29 Авг

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛАСТИ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

К определению понятия «власть» существует множество разнообразных подходов. Сложность дифференциации власти, заключается в том, что оно употребляется для обозначения широкого спектра явлений и процессов. Власть различается по объекту воздействия – власть над природой, над обществом, над каким-то человеком, над собственными мыслями, чувствами и так далее. Принято рассматривать сущность властных отношений по тому, кто является субъектом воздействия – власть индивидуальная, классовая, общественная. При выявлении сущностных характеристик власти, возникают учения, рассматривающие власть как причину (актуальную и потенциальную), обуславливающую возникновение различных типов поведения. Власть представляется как необходимое и достаточное условие для возникновения общественного порядка, различных типов знаний. Также власть представляется как способ организации определенных типов действий, форм коммуникации, способов познания. Не утрачивает своей актуальности представление власти как цели, как способа самоутверждения, который присущ отдельному человеку и обществам.

Содержание властных отношений сопряжено с такими понятиями как господство, мощь, сила, владение, принуждение, манипуляция, авторитет и это далеко не полный перечень, отражающий различные аспекты власти.

Выявляются различные ресурсы власти, позволяющие устанавливать и реализовать властные отношения. В истории человечества ресурсы власти определяли характер социального развития и обуславливали способ существования обществ. Ресурсами власти выступали сакральные ценности, так, жрецы, императоры были выразителями священных законов, реализуя, волю бога на земле. Весьма эффективным и очень спорным является такой властный ресурс как насилие. Мощные армии, совершенное оружие являются достаточным основанием для установления власти.

Вместе с тем весьма аргументированной является позиция, согласно которой необходимость в применении насилия демонстрирует не силу власти, а ее отсутствие. «Сила не имеет ничего общего с Властью, будучи даже ее противоположностью»[1, с.9].Богатство как ресурс власти – власть денег, власть экономического капитала, владение средствами производства также выступает основанием для господства. Изменения социального развития сопряжены со сменой ресурсов власти.

В современном мире возникает и начинает преобладать такой ресурс власти как знание, владение информацией. Безусловным является тот факт, что появление новых ресурсов не исключало существование уже действующих. Изменения определяются тем, какой из ресурсов, в предлагаемых условиях способен наиболее эффективно реализовать властные отношения. Вопрос об основополагающем конституирующем ресурсе власти является полемичным. Способствует ли гуманизации социального развития замена насилия знанием, или продуктивность знаний заключается в том, что они способны приумножить богатство, создать более изощренные способы насилия?

Амбивалентная природа власти становится основанием для бесконечных изменений, «метаморфоз власти», проявляющихся как в различных типах политического правления, так и в таких формах власти как – власть бога, отца, убеждений, моральных норм. По мнению Э. Тоффлера наступает уникальный момент в истории, поскольку меняются все «правила игры во власть» [2].

Власть выступает объектом междисциплинарного анализа, размышления о власти всегда являются злободневными и в обыденной жизни. Важно отметить, что, начиная с древности, люди исследовали вопросы о том, каким должен быть правитель, какие формы правления являются наиболее эффективными, какие «рычаги воздействия» необходимо использовать, чтобы удержать власть. Люди формировали и развивали новые виды знания, размышляя о способах наследования власти, об организации выборов правителей, о способах противостояния власти.

Однако, несмотря на то, что власть всегда была предметом многочисленных исследований и размышлений вопрос о том, что такое власть стал предметом анализа только в эпоху Нового времени. Между тем проблема определения сущностных характеристик власти в современном мире обрела особую значимость.

Демонстрация силы, мощи власти путем принятий решений и выдвижения строгих требований и мер контроля уходят в прошлое. Властные отношения, предоставляют возможность выбора, как отдельным людям, так и целым обществам, но не дают им оснований для принятия решений. Новым качеством властных отношений становится отказ от ответственности, в решении многих жизненно важных проблем принимают участия люди, независимо от того, что они не обладают возможностью даже понять суть рассматриваемой проблемы. Указывая на важность принимаемых проблем, на существующие риски, при принятии тех или иных позиций, власть указывает на нужное решение, тем самым, отстраняясь от ответственности.

В условиях существования и формирования высокотехнологичных социумов, когда стремительно меняются социальные ориентиры, идеологии, ценностные нормы, научные парадигмы вопрос о том, какова «природа» власти, кто всем управляет, существуют ли инстанции способные контролировать и брать на себя ответственность, за все происходящее, обретает жизненно важную ценность.

Особенность современного состояния дел заключается в том, что расширение демократических свобод, гуманизация управления и осуществление наказаний оборачиваются тотальным закрепощением. Зависимость при современных способах реализации властных отношений проявляется в том, что человеком управляют не только на уровне мыслей и идей, формируются также желания и потребности. Власть стала повсеместной, она проникла в самые интимные стороны жизни людей. Вместе с тем повсеместность власти сопровождается ее обезличенностью, деперсонификацией, что, создает ситуации, при которых сопротивление власти превращается в борьбу с «безликими силами», которым подчиняется  и правительства, и господствующие слои населения. Процессы глобализации, сопровождающиеся быстрыми темпами развития, возникновением и усложнением различных видов взаимосвязей, протекают в условиях «исчезновения субъектов власти» и объективных основ существования.

Совершенствование и преобразование инструменталистских функций власти привели к необходимости философского анализа. В условиях «трансформации власти» особую значимость обретает социально-философское исследование, выявление сущностных характеристик власти, которые присущи любому ее виду.

Актуальными являются исследования, направленные на рассмотрение видов взаимодействия и способов влияния властных отношений на человека. Эволюция властных отношений выражается в следующих, противоречивых тенденциях. С одной стороны, способы «отправления» власти становятся все более гуманными, провозглашаются и реализуются демократичные механизмы управления. В определении стратегий социального развития акцент делается на защите интересов отдельной личности, признаком прогрессивности обществ является также реализация идеалов индивидуализма.

С другой стороны, обезличенность и повсеместность, властных отношений, выступает основанием для сохранения и увеличения степени зависимости людей от внешних воздействий. Власть «продуцирует послушные тела»[3] и вместе с тем сама в условиях глобализации, может быть рассмотрена как конфигурация, сумма воздействия различных сил. Примечательным является тот факт, что человек «бежит от свободы»[4], он не справляется и не желает нести на себе тот груз ответственности, который предоставляют ему форма организация современных социумов. Приоритет индивидуализированных ценностей не стал основанием для чувства свободы и желания преобразовывать. Напротив, человек ограничивает свои стремления, он не преобразовывает, а адаптируется, главные его ценности основываются не на вере в идеалы и ценности, а на заботе о собственном теле – здоровье, долголетие и так далее. Все чаще философы выражают тревогу по поводу того, что человек утрачивает собственную сущность, стремление к свободе, обретая способность к бесконечным изменениям. Таким образом, качественные преобразования властных отношений становятся основанием экзистенциальных проблем. Власть, как и свобода, может устанавливать свое влияние над кем-то и для кого-то.

Анализ властных отношений предполагает рассмотрение критериев эффективности власти. Если власть рассматривается как условие для организации жизни и деятельности людей, то данная модель является позитивной. Практически все социальные проекты видели функцию власти в том, что она создает условия для обретения свободы людьми, живущими в этом обществе. Вместе с тем реализация любых планов предполагает установление власти над людьми. Поиск оснований для обретения гармоничного сосуществования индивидуального и общественного относится к вечным проблемам философии, которые не перестают быть важными и для современных людей.

Список литературы:

  1. Кожев А. Понятие Власти. – М.: Праксис, 2007. – 93 с.
  2. Тоффлер Э. Метаморфозы власти [Электронный ресурс] URL: http://royallib.com/book/toffler_elvin/metamorfozi_vlasti.html (дата обращения 20.08.2015)
  3. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. [Электронный ресурс] URL: http://eurasialand.ru/txt/post/244.htm (дата обращения 20.08 2015).
  4. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1995. – 256 с.
    ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛАСТИ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
    вывить неизменные основания в многообразных проявлениях власти, анализ трансформации властных отношений позволил сделать вывод о том, что обезличенность и повсеместность власти ведет к установлению тотальных форм закрепощения людей.
    Written by: Хаценко Александр Николаевич
    Published by: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Date Published: 02/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook