26 Мар

АРКАИМ КАК ЕВРАЗИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Российский кризис национального самосознания, утрата гордости за свою страну, конфликты на национальной почве после распада СССР способствовали выработке объединяющей философской концепции и социокультурной модели, которая помогла бы снять геополитическое напряжение, интегрировать образованные государства и этнические общности на территории бывшего Советского Союза, способствуя их социокультурному единству. Поиск духовно-нравственных парадигм в постсоветской России обратил страну к философскому наследию евразийства. В основе этой концепции лежат общие культурные ценности народов России – Евразии – многонародной нации, населяющей единое пространство. Осознание единства исторических судеб древних народов Евразии способствует формированию общих ценностей современных народов.

Истоки культурно-исторической памяти восходят к «первичному ландшафту бытия» – географическому пространству, в пределах которого формировались, соединялись, изменялись сообщества людей, спустя столетия ставшие народами и нациями, осознавшими это пространство своей «исторической колыбелью».  Для народов Российской Федерации, такой «колыбелью» стало евразийское пространство – огромный природно-ландшафтный «плавильный котел», вмещавший культурные ценности многих народов.

Ценности – феномены, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого, модельного и знакового формообразования, т.е. выражены словом, представлены знаком, составляют совместное знание людей, их общественное сознание.

Общественное сознание, мироощущение и в целом культурное бытие этноса определяют этнолингвистические, территориальные, хозяйственные факторы (раса, язык, территория, тип государственного устройства), а также духовно-архетипические основы общества – культурные архетипы, скрыто влияющие на культуру и идентичность народа.

К духовно-архетипическим основам общества можно отнести культурные мифы, создающие картину внеисторического бытия человека в вечности и свободу отношений с Вселенной, примиряя сознание с реальностью. М.К. Мамардашвили писал о непротиворечивости культуры и истории в мифологическом мышлении: «Миф и ритуал отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное – появляются философия и наука» [5, с. 113].

К таким духовным основам общества, позволяющим нам прикоснуться к мифологической вечности, можно отнести и такой архетипический образ, как древний протогород Аркаим, обнаруженный в Челябинской области в 1987 году и сразу же ставший феноменом и национально-культурной ценностью не только регионального значения, но и международного уровня.

Аркаим – протогород Зауральской степной цивилизации эпохи бронзы (XXI-XVIII в.в. до н.э.) укрепленное поселение площадью 20000 м2. Основа планировки – два кольца оборонительных сооружений из грунта, сырцовых блоков и дерева, два кольца жилищ, расположенных по принципу спиц в колесе, круговая улица, в центре – площадь. Город опоясан внешним рвом, соединенным каналом с рекой. В городе 4 входа, ориентированных по сторонам света. На Южном Урале обнаружено около двух десятков таких протогородов. Территория их распространения условно названа «Страна городов».

Аркаим относят к синташтинской археологической культуре, которая характеризуется городищами овальной, круглой, прямоугольной форм с развитой фортификацией, курганными могильниками, отражающими социальную стратификацию общества, захоронением колесниц, лошадей, металлургией бронзы. Её связывают с ранними индоиранцами – степными скотоводами, использовавшими и земледелие [1, с. 56]. Поселения «Страны городов» с правильной планировкой, хорошо сохранены, вписаны в природный ландшафт.

Существуют разные теории о месте зарождения, времени разделения, пути расселения индоиранцев с территории их предков. В науке общепризнана степная теория – это локализация прародины индоиранцев в евразийских степях и их миграция в Среднюю Азию, Индию и Иран с севера. Решающим аргументом в пользу связи культуры Аркаима и индоиранцев (ариев) явилось комплексное исследование проблемы происхождения ариев проведенное Е.Е. Кузьминой, реконструировавшей культуру ариев на основе анализа текстов Ригведы и Авесты. Е.Е. Кузьмина пишет: «сопоставление индоиранских источников с археологическими культурами Древнего мира II тыс. до н.э. позволяет считать наиболее вероятными предками ариев создателей памятников Синташта – Аркаим на Урале XXI-XVIII в.в. до н. э.» [4, с. 4].

«Аркаим – это истоки индоиранской цивилизации в центре всего индоевропейского мира, протянувшегося от Китая до Дуная. Этот древний индоиранский пласт сыграл большое значение в формировании славянских, тюркских, угорских народов. Это то объединяющее начало, которое своей древностью и бесспорностью роднит почти все население России… Аркаим играет роль катализатора развития диалога современных мировых культур, традиционных культур евразийских народов и древних культур» [2, с. 305].

Этот диалог древних мифов и современного носферного мышления включает рефлексию ценностей, резонирует с представлением о связи истинности и нравственности, свойственным традиционным и восточным культурам.

Мифологическое сознание жителей общины скотоводов-металлургов, обитающих на освоенной ими территории «Страны городов» представляет эмоционально-ценностную картину мира, отражающую природно-социальную среду в знаковой системе. Развитие аркаимской культуры связано со становлением символизирующего мышления.

Согласно Э. Кассиреру, бытие человека протекает в символических формах. Человек использует символы как материальное выражение духовного мира или «символические формы» культуры (мифологию, искусство, религию, язык), структурирующие жизнь этноса. Символ – это форма проявления духа, движение от чувственного восприятия к абстрактному знаку. Мифологическое сознание моделирует объект в соответствии с общими представлениями о мире, идеальный образ объекта берет верх над его материальной формой. Символ в ритуале порождает миф. Таким символом и является протогород Аркаим.

В качестве символа аркаимской культуры может выступить архитектурно-планировочное решение городища в форме индоарийской мандалы или иранской вары, предметы быта, искусства, мифологические образы, ритуалы, поскольку в эпоху бронзы каждая вещь имела культурный смысл и представляла символ, связанный с предельными основаниями культурной экзистенции.

В аркаимской архитектуре поселения строились согласно представлениям об устройстве Вселенной в форме круга, квадрата, символизируя акт космогонии. В основе плана Аркаима – космическая модель, вара, мандала, Вселенная. Круг – символ целостности мироздания, граница между Космосом и Хаосом.

Аркаимские символы – средство объединения людей в социальные группы; способ идентификации (фиксация социальных статусов – гробницы военно-жреческой элиты с погребением лошадей, колесниц, культовых предметов из металла); межкультурной коммуникации; постижения идей, ценностей, принятых в культуре в процессе социализации, а толкующие их традиции закреплены в мифах Ригведы и Авесты и ландшафтном символизме Аркаима.

Аркаимские символы способствуют решению философско- антропологических проблем – духовности, целостности человеческого бытия и преображение его природы, поиска трансцендентных основ бытия.

Рассматривая Аркаим в контексте философско-антропологических и культур-философских аспектов евразийского наследия, можно отметить, что и в основе аркаимской культуры и в основе «России-Евразии» положен антропологический принцип первичности субъекта – творящей личности, связанной со своей культурной средой. И в основании индоиранской культуры Аркаима и в основании историко-культурного мира «Россия-Евразия» находится творящая личность, созидающая культуру. Личность может развиваться только в культуре, и каждая личность должна созидать эту культуру и культурные ценности.

Культура евразийцев, понимаемая как личность, наделяется духовностью, симфоничностью, самобытностью, в культуре-личности есть душа, содержащая ценности и идеалы народа, идея-правительница, выражающая национальную идею в этнокультурных мифологических представлениях, архетипах культуры. Культура творится личностью-народом, поэтому культура должна быть аутентичной психотипу и «месторазвитию» народа, тогда она будет стабильной. Культурная самобытность должна стать законом выживания и сохранения национальной культуры. При внесении чужеродных элементов других культур стабильность нарушается, теряется самобытность, меняется оценка собственной культуры народом-личностью. И чтобы Россия-Евразия получила развитие как «симфоническая культуроличность», объединившая разные этносы, необходимо обеспечить культурный расцвет народов через самораскрытие культурного потенциала России-Евразии как всеединства и соборной личности [3].

Индоиранская культура жителей Аркаима также духовна и самобытна. Жители Аркаима, создав в степях Евразии основу для коммуникаций и трансляции культурных ценностей, реализовали идеи, рожденные в степи в высоких достижениях культуры на территории Индии и Ирана, сохранив традиции, ритуалы, мифы, символы культуры при миграции в другую экологическую нишу.

Итак, идея единого евразийского пространства – культурно-историческая перспектива единения народов и их культур может стать важнейшим основанием российской идентичности, адекватной реалиям XXI века. А осознание глубинного метафизического смысла аркаимского феномена – еще один шаг на пути развития и подтверждения евразийских корней этой идентичности.

Аркаим в контексте евразийского учения ещё раз доказывает неразрывную связь человеческой истории, наличие в ней невидимых духовных потоков, несущих народы, страны, цивилизации, где каждый человек – неповторимое звено в бесконечной цепи эволюции духа.

Символизирующее мышление древних народов находит отклик в современном Аркаиме – историко-культурном заповеднике, университетском центре образования, просвещения и туризма. Передача культурно-исторического наследия в Аркаиме связана с новым подходом к пониманию роли музея, где акцент сделан на мировоззренческое понимание этой территории и памятника, и древность естественным образом входит в наше жизненное пространство. Аркаимский музей под открытым небом – живой музей осознаваемого пространства, а не отчужденный показ набора предметов. Его задача – предать артефакту и стоящему за ним обществу смысл, показать миропонимание человека через вещь и архитектуру. Рядом с артефактом – рабочие копии (металлургическая печь, гончарное производство). Человек, сделавший своими руками вещь, может лучше понять ее предназначение, после чего он уходит другим, с другими жизненными смыслами и другим отношением к духовным ценностям.

Аркаим – состоявшийся факт современной культуры, его уникальность в общедоступности и популяризации научных знаний. Аркаим стал одним из знаковых мест культурного пространства России, региональным символом, куда стекаются паломники разных религиозных конфессий, неоязычники, и представители каждой национальной культуры видят в нем свои истоки.

Аркаим объединяет деятелей науки и культуры, представителей религиозных конфессий и неокульта, любителей природы и паломников в поисках Бога. В духовном пространстве Аркаима царит всеобщее единение и поиски высшего смысла бытия. Ситуация сложившаяся вокруг Аркаима характерна для многих археологических памятников. Очередной виток религиозной активности связан с потерей устойчивости в результате кризиса в социальной сфере, разрушения идеологии, подменой духовных ценностей материальными.

Неокульт Аркаима (коллективные моления, встречи солнца, празднование летнего солнцестояния) связан с потребностью символического общения с миром сакрального. Ритуальные практики, как форма психотерапии, сплачивают, поддерживают и санкционируют социальные отношения, т.к. ритуал есть социальная связь, любовь, дружба, духовная самореализация, проработка психологических комплексов, связанных с агрессией, вызванной страхом.

В общественном сознании сложился устойчивый образ Аркаима как духовный символ-архетип и сакральное пространство. Как для людей древних обществ священное – это могущество, реальность, незыблемость и эффективность, так и в неокульте Аркаима природа способна проявляться как космическое священное пространство. Участники ритуала погружаются в сакральное пространство Аркаима, растворяются в нем, вбирая в себя его «энергии, силы и былое могущество», и всей душой существуют в нем, участвуя в реальности, сбрасывая с себя налет суеты современного мира, социальных стереотипов, устремляются к духовным ценностям. Приобщаясь к космической иерофании звездного неба, спроецированного в степное пространство Аркаима, встречая Солнце на священных горах предков, люди возвращаются к своим истокам.

Природно-космическая уникальность и провиденциальная избранность Аркаима объяснима тем, что стремление определить место жизни в центре мира характерно для любого локального сообщества. Мифологизируя место своей жизни, приписывая ему свойства уникальности и избранности в отношении к высшей реальности, человек ощущает связь с этим местом. Архаическая инстанция места жизни для человека значительна и действенна на уровне персональной идентичности. Мы осознаем себя в связи с местом жизни, и эта единственная точка пространства – символ – основа самосознания и деятельности.

Аркаим предрасполагает к философско-антропологическим поискам смысла бытия, его трансцендентных основ, целостности, духовного преображения его природы, поскольку связь человека с Вселенной – единство макрокосма и микрокосма – ощущается здесь особенно ярко. Первооткрыватель Аркаима Г.Б. Зданович верит, что «в Аркаиме может родиться новая система взаимодействия человека и мира, которая сведет в одном понимании человека, мир и Бога; возродит эмоциональный и ритуальный контакт человека с природой. Именно в ритуале, с осознанием сакральности степных пространств, возродится их почитание, т.к. в ритуале человек и мир живут единой жизнью» [2, с. 314].

Ценности единой культуры охватывают духовную жизнь древнего и современного общества. К. Уисслер, Д. Мёрдок, Б. Малиновский указывали на универсальную модель культуры, ее основа – в биологической природе человека и условиях его существования. Индийский философ Радхакришнан, основываясь на идее о единстве базовых принципов мышления, развивал тему всемирной цивилизации и отношений культуры Востока Запада. Он видел мир интегрально, как единый, общий дом человечества, живущего как единая семья в одном пространстве. Он рассматривал человечество как единую целостность. Мир функционирует как целое, а разделенность возникает в сфере мировоззрения. И трансформация должна происходить в сфере мировоззрения, т.к. наш мир – это наше мировоззрение, сознание, культура. Сегодняшняя тенденция, связанная с поисками культурной и национальной самоидентификации, скорее направлена на разъединение народов, чем на общечеловеческую целостность.

Универсализация культуры – тенденция нашего времени. Но для рождения планетарной цивилизации нужны усилия всего человечества: модернизация Запада сочетается с древними традициями Востока, а Россия – мост между Западом и Востоком, в центре которого Аркаим – точка соединения древних и современных культур, способствующая объединению человечества.

Аркаим дает поток энергии культуры и энергии любви (определения введены П.А. Сорокиным) [7, с. 21]. Этот импульс энергий, обладая огромной силой, умножает духовный потенциал человека, раскрывает его возможности, способствует сплочению, единению и согласию социальных групп и народов.

Аркаим созвучен концепции ноосферы. Геологический, биохимический подход В.И. Вернадского и теологический, палеонтологический Тейяра де Шардена способствовали обоснованию концепции ноосферы – сферы разума, когда решающее значение приобретает область культуры, духовное творчество человечества, всеединство мира и возвышение поколений, что приведет людей к сверхчеловеческому состоянию. Это учение об эволюции космического вещества Вселенной от косного состояния материи к его высшей форме, когда материальная природа вещества становится менее значимым фактором и первостепенное значение приобретает трансформация вещества в мысль (у Вернадского), далее у Шардена – в Дух – «универсальную энергию любви», ее идеализированную форму, далее «во вспышку экстаза бытия Духа, мощную фокусировку энергии любви (предметную захваченность), идентичность с которым радикально преобразует личность, персональную идентичность человека» [6, с. 33].

Аркаим вмещает в свое вневременное пространство тысячи паломников, ищущих духовного пути, раскрывает их сердца друг другу, миру и Космосу. Человек здесь пребывает как место Бытия, Блага, Истины, Красоты, Духа в состоянии полноты любви и высшего согласия. И не пришло ли то время, когда древние символы должны превратиться в научные формулы, а человек пройдя эволюционный путь от мифологического мировосприятия до космического мышления, свяжет воедино прошлое и будущее, пространство и время, Землю и Космос в спирали беспредельного развития.

Список литературы:

  1. Зданович, Г.Б, Батанина И.М. «Страна городов» – укрепленные поселения эпохи бронзы XVIII-XVI вв. до н.э. на Южном Урале // Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск: Каменный пояс, 1995. – С. 54-62.
  2. Зданович, Г.Б., Петров Ф.Н. Аркаим: исследования прошлого в поисках будущего [Текст] / Г.Б. Зданович, Ф.Н Петров // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск: Крокус, 2004. – С. 305-316.
  3. Костюкович, Н.В. Антропологический смысл философии культуры Н.С. Трубецкого: авторефер. канд. филос. наук, – СПб, 2006.
  4. Кузьмина, Е.Е. Арии – путь на юг [Текст] / Е.Е. Кузьмина / Российский институт культурологии. М.: Летний сад, 2008. – 558 с.
  5. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Аd Магginem, 1995. – С. 113.
  6. Невелев, А.Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2012. № 15 (269). Вып. 24. – С. 30–34.
  7. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. – С. 21.
    АРКАИМ КАК ЕВРАЗИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
    Статья посвящена философскому осмыслению историко-археологического памятника Аркаим как евразийской национально-культурной ценности России. Аркаим рассмотрен с помощью феноменологического подхода в контексте философии культуры евразийского учения и концепции символических форм Э. Кассирера. Внимание уделено уникальности историко-культурного заповедника «Аркаим», где миф как часть сущности человека, актуален и сейчас.
    Written by: Статья посвящена философскому осмыслению историко-археологического памятника Аркаим как евразийской национально-культурной ценности России. Аркаим рассмотрен с помощью феноменологического подхода в контексте философии культуры евразийского учения и концепции символических форм Э. Кассирера. Внимание уделено уникальности историко-культурного заповедника «Аркаим», где миф как часть сущности человека, актуален и сейчас.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/26/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook