28 Фев

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ШОТЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В последнее время в англоязычных странах наблюдается усиление интереса историков философии к Шотландской школе. Современная зарубежная литература, посвященная изучению философской мысли Шотландской школы эпохи Просвещения, весьма обширна. В работах П. Кинга [25, c. 106], Н. Решера [41, c. 41-42], Э. Фёгелина [48, c. 410], У. Фергюсона [11, c. 212], Р.Е. Бинблоссома [2, c. 11], Э. Ландестада [29, c. 125], А. Хейгара [18, c. 55], С.А. Грейва [15, c. 9-11], П. Станистрита [45, c. 55], П. Эдвардса [10, c. 22-28], Д.Ф. Келли [23], Ф. Коплстона [6, c. 377], Д. ОʼНилла [34, c. 21], Д.Б. Вилсона [50, c. 68], Т. Пенелхума [36, c. 10], С.У. Саттона [47, c. 195], М. Фицпатрика [12, c. 76] исследуются принципиальные черты, свойственные философии «здравого смысла» данного периода. Это «здравый смысл» как философская теория Шотландской школы, «теория идей» XVIII в. в качестве альтернативы философии «здравого смысла», критика скептицизма Д. Юма, эмпирическая психология как индуктивная наука, интроспекция, религиозная вера как доказательство первопринципов.

В трудах таких авторов, как М. Алварез [1, c. 71], А.Д. Вузлей [53, c. 444], Д. Грахэм [13, c. 271-282], В.К. Дейвис [8, c. 2-5], Дж.Р. Ирвинг [22, c. 68], Г. Йейфф [54, c. 288], Т. Кунео [7, c. 258-263], Л. Макаллoy [31, c. 23-24], К.Л. Пирс [35, c. 161-162], С. Роезер [42, c. 30], Н. Смарт [43, c. 233], Р.Ф. Сталлей [44, c. 41-42], Р. Стекер [46, c. 455], Н. Хааконссен [17, c. 5-6], Дж. Харрис [19, c. 19-21], К. Хейдт [20, c. v], П. Хоффман [21, c. 431-432], дан анализ моральной философии Шотландской школы. В них изучены ридовские понятия морального чувства, морального суждения, деятельной способности, обещания, свободы и независимости, этические концепции Дж. Битти, Дж. Освальда, Д. Стюарта, продемонстрировавшие особенности понимания свободы и разума, взаимосвязи свободы и необходимости, религиозной морали, гражданского общества. Анализу естественно-правовой теории Т. Рида, связи прав и обязанностей посвящены работы Р. Копенхавер [5, c. 455-456], Э. Кроекер [27, c. 131-143], Дж. Мура [32, c. 291].

Эстетические воззрения представителей философской мысли Шотландской школы затрагивают Х. Бенбаджи [3, c. 31], А. Броди [4, c. 270], П. Гайер [16, c. 32-51], Т. Грасик [14, c. 465], М. Демур [9, c. 45-46], П. Киви [26, c. 47], Р. Поуйвет [37, c. 35-45], Д. Таунсенд [49, c. Xxviii]. Эти авторы рассматривают понятия вкуса, эстетического опыта, эстетических качеств, философии искусства, «художественное восприятие» («art-relevant perception») для отличия от эстетического восприятия и от первоначального и приобретенного восприятия.

Современные биографические исследования на Западе направлены на выявление, прежде всего, специфики философского творчества представителей Шотландской школы. Объектом биографического исследования Н. Волтерсторффа [51, c. 84-85], П. Вуда [52, c. 35-52], Б. Редекопа [39, c. 32] становится личность в социокультурном контексте и периодизации творчества Т. Рида, в котором центральное место занимает проблема здравого смысла. Жизнеописание Дж. Битти, влиятельного распространителя идей Т. Рида, представили Э. Кинг [24, c. 120-150], П. Лангфорд [28, c. 469-470], П. Морер [33, c. 61-67] и др. Однако значимость философа Дж. Битти не столь единодушно признана как значимость поэта Дж. Битти. О биографии Дж. Освальда известно немного, в частности, можно сослаться на Дж. Прайса [38, c. 666-667]. В работах Э.Г. Маддена [30, c. 137-138], Д. Редман [40, c. 118-119] появляется тенденция рассмотреть Д. Стюарта как красноречивого лектора Эдинбургского университета и блестящего писателя, ученого-философа, просветителя здравого смысла, придавшего концепции здравого смысла академический характер и «респектабельный» вид.

Таким образом, можно констатировать, что современные англоязычные авторы внесли серьезный вклад в осмысление феномена Шотландской школы.

Список литературы:

 

  1. Alvarez M. Reid, agent causation and volitionism // Reid Studies. Autumn 2000. Vol. 4, N 1. P. 69–87.
  2. Beanblossom R.E. Reid: An unwilling friend of scepticism // Reid Studies. Spring 2002. Vol. 5, N 2. P. 3–15.
  3. Benbaji H. Reid’s view of aesthetic and secondary qualities // Reid Studies. Spring 1999. Vol. 2, N 2. P. 31–46.
  4. Broadie A. A history of Scottish philosophy. Edinburgh: Edinburgh univ. press, 2009. – 288 p.
  5. Copenhaver R. Is Reid a mysterian? // Journal of History of Philosophy. 2006. Vol. 44, N 3. P. 449–466.
  6. Copleston F. A history of philosophy: in 6 vols. London: Burns Oates, 1968. Vol. 5: Hobbes to Hume. – 440 p.
  7. Cuneo T. Reid’s moral philosophy // The Cambridge companion to Thomas Reid / eds. by T. Cuneo, C. van Woundenberg. N.Y.: Cambridge univ. press, 2004. – P. 243–266.
  8. Davis W.C. Thomas Reid’s ethics: Moral epistemology on legal foundations. London: Continuum, 2006. – 192 p. – URL: http://books.google.ru.
  9. Demoor M. The philosophy of art in Reid’s Inquiry and its place in 18th сentury Scottish aesthetics // Journal of Scottish Philosophy. 2006. Vol. 4, N 1. P. 37–49.
  10. Edwards P. Epistemology, history of // The Encyclopedia of Philosophy. Vol. 4. N.Y., 1967. P. 22–28.
  11. Ferguson W. Scotland: 1689 to the present: in 8 vols. Edinburgh; London: Oliver & Boyd, 1968. Vol. 4: The Edinburgh history of Scotland. – 464 p.
  12. Fitzpatrick M. The Enlightenment, politics and providence: Some Scottish and English comparisons // Enlightenment and religion: Rational dissent in eighteenth-century Britain / ed. by K. Haakonssen. Cambridge: Cambridge univ. press, 2006. – P. 64–98.
  13. Graham G. Morality and feeling in the Scottish Enlightenment // Philosophy. Apr 2001. Vol. 11, N 2. P. 271–282. – URL: http://journals.cambridge.org/PHI.
  14. Grasyk T. The failure of Thomas Reid’s aesthetics // The Monist. Oct 1987. Vol. 70, N 4. P. 465–482.
  15. Grave S.A. The Scottish philosophy of common sense. Oxford: Clarendon Press, 1960. – 262 p.
  16. Guyer P. Eighteenth-century aesthetics // A companion to aesthetics; ed. by S. Davies [& others]. 2nd ed. London: Willey–Blackwell, 2009. – P. 32–51.
  17. Haakonssen K. Natural law and moral philosophy. Cambridge: Cambridge univ. press, 1996. – 386 p.
  18. Hagar A. Thomas Reid and non-Euclidean geometry // Reid Studies. Spring 2002. Vol. 5, N 2. P. 52–62.
  19. Harris J. James Beattie, the doctrine of liberty, and the science of the mind // Reid Studies. Spring 2002. Vol. 5, N 2. P. 16–29.
  20. Heydt C.M. Practical ethics in eighteenth-century Scotland // Journal of Scottish Philosophy. 2012. Vol. 10, N 1. P. v–xii. – URL: http://www.euppublishing.com.
  21. Hoffman P. Thomas Reid’s notion of exertion // Journal of History of Philosophy. 2006. Vol. 44, N 3. P. 431–447.
  22. Irving J.R. Notes from Beattie’s lectures on public speaking: Marischal college [Электронный ресурс] // Rhetoric Society Quarterly. 1981. Vol. 11, N 2. P. 68–73. – URL: http://www.tandfonline.com (дата обращения: 17.01.2010).
  23. Kelly D.F. Scottish realism [Электронный ресурс] // Elwell Evangelical Dictionary. – URL: http://www.mb-soft.com/believe/txc/scotreal.htm (дата обращения: 31.01.2010).
  24. King E.H. James Beattie: A study in eighteenth-century didacticism and literary taste: Ph.D. thesis; Univ. of London. London, June 1965. – 511 p.
  25. King P. One hundred philosophers: A guide to the world’s greatest thinkers. Cape Town: Zebra Press, 2006. – 192 p.
  26. Kivy P. Thomas Reid’s lectures on the Fine Arts. The Hague: Martinus Nijhoff, 1973. – 57 p.
  27. Kroeker E. Response to Keith Lehrer: Thomas Reid on common sense and morals // Journal of Scottish Philosophy. Sept 2013. Vol. 11, N 2. P. 131–143. – URL: www.euppublishing.com.
  28. Langford P. A polite and commercial people: England 1727–1783. Oxford: Oxford univ. press, 1998. – 803 p. – URL: books.google.com.
  29. Lundestad E. The sceptic and the madman: The proto-pragmatism of Thomas Reid // Journal of Scottish Philosophy. 2006. Vol. 4, N 2. P. 125–137.
  30. Madden E.H. Dugald Stewart (1753–1825) // Routledge Encyclopedia of Philosophy / ed. by Ed. Craig. London: Routledge, 1998. Vol. 7: Nihilism to Quantum Mechanics. – P. 135–140.
  31. McCullough L. John Gregory, the invention of professional medical ethics and the profession of medicine. Dordrecht: Kluwer Academic, 1998. – 347 p.
  32. Moore J. Natural rights in the Scottish Enlightenment // The Cambridge history of eighteenth-century political thought / eds. by M. Goldie, R. Wokler. Cambridge: Cambridge univ. press, 2006. – P. 291–316.
  33. Morere P. James Beattie // The Dictionary of Eighteenth-Century British Philosophers: in 2 vols. / ed. by J. Yolton. Vol. 1. Bristol: Thoemmes Press, 1999. – P. 61–67.
  34. O’Neill D. The Burke–Wollstonecraft debate: Savagery, civilization, and democracy. Philadelphia: Penn State univ. press, 2007. – 291 p.
  35. Pearce K.L. Thomas Reid on character and freedom // History of Philosophy Quarterly. 2012. N 29. P. 159–176. – URL: hghltd.yandex.net.
  36. Penelhum T. Thomas Reid and contemporary apologetic // Reid Studies. Autumn 1998. Vol. 2, N 1. P. P. 3–14.
  37. Pouivet R. Thomas Reid’s aesthetic realism // Journal of Scottish Philosophy. 2005. Vol. 3, N 1. P. 35–45.
  38. Price J. James Oswald // Dictionary of Eighteenth-Century British Philosophers. Bristol: Thoemmes Press, 1999. – P. 666–667.
  39. Redekop B. Common sense and science: Reid then and now // Reid Studies. Autumn 1999. Vol. 3, N 1. P. 31–48..
  40. Redman D. The rise of political economy as a science: Methodology and the classical economists. Massachesetts: MIT Press, 1997. – 479 p.

.41. Rescher N. Common sense: A new look at an old philosophical tradition. Milwaukee: Marquette univ. press, 2005. – 270 p.

  1. Roeser S. Reid’s account of the moral emotions // Reid Studies. Spring 2001. Vol. 4, N 2. P. 19–32.
  2. Smart N. World philosophers. London; N.Y.: Routledge, 1999. – 454 p.
  3. Stalley R.F. Hume and Reid on the nature of action // Reid Studies. Spring 1998. Vol. 1, N 2. P. 33–48.
  4. Stanistreet P. Hume’s true philosophy and Reid’s common sense // Reid Studies. Spring 2001. Vol. 4, N 2. P. 55–70.
  5. Stecker R. Thomas Reid on the moral sense // The Monist. Oct 1987. Vol. 70, N 4. P. P. 453–464.
  6. Sutton C.W.H. Philosophy and religion // Philosophy. July 1951.Vol. XXVI, N 98. P. 195–207.
  7. The collected works of Eric Voegelin: in 34 vols. / transl. from German by M.J. Hanak; ed., intr. by D. Walsh. Columbia: Univ. of Missouri Press, 2002. Vol. 6: Anamnesis: On the theory of history and politics. – 438 p.
  8. Townsend D. The A to Z of aesthetics. Lanham, Md.: Scarescrow Press, 2010. – 418 p. – URL: books.google.com.
  9. Wilson D.B. Seeking nature’s logic: Natural philosophy in the Scottish Enlightenment. Pennsylvania: Penn State Press, 2010. – 344 p. – URL: books.google.com.
  10. Wolterstorff N. Reid on common sense // The Cambridge companion to Thomas Reid. N.Y., 2004. P. 84–85.
  11. Wood P. Who is Thomas Reid? // Reid Studies. Autumn 2001. Vol. 5, N 1. P. 35–52.
  12. Woozley A.D. Reid on moral liberty // The Monist. Oct 1987. Vol. 70, N 4. P. 442–452.
  13. Yaffe G. Promises, social acts, and Reid’s first argument for moral liberty // Journal of History of Philosophy. 2007. Vol. 45, N 2. P. 267–289.
    ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ШОТЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
    Written by: Гурьевская Любовь Алексеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/18/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook