25 Июл

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА КАК СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА: ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

С обыденной точки зрения, реальность развития человека — его способностей, функций, органических структур и свойств — очевидна и многообразна. В русском языке существуют близкие по значению слова, фиксирующие особенности изменений, происходящих с человеком во времени, интерпретируемые как развитие.

К числу наиболее употребляемых из них относят «возникновение», «совершенствование», «усложнение», «саморазвитие». В обыденном языке используют понятия, обозначающие качественный аспект развития: «рождение», «созревание», «расцвет», «плодоношение», «увядание», «смерть», а также этапы жизненного пути человека: «детство», «отрочество», «юность», «молодость», «взрослость», «зрелость», «старость» и т.п.

Наличие в языке различных терминов, фиксирующих реальность развития, со всей очевидностью показывает неоднозначность и многоплановость его феноменов. Ближайшим основанием многообразия феноменов развития человека является сложность и многосторонность самого человека как развивающегося существа.

В связи с этим выделим этапы становления субъекта. Каждый этап связан с решением определенной метафизической проблемы, то есть главного, принципиального для человека вопроса, определяющего его бытие и бытие «для него», вопроса, ответ на который определяет специфику семиотического пространства субъекта, такого пространства, которое имеет структуру «знак – символ – смысл – действие».  Представим этапы становления субъекта и их характеристики в таблице.

Этап становления субъекта Метафизическая проблема Семиотическое пространство (объекты)
1-2-3

Тотальность, синкретичность

Принятие предметов Трансцендентное, чистые освобожденные смыслы
2-3-11

Событийность

Принятие (других) людей Отношения, связи, детерминации
11-12-15

Автономность

Принятие себя Индивидуальность
14-17-18

Открытость

Принятие свободы Ценности, нормы, образцы, субъективность, упорядочивание неопределенности

Насколько нам известно, представленный материал может претендовать на статус первой философской периодизации возрастного развития. Также, исходя из нашей периодизации, можно дать определение субъекта. Субъект – это тот, кто решает метафизические проблемы на определенных этапах своего становления.

Под «началами философствования» мы понимаем, прежде всего, философскую пропедевтику, средствами которой закладывается философское отношение человека к миру. Общему пониманию такого философствования как формы познания действительности отвечают исследования американского профессора М. Липмана («Философия для детей») и его единомышленников. Философия выступает связующим звеном между субъектом и формальной структурой человеческого познания, она является идеальной для развития критического мышления. Мы рассматриваем начала философствования как, по сути, соединяющие обыденный опыт (с необходимым преломлением через начальный «знаниевый» уровень субъективного познания) и научное знание.

Цель такого философствования — логическое прояснение мыслей, выработка ясного, критериального суждения. Это — проникновение непосредственно в смысл понятия и его постижение.

Исходя из нашей периодизации, видно, что возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом, — в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.

Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени можно обнаружить центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием называются центральными линиями развития в данном возрасте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, именуются побочными линиями развития. Само собой разумеется, что процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно. Так при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.

Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Выготский называет социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данной возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.

Продолжая тему развития, следует отметить, что физическое, душевное и духовное развитие человека имеет свои циклы и этапы. В возрастной анатомии и физиологии выделяют периоды интенсивного физического роста (3-6, 11-14 лет) [1, с. 140]. Свою логику и цикличность развития имеет душевная жизнь человека. То, что было интересно и волновало человека в одни периоды жизни, оставляет равнодушным в другие. На определенном жизненном этапе возникают и складываются новые потребности, новое видение мира и самого себя, изменяется отношение к окружающему. Духовная жизнь человека также имеет внутреннюю логику. В научной литературе отмечается особая чувствительность человека к экзистенциальным, предельным вопросам человеческого бытия в определенные периоды жизни.

Очень интересен младенческий возраст (от 0 до 2 лет). Мир, в котором будет жить ребенок, создан трудом людей. В каждом простом предмете, с которым ему предстоит научиться обращаться, — опыт человечества, его история. «Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди относятся к нему по-человечески, а он к ним – нет. Человеческие отношения, в систему которых тельце младенца включено, тут еще не носят взаимного характера. Они односторонни, ибо ребенок еще долгое время остается объектом человеческих действий, на него обращенных, но сам еще не выступает как их субъект» [2, с. 335]. Ситуация развития в младенческом возрасте будет определяться тем, насколько взрослый сумеет ответить на поведение ребенка, который буквально требует взаимодействия. В первом поведенческом движении малыша, в первом гудении – воздействие на взрослого, именно воздействие, а не физиологический акт. Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, — ощупыванием, прикосновением, сдавливанием. Как говорил Л.С. Выготский, осуществляется миродействие, в котором познаются особые свойства другого как живого существа, они составят основу, позволяющую ребенку отразить и свои собственные способности. Естественно, что все воздействие на Другого-живого-человека опосредовано для младенца присутствием взрослого человека. Система человеческих отношений, система смыслов, целей действия относительна, независима от реальных предметных действий. Чем богаче выступает она для ребенка в отношениях с взрослыми, тем больше у него возможностей стать индивидуальностью, субъектом. Таким образом, исходя из нашей периодизации, на данном этапе решается следующая метафизическая проблема: принятие предметов. И, соответственно, создается семиотическое пространство: транцендирование, чистые освобожденные смыслы.

Раннее детство ребенка (2-4 года) проходит среди людей, которые применяют по отношению к их жизненной активности санкции в виде наказания («нельзя», «табу»), ограничивая ее [3, с. 155-156]. Другими словами, решение ребенком важнейшей задачи развития – овладение самоконтролем – осуществляется на фоне действия наказания со стороны взрослых.

К середине детства (5-7 лет) ребенок приходит с повышенной чувствительностью к воздействиям других людей. Расширяется его социальное пространство отношений с разными людьми – кроме семьи значимыми становятся отношения с соседями и школой. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет (кризис детства – становление личного поведения – 5,5 лет-7,5 лет) описал Л.С.Выготский. Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. «Негативное содержание этого возраста, — пишет Л.С.Выготский, — проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.». Основное, что отличает ребенка переходного возраста, состоит, согласно Л.С.Выготскому, в утрате им непосредственности и наивности. В поведении, в отношениях с окружающими ребенок становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. В качестве характерных симптомов кризиса семи лет Л. С. Выготский выделяет утрату детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, вычурного, искусственного, манерного, натянутого поведения.

Ребенок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением. Механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребенка к себе и к своим действиям, является смена формы общения с окружающими. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания себя в новом социальном качестве.

Отметим, что ранее детство ребенка (2,0-4,0 года), середина детства (5,0-7,0 лет) и стадия отрочества (7,0-11,5 лет) очень ровно ложится на выделенный нами этап становления субъекта: 2,0-3,0-11,0 лет — событийность, на котором решается следующая метафизическая проблема: принятие других людей. А семиотическое пространство, создаваемое субъектом на данном этапе, — это отношения, связи и детерминации.

Стадию развития человека от 11 до 14 лет в психологии традиционно называют подростковым, а также — переходным, трудным, критическим возрастом.

«Открытие» подросткового возраста в психологии по праву принадлежит Стэнли Холлу. С. Холл полагал, что подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни. С. Холл впервые описал психологические особенности подросткового возраста. Согласно его представлениям, наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявляется в том, что чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнение в се6е, эгоизм чередуется с альтруизмом, интенсивное общение сменяется замкнутостью, живая любознательность переходит в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему и т.п.

Подростковый возраст (11,0-14,0 лет) соотносится со следующим этапом становления субъекта, выделенный нами: автономность (11,0-12,0-15,0 лет), решающий определенную метафизическую проблему и создающий семиотическое пространство, соответственно: принятие себя и индивидуальность.

Юность (синтез личностного способа бытия — 13,5 лет-18,0 лет) — период завершения физического созревания; на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества.

Юность — завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Подавляющее большинство юношей и девушек — это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность.

Период юности — это период самоопределения. Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. В возрастной психологии установлено, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Очевидно, что данный этап решает метафизическую проблему, которую мы назвали принятием свободы. А также, создает семиотическое пространство: ценности, нормы, образцы, субъективность, упорядочивание неопределенности, социальные системы и институты, порядки, регулярные практики.

Таким образом, можно заключить, что на каждом этапе становления субъекта имеются свои возрастные особенности, определенные характеристики, что свидетельствует о постепенном и особенном для каждого возраста «строительстве» внутреннего мира субъекта.

Наивное философствование необходимо исследовать как познавательную и коммуникативную деятельность в условиях неопределенной, проективной ситуации. Философствующий ребенок может обладать большим опытом (или опытом иного типа), который уже утрачен взрослым. Несоответствие возрастов ребенка и взрослого как несоответствие их картин мира является феноменологическим фактом порождения пространства символической реальности. Поэтому, очевидно, что взрослым всегда будет ощущаться своего рода «дефицит философствования», дефицит возможностей посмотреть на жизнь со стороны, рефлексивно и отстраненно.

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Е-рг, 1999. С. 140.
  2. Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984. С. 335.
  3. Французова Н. Детское философствование и его роль в развитии культуры // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993. С. 155-156.
    ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА КАК СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА: ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
    В данной статье выделяются этапы становления субъекта, каждый из которых связан с решением определенной метафизической проблемы.
    Written by: Курманбакеева Любовь Вячеславовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/01/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook