном плане реальность является человеку в виде объекта как некоторое рациональное построение из элементарных смыслов и категорий, как система. Самым общим понятием, которое лежит в основе диалектического метода построения объекта как системы является понятие одного или единичности. Понятие одного – «это первоначало всякой и всяческой мысли» [3,с.106]. Это первичная категория из которой диалектически выводятся остальные основные категории, которые в совокупности образуют категориальный эйдос одного, который можно рассматривать как максимально общее системное описание любого объекта в том числе и литературного произведения. Итак, по А.Ф. Лосеву любой объект есть «единичность подвижного покоя самотождественного различия». Эти пять категорий  — «сущего (единичности), покоя, движения, тождества, различия» определяют в совокупности объект (вещь) как систему, принцип оформления вещи внутри себя.  Диалектическое становление любого объекта сводится к наполнению указанных категорий конкретным содержанием, которое представляет собой последовательность частных категорий. Эти категории определяют законы становления, в частности, процесс материализации объекта, сформированного на ментальном плане. Одним из основных законов формирования литературы и ее цикличности жизни является сформулированный А.И. Субетто «системный закон дуальности управления и организации», который отражает механизм взаимодействия системы с надсистемой [ 5  ]. Подробные исследования литературы в этом направлении на большом объеме литературных произведений разных эпох проведены Т. В. Зыряновой [2  c. 139].

Писатель сначала воспринимает окружающую действительность сообразно возможностям стереотипа своего сознания, формирует некоторый образ этой действительности как состояние души и после этого выражает это состояние  в языковой форме, при этом сам язык накладывает определенные ограничения, определяет «пространство свободы», в рамках которого автор выражает свое состояние.  Само мышление происходит в языковой форме. Основным структурным свойством языка является  его грамматика. Это свойство языка проявляется в соответствующем тексте как универсальный инвариант текста. Кроме этого, существуют и другие универсальные инварианты текста, например, устойчивость относительной частоты появления в тексте каждой из букв [4, с.196 ]. Универсальные инварианты текста не доставляют читателю информацию, которую планировал передать автор. Существуют еще авторские инварианты текста,  которые определяются стереотипом мышления автора. Они доставляют информацию только о стереотипе мышления автора. Сформированный таким образом текст литературного произведения является инобытием  того образа действительности, который пытался передать с определенной интенсивностью автор. Дело в том, что идеальный образ сформированный автором на ментальном плане не абсолютно точно проявляется в тексте в силу указанных выше причин. Слова, которые использует автор, могут содержать такие оттенки смысла, существование которых автор даже не предполагал. Текст литературного произведения оказывается богаче по содержанию того ментального образа, который создал автор. В силу этих причин читатель может открыть такие свойства действительности, которые автор не предполагал и, наоборот, читатель может так интерпретировать смысл, заложенный в слове, что это исказит содержание всего текста. Это свойство известно как неоднозначность терминологии.

Таким образом, через литературное произведение читатель выходит на диалог с автором и через него на  освоение действительности, критерием которого должна стать идея гармонизации меры человека и меры Универсума.

Список литературы:

  1. Зеленов Л.А. Введение в общую методологию: Монография. – Н. Новгород: Изд.Гладкова О.В., 2002. – 155 с.
  2. Зырянова Т.В. Системогенетическая методология изучения литературы: Вопросы системогенетики, Теоретико – методологический альманах. – Кострома: Изд. КГУ, 2003. – с. 139 – 185.
  3. Лосев А. Ф., Бытие – имя – космос/ Сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1993.- 958 с.
  4. Ломакин Д.В. Золотая пропорция как инвариант структуры текста /Ломакин Д.В., Панкратова А.З., Суркова А.С. — Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 4 (1), с. 196–199
  5. Субетто А. И., Творчество, жизнь, здоровье и гармония. – М.: Изд. фирма «Логос», 1992. – 204 с.
    ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМООРГАНИЗУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИТЕРАТУРЫ
    Целью работы является исследование литературного произведения как системы и его роли в формировании личности как субъекта исторического процесса. В работе используется диалектический метод формирования системоорганизующих характеристик литературы и литературного произведения. Вывод: литература должна отражать гармонию между мерой человека и мерой Универсума.
    Written by: Ломакин Дмитрий Викторович, Ломакина Мария Дмитриевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/06/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook