28 Июл

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КОРЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Положение женщины в корейском обществе было и остается весьма и весьма противоречивым. С одной стороны, принято считать, что с древности женщина находилась в абсолютном подчинении нормам патриархальной конфуцианской системы, с другой же стороны, история Кореи дает примеры необыкновенного успеха и значительных достижений женщин во всех сферах жизни. Так, например, в период Объединенного Силла (668-935) женщины могли исполнять роль главы семьи, где им предоставлялась значительная экономическая свобода. Известны имена трех королев, которые успешно управляли страной в этот период, кроме того, во многих эпизодах корейской истории ключевую роль в управлении страной порой играли властные и влиятельные регентши при малолетних королях, приходившиеся им матерями.

В период Коре (918-1392) женщины имели равные с мужчинами права на наследство, возможность второго брака, свободу передвижения и др.

С приходом к власти династии Ли (1392-1910), взгляды и жизнь корейцев изменились под влиянием неоконфуцианства. Основой воспитания стали конфуцианские нормы, регулировавшие отношения людей в семье и поведение людей в обществе.

В связи с этим интересны рассуждения молодой девушки о необходимости знаний в беседе с даосом-отшельником в романе «Сон в нефритовом павильоне». Оказавшись вдали от родных мест, девушка жила в горах у даоса. Однажды он решил передать ей все свои знания, но девушка, не понимая намерений своего наставника, отказалась, так как уверена, что место женщины на кухне, где она должна уметь варить рис и приготавливать вино.

Женщина должна была жить интересами семьи и не делать ничего, что затрудняло бы ее выживание. Женщинам вменялось выполнять обязанности почтительной дочери, послушной невестки, верной жены и заботливой матери, соблюдая при этом все предписанные конфуцианством правила.

Ярким примером дочерней почтительности является главная героиня «Повести о Симчхон» (XIX в.), которая пожертвовала собой ради исцеления слепого отца. Она не приняла покровительство знатной особы, которая была готова взять ее в свой дом и заботиться о ней. В конце концов, она решила продать себя китайским купцам, чтобы заплатить настоятелю буддийского монастыря, который обещал вернуть отцу зрение. Ведь истинное счастье для нее – быть почтительной дочерью.

Понятно, что литература стала своего рода зеркалом, отразившим конфуцианские требования к тем качествам, которыми должна была обладать женщина в средневековом корейском обществе.

Покорность и преданность – чувства, очень близкие корейским женщинам: они не смели перечить воле мужа и всегда ему подчинялись, принимая это как должное. К семи порокам женщины относились также непочтительное отношение к родителям мужа, бесплодие, неверность, ревность, дурная болезнь, болтливость, и все они могли стать причиной развода.

Семь пороков противопоставлялись главному предназначению женщины, которое заключалось в рождении детей и продолжении рода. Главная героиня повести «Жизнеописание королевы Инхён», прекрасно осознает свое непростое положение: «день и ночь словно хожу по тонкому льду», и, несмотря на все свои добродетели, называет себя недостойной женой, так как не может родить королю наследника. Ведь одно из главных предназначений женщины заключалось в рождении детей и продолжении рода.

Интересным является и тот факт, что отсутствие детей, а особенно сыновей, считалось одним из трех видов сыновней непочтительности также и для мужчин. Интересным является тот факт, что отсутствие детей, а особенно сыновей, считалось одним из трех видов сыновней непочтительности также и для мужчин. Так, например, читаем у Пак Тусе в новелле «Ночная беседа в Ёровоне» (1678): «Ведь еще в древние времена говорили: «Есть три вида сыновней непочтительности и самый худший из них – не иметь потомства. Мне вот уже почти тридцать, а я еще не женат. Ну, как тут не печалиться?» [1, с. 48]. Из этих слов легко понять переживания молодого человека, но женщинам приходилось намного сложнее, т.к. отсутствие детей могло стать причиной развода, и женщина могла навсегда остаться одна, в то время как мужчина мог жениться второй раз или привести в дом наложницу.

В средневековом корейском обществе женщины не имели права на повторный брак, они должны были хранить верность, прислуживая родителям мужа, и больше не выходить замуж, оставаясь при этом лишенными всех прав.

И что касается литературы, то это повлекло за собой создание образа покорной и преданной жены, которая смыслом жизни видела заботу о муже и исполнение его воли.  Так, например, в известном романе «Записки о добрых деяниях и благородных сердцах» (XVII в.) автор говорит о том, что девушка, выходя замуж, должна непременно следовать за своим мужем. В другом романе «Облачный сон девяти» молодая девушка, мечтающая о замужестве, уверена, что дело всей жизни женщины – следовать за мужчиной, супругом, и с ним будут связаны все ее беды и радости.

Порядок отношений в обществе предопределил и то, что в Корее не существовало школ для девочек. Иногда при необходимости создавались лишь специальные классы. Считалось, что женщине при ее обязанностях «быть внутри дома» совершенно не обязательно принимать участие в общественной жизни и тем более посещать школу. Кроме того, женщины, олицетворяющие темное начало, долгое время не имели морального права изучать китайские иероглифы, так как они считались откровением небесной воли, а небо всегда относилось к светлому началу. Первая женская школа Ихва – «Цветы груши» открылась в Корее только в 1886 г. [12, с. 987].

Конфуцианский идеал женщины отражал две стороны: она должна быть скромной и покорной, но в тоже время сильной и ответственной, таким образом, с одной стороны – идеал добродетели, с другой – бесправная заложница сложившихся норм и правил.

После второй мировой войны в Корее произошли не только серьезные экономические изменения, но и изменения в социальной сфере, связанные, прежде всего, с изменениями системы патриархальной семьи и гендерной политикой правительства. Изменения в структуре семьи были связаны, прежде всего, с тем, что сократилось количество детей в семьях: от 6 в 1960-х годах до 1.6 в 1990-х. Если общее количество членов семьи было 5.5 по данным на 1965 г. то в 1988 цифра была 3.86.

Изменения в гендерной политике правительства были связаны, прежде всего, с тем, что женщины стали более свободны в праве распоряжаться собственной судьбой. Ярким примером равных прав может считаться возможность посещать школу: уже в 1955 г. соотношение мальчиков и девочек в школе составило 66% на 58%. Сегодня правительство Республики Корея реализует различные образовательные программы и оказывает всяческую поддержку развитию образования в стране. Благодаря чему уровень образованности населения составляет почти 100%, показатель обучения в колледжах различных направлений один из самых высоких в мире, и 92% родителей стремятся к тому, что бы их дети поступили в высшие учебные заведения.

Кроме того, что женщины Кореи получили право на образование, теперь им была обеспечена свобода в выборе профессии. Пропорция соотнесения показателей занятости женщин в различных сферах производства составила 27% в 1960 и 41.3% в 1990. Именно в 1960-х годах корейская женщина впервые вышла на работу. В конституции Республики Корея прописано равноправие полов. Другим важным достижением борьбы различных общественных организаций стало принятие в 1987 г. постановления о равных трудовых правах: устройство на работу, повышение квалификации, карьерный рост, декретный отпуск (неоплачиваемый) и др.

Таким образом, образ корейской женщины кардинально изменился, благодаря тем событиям, которые происходили в корейском обществе послевоенного периода. Образованная, грамотная, идущая  в ногу со временем, корейская женщина была абсолютной противоположностью того образа, который сформировался под влиянием конфуцианской идеологии.

Список литературы:

на русском языке

  1. Восточная новелла. М., 1963. – 318 с.
  2. Елисеев Д.Д. Новелла корейского средневековья. М., 1977. – 256 с.
  3. Записки о добрых деяниях и благородных сердцах. Средневековая корейская проза. Л., 1985. – 464 с.
  4. Корейские классические повести XVII-XIXвв. М., 1990. – 383 с.
  5. Концевич Л.Р. Корееведение. Избранные работы. М., 2001. – 637 с.
  6. Курбанов С.О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX века. СПб., 2002. – 625 с.
  7. Сон в нефритовом павильоне. Пер. с кор. Г. Рачкова. М., 1982. – 768 с.
  8. Толстокулаков И.А. Роль религиозного фактора в жизни корейского общества. Владивосток, 2004. – 360 с.
  9. Троцевич А.Ф. История корейской традиционной литературы (до XXв.). СПб, 2004. – 320 с.

на корейском языке

10.Тонасиамунхак кибонкудо (Основные исследования по литературе Восточной Азии). Т. 2. Сеул, 1995. – 195 с.

11.Чосон юхагый кинёмдыль (Конфуцианские идеи периода Чосон). Сеул, 2002. – 738 с.

12.Чунъанпэкквасаджон (Энциклопедичесий словарь). Сеул, 1999. – 2785 с.

13.Чхораксава мунхакса туринга ханаинга (История философии и литературы как единое целое или два абсолютно разных процесса). Сеул, 2000. – 290 с.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КОРЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Положение женщины в корейском обществе было и остается весьма и весьма противоречивым. Основой воспитания были конфуцианские нормы. Женщинам вменялось выполнять обязанности почтительной дочери, послушной невестки, верной жены и заботливой матери, соблюдая все предписанные конфуцианством правила. Ярким примером является главная героиня «Повести о Симчхон», которая пожертвовала собой ради исцеления слепого отца. Понятно, что литература стала своего рода зеркалом, отразившим конфуцианские требования к тем качествам, которыми должна была обладать женщина в средневековом корейском обществе. Сегодня этот образ изменился и стал противоположностью того, что сформировался под влиянием конфуцианства.
Written by: Корнеева Екатерина Руслановна, Корнеева Инна Владимировна
Published by: Басаранович Екатерина
Date Published: 12/13/2016
Edition: euroasia-science_28_28.07.2016
Available in: Ebook